подготовка дошкольников
рабочая программа на тему

Шабалина Ирина Викторовна

скоро в школу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_podgotovki_detey_6_let.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

подготовительного курса

 «Скоро в школу!»

Пояснительная записка

«Умейте открыть перед ребенком

в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

вернуться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский

            Целью  подготовительного курса является развитие детей дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

     В процессе работы со старшими дошкольниками решаются следующие задачи:

  • обеспечить преемственность между дошкольным и  начальным школьным образованием;
  • развить умения и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;
  • укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.

     Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:

  • учёт индивидуальных особенностей и возможностей ребят;
  • уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексный подход при разработке занятий;
  • систематичность и последовательность занятий
  • вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • наглядность.

 

     Главное назначение подготовительного курса состоит  в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание  к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребёнка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

     В основе подготовительного курса лежит программа «Преемственность» (подготовка к обучению), составитель  Н. А. Федосова.  Данная программа состоит из разделов:

  • «От слова к букве» (автор – Н.А. Федосова);
  • «Здоровье   и   физическая   культура»    (авторы  –  В. Г. Большенков,

      В. К.  Бальсевич);

  • «Зелёная тропинка»  (автор – А. А. Плешаков);
  • «Искусство и культура» (авторы – М. Ю. Новицкая, В. И. Романина);
  • «Математические ступеньки» (автор – С. И. Волкова).

     Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка, исследование уровня его функциональной  готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога-психолога, а также его консультации родителей (законных представителей) будущих первоклассников.

     В ходе индивидуального логопедического обследования выявляются особенности поведения и основные отклонения или нарушения речи ребёнка. По его результатам планируется работа по устранению тех или иных речевых нарушений.

     Результаты диагностик и обследований заносятся в «Психолого-педагогическую карту». В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.

Требования к результатам обучения по программе подготовительного курса

     В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:

  1. Отчётливо и ясно произносить слова;
  • выделять из слов звуки;
  • находить слова с определённым звуком;
  • определять место звука в слове;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
  • составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
  • пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
  • ориентироваться на странице тетради.
  1. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
  • соотносить цифру с числом предметов;
  • пользоваться арифметическими знаками действий;
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • измерять длину предметов с помощью условной меры;
  • составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
  • делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
  • ориентироваться на листе  клетчатой бумаги.
  1. Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;
  • перечислять в правильной последовательности времена года и сутки;
  • называть основные признаки времён года.

     В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен знать:

  • русский алфавит;
  • состав чисел первого десятка;
  • как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
  • цифры 0 – 9, знаки +, -, =;
  • название текущего месяца, последовательность дней недели;
  • монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10, рублей.

Календарно – тематическое

планирование  занятий «Скоро в школу!»

Раздел «От слова к букве» (13 часов)

    Данный раздел программы нацелен на развитие связной речи ребёнка, его фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой  моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

Тематические  занятия

Количество

часов

Дата

1. Устная и письменная речь – 4 часа

1.

Понятие об устной и письменной речи

1

2.

Предложение и слово

  • Членение речи на предложения.
  • Членение предложения на слова.
  • Членение слова на слоги с использованием графических схем.

1

3.

Слог и ударение

  • Деление слов на слоги.
  • Ударение в словах.
  • Определение количества слогов в слове.

1

4.

Звуки и буквы

  • Представление о звуках.
  • Различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков.
  • Упражнения в слого-звуковом анализе слов

1

2. Обучение письму – 4 часа

5.

Подготовительные упражнения для развития глазомера.

1

6.

Обводка и штриховка контуров.

1

7.

Рисование и раскрашивание узоров.

1

8.

Знакомство с начертанием всех больших и маленьких букв, основными типами их соединения.

1

3. Развитие устной речи – 5 часов

9.

Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

1

10.

Правильное употребление слов – названий предметов, признаков, действий; объяснение их значений.

1

11.

Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

1

12.

Пересказ знакомой сказки.

1

13.

Разгадывание загадок.

1

Раздел «Математические ступеньки»  (13 часов)

     Данный раздел программы направлен на развитие умений:

  • поводить наблюдения;
  • сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;
  • понимать относительность свойств объекта;
  • делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
  • уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.

Тематика занятий

Количество

       часов

Дата

1-2.

Различение предметов по размеру и форме.

1

3.

Пространственные представления, взаимное расположение предметов.

1

4-5.

Направления движений.

1

6.

Временные представления.

1

7.

Сравнение групп предметов.

1

8.

Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10.

1

9.

Счёт предметов.

1

10.

Сравнение чисел.

1

11.

Число 0 и его обозначение.

1

12.

Состав чисел 2, 3, 4, 5.

1

13.

Название действий и их обозначение. Знаки «+»,  «-», «=».

1

Раздел «Зелёная тропинка»   (3 часа)

    Раздел программы основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, которые проводятся в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме.

Тематика занятий

  Количество

      часов

Дата

1.

Наши друзья животные.

1

2.

Зелёное чудо – растения.    

1

3.

Круглый год.

1

Раздел   «Конструирование»     (3 часа)

     Данный раздел готовит детей:

  • к восприятию различных конструкций предметов;
  • знакомит с природными материалами, видами соединений и способами крепления деталей;
  • с правилами безопасности при работе ручными инструментами.

Тематика занятий

Количество

     часов

Дата

1.

Разметка «на глаз». Сгибание. Изготовление стаканчика из бумаги.

1

2.

Аппликация «Ёжик». Сборка: склеивание, наклеивание (бумага, фольга).

1

3.

Выполнение приёмов лепки – разминание, раскатывание. Поделка «Лошадка».

1

Раздел «Искусство и культура»     (4 часа)

     Раздел направлен на познание мира искусств и культуры, включая искусство своего народа. Курс способствует развитию у дошкольников художественного вкуса, творческого воображения, активности и инициативы, самостоятельности в решении творческих задач.

Тематика занятий

Количество

часов

Дата

1.

Свирель: «Считалки». «Детская песенка»

 (музыка Л. Слука). Знак молчания – пауза.

1

2.

Ритмические рисунки в мелодиях, построенных на одном звуке. Прохлопывание ритмического рисунка «Буду лётчиком».

1

3.

Рисование основных элементов дымковского орнамента.

1

4.

Знакомство с цветочными и растительными мотивами гжельской росписи.

1

Раздел «Здоровье и физическая культура»  (4 часа)

     Главный принцип при реализации этого раздела программы – адекватность содержания физической подготовки и её условий индивидуальному состоянию здоровья ребёнка, свобода выбора формы физической активности в соответствии с его личными склонностями и способностями. Раздел направлен на соматическое развитие ребёнка и охрану его здоровья.

Содержание

Количество

часов

Дата

1.

Гимнастика.  Игра «С мячом под дугой», «Переползи – не урони».

1

2.

Эстафеты. Игра «Кто быстрее перенесёт кегли?». Ходьба и бег с препятствиями.

1

3.

Игры со скакалками. «Кто быстрее?», «Кто умеет?».

1

4.

Спортивные игры.

1

Литература

  1. Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение,2009
  2. Казинцева Е.А., Померанцева И.В.Конспекты занятий в подготовительной группе. Формирование математических представлений. Учитель,2009
  3. Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2011.
  4. Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2011.
  5. Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2011.
  6. Подготовительные занятия к школе :рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград. Учитель, 2011.
  7. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы. Академкнига, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья по теме"Проблемы преемственности в условиях подготовки дошкольников к школе"

В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие во время переходного периода дошкольников в период подготовки к обучению в начальном звене....

программа подготовки дошкольников "Первые шаги к зниниям"

Подготовить будущего первоклассника к школе, дать определенный объем знаний, поддержать его стремление учиться, желание стать школьником, занять активную жизненную позицию....

Задания для подготовки дошкольников к обучению в школе

Предлагаю возможные варианты заданий для подготовки к обучению в школе....

Влияние нетрадиционных техник и материалов изодеятельности на подготовку дошкольников в школу.

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслажд...

Подготовка дошкольников с ОВЗ к овладению навыками письма

Подготовка дошкольников с ОВЗ к обучению в школе является одной из важных и сложных задач в предшкольный период. Особое внимание необходимо уделить формированию у детей готовности к овладению навыками...

Образовательная программа по подготовке дошкольников к школе "Калейдоскоп знаний"

Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обуславливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состо...

Математическая подготовка дошкольников.

Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной...