рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе Начальная школа 21 века
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), что полностью соответствует авторской программе Л. А. Ефросининой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_3_kl_lit_chtenie_efrosinina.doc | 324 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету литературное чтение в 3 классе (УМК «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана
в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.),
на основе Примерной программы начального общего образования (2004 год),
авторской программы Л. А Ефросининой «Литературное чтение», напечатанной в Сборнике программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – М.: Вентана-Граф, 2009.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), что полностью соответствует авторской программе Л. А. Ефросининой.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
- Литературное чтение.. Ефросинина Л. А. Ч. 1, 2. 3 кл. Вентана-Граф, 2010,2011
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение. Р/т № 1 Ефросинина Л. А.Вентана-Граф , 2011
- Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. – М.: Вентана-Граф, 2009,2010
- Методическое пособие. Ефросинина Л. А. Вентана-Граф , 2009.
Форма итоговой аттестации обучающихся – тестирование.
В авторскую программу изменения не внесены. Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России. Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвеcти к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.
Следующее условие — овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов (С.В. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.
Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.
Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
В программе разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художественного произведения» разведены, каждый имеет свое содержание.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
• содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
3 КЛАСС
Содержание программы 3 класс (102 ч)
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении к Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой). Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные. Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания. Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений. Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реальных знаний.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль. Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа.
Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм. Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли. Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям. Творческая деятельность.
Навык чтения. Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Читательские умения:
• самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
• отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;
• самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности. Межпредметные связи:
• с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
• с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
• с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
• с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках. Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
Практическая часть составлена в соответствии с локальным актом школы.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||||||||
Объем текста для прочтения на оценку | - | 1/4 стр | 1/3 стр | 1/2 стр | ||||||||||||
Количество стихотвор. наизусть | 8-10 | 15 | 18 | 18 | ||||||||||||
Продолжительность чтения учащихся на уроке | 7-10 мин | 15 мин | 20-25 мин | 20-25 мин | ||||||||||||
Оценка за темп чтения | 5 | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | 2 |
1 полугодие (слов/мин) | 45 | 40 | 35 | 34 | 70 | 65 | 60 | 49 | 90 | 85 | 80 | 79 | ||||
2 полугодие (слов/мин) | 40 | 35 | 30 | 29 | 60 | 55 | 50 | 49 | 80 | 75 | 70 | 69 | 100 | 95 | 90 | 89 |
При проверке навыка чтения обязательно учитывать темп устной речи ребёнка, заикания, в данных случаях не снижать отметку за навык чтения.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 классов.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
- Читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя.
- Знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы.
- Выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть.
- Определять смысл событий и поступков героев; выражать своё отношение.
- Пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану.
- Самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам.
- Пользоваться библиотечным фондом.
- Отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности.
- Пользоваться справочной литературой.
Литературное чтение 3 кл
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Устное народное творчество. | Загадки. Какие бывают загадки. В. Даль «Старик-годовик». Какие бывают пословицы. | 1 | Урок изучающего чтения | Загадки, виды загадок. Пословица, темы пословиц, особенности построения. Общее понятие о скороговорке, особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении | Знать: – жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина; – особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; при-сказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом); – различия жанров. Уметь: – называть произведения и выделять их особенности; – определять тему и жанр произведения; | 02.09. | ||
2 | Дорогами сказок. Русская народная сказка. «Самое дорогое».Виды присказок. | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом. Определение главной мысли. Пересказ сказки | Присказка, зачин, концовка сказки. Выделение языковых средств художественной выразительности | 05.09. | |||
3. | Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую». Пересказ от имени героя. | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом. Определение главной мысли. Пересказ сказки | 07.09. | ||||
4 | Cказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович» (хр), «Дрозд Еремеевич» (хр) (слушание) | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение или слушание сказки. Выделение особенностей сказок с загадками. Наблюдение за развитием событий. Деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям | Сказки бытовые, волшебные и о животных. Литературные и авторские. | 09.09. | |||
5 | Сказки с загадками. Русские народные сказки. «Дочь-семилетка». Сравнение героев. | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание сказки. Герои сказки. Развитие событий и их последовательность. Деление сказки на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям. Обучение художественному пересказу | 12.09. | ||||
6 | Волшебные сказки. Русская народная сказка. «Царевич Нехитер-Немудер». Сравнение сказок. | 1 | Урок изучающего чтения | 14.09. | |||||
7 | Волшебные сказки. Русская народная сказка. «Царевич Нехитер-Немудер». Рассказывание сказки. | 1 | Урок изучающего чтения | 16.09.) | |||||
8 | Русская народная сказка. «Елена Премудрая» (хр)., «Умная внучка» (хр).Ненецкая «Хозяин ветров» (слушание) | 1 | контроль | Самостоятельное чтение или слушание сказки. Выделение особенностей сказок с загадками. Наблюдение за развитием событий. Деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям | 19.09. | ||||
9 | Скороговорки, потешки. Повторение: малые жанры фольклора. . | 1 | Урок изучающего чтения | Загадки, виды загадок. Пословица, темы пословиц, особенности построения. Общее понятие о скороговорке, особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении Повторение жанров фольклора. Самостоятельное чтение или слушание произведения. словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя | Былина, особенности былин. Понятия: былинный герой, сказитель. Сравнение былин | 21.09. | |||
10 | Проверь себя. Обобщение. Проверка навыка чтения. | 1 | Проверка навыка чтения по следующим параметрам: способ чтения, правильность, темп, понимание прочитанного. | 23.09. |
11 | Cлушание и работа с детскими книгами. Былины. «Добрыня и змея». Понятие о былине | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Осознание последовательности и смысла событий. Пересказ текста – называть и сравнивать героев (положительных и отрицательных); – определять главную мысль сказки; – делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды; – сравнивать сказки (былины) разных народов; – самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова; – характеризовать особенности речи сказителя; – использовать при чтении средства выразительности: | Выявление характера героя, его поступков и их мотивов | 26.09. | ||||||||||
12 | Былины «Алеша Попович»,»Добрыня и змея» «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула» | 1 | Обобщение по теме; выставка книг, работа с книгой (выходные данные, аннотация), выполнение заданий в учебнике и тетради. Связь произведений литературы с произведениями изобразительного искусства | Тематический контроль. Литературная викторина | Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | 28.09. | ||||||||||
13 | Обобщающий урок по теме «Былины» | 1 | 30.09. | |||||||||||||
14 | Басни (4 ч) | Эзоп. «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград». Сравнение басен Эзопа и Крылова. (наизусть №1) | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание басен. Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль). Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки. | Знать: – литературоведческие понятия: басня, мораль; – о структуре басни; – о художественных особенностях басни. Уметь: | Структура и художественные особенности басни (иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, 03.10. |
Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выразительное чтение | – правильно называть басни из круга детского чтения; – различать сказку и басню; – сравнивать героев басни; – выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова; – выразительно читать басни с листа и наизусть; – работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать | меткость языка, юмор). Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | |||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Эзоп «Ворон и лисица» (хр). И. Крылов «Ворона и лисица» (наизусть №2) | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание басни. Словарная работа. Выделение главной мысли. Формулирование личной оценки героев басни. Упражнение в выразительном чтении (выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям). Работа с внутритекстовой иллюстрацией | 05.10 | ||||||||||||||||||||||||||||
16 | И. А. Крылов «Петух и Жемчужное Зерно» (хр), «Волк и Ягненок» (хр). Олицетворение, мораль, вступление. | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание басни. Словарная работа. Выделение частей басни, главной мысли (морали). Выбор интонации для чтения диалога Волка и Ягненка. Упражнение в выразительном чтении | 07.10. | ||||||||||||||||||||||||||||
17 | Басни Эзопа(хр), И. А. Крылова(хр). А. Е. Измайлова(хр) Проверь себя. | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. выставка прочитанных книг. Работа с книгами басен. Конкурс чтецов | Тематический контроль. Конкурс чтецов басен | 10.10 | |||||||||||||||||||||||||||
18 | Произведения А. С. Пушкина. (9 ч) | А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…» Понятие об олицетворении, эпитете. (наизусть №3) | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта детей. Слушание. работа с текстом и текстовой иллюстрацией | Знать: – литературоведческие понятия: литер. сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм | Иметь пред-ставление об эпитетах, устойчивые эпитеты | 12.10 | |||||||||||||||||||||||||
Упражнения в выразительном чтении: определение задач чтения, наблюдение за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения | Уметь: – находить сходство и различие литературной и народной сказки (герои, структура, язык произведения); – ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста; – находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи | ||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой» (хр) (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Понятие о поэме. | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Связь произведений литературы с музыкой. Работа с текстом: чтение и деление на части, составление словесного плана. Словарная работа. Работа с текстовой иллюстрацией. Упражнение в выразительном чтении. Описание героев, их поведения, чувств | Поэма | 14.10. | |||||||||||||||||||||||||||
20-21 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев (наизусть №4) | 2 | Урок изучающего чтения | Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение с народной сказкой. Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев. Выразит. чтение | Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии) | 17.10 19.10 | |||||||||||||||||||||||||||
22-23 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе…», Э. Бабаев «Там лес и дол видений полон» | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание сказки. Словарная работа. Деление текста на части, составление плана. Выборочное выразительное чтение по частям. Вы-ставка книг «Сказки Пушкина». Работа с аппаратом книги, составление краткой аннотации к книге | 21.10 24.10 | ||||||||||||||||||||||||||||
24 | А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер». Сравнение стихотворений .(наизусть №5) | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение или слушание стихотворений. Сравнение стихотворений: автор, жанр, тема, заглавие. Упражнение в выразительном чтении | Выделение языковых средств художественной выразительности (олицетворение). Поиск олицетворений | 26.10 | |||||||||||||||||||||||||||
25 | А. С. Пушкин «Няне», К. Г. Паустовский «Сказки Пушкина» (наизусть №6) Проверь себя. Обобщение по разделу. | 1 | Проверочный урок Контроль | Обобщение по разделу. Литературная игра «Сказки Пушкина | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | 28.10 |
2 четверть | ||||||||||
26 | Стихи русских поэтов. Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет. (5 ч) | Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…» Сравнение стихотворений. (наизусть №7) | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта. Слушание стихотворения. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении | Уметь: – находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); – выразительно читать стихотворение; – давать оценку своему чтению | Выделение языковых средств художественной выразительности. Стихотворная строка. Строфа, рифма, ритм стиха | Учебник, с. 102–104, выучить наизусть стихотворение по выбору | 09.11 | |
27 | А. Майков «Осень». Упражнение в выразительном чтении. | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении. | Выбор книг в библиотеке по изучаемой теме, опираясь на данные обложки и титульного листа | Учебник, с. 104–105. Хрестоматия, с. 111–116, выразительное чтение наизусть понравившегося отрывка | 11.11 |
.
Сравнение стихотворений: строение, тема, содержание | ||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»Сравнение стихотворений. (наизусть №8) | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение. Сравнение текстов стихов А. Фета. Самостоятельная подготовка выразительного чтения одного из стихов, самооценка | Учебник, с. 106–107, выразительное чтение | 14.11 | ||||||||||||||||||||||||||
29 | И. Бунин «Листопад». Стихи русских поэтов Проверь себя. | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Выставка книг. Работа с книгой: тип книги, автор, заглавие. Оглавление, составление аннотации. Конкурс чтецов | Тематический контроль. Конкурс чтецов | Дополнительное чтение стихов русских поэтов о природе | 16.11 | |||||||||||||||||||||||||
30 | Произведения | Л. Н. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк». Сравнение сказки и басни. | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта. Самостоятельная | Знать: – произведения | Учебник, с. 109–110, пересказ сказки по плану | 18.11 | ||||||||||||||||||||||||
31 | Слушание. Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан». Определение вида сказки (волшебная, бытовая). | 1 | работа со сказкой: чтение, определение жанра, деление текста на части, составление плана, выбор пословицы, выражающей главную мысль сказки. Слушание басни. Сравнение жанров, выделение их особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Чтение по ролям | (в рамках программы). Уметь: – различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы; – работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания); – называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания; – понимать содержания литературного произведения, выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль; – делить текст на | 21.11 | |||||||||||||||||||||||||||
32 | Л. Н. Толстой. рассказы. «Зайцы», «Лебеди» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение. Работа с текстом: выявление сходства и различия. Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Выделение | Учебник, с. 112–113, пересказ | 23.11 | ||||||||||||||||||||||||||
в научно-познавательном тексте фактов и их описание | композиционные части; – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое мнение; – рассказывать и пересказывать по готовому плану; – уметь представлять прочитанную книгу; – работать с книгами-справочниками (словарями, энциклопедиями) | |||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Л. Н. Толстой «Прыжок» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Определение жанра, темы, главной мысли произведения. Выражение личного отношения к героям произведения, аргументация позиции с привлечением текста произведения. | Учебник, с. 113–115, пересказ | 25.11. | ||||||||||||||||||||||||||
34 | Л. Н. Толстой «Как боролся русский богатырь». Былина. | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Обсуждение произведения: понимание переживаний героев, | Работа со справочно-энциклопедической литературой | Дополнительное чтение произведений Л. Толстого, составление | 28.11 | |||||||||||||||||||||||||
формулирование личной оценки героя, аргументация своего мнения. Определение главной мысли. Деление текста на части, составление плана. Выразительное чтение по частям | аннотации. Составление справки об авторе | |||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Л. Н. Толстой «Ореховая ветка». А. Сергиенко «Как Толстой рассказывал сказку об огурцах». | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Работа с книгами | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Хрестоматия, с. 78–90, само-стоятельное чтение по выбору | 30.11 | |||||||||||||||||||||||||
36 | Произведения Л. Н. Толстого. Обобщение по разделу. Проверь себя. | 1 | 02.12. | |||||||||||||||||||||||||||||
37 38. | Произведения | Н. Некрасов «Крестьянские дети» Н. Некрасов «Мужичок с ноготок». К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок» (наизусть №9) | 1 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения. Введение понятия лирический герой, поиск слов, выражений, показывающих отношение автора к герою (выборочное чтение). Упражнение в выразительном чтении | Знать: – имя, отчество и фамилию поэта; | Учебник, с. 122, выразительное чтение отрывка наизусть | 05.12 07.12. | ||||||||||||||||||||||||
– произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы); – понятие лирический герой сказочный и реальный. Уметь: – находить справку о поэте в книгах-справочниках; – использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения; – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения; – читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию; – выражать свое отношение к прочитанному; | ||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | Н. Некрасов «Славная осень», . К. И. Чуковский «Зеленый шум» (наизусть №10) | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение, работа над стихотворением «Славная осень». Слушание стихотворения «Зеленый шум» и статьи К. И. Чуковского. Работа над содержанием | Выделение языковых средств художественной выразительности (сравнения, звукопись). Поиск сравнений в тексте стихотворения | Учебник, с. 124–126, наизусть (по выбору) | 09.12. | |||||||||||||||||||||||||
40 | Н. Некрасов «Мороз воевода». Создание словесного образа Воеводы. (наизусть №11) | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Создание словесного образа Мороза-воеводы. Упражнение в выразительном чтении песни Мороза | Учебник., с. 127–129, выразительное чтение | 12.12. |
41 42 | Н. Некрасов «Перед дождём», «Саша». Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова» Проверь себя. Обобщение по разделу. | 1 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Работа с книгами Н. Некрасова. Составление справки об авторе | – работать с аппаратом книг стихов Н. А. Некрасова | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Работа со справочно-энциклопедической литературой | Хрестоматия, с. 124–126, выразительное чтение; тетрадь № 1, с. 53 | 14.12. 16.12. | ||||||||
43 | Произведения (4 ч) | А. П. Чехов «Степь». Описание луны, грозы, ветра, дождя. | 1 | Урок изучающего чтения | Введение в круг чтения произведений А. П. Чехова. Слушание. Определение жанра рассказа, выборочное чтение (выбор описания в тексте), деление текста на части, составление плана. Самостоятельная подготовка выразительного чтения любой части. Обучение художественному пересказу. | Знать: – имя, отчество и фамилию писателя; – произведения А. П. Чехова (в рамках программы). Уметь: – сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование; – находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа; – понимать главную мысль, | 19.12. | ||||||||||
44 | А. П. Чехов «Ванька» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Определение жанра. Словарная работа. Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка. Выборочное чтение: поиск описания героя, отношения автора к герою произведения | Учебник, с. 140–146, составление рас-сказа о Ваньке по готовому плану | 21.12. | |||||||||||
45 | Слушание рассказа Л. Андреева «Кусака». Предисловие и послесловие. | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание, выявление главной мысли, комментирование заглавия. Определение жанра рассказа. Аналитическое чтение по частям: образы героев, отношение автора к героям. Подготовка собственных высказываний по заданным темам | объяснять заглавия (заглавие-жанр, заглавие-имя героя, заглавие-главная мысль); – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному; – передавать краткое содержание изученного произведения и пересказывать текст, сохраняя его художественные особенности; – читать выразительно подготовленное произведение или эпизод; – пользоваться предисловием и послесловием в книгах | Промежуточный контроль техники чтения | Учебник, с. 133–139, составить план. Краткий пере-сказ по плану | 23.12. | |||||||||
46 | Обобщение по разделу. Проверь себя. | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Рассказы детей об | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Хрестоматия, с. 132–140, чтение, выполнение заданий в тетради | 26.12. | ||||||||||
47 | Сказки зарубежных писателей. (4ч) | Ш. Перро «Подарки Феи». Сравнение отечественных и зарубежных сказок. | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание, выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Характеристика героев, данная автором (выборочное чтение). Деление текста на части, составление плана | Знать: – имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы). Уметь: – различать сказки народные и литературные; – определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора | Учебник, с. 148–151, рассказ о фее по плану | 28/12/ |
.
3 четверть | ||||||||||
48 | И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение сказки. Выявление особенностей сказки. Выборочное чтение: описание земли, трав, волн, Солнечного луча. Выразительное чтение по ролям отрывка. Деление текста на части по готовому плану | к героям и выражать свое отношение к ним; – передавать сюжет сказки, находить его части; – сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей | Хрестоматия, с. 236–247, чтение, выполнение заданий в тетради | ||||
49 | «В мире сказок». Сказки Г. Х. Андерсена «Снеговик» и бр. Гримм «Умная дочь крестьянская». | 1 | Проверочный урок | Хрестоматия, с. 226–236, чтение, | ||||||
50. | Обобщение по разделу. Проверь себя. | 1 | Обобщение по разделу. Выставка книг, работа с книгой. Литературная игра | Тематический контроль. | выполнение заданий в тетради | |||||
51 | Стихи русских поэтов. (6 ч) | И. Никитин «Русь».Языковые средства. | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Определение | Знать: – имена русских поэтов и их произведения; | Выделение языковых средств | Учебник, с. 4–7, выразительное чтение |
темы и содержания стихотворения. Деление на части, выразительное чтение, подготовленной части | – понятия: тон, темп, ритм стихотворения. Уметь: – выделять языковые средства художественной выразительности; – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора); – самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения; – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть) | художественной выразительности | ||||||||
52 | И. Никитин «Утро». Описание картин природы. И. Никитин «Помню я, бывало, няня». | 1 | Урок изучающего чтения | Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Выразительное чтение стихотворения | Работа над логическим ударением, выделение слов, на которые падает логическое ударение | Хрестоматия, с. 9–12, выразительное чтение наизусть любой части | ||||
53 | И. Суриков «Детство». Олицетворение, сравнение, эпитеты. (наизусть №12) | 1 | Урок изучающего чтения | Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания | Учебник, с. 9–12, выразительное чтение наизусть любой части |
стихотворения. Деление текста на части по готовому плану, выделение описания картин, выразительное чтение по частям | ||||||||||
54 | С. Дрожжин «Привет», «Зимний день». Пейзаж в стихотворении. (наизусть №13) | 1 | Урок изучающего чтения | Чтение. Объяснение заглавия стихотворения. Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков. Подготовка к выразительному чтению. Справка об авторе | Учебник, с. 12–13, наизусть по выбору | |||||
55 | Стихи русских поэтов о Родине. Ф. Глинка «Москва». Сравнение стихов по темам, авторам. | 1 | Проверочный урок |
| Тематический контроль. | Хрестоматия, с. 127–128, выразительное чтение | ||||
56 | Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов» Творческая работа «Мой любимый поэт» | 1 | ||||||||
57. | Проверь себя. Обобщение. (наизусть №14) | 1 | Обобщение по разделу. Работа с книгами стихов русских поэтов. |
58-60 | Произведения Д. Н. Мамина-Сибиря-ка. (5 ч) | Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш» -Работа по содержанию. -План рассказа. -Художественный пересказ. | 3 | Урок изучающего чтения | Выявление читательского опыта детей. Справка об авторе. Слушание. Словарная работа. Определение жанра. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли, авторской позиции, построение сюжета. Озаглавливание частей. Аналитическое чтение по частям: обучение краткому пересказу. Работа над образом Тараса: портрет, особенности речи, поступки | Знать: – фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора; – произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров. Уметь: – работать с сюжетом и планом; – пересказывать по плану подробно и кратко; – рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста; – определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль; – читать вслух и про себя быстро и правильно (не менее | Учебник, с. 15–21, работа со словарем | ||||||||||||||||||||||
Учебник, с. 15–21, выразительное чтение диалога автора и Тараса | |||||||||||||||||||||||||||||
Учебник, с. 15–21, краткий пересказ | |||||||||||||||||||||||||||||
61 | Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех». Сравнение сказки с басней. | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Выявление авторской позиции, формулирование личной оценки. Повторное чтение по частям и озаглавливание. Работа над образами героев. Сравнение жанров: сказка, басня, рассказ | 60–70 слов в минуту); – читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение | Учебник, с. 21–30, выразительное чтение сказки | |||||||||||||||||||||||
Выполнение заданий в тетради | |||||||||||||||||||||||||||||
Учебник, с. 30–42, выразительное чтение последней части | |||||||||||||||||||||||||||||
62 | Рассказы Д. Мамина-Сибиряка Проверь себя. | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Выставка книг, представление выбранной книги, составление аннотации | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Дополнительное чтение из рекомендованного списка «Книги о животных» | |||||||||||||||||||||||
63 64 | Произведения А. Куприна. (4 ч) | А. Куприн «Синяя звезда». Выявление авторской позиции. А. Куприн «Барбос и Жулька». Описание героев рассказа. | 1 1 | Урок изучающего чтения | Введение в круг детского чтения произведения А. Куприна. Слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев | Знать: – произведения А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы). Уметь: – различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы; – делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану; – выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи; | Учебник, с. 43–49, подробный или краткий пересказ | ||||||||||||||||||||||
Творческая работа: рассказ от лица одного из героев | |||||||||||||||||||||||||||||
65 | А. Куприн «Ю-ю». Пересказ эпизода. | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Работа с текстом: комментирование заголовка, определение главной мысли, деление на части, чтение по частям и составление плана, выделение описания, рассуждения. Упражнение в выразительном чтении | – самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль); – выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам | Учебник, с. 49–59, рассказ о фиолетовом псе | |||||||||||||||||||||||
Хрестоматия, с. 140–155, выбрать и пересказать описание кошки | |||||||||||||||||||||||||||||
66 | Рассказы А. Куприна. Обобщение по разделу. Проверь себя. | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Выставка книг о животных: представление выбранной книги, составление аннотации. Составление устных рассказов-описаний животных | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Сочинение с элементами описания «Мой четвероногий друг» | |||||||||||||||||||||||
7 | Стихи С. Есенина. (5 ч) | Есенин. Стихи о Родине. Изобразительные средства языка. | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта. Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Упражнение в выразительном чтении | Знать: – стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения; – наизусть 2–3 стихотворения С. Есенина Уметь: – определять тему и содержание стихотворения (мысли и чувства автора); – находить языковые средства художественной выразительности; – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение | Выделение языковых средств художественной выразительности | Учебник, с. 61–62, выучить наизусть стихотворение по выбору | |||||||||||||||||||||
68 | С. Есенин. Стихи о природе: «Нивы сжаты, рощи голы», «Берёза». (наизусть №15) | 1 | Урок изучающего чтения | Чтение. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Сравнение стихов: темы, заглавия, содержания. выразительное чтение, работа над интонацией | Учебник, с. 63, выучить наизусть | ||||||||||||||||||||||||
69 | С. Есенин. «Бабушкины сказки». Сравнение со стих. Сурикова «Детство». | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта) Повторение: стихи русских поэтов И. Сурикова, И. Никитина, А. Пушкина о детстве. Выразительное чтение | Учебник, с. 64–65, выразительное чтение наизусть | ||||||||||||||||||||||||
70 | Стихи С. Есенина «Топи да болота», «Сыплет черёмуха снегом». (наизусть №16) | 1 | |||||||||||||||||||||||||||
71 | Обобщение по разделу. Проверь себя. | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Составление справки о поэте. Выставка книг, работа с аппаратом книги | Тематический контроль. Конкурс чтецов | Хрестоматия, с. 130–132, выразительное чтение | |||||||||||||||||||||||
72 – 73 | Произведения К. Г. Паустовского (7 ч) | К. Паустовский «Стальное колечко» -Деление на части, составление плана. -Образ Вари. | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание. Работа с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, со-ставление плана. Работа над образом Вари, отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовка выразительного чтения диалога Вари и бойца. Работа над жанром | Знать: – произведения К. Г. Паустовского разных жанров (в рамках программы). Уметь: – читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов в минуту про себя; – различать художественные и научно-познавательные рассказы; – различать рас-сказ-повествование, | Учебник, с. 66–74, подробный пересказ части «Поиск колечка» | ||||||||||||||||||||||
Краткий пере-сказ | |||||||||||||||||||||||||||||
Хрестоматия, с. 209–216, чтение | |||||||||||||||||||||||||||||
Слушание. Обсуждение, ответы на вопросы по содержанию текста. Комментирование заголовка. Деление текста на части, аналитическое чтение: выявление позиции автора, структура текста. Выделение описания летнего дня, грозы, переживаний Вани. Составление отзыва о прочитанном произведении | рассказ-описание, юмористический рассказ; – работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания); – самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план; – пересказывать по плану (подробно и кратко); – понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения; – выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках; | Учебник, с. 74–80, краткий пересказ Хрестоматия, с. 155–165, чтение, составление отзыва по плану | |||||||||||||||||||||||||||
74 | К. Паустовский. «Кот-ворюга». Творческая работа: рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь». | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение рас-сказа. Беседа по содержанию, объяснение заголовка. Определение главной | Учебник, с. 81–85, рас-сказ от имени кота |
мысли. Работа над жанром: юмористический рассказ. Самостоятельная работа над образом кота: внешний вид, поведение, отношение к людям. | – различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора); – работа с книгой (в том числе и со справочной книгой). | |||||||||||||||||||||
75 | К. Паустовский. «Какие бывают дожди».Научно-познавательный рассказ. | 1 | Урок изучающего чтения. | Самостоятельное чтение. Работа над жанром: научно-познавательный рассказ; сравнение рассказов «Заячьи лапы», «Какие бывают дожди» (чувства и отношение автора), выделение фактов и их описания. | Учебник. с. 85–87, найти описание, сделать иллюстрацию. | |||||||||||||||||
76 | Сказка К. Паустовского «Тёплый хлеб». Особенности сказки. | 1 | Проверочный урок. | Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой книг о животных и приро- | Тематический контроль. | Выбор книг на основе рекомендованного списка | Составление отзыва о прочитанной книге по плану. | |||||||||||||||
77 78 | Обобщение по теме. Проверь себя. Слушание рассказа В. Астафьева «Стрижонок Скрип». | 1 1 | де: рассматривание, сравнение художественного оформления, группировка по авторской принадлежности. Выбор книг для чтения | Самостоятельная работа | в библиотеке | |||||||||||||||||
79 | Произведения С. Маршака. (3 ч) | С. Маршак. «Урок родного языка». Языковые средства художественной выразительности. | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении | Знать: – и называть произведения С. Я. Маршака. Уметь: – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); | Выделение языковых средств художественной выразительности | Учебник, с. 88, наизусть | ||||||||||||||
80 | С. Маршак. «Ландыш». В. Субботин. «С Маршаком» (наизусть №17) | 1 | Урок изучающего чтения | Учебник, с. 89–90, наизусть | ||||||||||||||||||
81. | Произведения и книги С. Маршака. Аннотация «своей» книги. | 1 | – выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам); – давать оценку своему чтению | |||||||||||||||||||
82 | Рассказы Л. Пантелеева. (4 ч) Л. Пантелеев «Честное слово». Автор-рассказчик. Автор-герой рассказа. | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта детей. Слушание. Определение главной мысли произведения. Работа над образом героя. Деление текста на части, составление плана. Чтение по частям. Упражнение в выразительном чтении диалогов | Знать: – рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы); – понятия: автор-рассказчик, автор-герой произведения, фантастический рассказ, исторический рассказ. Уметь: – различать исторические и фантастические рассказы; – выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко; | |||||||||||||||||
83 | Л. Пантелеев «Камилл и учитель». Сюжет рассказа. | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Беседа по выявлению первичного | Учебник, с. 91–98, рас-сказ о герое | |||||||||||||||||
восприятия, словарная работа. Знакомство с жанром: исторический рассказ. Работа с сюжетным треугольником. Чтение по частям | – рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения; – определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения; – читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно; – составлять отзыв о прочитанном. | |||||||||||||||||||||
Краткий пересказ по плану | ||||||||||||||||||||||
84 | Л. Пантелеев. «Фенька», «Новенькая». Характеристика главных героев. | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Беседа по содержанию. Определение темы произведения, главной мысли. Работа над образом героя. Выделение особенностей рассказа: описание, юмор, волшебное в реальной жизни. Жанр: фантастический рассказ | Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | Хрестоматия, с. 165–189, чтение, составление отзыва | ||||||||||||||||
85 | Рассказы Л. Пантелеева. Обобщение по разделу. Проверь себя. | 1 | Проверочный урок | Обобщение по теме. Работа с книгами Л. Пантелеева. Составление отзыва о прочитанной книге | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Работа со справочной литературой: составление справки об авторе | ||||||||||||||||
86 – 87 | Произведения (4 ч) | С. Михалков «Аркадий Гайдар». А. Гайдар «Горячий камень» | 2 | Урок изучающего чтения | Чтение. Справка об авторе. Работа с сюжетом рассказа по сюжетно-композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана. Работа над образом Ивашки: выборочное чтение слов, показывающих отношение автора и высказывание своего отношения к герою. Сравнение героев рас-сказа | Знать: – произведения А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения. Уметь: – работать с сюжетом и планом; – определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и его героям; – рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения; – читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту; – читать выразительно подготовленный текст | Находить справку о писателе в книгах-справочниках | Учебник, с. 104–110, краткий пересказ по плану Подготовить справку о писателе | ||||||||||||||
88 89 | К. Паустовский «Об аркадии Петровиче Гайдаре». А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывок) Обобщение по разделу. Проверь себя. | 1 1 | Урок изучающего чтения | Представление книги. Чтение отрывка. знакомство с персонажами. Выразительное чтение диалогов. Знакомство с жанром: повесть | Знакомство с жанром: повесть. Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | Самостоятельное чтение. А. Гайдар «Тимур и его команда» |
90 | Произведения М. Пришвина. (5 ч) | М. Пришвин «Моя Родина». Научно-познавательный и художественные рассказы. (наизусть №18) | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта детей. Чтение. Тема произведения. Упражнение в выразительном чтении | Знать: – произведения М. Пришвина разных жанров. Уметь: – различать художественные и научно-познавательные рассказы; – находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний; – определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения; – уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного) | Жанр: очерк (небольшой документальный рассказ) | Учебник, с. 119–120, выучить наизусть последние два абзаца | ||
91 | М. Пришвин «Выскочка». Составление плана. | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное ознакомительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию. Аналитическое чтение по частям, составление плана. | Учебник, с. 126–129, рас-сказ о герое |
Работа над образами Вьюшки и Выскочки (внешний вид, повадки, отношение автора, высказывание своего мнения) | ||||||||||||||||||||||
92 | М. Пришвин «Жаркий час». В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Жанр: рассказ-описание. Выделение описания картин природы, поведение зайца в тексте. Отработка навыка выразительного чтения | Выбор книг по рекомендованному списку | Дополнительное чтение: «Писатели-натуралисты» | ||||||||||||||||
93 | Книги писателей-натуралистов Проверь себя. | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Выставка книг писателей-натуралистов: представление самостоятельно прочитанной книги. | тематический | Хрестоматия, с. 200–209, чтение и выполнение заданий в тетради | ||||||||||||||||
94 | Контрольный тест за год. | 1 | контрольный | Проверить ЗУН по лит чтению за 3 класс | итоговый | |||||||||||||||||
5-97 | Произведения зарубежных писателей. (8 ч) | Дж. Лондон «Волк». Характеристика главных героев. Составление плана. | 2 | Урок изучающего чтения | Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение (поиск и чтение описаний). Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета. Темы) произведений Дж. Лондона. А. Чехова, А. Куприна | Знать: – произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди). Уметь: – называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения; – сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей; – работать с текстом произведения (делить на смысловые части. Выделять эпизоды описаний героев и их поступков, составлять план); | Тематический контроль.. Самостоятельная работа | Работа со справочной литературой | Составление справки зарубежных писателей | |||||||||||||
Учебник, с. 133–148, выразительное чтение эпизода «Решение волка» | ||||||||||||||||||||||
98-99 | Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Кульминация. Составление плана. | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание. Чтение по частям и озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер) | Учебник, с. 149–157, со-ставление плана. Хрестоматия, с. 248–253, чтение и выполнение заданий в тетради | |||||||||||||||||
100 101 | Сравнение стихотворений Дж.. Чиарди с басней Крылова «Стрекоза и Муравей». Проверь себя. | 1 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Работа с книгами зарубежных писателей | – правильно, бегло и осознанно читать текст; – самостоятельно выбирать книгу по заданной теме; – уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного); – писать отзыв о прочитанной книге | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Работа со справочной литературой | Составление справки о зарубежных писателях | ||||||||||||||
102 | Библиотечный урок «Летнее чтение». Выбор книг по темам. | 1 | Обобщающий урок | Обобщающий | Чтение книг из рекомендованного списка «Летнее чтение» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению.1 класс.УМК Перспективная начальная школа.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по УМК Перспективная начальная школа содержит УУД....
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс (УМК Перспективная начальная школа)
Данная рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» для УМК "Перспективная начальная школа".Структура программы по литературному чтению включает ...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа по литературному чтению (1 класс) УМК "Перспективная начальная школа"
Данный материал содержит пояснительную записку и развёрнутый календарно-тематический план с УУД...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК Перспективная начальная школа
Соответствет ФГОС, Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК Перспективная начальная школа...
рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
представлена разработка авторской программы по литературному чтению для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"...