Статья «Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-дефектолога, как условие повышения результативности коррекционной работы и лучшему усвоению учебного материала учащимися»
статья (3 класс)

Кузнецова Наталья Мироновна

о

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5be6cca120087.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-дефектолога, как условие повышения результативности коррекционной работы и лучшему усвоению учебного материала учащимися

        На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения все педагоги, в том числе учителя-дефектологи и учителя начальных классов.

        Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-дефектолога стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

        Задача учителя-дефектолога - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, то есть происходит интеграция логопедической работы и образовательно - воспитательного процесса.

        На коррекционных занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель начальных классов имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно. Учитель-дефектолог подсказывает учителю начальных классов, какие из них соответствуют произносительным возможностям того или иного школьника.

        Следовательно, этот тандем осуществляет контроль над правильной речью учащихся, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, дизартрией.

        Коррекционная работа в начальных классах нашего образовательного учреждения условно делится на четыре этапа: диагностический, подготовительный, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.

        Также поэтапно осуществляется и взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и учителя начальных классов.

Учитель - дефектолог и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:

  • учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на коррекционных занятиях, так и на уроках); - учет возрастных особенностей детей;
  • предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
  • осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
  • закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на коррекционных занятиях, так и на уроках;
  • придание обучению воспитывающего характера;
  • всестороннее развитие личности учащегося.

        Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению результативности коррекционной работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми.

        Мы в своей работе ищем новые подходы, идеи, формы и методы, которые были бы интересны школьникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

В этом учебном году мы совместно с учителями, которые работают в первых классах решили внедрить в свою работу дидактическое пособие - лэпбук.

 Что же такое лэпбук?

 Лэпбук (lapbook) –это сравнительно новое средство , представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко.

 В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая или интерактивная папка. Можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

 Родители обеспечивают поддержку:

  • организационную (экскурсии, походы)
  • техническую (фото, видео)
  • информационную (сбор информации для лэпбука)
  • мотивационную (поддерживание интереса,уверенности в успехе)

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

•включенность учителя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение школьников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

•открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Чем для нас стала привлекательна данная форма работы?

Во-первых,Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

       Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

       В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию.

       В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)

        Ну и в конце концов, это просто интересно.

        В результате данной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:

 -  умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

 - распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Преимущества использования Лэпбуков:

· ребенок самостоятельно собирает нужную информацию

· структурирует большой объем данных

· побуждает интерес у детей к познавательному развитию

· может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослых

·развивает креативность и творческое мышление

·простой способ запоминания

·объединяет учащихся для увлекательного и полезного занятия.

   Эффективно использовать Лэпбук можно
 как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной,
так и для самостоятельной работы.

   Из чего состоит лэпбук? Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.

    С чего начать? тема -  план -  макет -  оформление.

        Тема должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту), оригинальна.

    Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук 

  В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

  Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал школьников, но и развить их.

На наш взгляд, лэпбук –  это эффективная технология.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум:"Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая эффективному усвоению учебного материала".

Зачастую работа школьного логопеда сводится к работе с учащимися начальных классов. Конечно, и в средних, и в старших классах всегда найдутся учащиеся, кому нужна квалифицированная помощь коррек...

« Совершенствование и активизация методов и форм в построении учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения - основа усвоения программного материала» (муниципальный семинар учителей КРО)

Данная разработка содержит: план муниципального семинара, выступление учителя начальных классов «Методы обучения и воспитания детей с ЗПР. Особенности их применения в коррекционно-педагогическом ...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

"Дидактические игры в начальной школе как условие повышения эффективности усвоения учебного материала"

В работе рассматриваются особенности детей младшего школьного возраста, значение игр для детей данной категории. Классификация игр, дидактическая игра на уроках в начальных классах, структура и функци...

Педагогический проект "Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися" в начальной школе

Педагогический проект является поиском наиболее эффективных средств для реализации ФГОС в образовательном процессе. В проекте представлены возможности применения тестового контроля знаний при формиров...

Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...