из опыта работы "Активные формы и методы обучения"
опыты и эксперименты по теме

Шабалина Ирина Викторовна

Активные формы и методы обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Из опыта работы  учителя   начальных   классов.

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №2»

Шабалиной Ирины Викторовны

Тема:

«Активные формы и методы обучения»

                       

                                                 2013 г

                                            г. Покачи

                                     

Противоречия:

- между  падением  интереса  учащихся  и  необходимостью заинтересовать  их в обучении;

- между индивидуальными возможностями  усвоения материала  учащимися  с разным уровнем развития  и  необходимостью  вооружения  всех знаниями  базового

уровня;

Ведущая  идея  опыта:

- привитие  учащимся  осознанного  отношения  к  учебе  через  сочетание  традиционных и нетрадиционных форм обучения;

- развитие познавательного интереса учащихся в процессе обучения.

Личная  концепция:

- выявление и развитие индивидуальных способностей младших школьников;

- создание условий для самореализации личности;

- формирование творческого мышления и эстетического отношения к окружающей действительности;

- развитие самостоятельных мыслительных процессов у школьников.

Технология  опыта:

- применение активных форм уроков;

- дидактические игры, кроссворды, загадки, пословицы, уроки-путешествия, ребусы;

- экскурсии в природу.

Опыт представлен

  1. Базовой моделью
  2. Целостным описанием
  3. Разработками

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю,  тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать  на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ».

Л. Н. Толстой

Задача учителя - научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Одно  из средств, содержащих реальную возможность осуществления этой важной задачи,- игра, которая способствует развитию умственной деятельности детей. Сейчас много пишут и говорят о необходимости превращать каждый урок в процесс активного творческого познания, во время которого наши дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Поэтому работу на каждом уроке я стараюсь организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Чтобы активизировать учащихся на протяжении всего урока, я применяю разнообразные формы и методы обучения, ввожу элементы новизны, но новый  вид работы всегда вытекает из предыдущего, являясь его продолжением, поднятием на следующую ступеньку. Игры, элементы занимательности и неожиданности в сочетании с другими приемами способствуют формированию прочных знаний и умений и направлены на развитие орфографической зоркости на

 отработку вычислительных навыков, снимают усталость и напряжение, делают уроки интересными и эмоциональными. Любые герои ребят- Буратино, Чипполино, Микки-Маус и многие другие - тоже  хотят учиться и просят ребят решить задачу, ответить на вопрос, отгадать загадку, ребус.

Уроки   чтения – настоящая школа воспитания больших чувств, глубину мысли, самостоятельных поисков. Поэтому большое внимание уделяю чтению и развитию речи. Хочу заметить, что дети, хорошо читающие и имеющие высокий уровень речевого развития, могут успешно обучаться по всем предметам.

С первых дней обучения детей в школе стараюсь уделять особое внимание вопросам формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. В ходе работы с «Азбукой» особую роль отводила глубокой и разносторонней работе над звуками. С этой целью на первых порах я использовала предложенные «Азбукой» схемы – модели

Эти схемы я применяла как наглядные опоры для проведения слого – звукового анализа.

– Сколько слогов в слове звонок? Произнесите .(2 слога) Какой слог мы выделяем голосом? (2 слог ударный). Сколько гласных звуков? (2). Какие это звуки?(  [а], [о] ) Сколько согласных звуков? (4 звука) Произнесите эти звуки( [з], [в], [н], [к]). Как мы произносим гласные звуки? ( Легко, без преграды). А что вы можете сказать о согласных звуках? ( При произношении согласных во рту  встречается преграда) Произнесите все слово целиком. Посмотрите, как слово звонок  обозначено схемой.

Дети чертят схему в тетрадях, и каждый звук выделяют  соответствующим цветом.

   Систематическая и целенаправленная работа с ними способствует тому, что все ученики научились безошибочно определять  количество слогов и точно ставить ударение в слове.

  Готовясь к каждому уроку чтения в период обучения грамоте, я старалась развивать у детей интерес к чтению, их потребность в чтении.  Для решения этой задачи я использовала скороговорки, ребусы, загадки, игры. Например:  

  1. Слово – отгадка начинается с буквы «з».

 Что видно только ночью?                                      

  (Звезды)

Зимой белый, летом серый.

 (Заяц)

  1. Игра со словами:

«Слово рассыпалось»: А В З А Р Т (завтра)

Слово – перевертыш: «заказ».

  1. Ребусы:  

     

( Занавес, Зинаида, здание)

4. Развитию произношения при чтении, совершенствованию артикуляционного аппарата детей способствует чтение и заучивание скороговорок. « К нам в гости пришел зайчик Знайка и принес для вас из леса ягоды. А ягодки непростые, на них скороговорки». Дети выбирают ягодку и читают скороговорку.

 1. Подарили  зайца  Зине,        

     Заяц Зины сидит в корзине.

  2. Зайке холодно в лесочке –

      Свяжем серому носочки.

  3. Едет зайка на трамвае,

      Едет зайка рассуждает:

      - Если я купил билет,

     Кто я: заяц или нет?

Все эти  задания я продолжаю использовать и во 2 классе. Дети стали взрослее, но им интересно выполнять такие задания и более сложные. Без особых трудностей они перешли к чтению более объемных произведений и сложных текстов. На уроках чтения мы путешествуем, применяем « словесное» рисование, также в тетрадях по чтению изображаем любимых героев, отгадываем загадки.

Так, например, знакомя со сказкой В. И. Даля «Старик – годовик», я загадала им загадки о временах года для восприятия текста.

1. Запорошила дорожки,

     Разукрасила окошки.

     Радость детям подарила

     И на санях прокатила.

( Зима)

2.  Пришла без красок и без кисти

     И перекрасила все листья.

( Осень)

- Какое время года вам нравится больше всего?

В работе над развитием речи, мышлением учащихся, формировании у них любви к родному краю, навыков творческой самостоятельной деятельности я использую местный материал (школьный музей). А наблюдения за окружающей природой,  за растительным и животным миром помогают раскрыть взаимосвязь предметов и явлений природы, воспитывают бережное отношение к ней.

  На уроках русского языка я сочетаю различные виды тренировочных работ. Изучив с учащимися теоретический материал, тут же переходим к его  закреплению. Затем пишем обучающие диктанты – комментированные, объяснительные, выборочные.

Много внимания уделяю работе учащихся над упражнениями из учебника. Приступая к письму, дети определяют, на какое правило дается в учебнике то или иное упражнение, чему они должны научиться, выполняя соответствующее задание учебника. Некоторые упражнения ребята выполняют самостоятельно по вариантам с взаимопроверкой.

В течение четырех лет младший школьник должен изучить достаточное количество слов, в которых безударная гласная не проверяется. Я много времени уделяю различным аспектам словарной работы. Учащиеся с удовольствием совершают « путешествие» в мир слов. Словарные слова группирую по темам: « Животные», « Овощи», « Птицы», « Школьные принадлежности». Предлагаю пользоваться не только словарем в учебнике русского языка, но и другими словарями, например, орфографическим словарем, толковым словарем. Провожу словарные диктанты, картинные диктанты, пишу словарные слова с пропущенными буквами на доске, раздаю карточки с такими словами, загадываю загадки, а дети пишут отгадки – словарные слова, в которых ставят ударение и подчеркивают «опасное» место.

1. Птичка – невеличка,

    Ножки имеет,

    А ходить не умеет.

    Хочет сделать шажок –

    Получается прыжок.

( Воробей)

2. Любопытный красный нос

 По макушку в землю врос.

 Лишь торчат на грядке

  Зеленые пятки.

( Морковь)

3.С хозяином дружит,

   Дом сторожит,

   Живет под крылечком,

   А хвост колечком.

( Собака )

А также предлагаю детям вспомнить изученные слова и записать самостоятельно.

Для закрепления пройденного материала использую карточки с индивидуальными заданиями, игры, тесты.

1.Игра «Кто секреты отгадает?»

На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог: м… рчиковь, в… сугрона, п… лькето, т… ширелка, п…лосуда ( морковь, ворона, пальто, тарелка, посуда).

- Спишите « расколдованные» слова, вставляя пропущенные буквы, и посчитайте количество слогов в словах.

2. Тест.

Выбери слова, которые неправильно разделены для переноса:

Вариант  1.                                             Вариант  2.

Бель – ченок                                           Зе – ленный

Мал – ьчик                                              Зверьк – и

Игра – ют                                                 И – ра

Капи – тан                                                Лужай – ка

Мо – йте                                                    Русс – кий

Знакомлю  учащихся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки. Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками и на уроках труда, рисования. На уроках русского языка пословицы и поговорки я использую при изучении нового материала, при закреплении правил. При изучении безударных гласных в корне слов были

использованы такие пословицы и поговорки:  

Смелость города берет.

На хороший цветок и пчела летит.

Вода на лугу – сено в стогу.

На уроках математики я применяю диктанты с самыми разнообразными заданиями, способствующими расширению кругозора учащихся, использую игровые моменты на устном счете, стараюсь научить детей бегло вычислять, Развиваю у них смекалку.

Детям нравятся задачи в стихах, задачи на смекалку.

  1. Сивуч – секач говорил, рассуждая:

- Семейка моя совсем небольшая, -

Я, да семь жен, да шестеро деток…

Сколько ж костюмов надо на лето?

  1. На ветвях украшенных

Снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Снегири на яблоню сели,  посмотри!

Прилетело весело их десятка три.

Тут, смотри, еще летят.

Их теперь уж пятьдесят.

Вы подумайте о том,

Сколько птиц прилетело потом.

Задачи на смекалку:

  1. Три девочки Мария, Катя и Иванка одеты в платья различных цветов

синее, желтое и белое. У Маши платье не белое. У Кати платье не белое и не желтое. Скажите, какого  цвета платье у каждой девочки.

Для решения я предлагаю детям составить таблицу:

синее

желтое

Белое

Мария

+

-

Катя

+

-

-

Иванка

+

  1. Два ученика договорились сесть в четвертый вагон электрички. Но один ученик сел в четвертый вагон от начала электрички, а другой в четвертый вагон от конца. В одном ли вагоне едут ученики, если всего в поезде 8 вагонов?

Большой интерес представляют логические задачи:

  1. В корзине 6 яблок. Как разделить их между тремя мальчиками, чтобы каждому досталось по два яблока, и чтобы  два яблока осталось в корзине? ( Один мальчик берет яблоки вместе с корзиной)
  2.  Лестница состоит из 9 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть как раз на середине лестницы? ( На пятую)

Детям очень нравятся задания на развитие внимания, игры, геометрические задачи, игры с палочками.

  1. Игра « Угадай – ка»

- Я задумала два числа из этого круга. Сложила их и получила 20. Какие числа я задумала? (11 и 9, 12 и 8, т. д.)

- Я задумала три числа. И сложив их, получила 20. Какие числа я задумала? (8, 7, 5; 9, 7, 4 и т. д )

2. Задание на развитие внимания.

Я в течение нескольких секунд показываю полоску с рисунками, учащиеся должны запомнить фигурки и нарисовать как можно точнее.

     3. Геометрическая задача.

Джек построил себе в лесу дом ( чертеж на ватмане ).

 

- Какие фигуры он использовал для строительства?

- Как все фигуры назовем одним словом?

-  Сколько четырехугольников в этой фигуре?

-  Из каких фигур они состоят?

Формированию осознанных знаний, прочных умений и навыков и самостоятельной практической деятельности учащихся способствуют самодельные таблицы по математике: схемы – опоры, индивидуальные карточки, перфокарты.

Свои уроки  в основном я строю так, что мое сообщение, объяснение нового опирается на собственные знания детей. На уроках, обучая решению задач, начинаю с иллюстрации условия, учу тем самым видеть в задаче главное. Затем перехожу на условные обозначения, после чего осторожно, не навязывая, учу главное обозначать кратко.

                                                                 

Было                                                                                                                                                    

                                       

Приехали  и                                                                                            

?

               

                                                   

Во время повторения и закрепления пройденного материала использую, например, такие таблицы:

   

Было -  и            

Отдала -

Осталось  - ?

На окошечки накладываю карточки с числами. Прошу детей составить задачу.

Очень любят дети разные перфокарты, в которых даны или краткая запись, или рисунок задачи, или просто примеры. Такие карточки – перфокарты я использую на уроках повторения и закрепления, где идет вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Задачам на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого уделяю большое значение.

Покажу на примерах.

  1. На полке лежало 8 книг. Когда туда положили несколько книг, стало 12 книг. Сколько книг положили на полку?

Составляем к данной задаче условие в такой форме:

8 книг + ? книг = 12 книг

Когда решаем задачу такого вида, повторяем, как найти неизвестное слагаемое: надо из суммы вычесть известное слагаемое.

12 – 8 = 4 ( кн ) – столько книг положили на полку.

Ответ: 4 книги.

  1. В люстре горело 5 лампочек. Когда выключили несколько лампочек, осталось гореть 2 лампочки. Сколько лампочек они выключили 5 лампочек?

5 лампочек - ? лампочек = 2 лампочки

Неизвестное вычитаемое. Чтобы найти его, надо из уменьшаемого вычесть разность: 5 – 2 = 3( лампочек выключили )

Предлагаю детям составить задачу по краткой записи:

1 п. – 20 кн.

2 п. - ? на 7 кн больше

20 + 7 = 27 (кн )

27 + 20 =47 (кн )

 Дети могут записать решение задачи выражением:

( 20 + 7 ) + 20 = 47 (кн )Ответ: 47 книг.

Особое место отвожу выбору наиболее рационального способа решения задач, преобразованию их и решению задач обратных данным.

На уроки «окружающего мира» во 2 классе дается всего лишь один час. Поэтому многие темы приходится объединять. Чтобы дети узнавали больше, но уставали меньше, я загадываю им загадки, даю кроссворды, совместно проводим опыты, ходим на экскурсии. Например, на уроке « Дикие и домашние животные. Комнатные растения» я использовала загадки, кроссворд.

Загадки:

У кого рога длиннее хвоста? ( Коза )

Хвост крючком,

Нос пятачком.

( Свинья )

Домовитая хозяйка

Пролетала над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

( Пчела )

Для закрепления знаний о животных я предлагаю разгадать кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

По горизонтали:

4. Животных, которых разводят люди, кормят их, строят для них жилища, заботятся о потомстве, называют…

5. По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан.

6. По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

8. С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык.

Не конь, а брыкается.

Доят, а не корова.

С пухом, а не птица,

Лыко дерет,

А лаптей не плетет.

9. Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

10. Четыре грязных копытца

Залезли прямо в корытце.

По вертикали:

  1. У порога плачет,

 Коготки прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет.

  1. Посреди двора

Стоит копна.

Спереди – вилы,

Сзади – метла.

  1. Он в мундире ярком,

Шпоры для красы.

Днем он – забияка,

Поутру – часы.

7. Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

8. Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

Все вместе взятые приемы активизации познавательной деятельности учащихся помогают мне воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день узнавать что-то новое.

При формировании детского коллектива добиваюсь доброжелательных и товарищеских отношений между детьми. Провожу познавательные тематические утренники о дружбе, о культуре поведения.

Еженедельно провожу классные часы. Стремлюсь прививать учащимся любовь к природе, животным.

В результате целенаправленной работы по данной теме я достигла повышения интереса учащихся, качества знаний, умений, навыков. Это видно по диаграммам:

 

 

 

 У многих учащихся появилось желание работать на уроке, узнавать что-то новое. Опытом своей работы делюсь с коллегами в рамках школы, даю открытые уроки.

   

 Список литературы:

  1. Горецкий В. Г. Литературное чтение.- Волгоград. 2003.
  2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- М., 1990.
  3. 1000 веселых загадок для детей.- М., 2005.
  4. Кульневич С. В., Лаконценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.- М., 2002.
  5. Журнал « Начальная школа», 1989-2002.
  6. Беденко М. В. Сборник текстовых задач по математике.- М., 2004.  

   

     

                 

     

     

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.

На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным с...

Активные формы и методы обучения

Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьнико...

Статья Проектная деятельность - инновационный поиск новых форм и методов обучения.

Статья:"Проектная деятельность - инновационный поиск новых форм и методов обучения." В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на резул...

Обобщение моего педагогического опыта "Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения"

Обобщение моего передового педагогического опыта «Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения»...

Доклад «Опыты, эксперименты – как активные методы обучения учащихся на уроках в начальной школе с точки зрения формирования УУД»

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает...

Формы и методы обучения ПДД в рамках дистанционного обучения

В настоящее время в связи с ограничительными мерами, связанными с профилактикой распространения коронавирусной инфекции, большинство детей не посещают образовательные организации, находятся дома и про...