Рабочая программа
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе «Введение в математику».
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель — в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель — развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний детей. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Принципы:
последовательность
систематичность
личностно- ориентированный подход
Методы:
наглядный (показ ,иллюстрации, ребусы , шарады)
словесный (беседа, вопросы, художественное слово, загадки)
практический.
Основные задачи:
Развивающие: Развитие логического мышления ребёнка — (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивного мышления — (на геометрическом материале). Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные: Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.
Воспитательные: Воспитание у детей 6–7 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе, воспитание навыков речевого обоснования действий.
Ожидаемые результаты:
занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в сентябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.
В конце руководитель дополнительного образования проводит опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе и полученных детьми знаний за время обучения.
В результате изучения ребёнок должен:
- оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру;
- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
- рассказывать о выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
Предметное содержание
Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.
Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.
Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.
Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.
Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.
Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один).
Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.
Знакомство с элементами арабских цифр.
Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов.
Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого.
Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.
Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
Различные виды классификаций геометрических фигур.
Элементы логического мышления. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций.
Простейшие логические построения, закономерности из геометрических фигур.
Отношения соподчинения (полного включения) видового понятия в родовое.
Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д.
Ориентация в пространстве с использованием себя, выбранного объекта в качестве точки отсчета.
Чтение и составление плана пространства на основе замещения и моделирования, определение своего места на плане.
Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составление рассказов по сюжетным картинкам.
Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу.
Моделирование новых геометрических фигур.
В результате работы дети могут:
называть числа от 1 до 10;
- продолжить заданную закономерность;
- производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
- распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;
- составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.
№ | Темы | Кол-во часов |
1 | Признаки предметов | 3 часа |
2 | Отношения. | 2 часа |
3 | Числа от 1 до 10. | 5 часов |
4 | Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. | 3 часа |
5 | Последовательность чисел | 8 часов |
6 | Величины и их измерение | 5 часа |
7 | Простые арифметические задачи на сложение и вычитание | 5 часов |
8 | Элементы геометрии | 2 часа |
9 | Элементы логического мышления | 4 часа |
10 | Ознакомление с пространственными и временными отношениями | 3 часа |
11 | Конструирование. | 16 часов |
Используемая литература
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –
№ 7.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.
Тематическое планирование по математике
2 занятия в неделю, 56 занятий.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1. | Образование числа первой пятерки; количество и счет; форма. | 1 | 3.10 | |
2. | Образование числа первой пятерки; количество и счет; форма. Число и цифра 2 | 1 | 5 | |
3. | Сутки. Вчера. Сегодня. Завтра. | 1 | 10 | |
4. | Проверочная работа. | 1 | 12 | |
5. | Образование чисел 6,7; сопоставление множеств 1:1; сравнение 2-х предметов, отличающихся по длине и ширине, высоте и толщине | 1 | 17 | |
6. | Образование чисел 6,7; сопоставление множеств 1:1; сравнение 2-х предметов, отличающихся по длине и ширине, высоте и толщине | 1 | 19 | |
7. | Геометрические фигуры. Число и цифра 8. | 1 | 24 | |
8. | Идем в гости Треугольнику. Понятие о треугольнике; сравнение предметов по длине, ширине, высоте; классификация по одному свойству. Состав числа 9. | 1 | 26 | |
9. | Маленькие и большие. Сравнение предметов | 1 | 31 | |
Число предметов, не зависящее от расстояний между ними; счет и отсчет в пределах 10; форма предмета. | 1 | 2.11 | ||
10. | Тест « Подскажи-ка» | 1 | 7 | |
11 | Что из чего, что для чего. | 1 | 9 | |
12 | Кто в каком домике живет | 1 | 14 | |
13 | Сравнение предметов по двум признакам | 1 | 16 | |
14 | Сравнение предметов по двум признакам | 1 | 21 | |
15 | Работа с карточками; количество и счет; анализ и синтез геометрических фигур на примере круга: | 1 | 23 | |
16 | Счет в любом направлении; число предметов, не зависящее от формы, их расположения и размеров; сравнение предметов по длине, ширине, высоте, толщине. | 1 | 28 | |
17 | Деловая игра «Что, где, когда?». | 1 | 30 | |
18 | Дидактические игры; анализ схемы предмета; соотношение предметов в пространстве. | 1 | 5.12 | |
19 | Порядковые числительные и счет до 10; сравнение предметов по длине,, ширине; форма предметов | 1 | 7 | |
20 | Решение задач на увеличение, установление отношений между тремя предметами по величине. | 1 | 12 | |
21 | Решение задач на уменьшение,взаимообратные отношения между числами в пределах 10 | 1 | 14 | |
22 | Последовательность чисел; формирование пространственного отношения; форма предмета; анализ формы плоскостной фигуры и ее частей. | 1 | 19 | |
23 | Работа с дидактическим материалом; логические задачи; составление узора путем комбинирования цвета и формы; составление целого из частей. | 1 | 21 | |
24 | Знакомство с квадратом и его свойствами; деление на 2,4 равные части; различение зеркально-изображенных цифровых знаков. | 1 | 26 | |
25 | Работа с карточками; создание образов на основе схематических изображений; счет в прямом и обратном порядке. | 1 | 28 | |
26 | Тест « Подскажи-ка» | 1 | 9.01 | |
27 | Порядковый и обратный счет; анализ и синтез геометрических фигур; систематизирование множества отношением «меньше» | 1 | 11 | |
28 | Игра «Незнайка на паровозике». | 1 | 16 | |
29 | Порядковый счет;штриховка. Решение задач. | 1 | 18 | |
30 | Игра «Путешествие на воздушном шаре с Незнайкой по Стране Геометрических Фигур». | 1 | 23 | |
31 | Измерение жидких тел; решение задач. | 1 | 25 | |
32 | Измерение объема сыпучих тел; порядковый счет; ориентировка на листе бумаги. | 1 | 30 | |
33 | Работа с карточками; соотношение числовых фигур и цифр; порядковый счет. | 1 | 1.02 | |
34 | Зависимость результата измерения от размера мерки; ориентировка на плоскости; воссоздание фигур силуэтов. | 1 | 6 | |
35 | 1 | 8 | ||
36 | Счет и отсчет предметов; состав числа из двух меньших; зависимость результатов измерения от размера мерки | 1 | 13 | |
37 | Преобразование фигур, букв из палочек; ориентировка в пространстве. | 1 | 15 | |
38 | Состав числа из двух меньших; решение задач. | 1 | 20 | |
39 | Структура задачи; ориентировка на листе бумаги; воссоздание фигур силуэтов. | 1 | 22 | |
40 | Структура задачи; ориентировка на листе бумаги; воссоздание фигур силуэтов. | 1 | 27 | |
41 | Игра «КВН». Счет в пределах 10; ориентировка по схеме, определение длины с помощью условной мерки геометрической фигуры. | 1 | 1.03 | |
42 | Сравнение смежных чисел. | 1 | 6 | |
43 | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, счетные палочки. Составление решение задачи, упорядочивание предметов по величине. | 1 | 9 | |
44 | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, счетные палочки. Составление решение задачи, упорядочивание предметов по величине. | 1 | 13 | |
45 | Счет до 20; составление по числовым данным задач. | 1 | 15 | |
46 | Ориентировка на листе бумаги; сравнение величины предметов, решение задач. | 1 | 20 | |
47 | Ориентировка на листе бумаги; сравнение величины предметов, решение задач. | 1 | 22 | |
48 | Сравнение смежных чисел в пределах 10, решение задач на смекалку, ориентировка в мире логических понятий. | 1 | 27 | |
49 | Измерение сыпучих тел, состав числа из двух меньших, решение задач на сложение и вычитание, ориентировка в ближайшем окружении. | 1 | 29 | |
50 | Игра «Путешествие в страну математики». | 1 | 3.04 | |
51 | Решение задач; приемы присчитывания и отсчитывания по1- 3; воспроизведение фигуры сложной формы по контурному образцу; форма предмета, размер. | 1 | 5 | |
52 | Работа с карточками, объединение множеств как основа действия сложения, соотношение предметов одинакового цвета, но разной формы, состав из единиц числа 10. | 1 | 10 | |
53 | Классификация предметов по свойствам, сложение и вычитание чисел. | 1 | 12 | |
54 | Решение задачи – шутки, ориентировка во времени. | 1 | 17 | |
55 | Математические задачи-шутки; решение примеров; ориентировка во времени; закрепление знаний о весенних месяцах; воссоздание животных из элементов игры «Танграм». | 1 | 19 | |
56 | Математические задачи-шутки; решение примеров; ориентировка во времени; закрепление знаний о весенних месяцах; воссоздание животных из элементов игры «Танграм». | 1 | 24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...