Рабочая программа
рабочая программа на тему

Тимеркаева Ирина Алексевна

Подготовка детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_v_matematiku.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе «Введение в математику».

Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель — в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель — развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний детей. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения  игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Принципы:

последовательность

систематичность

личностно- ориентированный подход

Методы:

наглядный (показ ,иллюстрации, ребусы , шарады)

словесный (беседа, вопросы, художественное слово, загадки)

практический.

Основные задачи:

Развивающие: Развитие логического мышления ребёнка — (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивного мышления — (на геометрическом материале). Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные:  Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.

Воспитательные:  Воспитание у детей 6–7 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе, воспитание навыков речевого обоснования действий.

Ожидаемые результаты:

занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.

Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в сентябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.

В конце  руководитель дополнительного образования проводит опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе и полученных детьми знаний за время обучения.

В результате изучения ребёнок должен:

- оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру;

- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

- рассказывать о выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Предметное содержание

Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

 Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.

Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.

Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.

Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.

Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.

Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один).

 Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.

Знакомство с элементами арабских цифр.

Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями.

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов.

Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого.

Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.

Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.

 Различные виды классификаций геометрических фигур.

Элементы логического мышления. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций.

 Простейшие логические построения, закономерности из геометрических фигур.

Отношения соподчинения (полного включения) видового понятия в родовое.

Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д.

 Ориентация в пространстве с использованием себя, выбранного объекта в качестве точки отсчета.

 Чтение и составление плана пространства на основе замещения и моделирования, определение своего места на плане.

 Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составление рассказов по сюжетным картинкам.

Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу.

Моделирование новых геометрических фигур.

 В результате работы дети могут:

 называть числа от 1 до 10;

  • продолжить заданную закономерность;
  • производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
  • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
  • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
  • распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
  • объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;
  • составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
  • моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу;
  • обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
  • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.

Темы

Кол-во часов

1

Признаки предметов

3 часа

2

Отношения.

2 часа

3

Числа от 1 до 10.

5 часов

4

Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов.

3 часа

5

Последовательность чисел

8 часов

6

Величины и их измерение

5 часа

7

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание

5 часов

8

Элементы геометрии

2 часа

9

Элементы логического мышления

4 часа

10

Ознакомление с пространственными и временными отношениями

3 часа

11

Конструирование.

16 часов

Используемая литература

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –

№ 7.

2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.

Тематическое планирование по математике

2 занятия в неделю, 56 занятий.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1.

Образование числа первой пятерки; количество и счет; форма.

1

3.10

2.

Образование числа первой пятерки; количество и счет; форма. Число и цифра 2

1

5

3.

Сутки. Вчера. Сегодня. Завтра.

1

10

4.

Проверочная работа.

1

12

5.

Образование чисел 6,7; сопоставление множеств 1:1; сравнение 2-х предметов, отличающихся по длине и ширине, высоте и толщине

1

17

6.

Образование чисел 6,7; сопоставление множеств 1:1; сравнение 2-х предметов, отличающихся по длине и ширине, высоте и толщине

1

19

7.

Геометрические фигуры. Число и цифра 8.

1

24

8.

Идем в гости Треугольнику. Понятие о треугольнике; сравнение предметов по длине, ширине, высоте; классификация по одному свойству. Состав числа 9.

1

26

9.

Маленькие и большие.

Сравнение предметов

1

31

Число предметов, не зависящее от расстояний между ними; счет и отсчет в пределах 10; форма предмета.

1

2.11

10.

Тест « Подскажи-ка»

1

7

11

Что из чего, что для чего.

1

9

12

Кто в каком домике живет

1

14

13

Сравнение предметов по двум признакам

1

16

14

Сравнение предметов по двум признакам

1

21

15

Работа с карточками; количество и счет; анализ и синтез геометрических фигур на примере круга:

1

23

16

Счет в любом направлении; число предметов, не зависящее от формы, их расположения и размеров; сравнение предметов по длине, ширине, высоте, толщине.

1

28

17

Деловая игра «Что, где, когда?».

1

30

18

Дидактические игры; анализ схемы предмета; соотношение предметов в пространстве.

1

5.12

19

Порядковые числительные и счет до 10; сравнение предметов по длине,, ширине; форма предметов

1

7

20

Решение задач на увеличение, установление отношений между тремя предметами по величине.

1

12

21

Решение задач на уменьшение,взаимообратные отношения между числами в пределах 10

1

14

22

Последовательность чисел; формирование пространственного отношения; форма предмета; анализ формы плоскостной фигуры и ее частей.

1

19

23

Работа с дидактическим материалом; логические задачи; составление узора путем комбинирования цвета и формы; составление целого из частей.

1

21

24

Знакомство с квадратом и его свойствами; деление на 2,4 равные части; различение зеркально-изображенных цифровых знаков.

1

26

25

Работа с карточками; создание образов на основе схематических изображений; счет в прямом и обратном порядке.

1

28

26

Тест « Подскажи-ка»

1

9.01

27

Порядковый и обратный счет; анализ и синтез геометрических фигур; систематизирование множества отношением «меньше»

1

11

28

Игра «Незнайка на паровозике».

1

16

29

Порядковый счет;штриховка. Решение задач.

1

18

30

Игра «Путешествие на воздушном шаре с Незнайкой по Стране Геометрических Фигур».

1

23

31

Измерение жидких тел; решение задач.

1

25

32

Измерение объема сыпучих тел; порядковый счет; ориентировка на листе бумаги.

1

30

33

Работа с карточками; соотношение числовых фигур и цифр; порядковый счет.

1

1.02

34

Зависимость результата измерения от размера мерки; ориентировка на плоскости; воссоздание фигур силуэтов.

1

6

35

1

8

36

Счет и отсчет предметов; состав числа из двух меньших; зависимость результатов измерения от размера мерки

1

13

37

Преобразование фигур, букв из палочек; ориентировка в пространстве.

1

15

38

Состав числа из двух меньших; решение задач.

1

20

39

Структура задачи; ориентировка на листе бумаги; воссоздание фигур силуэтов.

1

22

40

Структура задачи; ориентировка на листе бумаги; воссоздание фигур силуэтов.

1

27

41

Игра «КВН». Счет в пределах 10; ориентировка по схеме, определение длины с помощью условной мерки геометрической фигуры.

1

1.03

42

Сравнение смежных чисел.

1

6

43

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, счетные палочки. Составление решение задачи, упорядочивание предметов по величине.

1

9

44

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, счетные палочки. Составление решение задачи, упорядочивание предметов по величине.

1

13

45

Счет до 20; составление по числовым данным задач.

1

15

46

Ориентировка на листе бумаги; сравнение величины предметов, решение задач.

1

20

47

Ориентировка на листе бумаги; сравнение величины предметов, решение задач.

1

22

48

Сравнение смежных чисел в пределах 10, решение задач на смекалку, ориентировка в мире логических понятий.

1

27

49

Измерение сыпучих тел, состав числа из двух меньших, решение задач на сложение и вычитание, ориентировка в ближайшем окружении.

1

29

50

Игра «Путешествие в страну математики».

1

3.04

51

Решение задач; приемы присчитывания и отсчитывания по1- 3; воспроизведение фигуры сложной формы по контурному образцу; форма предмета, размер.

1

5

52

Работа с карточками, объединение множеств как основа действия сложения, соотношение предметов одинакового цвета, но разной формы, состав из единиц числа 10.

1

10

53

Классификация предметов по свойствам, сложение и вычитание чисел.

1

12

54

Решение задачи – шутки, ориентировка во времени.

1

17

55

Математические задачи-шутки; решение примеров; ориентировка во времени; закрепление знаний о весенних месяцах; воссоздание животных из элементов игры «Танграм».

1

19

56

Математические задачи-шутки; решение примеров; ориентировка во времени; закрепление знаний о весенних месяцах; воссоздание животных из элементов игры «Танграм».

1

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...