Подготовка дошкольников с ОВЗ к овладению навыками письма
статья по теме
Подготовка дошкольников с ОВЗ к обучению в школе является одной из важных и сложных задач в предшкольный период. Особое внимание необходимо уделить формированию у детей готовности к овладению навыками письма, так как у детей с ОВЗ наблюдаются нарушения в развитии мелкой моторики и ручной умелости, недостаточно сформированы зрительно-моторные и слухомоторные координации, элементарные графические навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка дошкольников с ОВЗ к овладению навыками письма
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника наиболее сложным является овладение им навыками письма. А это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. Письмо – совершенно новый вид деятельности для детей, начинающих школьное обучение, на нем практически строится все дальнейшее обучение. В формировании навыков письма решающее значение имеют показатели развития ребенка: интеллектуального, речевого, моторного, а также интегративных умений: зрительно-моторных, сенсомоторных и слухомоторных. Одной из важных составляющих готовности к письму является наличие у ребенка развитых функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также формирование базовых графических умений и навыков.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наблюдаются низкая двигательная и познавательная активность, недостатки общей и тонкой ручной моторики, несформированность пространственной ориентировки, недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности. Основные показатели развития детей данной категории заметно отстают от возрастной нормы. Дети с ОВЗ, не посещающие образовательные организации нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической помощи и специальной подготовке к школе. Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки к обучению в школе дают все основания уделить особое внимание формированию у детей с ОВЗ первоначальных графических навыков. Если за год до школы диагностировать у детей факторы риска в развитии мелкой моторики руки и выстроить эффективную систему работы, то это обеспечит уровень развития ручных умений, необходимых для успешного обучения в 1 классе, снизит психологическую нагрузку ребенка при поступлении в школу.
Формирование готовности к овладению навыками письма у дошкольников 5-6 лет – одно из важнейших направлений работы при подготовке ребенка к школе.
Основные задачи:
Научить соблюдать санитарно-гигиенические правила письма.
Развивать и совершенствовать мелкую моторику, тонкие движения кистей и пальцев рук.
Развивать представления ребенка о пространстве, зрительно-моторные и слухомоторные действия.
Научить детей ориентироваться на листе бумаги и в тетради.
Формировать базовые графические навыки.
Научить произвольно регулировать свою деятельность (работать по правилу и образцу, планировать, контролировать свои действия, оценивать качество выполнения задания).
Воспитывать способность работать в коллективе, развивать навыки общения, конструктивные способы взаимодействия со сверстниками.
Работа по подготовке руки к письму проводится по следующим направлениям:
Развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.
Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания.
Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.
Развитие пространственной ориентировки.
Формирование базовых графических навыков.
Структура занятия:
1. Организационный момент.
2. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
3. Упражнения на развитие мелкой моторики, ручной умелости (выкладывание мозаики, нанизывание бусинок, вырезание ножницами, шнуровка и др.).
4. Упражнения на развитие зрительно-пространственных представлений, слухового внимания.
5. Работа в тетрадях на развитие графических навыков.
6. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.
7. Рекомендации на дом.
Родители должны являться активными творческими участниками учебного процесса. В работе с семьёй педагог ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, оказание помощи в формировании правильного подхода к ребенку при подготовке его к школе.
Формы работы с родителями:
- беседы;
- индивидуальные и групповые консультации (1 раз в месяц);
- открытые занятия (2-3 занятия в год);
- визуальные средства информации (информационный стенд; подборка текстовых консультаций).
Показатели готовности дошкольников к овладению навыками письма:
- соблюдение санитарно-гигиенических правил письма;
- свободное владение техникой движения руки, зрительно-моторной и слухомоторной координацией;
- умение ориентироваться в пространстве листа; умение вписывать предметы различной конфигурации в рабочую строку (клетку);
- умение моделировать и конструировать предметы из элементов различной конфигурации;
- владение графическими навыками: проведение различных линий; выполнение штриховки; копирование рисунков; рисование и раскрашивание различными материалами;
- умение правильно писать печатные буквы и элементы письменных букв;
- умение распределять внимание, контролировать свои действия во время графомоторной деятельности;
- умение ориентироваться в задании, последовательно и аккуратно выполнять необходимые действия, оценивать качество выполнения задания и т.д.
Результаты проведенных занятий показывают, что у большинства детей уровень развития пространственных представлений, зрительного восприятия, мелкой моторики руки по сравнению с началом обучения становится значительно выше.
Таким образом, вовремя начатая и правильно организованная работа в предшкольный период позволяет достигнуть поставленной цели – подготовить дошкольника к овладению навыком письма.
Используемая литература:
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженным отклонением в развитии.
- Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагога. – М.: Парадигма, 2010.
- Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/29/picture-386107-1548794453.jpg)
Сообщение на ШМО учителей начальной школы лицея №11 "Физтех" : "Предпосылки и типология трудностей младших школьников при овладении навыками письма и усвоения языкового материала по русскому языку"
В разработке использованы статьи Мисаренко Г.Г....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/14/picture-433646-1397500747.jpg)
Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)
Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. Русское письмо основано на звукобуквенном ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/27/picture-246002-1367077251.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ПИСЬМА
Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря ре...
Школьные трудности леворуких (трудности при овладении навыком письма и чтения)
Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/23/picture-1024072-1521800984.jpg)
Коррекционная работа по подготовке детей с ОВЗ к овладению навыками письма
Дети с нарушением интеллектуального развития в большинстве случаев испытывают значительные трудности в процессе письма. Они плохо ориентируются в тетради: теряют строчку, не могут выделить клетку. Мно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-317518-1382816729.jpg)
Консультация для родителей первоклассников «Преодоление первоклассниками трудностей овладения навыком письма»
Консультация поможет родителям разобраться в возможных трудностях, возникающих у детей при овладении навыком письма....
Предпосылки и технология трудностей младших школьников при овладении навыками письма и усвоения языкового материала по русскому языку
Трудности в учебном процессе, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополня...