Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы.
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Пелипяк Ольга Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов. ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гирьянская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области

Рассмотрена                    Принята                                                      «Утверждаю»

на заседании ШМО        на заседании педагогического                  Приказ №___

учителей __                     совета школы                                              от _________ 20__ г

Протокол  №__                Протокол №__                                            Директор школы:    

от _________                    от __________                                             _________Денисова Л.И.                

                                                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

   

для 1-4 класса

Составитель: учитель

начальных классов

Пелипяк Ольга Николаевна.

                                                     

20__ – 20__ учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№273-ФЗ

Приказ МО и науки РФ от 14.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях»

Приказ МО и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9.03.2004г. № 1312

СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса)

Образовательная программа муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гирьянская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2020у.г.

Учебный план муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гирьянская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2020 у.

«Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13).

«Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

«О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).

на основании учебно-методических документов: на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение». 

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию. 

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

 Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

 

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; 
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; 
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

 

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

 

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;

— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;

—создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.

 

 

Программа

Литературное чтение. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: «Просвещение», 2011.

Учебник

Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Дидактические для учащихся

средства

Рабочая тетрадь. Литературное чтение. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

 

 

МЕСТО   КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

         Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель) и 92 часа в период обучения грамоте, во 2 – 4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

  1.  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  4. использование разных видов чтения ( изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  6. умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  7. умение работать с разными видами текстов,

Требования к уровню сформированности навыка чтения

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чтения – 25-30 слов в минуту

Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста – не меньше 40 слов в минуту

Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 60 слов в минуту

Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения – не меньше 80 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1 КЛАСС (34 ч) 

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Жили-были буквы (6 ч)

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Вводятся понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.

Сказки, загадки, небылицы (5 ч)

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

           Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие – «настроение автора».

Апрель, апрель! Звенит капель (4 ч)

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.

Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.

И в шутку и всерьез (5 ч)

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Воспроизведение текста по вопросам или по  картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится  понятие – «настроение  и чувства героя».

Я и мои друзья (7 ч)

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным,  В.  Берестовым,  А.  Барто,   С.   Маршаком,  Я.  Акимом, о  детях,  их  взаимоотношениях,  об  умении  общаться  друг с другом и со взрослыми.Вводятся  понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.

О братьях наших меньших (7 ч)

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой,  М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса,

К. Ушинского. Сравнение текстов разных жанров.

2 КЛАСС (136 ч, из них 2 ч - резервные) 

Самое великое чудо на свете (5 ч)

Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг.

Устное народное творчество (15 ч)

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считал ки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.

Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»). 

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...»,

А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

Русские писатели (14 ч)

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

О братьях наших меньших (12 ч)

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

Из детских журналов (9 ч)

1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».

Писатели детям (17 ч)

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли».«Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).

Я и мои друзья (10 ч)

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее». 

И в шутку и всерьез (14 ч)

1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».

Литература зарубежных стран (12 ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»). 

3 КЛАСС (136 Ч) 

Самое великое чудо на свете (5 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14 ч)

Русские народные песни. Докучные сказки.  Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк»).  

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (24 ч) 

А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»). 

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Н.А.Некрасов. («Славная осень!Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»). К.Д.Бальмонт.(«Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»). 

Литературные сказки (8 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушкапутешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»).

Были-небылицы (10 ч)

 М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон». 

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»). 

Люби живое (16 ч)

М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука», «В театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»).

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»). А.П.Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»). Н.Н.Носов («Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг детства»). 

По страницам детских журналов (8 ч)

«Мурзилка» и «Веселые картинки».Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»). Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»). Роман Сеф («Веселые стихи»).

Зарубежная литература (8 ч)

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).

4 КЛАСС (136 ч, 1 ч резервный) 

Былины. Летописи. Жития (12 ч) 

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (22 ч)

 П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики». 

Поэтическая тетрадь (12 ч)

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не ожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут надноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад». 


Виды деятельности обучающихся.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научнопознавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.  

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).  

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Тематическое распределение часов.

п/п  

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая  программа

по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Вводные уроки 

4

4

1

1

1

1

2

Жили-были буквы

7

7

7

-

-

-

3

Сказки, загадки, небылицы

7

7

7

-

-

-

4

Апрель, апрель. Звенит капель!

5

5

5

-

-

-

5

И в шутку и всерьез

6

6

6

-

-

-

6

Я и мои друзья

5

5

5

-

-

-

7

О братьях наших меньших 

5

5

5

-

-

-

8

Самое великое чудо на свете

12

12

-

4

4

-

9

Устное народное творчество

29

29

-

15

14

-

10

Люблю природу русскую. Осень

8

8

-

8

-

-

11

Русские писатели

38

38

-

14

24

-

12

О братьях наших меньших

12

12

-

12

-

-

13

Из детских журналов

17

17

-

9

8

-

14

Люблю природу русскую. Зима

9

9

-

9

-

-

15

Писатели детям

17

17

-

17

-

-

16

Я и мои друзья

10

10

-

10

-

-

17

Люблю природу русскую. Весна

9

9

-

9

-

-

18

И в шутку и всерьез

14

14

-

14

-

-

19

Литература зарубежных стран

35

35

-

12

8

15

20

Поэтическая тетрадь

56

56

-

-

31

25

21

Литературные сказки

24

24

-

-

8

16

22

Были – небылицы

10

10

-

-

10

-

23

Люби живое

16

16

-

-

16

-

24

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12

12

-

-

12

-

25

Летописи, былины, жития

11

11

-

-

-

11

26

Чудесный мир классики

22

22

-

-

-

22

27

Делу время – потехе сейчас

9

9

-

-

-

9

28

Страна детства

8

8

-

-

-

8

29

Природа и мы

12

12

-

-

-

12

30

Родина

8

8

-

-

-

8

31

Страна Фантазия

7

7

-

-

-

7

 

Резерв:

 

 

-

2

-

2

 

Итого:

448

448

40

136

136

136

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

 

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

УЧЕБНИКИ

Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Учебник. 1 класс. Часть 1, 2.

Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.Учебник. 2 класс. Часть 1, 2.

Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.Учебник. 3 класс. Часть 1, 2.

Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.Учебник. 4 класс. Часть 1, 2.

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ  

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс.

Календарно-тематическое планирование

по чтению в 1 классе (Обучение грамоте).

Раздел/тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н Ы Й                   П Е Р И О Д

1

 «Азбука» - первая учебная книга.

Правила поведения на уроке.

1

2

Речь устная и письменная. Предложение.

 Первые школьные впечатления.

Пословицы и поговорки об учении.

1

3

Слово и предложение.

 Пословицы о труде и трудолюбии.

1

4

Слог. Дикие и домашние животные.

 Забота о животных.

1

5

Ударение. Семья.

Взаимоотношения в дружной семье.

1

6

Звуки в окружающем мире и в речи.

Игры и забавы детей.

1

7

Звуки в словах. Природа родного края.

1

8

Слог-слияние.

Правила безопасного поведения в быту.

1

9-10

Повторение и обобщение пройденного материала..

2

11

Гласный звук [ а], буквы А, а.

Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.

1

12

Гласный звук [ а], буквы А, а.

1

13

Гласный звук [ о], буквы О, о.

1

14

Гласный звук [ о], буквы О, о.

1

15

Гласный звук [ и], буквы И, и.

Дружба и взаимоотношения между друзьями.

1

16

Гласный звук [ и], буквы И, и.

1

17

Гласный звук [ ы], буква ы.

Учение – это труд. Обязанности ученика.

1

18

Гласный звук [ ы], буква ы.

1

19

Гласный звук [ у], буквы У, у.

 Учение – путь к уменью.

Качества прилежного ученика.

1

20

Гласный звук [ у], буквы У, у.

 

1

Б У К В А Р Н Ы Й           П Е Р И О Д

21

Согласные звуки

[н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине.  

Труд на благо Родины.

1

22

Согласные звуки

[н], [н,], буквы Н, н.

1

23

Согласные звуки

[с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу.

Бережное отношение к природе.

1

24

Согласные звуки

[с], [с,], буквы С, с.

1

25

Согласные звуки

[к], [к,], буквы К, к.  Сельскохозяйственные работы.

Труженики села.

1

26

Согласные звуки

[к], [к,], буквы К, к.  

1

27

Согласные звуки

[т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках,

 рассказах и картинах художников.

1

28

Согласные звуки

[т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках,

рассказах и картинах художников.

1

29

Согласные звуки

[л], [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников.

 Правила поведения в гостях.

1

30

Согласные звуки

[л], [л,], буквы Л, л.

1

31

Согласные звуки

[р], [р,], буквы Р, р.  Уход за комнатными растениями.

1

32

Согласные звуки

[р], [р,], буквы Р, р.  

1

33

Согласные звуки

[в], [в,], буквы В, в.  Физкультура. Спортивные игры.

Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

1

34

Согласные звуки

[в], [в,], буквы В, в.  

1

35

Гласные буквы Е,е

1

36

Гласные буквы Е,е.

1

37

Согласные звуки

[п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей.

1

38

Согласные звуки

[п], [п,], буквы П, п

1

39

Согласные звуки

[м], [м,], буквы М, м. Москва – столица России.

1

40

Согласные звуки

[м], [м,], буквы М, м. Наша будущая профессия.

1

41

Согласные звуки

[з], [з,], буквы З, з. В зоопарке.

1

42

Согласные звуки

[з], [з,], буквы З, з. Игры и занятия детей.

1

43

Согласные звуки

 [б], [б,], буквы Б, б. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1

44

Согласные звуки

[б], [б,], буквы Б, б.

Сопоставление слогов  и слов с буквами б и п.

1

45

Согласные звуки

[д], [д,], буквы Д, д.  

Терпенье и труд все перетрут

1

46

Согласные звуки

[д], [д,], буквы Д, д.

  Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1

47

Гласные буквы Я, я. Маяк.

1

48

Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя.

1

49

Согласные звуки

[г], [г,], буквы Г, г.

 Не делай другим того, что себе не пожелаешь.  

1

50

Согласные звуки

[г], [г,], буквы Г, г.

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

1

51

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч.

Делу время, а потехе час.

1

52

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч.

 Делу время, а потехе час.

1

53

Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного.

Красна птица опереньем, а человек уменьем.

1

54

Буква ь – показатель мягкости

1

55

Буква ь – показатель мягкости согласного.

Досуг детей.

1

56

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

 Мало уметь читать, надо уметь думать.

1

57

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Машины – помощники человека.

1

58

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

1

59

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

Сопоставление звуков [ж] и [ш].

1

60

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое.

1

61

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое.

Загадки про природные явления.

1

62-63

Звук [ј,], буквы Й, й.

Жить – Родине служить.

1

64

Звук [ј,], буквы Й, й.

1

65

Согласные звуки

 [х], [х,], буквы Х, х.

 Без труда хлеб не родится никогда.

1

66

Согласные звуки

 [х], [х,], буквы Х, х.

Без труда хлеб не родится никогда.

1

67

Гласные буквы Ю, ю.

С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».

1

68

Гласные буквы Ю, ю.

Игры и игрушки детей.

1

69

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

Делу время, потехе час.

1

70

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

 Стихи С. Маршака для детей.

1

71

Гласный звук [э], буквы Э, э.

Как человек научился летать.

1

72

Гласный звук [э], буквы Э, э.

Стихи и рассказы про животных.

1

73

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ.

Русская народная сказка «По щучьему велению».

1

74

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ.

Загадки и стихи про овощи.

1

75

Согласные звуки

[ф], [ф,], буквы Ф, ф.

Играют волны, ветер свищет…

1

76

Согласные звуки

[ф], [ф,], буквы Ф, ф.

1

77

Мягкий и твердый разделительные знаки.

 Бог не в силе, а в правде.

1

78

Мягкий и твердый разделительные знаки.

1

79

Русский алфавит.

1

П О С Л Е Б У К В А Р Н Ы Й           П Е Р И О Д

80-81

Как хорошо уметь читать.

Е. Чарушин «Как мальчик Женя  научился говорить».

2

82

 К. Ушинский «Наше отечество».

 Анализ содержания текста.

1

83

 Пословицы и поговорки о Родине.

В. Крупин «Первоучители славянские».

История славянской азбуки.

1

84-85

В. Крупин «Первый букварь».

 Знакомство со старинной азбукой.

Создание азбуки.

2

86-87

А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг

2

88-89

Л.Н. Толстой Рассказы для детей.

Нравственный смысл поступка.

2

90-91

К.Д. Ушинский Рассказы для детей.

 Поучительные рассказы для детей.

2

92

К.И. Чуковский Телефон.

Инсценирование стихотворения.

1

Календарно-тематическое планирование

 по литературному чтению в 1 классе

Раздел/тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

Жили-были буквы.

1

Знакомство с новым учебником и его основными компонентами.

 В. Данько «Загадочные буквы». Понятия «автор», «писатель», «произведение». Сочинение двустиший о буквах.

1

2.

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». Понятие «действующие лица».

Деление текста на части, составление картинного плана.

1

3

4

С. Черный «Живая азбука»;

 Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». Чтение произведения по ролям.

Передача различных интонаций при чтении.

2

5  6

Г. Сапгир «Про медведя»,

 М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова

 «Кто как кричит?». Передача различных интонаций при чтении.

Игра «Подбери рифму».

2

7

С. Маршак

 «Автобус номер двадцать шесть». Анализ произведения: выявление его идейно-художеств. направленности.

1

8

Урок-обобщение

 «Жили-были буквы».

Иллюстрирование произведения. Знакомство с элементами книги.

1

Сказки, загадки, небылицы.

9

Е. Чарушин «Теремок».

Ответы на вопросы. Работа с текстом. Чтение диалога.

1

10

РНС «Рукавичка». Анализ текста, его воспроизведение по опорным словам и картинному плану.

1

11

Загадки, песенки. Особенности жанров. Отгадывание загадок с опорой на признаки предметов. Сочинение своих загадок.

1

12

Русские народные потешки.

 Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». Особенности жанров УНТ, различение и сравнение жанров.

1

13

Обобщение по разделу

«Узнай сказку».

1

Апрель, апрель, звенит капель!

14

А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…» Настроение стихотворения.

1

15

Т. Белозеров «Подснежники».

 С. Маршак «Апрель». Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру.

1

16

И. Токмакова «Ручей».

Е. Трутнева «Когда это бывает?» Определение настроения произведений. Сравнение.

1

17

Обобщение

по разделу

 «Апрель! Апрель! Звенит капель».

.

1

18

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки».

Я. Тайц «Волк».

 Г. Кружков «Ррры!» Особенности юмористических произведений. Чтение по ролям.

1

19

Н. Артюхова

«Саша-дразнилка». 

 Разбиение текста на части, составление плана, определение опорных слов для пересказа.

1

20

К. Чуковский «Федотка».

 О. Дриз «Привет». Анализ, оценка и передача интонацией настроений и чувств героев.

1

21

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

М. Пляцковский «Помощник». 

Чтение по ролям. Анализ и оценка чувств и настроений героев.

1

22

Обобщение

по разделу

 «И в шутку

   и всерьёз».

1

Я и мои друзья.

23

Ю. Ермолаева «Лучший друг».

Е. Благинина «Подарок».

 Анализ и оценка поступков героев.

1

24

В. Орлов

«Кто первый?».

С. Михалков «Бараны». Прогнозирование содержания произведения. Анализ и оценка поступков героев.

1

25

Р. Сеф «Совет».

В. Берестов «В магазине игрушек». Анализ и оценка поступков героев.

1

26

И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник».

Анализ и оценка поступков героев.

1

27

Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день». Анализ и оценка поступков героев.

1

28

М. Пляцковский

Д. Тихомиров.

Анализ и оценка поступков героев.

1

29

Обобщение по теме «Я и мои друзья».

1

О   БРАТЬЯХ   НАШИХ   МЕНЬШИХ

30

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». Выборочное чтение. Идейно-художестве анализ произведения. Составление вопросов.

1

31

В. Осеева «Собака яростно лаяла». Анализ и оценка поступков героев.

1

32

В. Осеева «Собака яростно лаяла». Пересказ текста по картинному плану.

1

33

И. Токмакова «Купите собаку». Анализ и оценка поступков героев.

1

34

С. Михалков «Важный совет». Анализ и оценка.

1

35

36

М. Пляцковский «Цап Царапыч»

 Г. Сапгир «Кошка». Различение жанров художественных произведений.

2

37

В. Берестов «Лягушата».

 Тексты художественный и научно-популярный: их особенности и различия.

1

38

39

Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». Различение жанров художественных произведений.

2

40

Обобщающий урок «О братьях наших меньших».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе Начальная школа 21 века

 Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), что полностью соответствует авторской программе Л. А. Ефросининой....

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную з...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний". Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...