Эссе "Я - учитель"
статья
Предварительный просмотр:
Эссе «Я – учитель» на конкурс «Учитель года-2017»
Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель.
( А. Дистервег )
Каждый человек, взрослея, выбирает свой путь. Если человек идет по выбранному пути и счастлив, то он правильно определил его, если же этот путь ему в тягость, то человек всю жизнь, идя по нему, сожалеет о своем выборе. Мне кажется, что никакого удовольствия он не получит от своей работы, да и сделанная работа будет далека от идеала.
Как же я выбирала свой путь? По - моему, он сам меня выбрал. Я продолжаю династию учителей моей большой семьи, в которой почти каждый с детства знал, что будет учителем, потому что часто слышали разговоры о школе. Это мои тёти – Семёнова Валентина Дмитриевна (заслуженный учитель России), Аникина Мария Эммануиловна, Лысова Татьяна Николаевна, сестра – Люборец Татьяна Викторовна и самый главный человек, для меня, в этой семье мама – Шель Ирина Дмитриевна, которая проработала в школе 25 лет. Часто с подругами играли в школу, где я обязательно была учителем. Наверное, поэтому для меня не было проблем в выборе профессии. И вот, я – учитель.
В сентябре 2013 г. я познакомилась с моими первыми учениками, немного испуганными, маленькими, интересными, смешными. Они смотрели на меня и не знали, какая я, что от меня ждать? А я решила, что я для них не только учитель, но и вторая мама, и помощник, и друг, тогда они начнут мне доверять, слушать и понимать.
Высшее же профильное образование и высокий уровень владения преподаваемой дисциплиной – это само собой разумеющиеся вещи для учителя. Но немаловажную роль для меня – это выработка собственных педагогических принципов и подходов к образованию. Одно из важных умений - общаться с детьми, выявляя в каждом личность, способную реализоваться в социуме. Для достижения этой цели образовательный процесс должен быть направлен на действие, так как знания бессмысленны без практического применения. Как сказал Мефистофель Фаусту: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Знания нужны, но только через действие формируется их понимание, а также необходимые для человека навыки, умения, автоматизмы, мировоззрение, увеличивается творческий потенциал.
Учить детей учиться – важнейшая задача любого педагога. Главное для меня – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость в их деятельности и вселить уверенность в свои силы. Поэтому современное образование заключается не в заучивании информации, а в системе практических задач, через которые человек усваивает необходимые знания и вырабатывает соответствующие навыки.
Во-вторых, учитель должен уметь прощать и понимать. Это не значит дозволять все. Внешне можно и нужно быть строгим, но в глубине души надо прощать все даже самому «хулиганистому» ученику.
Современному учителю интересно формирование души ребенка. Каждому школьнику даны те или иные обстоятельства жизни: родители, материальная обеспеченность, интеллектуальные способности, склонность к сочувствию, лидерству и т.д. Только познав сущность ребенка, его душевное состояние, почувствовав его готовность идти на контакт, изучив его возможности и наметив его индивидуальную траекторию обучения и воспитания, учитель имеет право на выполнение своей миссии – вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми ему в самореализации в мире, который его окружает.
В-третьих, уметь беречь людей. Учеников надо беречь от грубости, злобы, равнодушия, безразличия ко всему, что происходит вокруг.
В-четвертых, считаю, что самое ценное качество педагога – это увлеченность.
Душевные крылья, которые возносят учителя над повседневностью, порой никому не видны, и внешне человек выглядит совершенно обыкновенным. Но в нас есть что-то детское, и мы ведем себя иногда почти как дети. Увлеченный учитель – учитель, который получает удовольствие от своего дела и для которого вся школьная жизнь осветлена радостью творчества.
Какая же черта современного учителя должна быть преобладающей? Как ни банально это звучит, на мой взгляд, - это любовь к детям, к детям, со всеми их недостатками и достоинствами. Учитель должен не «сюсюкать», не жалеть, иногда быть жестким и требовательным, может быть «вредной занудой», но обязательно любить и быть готовым в любой момент прийти на помощь в сложной ситуации. Только в этом случае учитель увидит в глазах детей уважение, прочтет в них осознание, что для Вас, как педагога, просто не существует другой профессии, другого образа жизни.
Таким образом, пытаясь размышлять над миссией учителя, я пришла к выводу: «Учитель – это призвание, учительство – это служение, а не работа». Поэтому учитель должен работать не ради заработка, не для выживания или пропитания, а для исполнения своей миссии на Земле. Идеальный учитель – это такой, для которого учительство – смысл жизни. Его высшая корысть – быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен. Это альтруизм в абсолютном значении…
Я опускаю в своих рассуждениях и размышлениях необходимость материальной базы, о которой должно заботиться государство, а значит – министерство образования, его низшие подразделения, в том числе управление образования города, а также гражданское общество. Современный учитель понимает, что он не вставит ученику свои мозги и не проживет за ученика его жизнь, а потому доблесть учителя – сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям (и невзгодам, и славе, и удаче). Именно это, а не сумма знаний, является квинтэссенцией Учителя. Педагог пробуждает в ребенке ученика, а потом растит из него собеседника.
Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Кто-то из моих учеников станет известным писателем, кто-то будет отличным отцом или матерью, а кто-то станет просто добрым и отзывчивым человеком. И очень надеюсь: среди них будут и учителя!
Став учителем, я часто задаюсь вопросами: «Каким должен быть современный педагог? В чем моя миссия в современном мире?». Несомненно, он должен глубоко знать свой предмет, обладать грамотной речью, грамотным письмом, культурой коммуникации. Но, на мой взгляд, в первую очередь – учитель должен быть человеком, идущим в ногу со временем. Меняется мир, меняются дети, а значит должны меняться и технологии обучения. Например, совсем недавно владение ИКТ не входило в компетенции учителя, а сейчас это качество просто необходимо. Главной задачей учителя, я считаю, не просто научить, а научить учиться. В связи с новым образовательным стандартом, учитель должен научить учиться самостоятельно. Известно, что умение самостоятельно добывать знания формируются в процессе самой деятельности. Поэтому на своих уроках я много времени отвожу самостоятельной работе, а ученики часто бывают в роли исследователей. Кроме того, чтобы ребенок захотел что-то узнать и чему-то научиться, он должен отчетливо понимать значимость учебной деятельности, знать, где эти знания могут быть полезны в жизни. Учение – это великий тяжелый умственный труд, постоянные усилия – понять, запомнить, научиться решать, усвоить….. И этот труд должен быть радостным! Совсем не обязательно, чтобы каждый урок был занимательным и развлекательным. Необходимо, чтобы ребенок видел свой рост, движение в постижении трудного – вот в чем радость! А как радуюсь я за своих учеников! Мне важно разбудить мысль ребенка, дать ему возможность гордиться собой. Миссия педагога еще и в постоянном поиске новых идей, новых способов и приемов, новых технологий. Учитель сам должен быть гибким, мобильным человеком, умеющим подстраиваться под новые задачи общества, и умеющим предложить пути решения этих задач. Не так-то это просто быть Учителем. Многие думают: провёл урок, проверил тетради, выставил отметки в журнал, похвалил отличника, пожурил нерадивого – и ты уже учитель. Нет, всё намного глубже и серьёзнее. Но это мой сознательный выбор. Я строю свою жизнь так, чтобы достойно носить имя Учителя. И каждый мой день – это очередной шаг к этому высокому званию.
Современное образование... Сложный вопрос. Я считаю, что наши ученики испытывают колоссальные перегрузки. Согласитесь, сейчас до начала учебы в школе ребенок обязан знать буквы, счет. И с первого класса на бедного человечка, который еще держит в ранце любимую куклу (машинку) обрушивается Ниагарский водопад сложнейшей информации, которую нужно понять, запомнить и уметь применить на практике. Печально, на мой взгляд, но программы составлены таким образом, что информация идет лавиной, поэтому не все дети, имеющие разную подготовку, могут ее осмыслить и запомнить. Каждый день новое правило на каждом уроке. С первых школьных дней дети начинают делиться на успевающих и слабых. Без мамы трудно выполнить домашние задания. А мама приходит с работы, на нее наваливаются домашние дела. Или ей нет дела до своего ребенка. В одной из программ слышала, что в Дании первоклассники учат буквы... И только во втором классе начинают читать. Нет гонки. Нет истерик, слез, страха и ненависти. Учитель видит своих учеников.
В среднем звене все продолжается. Один из нас гуманитарий, другой - математик. Что говорить. Каждый учитель - мастер, но только в своей области. Поспорьте со мной: напишет ли историк тесты ЕГЭ по химии на четверку? А учитель географии - ЕГЭ по русскому. Нам же предлагают все выучить одинаково хорошо. Да, существует профильное обучение. Но не для всех школ. Теперь посмотрим с другой стороны. Учиться стало интереснее с приходом в школу Интернета. Любую информацию можно найти, нет нужды часами сидеть в читалке. Применение на уроках интерактивных методов весьма эффективно. А эти яркие презентации.... Все делает урок нагляднее, убедительнее. Материал усваивается быстрее, прочнее. С легкостью теперь можно подобрать обширные и разнообразные сведения, документы для многочисленных исследовательских работ. Но мы, загнанные в угол, стремясь выкроить свободное время для общения с друзьями, используем достижения науки .... одним словом, сплошные подсказки и плагиат. Говорят, даже на контрольной можно воспользоваться уже не шпорой, а помощью "удаленного помощника»
Современное образование... Сложный вопрос. Я считаю, что наши ученики испытывают колоссальные перегрузки. Согласитесь, сейчас до начала учебы в школе ребенок обязан знать буквы, счет. И с первого класса на бедного человечка, который еще держит в ранце любимую куклу (машинку) обрушивается Ниагарский водопад сложнейшей информации, которую нужно понять, запомнить и уметь применить на практике. Печально, на мой взгляд, но программы составлены таким образом, что информация идет лавиной, поэтому не все дети, имеющие разную подготовку, могут ее осмыслить и запомнить. Каждый день новое правило на каждом уроке. Без мамы трудно выполнить домашние задания. А мама приходит с работы, на нее наваливаются домашние дела. Или ей нет дела до своего ребенка. В одной из программ слышала, что в Дании первоклассники учат буквы... И только во втором классе начинают читать. Нет гонки. Нет истерик, слез, страха и ненависти. Учитель видит своих учеников.
Так что проблем в современном российском образовании достаточно. Я отметила, только то, что касается нашей школы и с чем я сталкиваюсь каждый день. Но есть и глобальные проблемы в образовании. Это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране и в нашем районе. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда. Закон об образовании — попытка решить ряд назревших проблем. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования. Государство должно не только стремиться сделать так, чтобы образование соответствовало международным стандартам, но и полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.
Я молодой учитель, а это значит, что мне ещё многое предстоит узнать, преодолеть на своем пути. В связи с тем, что в школа получила новые образовательные стандарты, учителям необходимо перестраивать свою работу, вместо передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику целью школьного образования становится развитие личности ученика, формирование умения учиться (результаты обучения не только предметные, но и метапредметные), необходимо овладеть инновационными технологиями, методиками, но мне не страшно, ведь со мною моя семья, мудрые коллеги - наставники и мои ученики, которые обязательно вырастут, разлетятся кто куда, но всегда будут помнить свою любимую школу и первого учителя. А я постараюсь, что бы так и было!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....
Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"
Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....
Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...
Учитель-друг, учитель-наставник.
"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...
Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
Представляю систему работы учителя – дефектолога с семьёй по развитию коммуникативных умений...
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...