Влияние нетрадиционных техник и материалов изодеятельности на подготовку дошкольников в школу.
консультация по теме

Черникова Светлана Анатольевна

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

                                                                                                                   В.А. Сухомлинский.

                                                                       

 

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

 

Подготовка детей к обучению в начальной школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования. О подготовке к школе написано и сказано немало. Подготовка к школе многогранный и последовательный процесс воздействия на ребенка. Главной целью подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка: умственное и эстетическое, нравственное и физическое.

 

Неоценимое значение для всестороннего развития имеет изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов. Она способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия,

- пространственной ориентировке на листе бумаги,

-глазомера и зрительного восприятия,

-внимания и усидчивости,

-изобразительных навыков и умений,

- наблюдательности,

-эмоциональной отзывчивости,

-в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля.

 

 На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Иными словами, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует решению ряда задач подготовки детей к школе. Изобразительная деятельность с ее традиционными и нетрадиционными способами изображения имеет неоценимое значение для подготовки дошкольников к школе.

 

 

 Специалисты выделяют несколько направлений, по которым осуществляется подготовка детей к школе:

-всестороннее развитие личности ребенка,

-его психологическая и специальная подготовка.

 

Исследования психологов показывают, что большое значение для овладения деятельностью учения имеет сформированность  у детей образных представлений, которые наиболее успешно формируются в процессе изодеятельности.

 

Подготовка к школе осуществляется и тогда, когда в процессе художественно-творческой деятельности формируются компоненты деятельности учебной.

 

Предметная подготовка детей к школе, осуществляемая в процессе изодеятельности, заключается в том, что они овладевают разными художественно-творческими деятельностями, приобретая знания о произведениях изобразительного, музыкального (использование звукозаписей) искусства, детской литературы, и таким образом подготавливаются и психологически и содержательно к овладению учебными предметами в начальной школе.

 

В процессе изодеятельности совершенствуются все психические функции:

- зрительное восприятие,

- воображение,

-память,

- мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение),

-формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости,

-освоение письма.

 

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

 

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» , можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.

 

У детей старшего возраста формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. В этом возрасте важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все.

 Поэтому проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии; развивает способность к экспериментированию и изобретательству.

 

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

В подготовительной группе совершенствуются умения нетрадиционными способами рисования, такими как, рисование пальчиками, ладошками, печать поролоном, оттиск печатками из картофеля, отпечатки листьев, рисование ватными палочками (точечный рисунок), рисование восковыми мелками + акварель, свеча+ акварель.

В этом возрасте добавляются более  сложные методы и техники:

 

-рисование песком (материалы: ящик с оргстеклом, песок, подсветка (фонарик, лампа), ребёнок рисует пальчиками по песку );

 

-рисование мыльными пузырями (сначала надо приготовить специальный цветной мыльно-пенящийся раствор, например, в разбавленный водой детский шампунь добавить акварельную краску или пищевой краситель. Возьмите соломинку и дуньте через неё в мыльную воду, чтобы образовалось побольше пузырей. Возьмите акварельную бумагу и прислоните её сверху к пузырям. Получатся случайные абстрактные разноцветные узоры. Дайте им высохнуть. Из бумаги с рисунком из мыльных пузырей можно сделать детские поздравительные открытки родителям или друзьям, можно использовать как фон для детского приглашения на день рождение или найти другое применение. В этом деле главное фантазия!);

 

-монотипия пейзажная (материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.);

 

 

 

- тиснение (секрет прост - мы накладываем бумагу на поверхность предмета и натираем ее восковым мелком. Текстура проступает и отпечатывается на бумаге. Разные поверхности бытовых предметов - дают разные эффекты тиснения на бумаге. Главное, чтобы поверхность не была полностью гладкой, чтобы на ней были выпуклые детали.);

 

- граттаж  (материалы: подготовленная  плотная бумага (воск, гуашь или тушь), острый предмет  —пластиковая вилкой, зубочистка .Способ получения изображения: рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону);

 

- кляксография ( с ниткой, с трубочкой) ( материалы: бумага, жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины. Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.);

 

 

- тычок жесткой полусухой кистью (материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, жесткие и мягкие кисточки,  баночка с водой, тряпочка. На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки"); 

 

- расчёсывание краски (этот прием рисования, при котором стеклом или вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней волнистые линии.  Это придает объем рисунку.);

 

- рисование клеем ( на чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем (на колпачке вырезается дырочка) так, чтобы рисунок был выпуклым. Подождать пока высохнет клей и тогда наносится краска, причём краска жидкая, чтобы свободно растекалась).

 

 

 

 

 

 

Использование на занятии музыкальных произведений настраивают детей на единый лад, активизируя их внимание.

 

Работы детей с использованием нетрадиционных техник рисования более интересны, дети более свободны в своих замыслах. Ребята с нетерпением ждут занятий, где можно попробовать что-то необычное в рисовании, можно поэкспериментировать. Дети лучше справляются с заданиями по изобразительной деятельности, они свободно комбинируют и стандартные техники рисования и нестандартные. Работы детей при этом отличаются выразительностью.

 

Нетрадиционные методы рисования - одно из средств выражения своего «Я».

 

Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл provodya_zanyatiya_po_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на РМО.

Влияние нетрадиционных техник и материалов изодеятельности на подготовку дошкольников в школу.

Подготовила воспитатель Черникова Светлана Анатольевна.

МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 г. Лебедянь 2012


«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

                                                                                                                   В.А. Сухомлинский.

                                                                                                                                         

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

Подготовка детей к обучению в начальной школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования. О подготовке к школе написано и сказано немало. Подготовка к школе многогранный и последовательный процесс воздействия на ребенка. Главной целью подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка: умственное и эстетическое, нравственное и физическое.

 

Неоценимое значение для всестороннего развития имеет изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов. Она способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия,

- пространственной ориентировке на листе бумаги,

-глазомера и зрительного восприятия,

-внимания и усидчивости,

-изобразительных навыков и умений,

- наблюдательности,

-эмоциональной отзывчивости,

-в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля.

 На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Иными словами, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует решению ряда задач подготовки детей к школе. Изобразительная деятельность с ее традиционными и нетрадиционными способами изображения имеет неоценимое значение для подготовки дошкольников к школе.

 Специалисты выделяют несколько направлений, по которым осуществляется подготовка детей к школе:

-всестороннее развитие личности ребенка,

-его психологическая и специальная подготовка.

Исследования психологов показывают, что большое значение для овладения деятельностью учения имеет сформированность  у детей образных представлений, которые наиболее успешно формируются в процессе изодеятельности.

Подготовка к школе осуществляется и тогда, когда в процессе художественно-творческой деятельности формируются компоненты деятельности учебной.

Предметная подготовка детей к школе, осуществляемая в процессе изодеятельности, заключается в том, что они овладевают разными художественно-творческими деятельностями, приобретая знания о произведениях изобразительного, музыкального (использование звукозаписей) искусства, детской литературы, и таким образом подготавливаются и психологически и содержательно к овладению учебными предметами в начальной школе.

В процессе изодеятельности совершенствуются все психические функции:

- зрительное восприятие,

- воображение,

-память,

- мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение),

-формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости,

-освоение письма.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» , можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.

У детей старшего возраста формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. В этом возрасте важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все.

 Поэтому проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии; развивает способность к экспериментированию и изобретательству.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

В подготовительной группе совершенствуются умения нетрадиционными способами рисования, такими как, рисование пальчиками, ладошками, печать поролоном, оттиск печатками из картофеля, отпечатки листьев, рисование ватными палочками (точечный рисунок), рисование восковыми мелками + акварель, свеча+ акварель.

В этом возрасте добавляются более  сложные методы и техники:

-рисование песком (материалы: ящик с оргстеклом, песок, подсветка (фонарик, лампа), ребёнок рисует пальчиками по песку );

-рисование мыльными пузырями (сначала надо приготовить специальный цветной мыльно-пенящийся раствор, например, в разбавленный водой детский шампунь добавить акварельную краску или пищевой краситель. Возьмите соломинку и дуньте через неё в мыльную воду, чтобы образовалось побольше пузырей. Возьмите акварельную бумагу и прислоните её сверху к пузырям. Получатся случайные абстрактные разноцветные узоры. Дайте им высохнуть. Из бумаги с рисунком из мыльных пузырей можно сделать детские поздравительные открытки родителям или друзьям, можно использовать как фон для детского приглашения на день рождение или найти другое применение. В этом деле главное фантазия!);

-монотипия пейзажная (материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.);

- тиснение (секрет прост - мы накладываем бумагу на поверхность предмета и натираем ее восковым мелком. Текстура проступает и отпечатывается на бумаге. Разные поверхности бытовых предметов - дают разные эффекты тиснения на бумаге. Главное, чтобы поверхность не была полностью гладкой, чтобы на ней были выпуклые детали.);

- граттаж  (материалы: подготовленная  плотная бумага (воск, гуашь или тушь), острый предмет  —пластиковая вилкой, зубочистка .Способ получения изображения: рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону);

- кляксография ( с ниткой, с трубочкой) ( материалы: бумага, жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины. Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.);

- тычок жесткой полусухой кистью (материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, жесткие и мягкие кисточки,  баночка с водой, тряпочка. На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки");  

- расчёсывание краски (этот прием рисования, при котором стеклом или вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней волнистые линии.  Это придает объем рисунку.);

- рисование клеем ( на чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем (на колпачке вырезается дырочка) так, чтобы рисунок был выпуклым. Подождать пока высохнет клей и тогда наносится краска, причём краска жидкая, чтобы свободно растекалась).

Использование на занятии музыкальных произведений настраивают детей на единый лад, активизируя их внимание.

Работы детей с использованием нетрадиционных техник рисования более интересны, дети более свободны в своих замыслах. Ребята с нетерпением ждут занятий, где можно попробовать что-то необычное в рисовании, можно поэкспериментировать. Дети лучше справляются с заданиями по изобразительной деятельности, они свободно комбинируют и стандартные техники рисования и нестандартные. Работы детей при этом отличаются выразительностью.

Нетрадиционные методы рисования - одно из средств выражения своего «Я».

Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

                                                             Список литературы:

Интернет-ресурсы:

                           - kidsmoy.su

                           -festival.1september.ru

                           -  doshkolnik.ru

                           - www.maaam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья по теме"Проблемы преемственности в условиях подготовки дошкольников к школе"

В статье рассмотрены основные проблемы, возникающие во время переходного периода дошкольников в период подготовки к обучению в начальном звене....

Образовательная программа по подготовке дошкольников к школе "Калейдоскоп знаний"

Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обуславливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состо...

Программа для подготовки дошкольников к школе "По дороге в 1 класс"

Программа подготовки дошкольников к школе "По дороге в 1 класс". Программа состоит из блоков: психология, чтение и развитие речи, математика. Занятия проводятся учителем, учителем - логопедом, учителе...

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей.

Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина....

Использование нетрадиционной техники рисования в организации внеурочных занятий в начальной школе в условиях введения ФГОС.

Знакомство и применение различных нетрадиционных техник рисования в начальной школе.                    "Истоки способностей и дарования детей ...

Подготовка дошкольников к школе в контексте подготовки к ФГОС

Материал для развития произвольного внимания, зрительной памяти, активации глагольного словаря....

Влияние нетрадиционных техник изображения на развитие творчества ребёнка

В статье показана актуальность использования нетрадиционных техник изображения в развитии тврчества ребёнка. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать шаблонности в детских работах. Дают в...