занятие театральной студии
план-конспект занятия (1 класс) на тему

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие в театральной студии «Лучики детства».

Знакомство с театральным искусством.

  1. Орг. момент.

Рассаживайтесь, не стесняйтесь,

И друг другу улыбайтесь!

На шутку никогда не обижайтесь!

В жизни нужно быть серьезным,

Но человек без улыбки –

Что струны без скрипки,

Что море без чайки,

Что дом без хозяйки,

Что кот без хвоста.

Так пусть коты будут с хвостами,

А люди с улыбками.

Я предлагаю вам познакомиться и поиграть в такую игру: (игра на знакомство)

Вы все хором, дружно говорите мне свое имя, а я вам свое.

 

2. Объяснение нового материала.

А теперь, загадаю я вам ребятки загадку:

Столяр Джузеппе Сизый нос

Полено как-то  в дом принес.

Он начал что-то мастерить,

Полено стало говорить.

Кто в том полене говорил?

Кого Джузеппе мастерил?(Буратино)

- Ребята, вспомните, что Буратино искал в каморке Папы Карло?

(дверь)

- Включается загадочная музыка и учитель читает фрагмент сказки.

- А что же нашел Буратино за это дверью? ( кукольный театр)

- Вы уже знаете, что такое театр? Вы раньше в нем бывали?

- А в каком? Что вы там увидели?

- Закройте на миг глаза и представьте себе, что вы находитесь в театре, оглянитесь вокруг, послушайте звуки театра. Кто что увидел и услышал?

( Вас раздели в гардеробе, вы посмотрели в зеркало, поднялись по красивой лестнице и попали куда?) ( в зал)

- Вы увидели много-много мест. Кто в них будет сидеть? (зрители)

- А зрители – это кто? (это мы, люди)

Часть зала, в которой сидят зрители, называется зрительный зал.

Мы сели в кресла, и прямо перед нами находится сцена. Сцена – это такие специальные подмостки, на которых выступают актеры.

- А у сцены еще есть занавес. Если занавес закрыт, представление еще не началось или уже закончилось. Если занавес открыт – представление начинается.

- А кто работает и выступает на сцене? Как называют этих людей? (актеры)

- Работая на сцене, актеры должны помнить о правилах поведения: нельзя шуметь за кулисами. Как вы думаете, почему? ( шум мешает тем актерам, которые в этот момент играют на сцене, нужно уважать других людей; и быть внимательным, слушать действие спектакля, чтобы не пропустить свой выход.)

- А еще актерам надо помнить о технике безопасности. Надо быть осторожными, особенно на сцене, чтобы не оступиться, не упасть и не причинить другому вред.

- Прежде, чем играть на сцене, актеры много учатся, тренируются, и называется такое действие репетиции.

 

-Ребята, а вы хотели бы прямо сейчас попасть в театр и стать настоящими актерами?

 -Для этого вам нужно пройти через волшебную потайную дверь из каморки Папы Карло, но войти в эту дверь вы сможете только тогда, когда пройдете испытания. Вы к ним готовы?

3. Практическая часть занятия.

а) - Итак, настоящий актер должен уметь правильно двигаться на сцене.

Сейчас мы с вами немного потренируемся это делать.  

Мы выполним этюд, который называется «Кусочки льда.»  

-Представьте себе, что вы все кусочки льда. Заморозила вас зима. И каждый из вас застыл в своей позе. Постепенно приходит весна, и кусочки льда начинают оттаивать.

- Сейчас вы будете делать те движения, о которых я буду говорить.

- У тебя оттаял нос, правый мизинчик, рот, голова, рука, пятка, глаза, коленки, носочки, ноги.

- Солнце стало пригревать сильнее и наши кусочки льда быстро растаяли.

 А теперь мы поиграем в «Надутый шарик».  

-Праздник. Вы все воздушные шарики. Надуваемся сильнее и сильнее.

- Вдруг шарик лопнул, стал превращаться в маленькую резиновую тряпочку.

И последний этюд называется «Потерянный носок».

- Раннее утро, вы проснулись, посмотрели на будильник: «О, ужас, вы проспали», надеваете  носки, одного носка нет. Ищите, ищите потерянный носок, сердитесь. Наконец –то  носок найден. Вы ликуете!

б) Кроме умения правильно двигаться на сцене, актер должен уметь правильно говорить .

- Сейчас я предлагаю вам произнести всем известную фразу из сказки А.С.Пушкина «Жил старик со своею старухой у самого синего моря»

разными способами:

- шепотом;

- как робот;

- не выговаривая букву «р»;

- страшным голосом;

- как будто у вас набит рот кашей;

- как будто вы страшно замерзли;

- нараспев;

- очень быстро;

- очень громко;

- спеть.

-А теперь, ребята, усаживайтесь на ковер, рядом со мной.

 - Расскажу я вам ребята, откуда к нам пришел театр.

- Театр родился давным-давно, 26 столетий назад, в 5-м веке до нашей эры, в Древней Греции. После сбора винограда в честь бога Диониса ( покровителя веселья, виноградарства и виноделия устраивались праздники в течении 5 дней с песнями, танцами, играми.

(Танец «Сиртаки»). Из этих праздников и появились первые пьесы. Трагедии рассказывали о героях прошлого, о сильных людях и о их спорах с Богами. А в комедиях было много выдумки и веселья, шуток и юмора.

- В Древнегреческом театре все роли играли мужчины. И никакого грима не было, а были только маски.

(Достаю 3 маски)

- По маске можно было определить, какой герой – злой или добрый, веселый или грустный.(Показала маски и спросила: « Какая это маска по характеру?»

- По цвету костюма тоже можно было определить какого героя играли Древнегреческие актеры. Счастливые персонажи одевались в яркие цвета, трагические в темные.

в)-  Настоящий актер должен уметь правильно выбрать для своей роли костюм и парик, уметь пользоваться гримом.  

 - Место, где костюмы хранятся в театре называется костюмерная. В нашем театре она находится за кулисами.

- Вы молодцы, ребята, прошли все испытания, а теперь пришло время пройти через волшебную дверь и стать настоящими актерами.  

( Играет волшебная музыка и дети проходят через волшебную дверь.)

- Теперь вы настоящие актеры, поздравляю вас. Сейчас вы подниметесь на сцену, за кулисы, в костюмерную, наденете костюм и мы с вами будем играть спектакль. Не забудь соблюдать технику безопасности на сцене.

( Дети поднимаются на сцену, переодеваются в костюмы.)

- Актеры готовы?

- Ваша задача внимательно слушать текст, где я буду называть персонажей и их действия. Как только я назову вашего героя, вы выходите на сцену и выполняете действия и звуки того героя, которого вы изображаете.

- Итак, мы начинаем.(звонок, как в театре).

1. Был солнечный летний день. Ярко светило солнышко.( вышло солнышко и начало в разные стороны светить лучиками.)

 2.    Росла на поляне стройная березка.(вышла березка).

     Она шелестела листиками в знойный день и дарила всем жителям леса прохладу.( качает ветвями).

3.  А друзей у нее было много: вырос у ее корней грибок, чтобы звери лесные лечились в лесной аптеке. ( выходит мухомор и растет). Сначала он был совсем маленький, потом становился все больше и больше.

- Рада ему березка, машет ветвями.

4. Птицы любили посидеть на ее ветвях и спеть песенку.( ворона вылетает, кружится у березки, садится и поет песенку).

- Рада им березка, наклонила веточку.

5. Ежик любил пошуршать листочками под березкой и пофыркать своим маленьким носиком.( выбегает ежик, фыркает носиком, бегает вокруг березки.)

- Обрадовалась березка, помахала ежику веточками.

6. Вот и мышка-норушка пробежала, попищала да и вырыла норку под березкой – дом для своих деток.(Выбегает мышка, бежит мелкими шажками, пищит, роет норку под березкой.)

7. Вдруг, откуда ни возьмись лиса- всему свету краса – хитрая, лукавая идет, увидала мышку, мышка испугалась, запищала,  а лиса как бросится на нее, да чуть ее не сцапала. ( Выходит лиса, идет и красуется, мышка испугалась. запищала, лиса бросилась на мышку, и они убегают)

- Заволновалась березка, зашелестела листочками.

8. И даже мишка-медведь, косолапый увалень, как подойдет к березке. Так ревет: « Не тронь моя березка», ляжет под ней, развалится, лежит, отдыхает в тенечке, а потом встанет, да и пойдет себе дальше.( Выходит медведь, косолапит, ревет, ложится под Березко, встает и уходит)

- Жила березка, всем радость дарила.

9. Но вот однажды, налетел ветерок, подул, стал срывать листики с деревьев.

( ветерок выбегает, машет руками, кружится, воет)

10. Закружились листочки в хороводе, опустила березка свои веточки, начался листопад. ( листочки танцуют, кружатся.)

Это наступила осень.

-Наш спектакль окончен. Актеры, выходят на сцену.

- В конце спектакля делают поклон. Вот так. (показ),

- А теперь сами.

- А зрители благодарят актеров за прекрасно сыгранные роли и доставленное удовольствие. (аплодисменты)

- Уважаемые актеры, а теперь разоблачайтесь, снимайте свои костюмы и спускайтесь в зрительный зал.

4. Рефлексия:

- Ребята, какие новые слова, связанные с театром вы сегодня узнали? Я буду показывать рукой, а вы называть.

( сцена, кулиса, задник, зрительный зал,  костюмерная, актеры, зрители, репетиции,  поклон, аплодисменты.)

- Наше занятие подходит к концу, мне очень понравилось с вами работать и в память о нашем знакомстве я хочу подарить вам маски. Выберите себе ту, которая вам понравилась, по вашему настроению.

- Фото на память.  

 

 

 



Предварительный просмотр:

                  Занятие кружка кукольного театра.

Тема:   Путешествие в страну «Закулисье»

           

Цели:  1. Обучать театральной игре:

                - развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию, ориентацию в                                                          окружающей обстановке, смелость, находчивость.

             2. Обучать ритмопластике:

                 - развивать двигательные способности детей: ловкость, подвижность, гибкость, выносливость;

                 - развивать пластическую выразительность: ритмичность, быстроту реакции, координацию движений.

             3. Обучение кукловождению:

                - учить создавать пластические  этюды руки актера.

             4. Развивать сценическую речь:

              технику и культуру речи.

                - учить дыхательным упражнениям;

                - упражнениям для развития дикции, артикуляции.

              5. Воспитывать:

                - любовь к театру;

                - умение работать в коллективе, взаимодействуя друг с другом;

                - воспитывать уважение к труду других и бережное отношение к кукле.

Ход занятия:

Дети под музыку презентации «В мире много сказок» входят в зал.

Учитель: Ребята, сегодня у нас много гостей, у нас необычное занятие. Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь им и друг другу.

Превращается рука

То в котенка, то в щенка.

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень-очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант и все в порядке.

Сегодня мы с вами в гостях у перчаточных кукол.

Петрушка ( кукла на руке учителя):

- Здравствуйте, ребята! Я – перчаточная кукла. Меня можно носить вместо перчаток осенью и весной. Главное. Пальчики правильно вставить в патрончики. Нас в театре много таких. Мы ребят в гости поджидаем: кто к нам придет и нами управлять начнет?

 Учитель:

- Ребята, где мы можем увидеть перчаточных кукол? ( в кукольном театре, на сцене).

- Кто из вас был в кукольном театре?

- Что там делают ожившие куклы? (Они играют на сцене в спектакле).

- Как это понять «играют»?

( Они живут своей жизнью: работают, спят, кушают, переживают, как люди.)

-А кто помогает им оживать? (Актеры).

И происходит это таинственное оживление кукол в стране «Закулисье».

- Ребята. а как вы думаете. от какого слова произошло слово «Закулисье»? (кулиса).

- Что это такое?

(Это место в театре на сцене, которое скрыто от глаз зрителя. Там актер готовится к спектаклю, ожидает своего выхода на сцену, репетирует, выполняет различные упражнения, которые помогают ему в работе. Ничего этого зритель не видит. Он видит только чудо на сцене: оживших кукол, которые рассказывают разные истории.)

Учитель: -Ребята, я приглашаю вас в страну «Закулисье», чтобы оживить наших кукол.

Закройте глаза, скажите волшебные слова: «Крибле. крабле, бумс!», повернитесь вокруг себя и … мы в волшебной стране под названием «Закулисье».

- А вот и жители этой сказочной страны: сказочные герои. Послушайте их голоса и скажите: 1. Что это за герой? Из какого он произведения? Кто написал это произведение?

2. Какой характер у этого героя?

Звучит фонограмма голоса, после этого учитель показывает слайд с картинкой героя или книгу с его изображением.

Герои: 1. Крошка-енот.                     Голос – испуганный

                                                             Характер – упорный

             2. Красная шапочка.              Голос – веселый

                                                              Характер – добрый, беззаботный.

             3. Жаба из «Дюймовочки».   Голос – скрипучий. дребезжащий.

                                                               Характер – скверный.    

 

- Что помогло вам определить характер героя? ( Его голос).

- Ребята. а что нужно актеру, чтобы передать характер героя?

(Развитая сценическая речь).

- В этом нам помогут упражнения на развитие:

- дикции;

- артикуляции;

- мимики лица;

- дыхания;

- развитый диапазон речи;

- умение ставить логические ударения;

- умение владеть темпом речи.

Учитель: Начинаем нашу разминку и всех гостей приглашаем с нами поиграть.

                                 Разминка для язычка.

( Учитель говорит текст, показывает детям упражнение. Дети делают упражнение)

Утром рано все проснулись, и друг другу улыбнулись!

(Губы растянуты в улыбке, уголки рта вытянуты в противоположные стороны)

 За губами ровно вряд зубки белые стоят!  

(Губы напряжены в улыбке. Зубы обнажены)

А за ними, за зубами –язычок!

(«Хвастаемся» языком – просто показать язык.)

Мы загнем его в крючок!

(Кончик языка загибаем вверх, можно им поиграть).

Превратим язык в лепешку!

(Язык распластан на верхней губе).

И похлопаем немножко!

(Пя-пя-пя)

Превратим язык в иголку, пусть иголка будет колкой!

(«Колем острым язычком, как иголкой).

Язык трубочкой свернем, держим, держим, развернем!

(Язык в форме трубочки).

Чистим зубы языком, это просто и легко!

(Проводим языком по внутренней стороне верхнего, а затем и нижнего ряда.)

Превратим язык в «лошадку»,скачем по дорожке гладкой!

(Отщелкиваем языком, меняя темп).

Щеки воздухом надулись - хлоп! Ну, вот и все проснулись.

(Надуть щеки. Ударить ладошками по щекам- «разбудить щечные мышцы».)

                            Дыхательная гимнастика

                                Упражнение «Свеча»

   Представьте, что перед вами свеча.

1. Сейчас надо дышать так осторожно, чтобы свеча не погасла. Набираем в рот воздуха и начинаем осторожно его выдувать на воображаемую свечу, пока не выдуем весь воздух.

 2. Дуем резко, гасим свечу.

 

                 Голосовой тренинг вместе с движением.

Настройка:

1.Наклоны головы: влево, вправо, вперед, назад, медленно по кругу в разные стороны.

2. Настраиваем шею.        Нет шеи. ( спрятали голову в плечи)

                                         Есть шея. ( опустили плечи)

                                         Спасибо шее. (погладили шею).

3. Массаж.    Точечный: - брови (круговыми движениями)

                                          - третий глаз ( круговыми движениями)

                                          - крылья носа

                                          - точку под носом

                                          - точку на подбородке

                                          - «точилочка» (каждый палец руки разминаем  

                                            круговыми движениями)

                                          - трем руки

                                          - моем руки

                                          - брызгаем

                        Чешем:     - макушку ( ногтями)

                                          - затылок ( ногтями)

                                          - дергаем за волосы

                                          - спину соседа

                                          - лицо.

Упражнение «Теремок».

Руки делаем домиком над головой, в домик выглядываем.

Упражнение «Птичка».

Руки складываем за спиной. Чешем «клювиком» «крылышки».

Упражнения для расслабления мышц:

  1. «Сонная голова»

Закрыли глаза, представили, что наша голова стала легкая. Как воздушный шарик, вот она поплыла, поплыла…

  1. «Вибрационная трясучка»

Встали на пяточки и начинаем трястись всем телом. Расслаблено все: голова. ноги, руки. А нас трясет все сильнее и сильнее.

  1. «Мороженое».

Представьте себе. что вы мороженое-эскимо. Которое лежит в холодильнике, в морозильной камере. Вы – очень твердое тело.

Но вдруг холодильник сломался, и… мороженое начинает таять…

                                       

                                      Пробуждаем голос:

  1. Поем гимн солнцу.

Ми-мэ-ма-мо-му-ми. ( поем на «одной ступеньке»)

                                     ( поднимаемся по «ступенькам»)

  1. Пробка.

П-б, п-б, п-б.

  1. Пилим дрова. ( в парах)

Ждриль-ждрель, ждриль-ждрель.

  1. Японский язык.

Цы-це-ца-цо-цу-цы. (Диалог в парах. Один спрашивает, другой отвечает.)

  1. Голосовой прыжок.

( голос прыгает снизу вверх)

С травы на трап. С трапа на траву.

  1. Собачий лай.

Учитель говорит: «Приветствую вас, друзья!»

Дети отвечают собачьим лаем.

  1. Скакалка.

(Прыгают, как на скакалке и говорят слова.)

На скакалке я скачу, научиться я хочу

Так владеть дыханьем,

Чтобы звук держать оно могло бы.

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Кончу прыгать, сяду я.

Речь легко звучит моя.

  1. Болото.

До болота идти далеко.

До болота идти нелегко. (сидят и ногами крутят педали велосипеда)

Вот камень лежит на дороге.

Присядем и вытянем ноги. (вытягивают ноги)

На камень лягушки кладут узелок.

Хорошо бы у камня присесть на часок. ( ногами делают «ножницы»)

Но на ноги камень вскочил, ( вскакивают на ноги)

И за ноги их ухватил. ( хватают себя за ноги)

И они закричали от страха.

Это - че, это – ре, это – паха.

Черепаха! ( кричат)

  1. Зимний лес.  

Представьте себе зимний лес. В холодном прозрачном воздухе раздается звук пилы. (Дзань-дзынь. Дзань-дзынь)

( Дети показывают движения и говорят слова)

Разносится стук топора. (Тудуката-тадаката. Тудуката-тадаката)

По лесу идет лось. (Хыщь-хащь, хыщь-хащь)

За ним в поисках бежит браконьер.(Ух-ты! Ах-ты!)

В кустах сидит лесник, караулит браконьера и жует жевательную резинку. ( Вуч-вач! Чавк-чувк!)

                             Скороговорки.

Добр бобр для своих бобрят.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из текста испек спозаранку.

                        Пальчиковая гимнастика.

  1. Домик.

Дом стоит с трубой и крышей.

На балкон гулять я вышел.

     Ладони сложены домиком: кончики пальцев соприкасаются («крыша»), средний палец правой руки поднят вверх )»труба»), кончики мизинцев касаются друг друга, образуя прямую линию балкон («балкон»).

  1. Очки.

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

     Большие пальцы правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки. Колечки подносят к глазам.

  1. Флажок.

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

     Все пальцы вытянуты и сложены вместе, кроме большого, он опущен вниз. Тыльная сторона ладони обращена себе.

4.Ножницы.

   Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами.

Парикмахер мальчишке

Сделал стрижку.

  1. Птички.

Раз-два-три

Прилетели снегири.

     Кисти рук скрестили и машем ими снизу вверх в разные стороны.

  1. Цепочка.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

    Большой и указательный пальцы левой руки сложены в кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки.

   -  Ребята, кроме разминки для голоса, мы выполняли разминку для пальцев рук и для ног. Зачем?

   - На сцене зритель видит куклу, а актера – нет.

Ожить кукле помогают движение и голос.

Они передают характер куклы.

     А какие движения может делать кукла? Будем ее оживлять?

( каждый ученик берет свою куклу и показывает движения кукол)

-Здороваемся.

-Радуемся.

- Грустим.

- Плачем.

- Задумались.

- Идем.

- Быстро идем.

- Идем. Оборачиваемся.

- Бежим.

-Прыгаем.

- Иди сюда.

- Уходи.

- До свидания.

- Как вы думаете, ребята, получилось у нас оживить кукол?

- Тогда пусть они сыграют для зрителей сказку «Курочка Ряба».

Дети показывают сказку.

- Ребята, интересное у нас получилось путешествие?

- На следующем уроке мы с вами продолжим путешествие по стране Кукляндии.

           

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие театральной студии

Занятие, посвящено творческому развитию личности во внеурочное время...

Конспект по внеклассному занятию в театральной студии

Разработка внеклассного занятия в театральной студии в 1 классе. Тема "В гостях у Винни-Пуха"...

Конспект занятия по внеурочной деятельности театральной студии «Петрушка»

Тема «Мимика и жесты» Цели: - закрепление знаний учащихся об использовании несловесных средств общения (мимика и жесты);- развитие творческих способностей учащихся; правильной, выразительн...

Внеурочного занятия в театральной студии «Петрушка» 1 класс Тема: «Пока занавес закрыт».

Внеурочного занятия в театральной студии «Петрушка»  1 класс Название кружка (секции, студии и др.) кружок «Театральная студия «Петрушка»»Тема: «Пок...

Применение игровых технологий на занятиях в младшей группе театральной студии

Аттестационная работа для курсов повышения квалификации «Современные образовательные технологии в практике дополнительного образования»...

Ссылка на фрагмент занятия театральной студии

Ссылка на фрагмент занятия  театральной студии https://disk.yandex.ru/i/cfM-cNqO-eUv5A...

Планы-конспекты занятий школьной театральной студии.

Материал для занятий в школьной театральной студии....