подготовка дошкольников
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
подготовительного курса
«Скоро в школу!»
Пояснительная записка
«Умейте открыть перед ребенком
в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
вернуться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский
Целью подготовительного курса является развитие детей дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
В процессе работы со старшими дошкольниками решаются следующие задачи:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- развить умения и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;
- укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.
Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей ребят;
- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность и последовательность занятий
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность.
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребёнка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
В основе подготовительного курса лежит программа «Преемственность» (подготовка к обучению), составитель Н. А. Федосова. Данная программа состоит из разделов:
- «От слова к букве» (автор – Н.А. Федосова);
- «Здоровье и физическая культура» (авторы – В. Г. Большенков,
В. К. Бальсевич);
- «Зелёная тропинка» (автор – А. А. Плешаков);
- «Искусство и культура» (авторы – М. Ю. Новицкая, В. И. Романина);
- «Математические ступеньки» (автор – С. И. Волкова).
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога-психолога, а также его консультации родителей (законных представителей) будущих первоклассников.
В ходе индивидуального логопедического обследования выявляются особенности поведения и основные отклонения или нарушения речи ребёнка. По его результатам планируется работа по устранению тех или иных речевых нарушений.
Результаты диагностик и обследований заносятся в «Психолого-педагогическую карту». В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.
Требования к результатам обучения по программе подготовительного курса
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:
- Отчётливо и ясно произносить слова;
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определённым звуком;
- определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
- составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
- пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
- ориентироваться на странице тетради.
- Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
- Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;
- перечислять в правильной последовательности времена года и сутки;
- называть основные признаки времён года.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен знать:
- русский алфавит;
- состав чисел первого десятка;
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
- цифры 0 – 9, знаки +, -, =;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
- монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10, рублей.
Календарно – тематическое
планирование занятий «Скоро в школу!»
Раздел «От слова к букве» (13 часов)
Данный раздел программы нацелен на развитие связной речи ребёнка, его фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.
№ | Тематические занятия | Количество часов | Дата |
1. Устная и письменная речь – 4 часа | |||
1. | Понятие об устной и письменной речи | 1 | |
2. | Предложение и слово
| 1 | |
3. | Слог и ударение
| 1 | |
4. | Звуки и буквы
| 1 | |
2. Обучение письму – 4 часа | |||
5. | Подготовительные упражнения для развития глазомера. | 1 | |
6. | Обводка и штриховка контуров. | 1 | |
7. | Рисование и раскрашивание узоров. | 1 | |
8. | Знакомство с начертанием всех больших и маленьких букв, основными типами их соединения. | 1 | |
3. Развитие устной речи – 5 часов | |||
9. | Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. | 1 | |
10. | Правильное употребление слов – названий предметов, признаков, действий; объяснение их значений. | 1 | |
11. | Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. | 1 | |
12. | Пересказ знакомой сказки. | 1 | |
13. | Разгадывание загадок. | 1 |
Раздел «Математические ступеньки» (13 часов)
Данный раздел программы направлен на развитие умений:
- поводить наблюдения;
- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;
- понимать относительность свойств объекта;
- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
№ | Тематика занятий | Количество часов | Дата |
1-2. | Различение предметов по размеру и форме. | 1 | |
3. | Пространственные представления, взаимное расположение предметов. | 1 | |
4-5. | Направления движений. | 1 | |
6. | Временные представления. | 1 | |
7. | Сравнение групп предметов. | 1 | |
8. | Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. | 1 | |
9. | Счёт предметов. | 1 | |
10. | Сравнение чисел. | 1 | |
11. | Число 0 и его обозначение. | 1 | |
12. | Состав чисел 2, 3, 4, 5. | 1 | |
13. | Название действий и их обозначение. Знаки «+», «-», «=». | 1 |
Раздел «Зелёная тропинка» (3 часа)
Раздел программы основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, которые проводятся в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме.
№ | Тематика занятий | Количество часов | Дата |
1. | Наши друзья животные. | 1 | |
2. | Зелёное чудо – растения. | 1 | |
3. | Круглый год. | 1 |
Раздел «Конструирование» (3 часа)
Данный раздел готовит детей:
- к восприятию различных конструкций предметов;
- знакомит с природными материалами, видами соединений и способами крепления деталей;
- с правилами безопасности при работе ручными инструментами.
№ | Тематика занятий | Количество часов | Дата |
1. | Разметка «на глаз». Сгибание. Изготовление стаканчика из бумаги. | 1 | |
2. | Аппликация «Ёжик». Сборка: склеивание, наклеивание (бумага, фольга). | 1 | |
3. | Выполнение приёмов лепки – разминание, раскатывание. Поделка «Лошадка». | 1 |
Раздел «Искусство и культура» (4 часа)
Раздел направлен на познание мира искусств и культуры, включая искусство своего народа. Курс способствует развитию у дошкольников художественного вкуса, творческого воображения, активности и инициативы, самостоятельности в решении творческих задач.
№ | Тематика занятий | Количество часов | Дата |
1. | Свирель: «Считалки». «Детская песенка» (музыка Л. Слука). Знак молчания – пауза. | 1 | |
2. | Ритмические рисунки в мелодиях, построенных на одном звуке. Прохлопывание ритмического рисунка «Буду лётчиком». | 1 | |
3. | Рисование основных элементов дымковского орнамента. | 1 | |
4. | Знакомство с цветочными и растительными мотивами гжельской росписи. | 1 |
Раздел «Здоровье и физическая культура» (4 часа)
Главный принцип при реализации этого раздела программы – адекватность содержания физической подготовки и её условий индивидуальному состоянию здоровья ребёнка, свобода выбора формы физической активности в соответствии с его личными склонностями и способностями. Раздел направлен на соматическое развитие ребёнка и охрану его здоровья.
№ | Содержание | Количество часов | Дата |
1. | Гимнастика. Игра «С мячом под дугой», «Переползи – не урони». | 1 | |
2. | Эстафеты. Игра «Кто быстрее перенесёт кегли?». Ходьба и бег с препятствиями. | 1 | |
3. | Игры со скакалками. «Кто быстрее?», «Кто умеет?». | 1 | |
4. | Спортивные игры. | 1 |
Литература
- Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение,2009
- Казинцева Е.А., Померанцева И.В.Конспекты занятий в подготовительной группе. Формирование математических представлений. Учитель,2009
- Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2011.
- Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2011.
- Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2011.
- Подготовительные занятия к школе :рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград. Учитель, 2011.
- Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы. Академкнига, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая статья по теме"Проблемы преемственности в условиях подготовки дошкольников к школе"
В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие во время переходного периода дошкольников в период подготовки к обучению в начальном звене....
программа подготовки дошкольников "Первые шаги к зниниям"
Подготовить будущего первоклассника к школе, дать определенный объем знаний, поддержать его стремление учиться, желание стать школьником, занять активную жизненную позицию....
Задания для подготовки дошкольников к обучению в школе
Предлагаю возможные варианты заданий для подготовки к обучению в школе....
Влияние нетрадиционных техник и материалов изодеятельности на подготовку дошкольников в школу.
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслажд...
Подготовка дошкольников с ОВЗ к овладению навыками письма
Подготовка дошкольников с ОВЗ к обучению в школе является одной из важных и сложных задач в предшкольный период. Особое внимание необходимо уделить формированию у детей готовности к овладению навыками...
Образовательная программа по подготовке дошкольников к школе "Калейдоскоп знаний"
Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обуславливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состо...
Математическая подготовка дошкольников.
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной...