из опыта работы "Активные формы и методы обучения"
опыты и эксперименты по теме
Активные формы и методы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_uchitelya_nachalnyh_klassov._mbou_osnovnaya_obshcheob.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя начальных классов.
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №2»
Шабалиной Ирины Викторовны
Тема:
«Активные формы и методы обучения»
2013 г
г. Покачи
Противоречия:
- между падением интереса учащихся и необходимостью заинтересовать их в обучении;
- между индивидуальными возможностями усвоения материала учащимися с разным уровнем развития и необходимостью вооружения всех знаниями базового
уровня;
Ведущая идея опыта:
- привитие учащимся осознанного отношения к учебе через сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения;
- развитие познавательного интереса учащихся в процессе обучения.
Личная концепция:
- выявление и развитие индивидуальных способностей младших школьников;
- создание условий для самореализации личности;
- формирование творческого мышления и эстетического отношения к окружающей действительности;
- развитие самостоятельных мыслительных процессов у школьников.
Технология опыта:
- применение активных форм уроков;
- дидактические игры, кроссворды, загадки, пословицы, уроки-путешествия, ребусы;
- экскурсии в природу.
Опыт представлен
- Базовой моделью
- Целостным описанием
- Разработками
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ».
Л. Н. Толстой
Задача учителя - научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Одно из средств, содержащих реальную возможность осуществления этой важной задачи,- игра, которая способствует развитию умственной деятельности детей. Сейчас много пишут и говорят о необходимости превращать каждый урок в процесс активного творческого познания, во время которого наши дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Поэтому работу на каждом уроке я стараюсь организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Чтобы активизировать учащихся на протяжении всего урока, я применяю разнообразные формы и методы обучения, ввожу элементы новизны, но новый вид работы всегда вытекает из предыдущего, являясь его продолжением, поднятием на следующую ступеньку. Игры, элементы занимательности и неожиданности в сочетании с другими приемами способствуют формированию прочных знаний и умений и направлены на развитие орфографической зоркости на
отработку вычислительных навыков, снимают усталость и напряжение, делают уроки интересными и эмоциональными. Любые герои ребят- Буратино, Чипполино, Микки-Маус и многие другие - тоже хотят учиться и просят ребят решить задачу, ответить на вопрос, отгадать загадку, ребус.
Уроки чтения – настоящая школа воспитания больших чувств, глубину мысли, самостоятельных поисков. Поэтому большое внимание уделяю чтению и развитию речи. Хочу заметить, что дети, хорошо читающие и имеющие высокий уровень речевого развития, могут успешно обучаться по всем предметам.
С первых дней обучения детей в школе стараюсь уделять особое внимание вопросам формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. В ходе работы с «Азбукой» особую роль отводила глубокой и разносторонней работе над звуками. С этой целью на первых порах я использовала предложенные «Азбукой» схемы – модели
Эти схемы я применяла как наглядные опоры для проведения слого – звукового анализа.
– Сколько слогов в слове звонок? Произнесите .(2 слога) Какой слог мы выделяем голосом? (2 слог ударный). Сколько гласных звуков? (2). Какие это звуки?( [а], [о] ) Сколько согласных звуков? (4 звука) Произнесите эти звуки( [з], [в], [н], [к]). Как мы произносим гласные звуки? ( Легко, без преграды). А что вы можете сказать о согласных звуках? ( При произношении согласных во рту встречается преграда) Произнесите все слово целиком. Посмотрите, как слово звонок обозначено схемой.
Дети чертят схему в тетрадях, и каждый звук выделяют соответствующим цветом.
Систематическая и целенаправленная работа с ними способствует тому, что все ученики научились безошибочно определять количество слогов и точно ставить ударение в слове.
Готовясь к каждому уроку чтения в период обучения грамоте, я старалась развивать у детей интерес к чтению, их потребность в чтении. Для решения этой задачи я использовала скороговорки, ребусы, загадки, игры. Например:
- Слово – отгадка начинается с буквы «з».
Что видно только ночью?
(Звезды)
Зимой белый, летом серый.
(Заяц)
- Игра со словами:
«Слово рассыпалось»: А В З А Р Т (завтра)
Слово – перевертыш: «заказ».
- Ребусы:
( Занавес, Зинаида, здание)
4. Развитию произношения при чтении, совершенствованию артикуляционного аппарата детей способствует чтение и заучивание скороговорок. « К нам в гости пришел зайчик Знайка и принес для вас из леса ягоды. А ягодки непростые, на них скороговорки». Дети выбирают ягодку и читают скороговорку.
1. Подарили зайца Зине,
Заяц Зины сидит в корзине.
2. Зайке холодно в лесочке –
Свяжем серому носочки.
3. Едет зайка на трамвае,
Едет зайка рассуждает:
- Если я купил билет,
Кто я: заяц или нет?
Все эти задания я продолжаю использовать и во 2 классе. Дети стали взрослее, но им интересно выполнять такие задания и более сложные. Без особых трудностей они перешли к чтению более объемных произведений и сложных текстов. На уроках чтения мы путешествуем, применяем « словесное» рисование, также в тетрадях по чтению изображаем любимых героев, отгадываем загадки.
Так, например, знакомя со сказкой В. И. Даля «Старик – годовик», я загадала им загадки о временах года для восприятия текста.
1. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санях прокатила.
( Зима)
2. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
( Осень)
- Какое время года вам нравится больше всего?
В работе над развитием речи, мышлением учащихся, формировании у них любви к родному краю, навыков творческой самостоятельной деятельности я использую местный материал (школьный музей). А наблюдения за окружающей природой, за растительным и животным миром помогают раскрыть взаимосвязь предметов и явлений природы, воспитывают бережное отношение к ней.
На уроках русского языка я сочетаю различные виды тренировочных работ. Изучив с учащимися теоретический материал, тут же переходим к его закреплению. Затем пишем обучающие диктанты – комментированные, объяснительные, выборочные.
Много внимания уделяю работе учащихся над упражнениями из учебника. Приступая к письму, дети определяют, на какое правило дается в учебнике то или иное упражнение, чему они должны научиться, выполняя соответствующее задание учебника. Некоторые упражнения ребята выполняют самостоятельно по вариантам с взаимопроверкой.
В течение четырех лет младший школьник должен изучить достаточное количество слов, в которых безударная гласная не проверяется. Я много времени уделяю различным аспектам словарной работы. Учащиеся с удовольствием совершают « путешествие» в мир слов. Словарные слова группирую по темам: « Животные», « Овощи», « Птицы», « Школьные принадлежности». Предлагаю пользоваться не только словарем в учебнике русского языка, но и другими словарями, например, орфографическим словарем, толковым словарем. Провожу словарные диктанты, картинные диктанты, пишу словарные слова с пропущенными буквами на доске, раздаю карточки с такими словами, загадываю загадки, а дети пишут отгадки – словарные слова, в которых ставят ударение и подчеркивают «опасное» место.
1. Птичка – невеличка,
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
( Воробей)
2. Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки.
( Морковь)
3.С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
( Собака )
А также предлагаю детям вспомнить изученные слова и записать самостоятельно.
Для закрепления пройденного материала использую карточки с индивидуальными заданиями, игры, тесты.
1.Игра «Кто секреты отгадает?»
На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог: м… рчиковь, в… сугрона, п… лькето, т… ширелка, п…лосуда ( морковь, ворона, пальто, тарелка, посуда).
- Спишите « расколдованные» слова, вставляя пропущенные буквы, и посчитайте количество слогов в словах.
2. Тест.
Выбери слова, которые неправильно разделены для переноса:
Вариант 1. Вариант 2.
Бель – ченок Зе – ленный
Мал – ьчик Зверьк – и
Игра – ют И – ра
Капи – тан Лужай – ка
Мо – йте Русс – кий
Знакомлю учащихся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки. Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками и на уроках труда, рисования. На уроках русского языка пословицы и поговорки я использую при изучении нового материала, при закреплении правил. При изучении безударных гласных в корне слов были
использованы такие пословицы и поговорки:
Смелость города берет.
На хороший цветок и пчела летит.
Вода на лугу – сено в стогу.
На уроках математики я применяю диктанты с самыми разнообразными заданиями, способствующими расширению кругозора учащихся, использую игровые моменты на устном счете, стараюсь научить детей бегло вычислять, Развиваю у них смекалку.
Детям нравятся задачи в стихах, задачи на смекалку.
- Сивуч – секач говорил, рассуждая:
- Семейка моя совсем небольшая, -
Я, да семь жен, да шестеро деток…
Сколько ж костюмов надо на лето?
- На ветвях украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Снегири на яблоню сели, посмотри!
Прилетело весело их десятка три.
Тут, смотри, еще летят.
Их теперь уж пятьдесят.
Вы подумайте о том,
Сколько птиц прилетело потом.
Задачи на смекалку:
- Три девочки Мария, Катя и Иванка одеты в платья различных цветов
синее, желтое и белое. У Маши платье не белое. У Кати платье не белое и не желтое. Скажите, какого цвета платье у каждой девочки.
Для решения я предлагаю детям составить таблицу:
синее | желтое | Белое | |
Мария | + | - | |
Катя | + | - | - |
Иванка | + |
- Два ученика договорились сесть в четвертый вагон электрички. Но один ученик сел в четвертый вагон от начала электрички, а другой в четвертый вагон от конца. В одном ли вагоне едут ученики, если всего в поезде 8 вагонов?
Большой интерес представляют логические задачи:
- В корзине 6 яблок. Как разделить их между тремя мальчиками, чтобы каждому досталось по два яблока, и чтобы два яблока осталось в корзине? ( Один мальчик берет яблоки вместе с корзиной)
- Лестница состоит из 9 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть как раз на середине лестницы? ( На пятую)
Детям очень нравятся задания на развитие внимания, игры, геометрические задачи, игры с палочками.
- Игра « Угадай – ка»
- Я задумала два числа из этого круга. Сложила их и получила 20. Какие числа я задумала? (11 и 9, 12 и 8, т. д.)
- Я задумала три числа. И сложив их, получила 20. Какие числа я задумала? (8, 7, 5; 9, 7, 4 и т. д )
2. Задание на развитие внимания.
Я в течение нескольких секунд показываю полоску с рисунками, учащиеся должны запомнить фигурки и нарисовать как можно точнее.
3. Геометрическая задача.
Джек построил себе в лесу дом ( чертеж на ватмане ).
- Какие фигуры он использовал для строительства?
- Как все фигуры назовем одним словом?
- Сколько четырехугольников в этой фигуре?
- Из каких фигур они состоят?
Формированию осознанных знаний, прочных умений и навыков и самостоятельной практической деятельности учащихся способствуют самодельные таблицы по математике: схемы – опоры, индивидуальные карточки, перфокарты.
Свои уроки в основном я строю так, что мое сообщение, объяснение нового опирается на собственные знания детей. На уроках, обучая решению задач, начинаю с иллюстрации условия, учу тем самым видеть в задаче главное. Затем перехожу на условные обозначения, после чего осторожно, не навязывая, учу главное обозначать кратко.
Было
Приехали и | ? |
Во время повторения и закрепления пройденного материала использую, например, такие таблицы:
Было - и
Отдала -
Осталось - ?
На окошечки накладываю карточки с числами. Прошу детей составить задачу.
Очень любят дети разные перфокарты, в которых даны или краткая запись, или рисунок задачи, или просто примеры. Такие карточки – перфокарты я использую на уроках повторения и закрепления, где идет вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Задачам на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого уделяю большое значение.
Покажу на примерах.
- На полке лежало 8 книг. Когда туда положили несколько книг, стало 12 книг. Сколько книг положили на полку?
Составляем к данной задаче условие в такой форме:
8 книг + ? книг = 12 книг
Когда решаем задачу такого вида, повторяем, как найти неизвестное слагаемое: надо из суммы вычесть известное слагаемое.
12 – 8 = 4 ( кн ) – столько книг положили на полку.
Ответ: 4 книги.
- В люстре горело 5 лампочек. Когда выключили несколько лампочек, осталось гореть 2 лампочки. Сколько лампочек они выключили 5 лампочек?
5 лампочек - ? лампочек = 2 лампочки
Неизвестное вычитаемое. Чтобы найти его, надо из уменьшаемого вычесть разность: 5 – 2 = 3( лампочек выключили )
Предлагаю детям составить задачу по краткой записи:
1 п. – 20 кн.
2 п. - ? на 7 кн больше
20 + 7 = 27 (кн )
27 + 20 =47 (кн )
Дети могут записать решение задачи выражением:
( 20 + 7 ) + 20 = 47 (кн )Ответ: 47 книг.
Особое место отвожу выбору наиболее рационального способа решения задач, преобразованию их и решению задач обратных данным.
На уроки «окружающего мира» во 2 классе дается всего лишь один час. Поэтому многие темы приходится объединять. Чтобы дети узнавали больше, но уставали меньше, я загадываю им загадки, даю кроссворды, совместно проводим опыты, ходим на экскурсии. Например, на уроке « Дикие и домашние животные. Комнатные растения» я использовала загадки, кроссворд.
Загадки:
У кого рога длиннее хвоста? ( Коза )
Хвост крючком,
Нос пятачком.
( Свинья )
Домовитая хозяйка
Пролетала над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
( Пчела )
Для закрепления знаний о животных я предлагаю разгадать кроссворд.
1 | ||||||||||||||
2 | 3 | |||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | 6 | 7 | ||||||||||||
8 | 9 | |||||||||||||
10 | ||||||||||||||
По горизонтали:
4. Животных, которых разводят люди, кормят их, строят для них жилища, заботятся о потомстве, называют…
5. По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.
6. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
8. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается.
Доят, а не корова.
С пухом, а не птица,
Лыко дерет,
А лаптей не плетет.
9. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
10. Четыре грязных копытца
Залезли прямо в корытце.
По вертикали:
- У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
- Посреди двора
Стоит копна.
Спереди – вилы,
Сзади – метла.
- Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днем он – забияка,
Поутру – часы.
7. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
8. Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
Все вместе взятые приемы активизации познавательной деятельности учащихся помогают мне воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день узнавать что-то новое.
При формировании детского коллектива добиваюсь доброжелательных и товарищеских отношений между детьми. Провожу познавательные тематические утренники о дружбе, о культуре поведения.
Еженедельно провожу классные часы. Стремлюсь прививать учащимся любовь к природе, животным.
В результате целенаправленной работы по данной теме я достигла повышения интереса учащихся, качества знаний, умений, навыков. Это видно по диаграммам:
У многих учащихся появилось желание работать на уроке, узнавать что-то новое. Опытом своей работы делюсь с коллегами в рамках школы, даю открытые уроки.
Список литературы:
- Горецкий В. Г. Литературное чтение.- Волгоград. 2003.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- М., 1990.
- 1000 веселых загадок для детей.- М., 2005.
- Кульневич С. В., Лаконценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.- М., 2002.
- Журнал « Начальная школа», 1989-2002.
- Беденко М. В. Сборник текстовых задач по математике.- М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.
На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным с...
Активные формы и методы обучения
Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьнико...
Статья Проектная деятельность - инновационный поиск новых форм и методов обучения.
Статья:"Проектная деятельность - инновационный поиск новых форм и методов обучения." В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на резул...
Обобщение моего педагогического опыта "Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения"
Обобщение моего передового педагогического опыта «Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения»...
Обобщение опыта по теме: "Современные методы обучения математике, как средство формирования мыслительной деятельности учащихся"
Обобщение опыта...
Доклад «Опыты, эксперименты – как активные методы обучения учащихся на уроках в начальной школе с точки зрения формирования УУД»
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает...
Формы и методы обучения ПДД в рамках дистанционного обучения
В настоящее время в связи с ограничительными мерами, связанными с профилактикой распространения коронавирусной инфекции, большинство детей не посещают образовательные организации, находятся дома и про...