Рекомендации педагогам для работы с обучающимися девиантного поведения
статья (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_2023.docx | 37.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ на методическом объединении
2023
Рекомендации педагогам
для работы с обучающимися девиантного поведения
«Чтобы заразить детей добротой,
мы сами должны чувствовать тепло в своей душе.
Чтобы учить детей светлым, бодрым настроением,
мы должны сами чувствовать себя бодрыми.
Чтобы внушить детям хорошие стремления,
мы сами должны их чувствовать в себе.
Чтобы воспитать человека,
надо самому чувствовать себя человеком
в лучшем смысле этого слова».
Василий Порфирьевич Вахтеров
Индивидуальная помощь девиантному подростку в классе – это специальная деятельность классного руководителя, социального педагога и педагогов предметников. Она осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с подростком или через его семью и классный коллектив.
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних
базируется на следующих принципах:
- формирование противопоточных установок;
- систематичность и преемственность в пропаганде здорового образа жизни;
- учёт психологических особенностей разных возрастных групп обучающихся;
- единство эмоционального и содержательного аспекта пропаганды здорового образа жизни;
- организация досуга и общественная активность несовершеннолетних.
Современная профилактика девиантного поведения подростков направлена на формирование устойчивости их психики по отношению к вредным привычкам, антисоциальным нормам. Ведущими формами процесса социализации обучающихся с девиантным поведением являются:
- проведение классных часов и внеклассных мероприятий, направленных на формирование ключевых компетенций личности, то есть компетенций в сфере быта, культурно-досуговой, познавательной и гражданско-общественной деятельности;
- организация круглых столов, семинаров, конференций и тренингов с привлечением
- работников здравоохранения, физической культуры и спорта, успешных людей, передовиков производства с целью самоопределения и всестороннего развития личности;
- организация экскурсий, туристических походов, которые направлены на приобретение новых знаний, умений и навыков.
Именно разноплановое использование данных форм воздействия создаст благоприятные педагогические условия для процесса социализации обучающихся с девиантным поведением. Особая роль в профилактической работе с девиантными подростками отводится решению и предупреждению конфликтов.
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ
по профилактике конфликтов
1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов. 2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом Вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите. 3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции: оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится; ухудшают качество мышления; снижают объективность оценки окружающих; по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению. 4. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников. 5. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьника — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности. 6. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками. 7. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей. 8. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек — не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета. 9. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе любить или уважать все же гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и обществу по сравнению со взрослыми. 10. По своему социально-психологическому статусу Вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе. 11. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден. 12. Расширяйте пространственные границы своего мировосприятия. Живите не только в доме, на приусадебном участке, в школе, но и в Солнечной системе. Изучите учебник по астрономии. И жизнь станет гораздо интереснее, и конфликтов будет намного меньше. 13. Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родной деревни, России, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить ее на конфликты не очень-то умно. 14. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий. 15. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ
ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Несколько практических рекомендаций, которые могут пригодиться каждому учителю. Взаимодействие с трудными детьми учителю хорошо бы начать с простой рефлексии: ответить на вопрос «чего я хочу?». Хочу помочь этому ребенку или избавиться от него? Стремление избавиться от ребенка, как правило, не осознается.
Учитель считает, что он ругает ребенка, ставит двойки, делает замечания, противопоставляет одноклассникам, чтобы тот стал лучше. А на самом деле он провоцирует ребенка на плохие поступки. «С хорошими детьми я могу работать, а с плохими – не могу». Это такая же недопустимая вещь, как если бы врач заявил: «Какая гадкая травма! Уберите этого больного – я не буду его лечить».
Один из самых главных принципов работы с трудными детьми: никогда не действовать по первому импульсу. У нас на каждую ситуацию в запасе один «патрон»: выстрелишь в цель – добьешься успеха, промажешь – ошибку уже не поправить. В этой связи совет: «Если ты не знаешь, что делать, не делай ничего. Оставь эту ситуацию, пока ты ее не обдумаешь».
1. Найдите оправдательный мотив
Очень важно ввести ребенка в социум класса. Здесь надо быть готовым к тому, что рано или поздно у одноклассников возникнет резко негативное отношение к какому-то поступку ребенка: «А вы знаете, он...». В такой ситуации учитель должен найти оправдательный мотив.
2. Научитесь прощать
Трудный ребенок постоянно пребывает в состоянии обороны и поэтому ведет себя агрессивно. Таким детям нужно объяснять, что мир таков, каким он кажется, и если ты воспринимаешь мир как злой, жестокий, он будет поворачиваться к тебе этой стороной. Ребенок говорит «меня все ненавидят», и мы вместе разбираемся, почему у него такое впечатление. Чаще всего выясняется, что все относятся нормально, просто бывают недоразумения и недопонимание. А в таких случаях нужно уметь прощать. Важно научить, этих детей прощать мир и еще важнее – научить окружающий мир прощать этих детей.
3. Обезоруживайте спокойствием
Вообще у каждого учителя есть свои способы избегать ненужных конфликтов. По сути, это способ научить ребенка правильному общению с миром. И постепенно, хотя и не скоро, ребенок научится выражать свои мысли спокойно и без агрессии.
4. Договаривайтесь с родителями
Если учитель хочет достичь положительных изменений, начинать разговор с родителями нужно со слов: «У вас хороший ребенок, но у него проблема вот с этим. Давайте подумаем, как ему помочь. Может быть, вы его слишком ругаете? Может быть, он не высыпается?». Это поразительно, но, по статистике, многие родители убеждены: чем больше мы будем его ругать, чем сильнее наказывать, тем лучше будет ребенок.
Папам и мамам бывает нелегко объяснить, что ребенка надо любить, уважать и терпеть. Но надо стараться, искать доходчивые аргументы. С одним папой удалось найти общий язык, перейдя на шутливый тон: «Вас приучили к тому, что вы понимаете, только когда вас бьют. Вот в следующий раз я вас буду бить и объяснять, что ребенка бить не надо».
5. Не усложняйте ситуацию (есть простой психологический прием)
Когда ученик стоит, с ним не стоит общаться сидя. Можно разговаривать стоя, но лучше предложить ученику сесть. В противном случае получается, что на сознательном уровне восприятия учитель пользуется своей начальственной привилегией. А на подсознательном уровне ученик психологически занимает доминирующую позицию – сверху вниз. Слова, звучащие снизу, не воспринимаются как что-то весомое.
Для доверительной беседы лучше, чтобы лицо ребенка было на уровне лица взрослого. Если же нужно «наехать» на ребенка (такое тоже бывает), надо постараться сесть так, чтобы его лицо было чуть ниже. Очень полезно записывать уроки и внеурочное общение с детьми на диктофон, особенно если в классе возникла проблема или предстоит жесткий разговор с учеником.
Советы учителя ребенку:
изменилось:
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одной из действенных форм в работе с детьми девиантного поведения является совместная деятельность. Ниже приведены примеры игр, упражнений и заданий для практического применения в работе учителя.
- Упражнение «Привычка»
Это упражнение можно проводить с обучающимися в рамках запланированных бесед по нравственности, по здоровьесбережению, при разговоре о вредных привычках, правонарушениях и т.д.
- Перед вами лист бумаги. Необходимо перегнуть его в нескольких местах, сильно заглаживая линии сгиба. Разверните лист. Попытайтесь сложить его еще раз, но используя уже другие линии сгиба.
После выполнения упражнения происходит обсуждение полученного результата и подведение к основному выводу.
- Легко ли было сгибать лист в первый раз, когда лист бумаги был еще чист? (да, легко)
- Легко ли было сгибать лист потом? (нет, сделать это уже гораздо сложнее).
Вывод, к которому должны прийти обучающиеся в результате рефлексии упражнения, что вся наша жизнь – это совокупность различных привычек, которые человек приобретает в течение всей жизни (привычки – это линии сгиба на листе бумаги). И очень хорошо, если эти привычки, так глубоко вошедшие в нашу жизнь, будут положительными, которые будут только помогать человеку после того, как они сформируются и укрепятся в сознании и действиях человека, тогда плохим, отрицательным привычкам будет невозможно (или трудно) изменить их, «сбить» вас с правильного пути, воздействие отрицательных привычек будет минимальным. В этом мы убедились, выполняя упражнение «Привычка».
- Притча «Человеческие ценности»
«У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого поступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он стал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот, наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
Отец: Что ты плачешь? Ведь гвоздей больше нет. Сын: Гвоздей - то нет, а дырки остались»
- Упражнение «Мир чувств и эмоций»
Цель: ознакомление с эмоциями и чувствами и выработка умений выражать их адекватно ситуации.
Для проведения упражнения необходимо заранее подготовить карточки с названиями чувств (радость, огорчение, обида, вдохновение, благодарность и т.п.).
Участникам раздаются эти карточки. Они знакомятся с ними, но не показывают окружающим. Каждому нужно изобразить памятник тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы — отгадать, какое чувство хотел изобразить выступающий. После завершения этой части работы группа рассаживается в круг и пытается объяснить, что значат эти чувства, в каких жизненных ситуациях они могут возникнуть.
Если чье-то сообщение о своих чувствах вызвало желание рассказать о жизненной ситуации, когда эти чувства испытывались, не нужно этому мешать.
- Игра «Общий брезент»
Цель: умение работать в группе, использовать способности каждого научить детей уважать друг друга, прислушиваться к чужому мнению.
Вся группа должна разместиться (встать) на кусок брезента 2х2 м (можно заменить его бумагой), после каждого хода брезент складывают пополам. Он уменьшается, задание остается тем же. Оказывается, что можно разместиться на куске брезента размером с тетрадный лист: если каждый наступит на него только одним носком, все игроки крепко возьмутся за руки и откинутся назад.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Китайская мудрость гласит: «Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». В воспитании нет безвыходных положений, нет и неисправимых людей, которых можно считать «окончательно испорченными».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Психологический словарь / под. ред. А.В. Петровского. М., 1990.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М: 1997.
3. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003.
4. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М: ТЦ Сфера, 2004.
5. http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4732 Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция и профилактика девиантного поведения у подростков.
6. https://emberint.ru/articles/deviantnoe-povedenie/ Девиантное поведение детей и подростков
7. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--
p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/624309/ Отклоняющееся
(девиантное) поведение детей школьного возраста, его причины. Коррекционная работа
учитель начальных классов Гассиева Марина Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с детьми девиантного поведения
Для педагогов-организаторов подросткового клуба...
Как работать с детьми девиантного поведения
В статье даётся понятие "девиантный",описаны причины девиантного поведения детей,даны этапы индивидуальной работы, рекомендации учителю для работы с детьми девиантного поведения....
Методы работы с детьми девиантного поведения в школе.
В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, уве...
Особенности коррекционной работы с детьми девиантного поведения в условиях развивающего обучения
Выступление на семинаре-практикуме "Организация обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной школы" для учителей города Владимира....
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...
работа с детьми девиантного поведения
освещает работу девиантного поведения школьников...
Социальная работа с детьми девиантного поведения
Статья касается работы с детьми девиантного поведения...