Конспект занятия по внеурочной деятельности театральной студии «Петрушка»
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Кравченко Надежда Александровна

Тема «Мимика и жесты»

Цели: - закрепление знаний учащихся об использовании несловесных средств общения (мимика и жесты);

- развитие творческих способностей учащихся; правильной, выразительной речи с использованием несловесных средств общения;

- воспитание культуры поведения, навыков совместной деятельности.

Задачи:

- помочь осознать, что мимика, взгляд, жесты, поза являются дополнительными средствами выразительности устной речи, которой пользуются актёры в своей работе;

- показать роль мимики и жестов в общении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_teatralnoy_studii_petrushka_2_klass.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

Конспект занятия

по внеурочной деятельности

театральной студии (во 2 классе)

«Петрушка»

Подготовила

учитель начальных классов

Кравченко Н.А.

Тема «Мимика и жесты»

Цели: - закрепление знаний учащихся об использовании несловесных средств общения (мимика и жесты);

- развитие творческих способностей учащихся; правильной, выразительной речи с использованием несловесных средств общения;

- воспитание культуры поведения, навыков совместной деятельности.

Задачи:

- помочь осознать, что мимика, взгляд, жесты, поза являются дополнительными средствами выразительности устной речи, которой пользуются актёры в своей работе;

- показать роль мимики и жестов в общении.

Ход  занятия:

I. Организационный момент.

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами и гостями.

Привет, сосед,

Улыбнись мне в ответ

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбку свою дарил!

Ребята, поприветствуем наших гостей:

Скажем, здравствуйте руками.

Скажем, здравствуйте глазами.

Скажем, здравствуйте мы ртом,

Станет радостно кругом.

Здравствуйте. Садитесь. Итак, у нас с вами очередная встреча в нашей воображаемой театральной студии. А с чего мы всегда начинаем нашу работу? (с разминки)

-Для того чтобы чётко и ясно излагать свои мысли, выполним упражнения которые помогут нам в этом.

II. Дыхательная гимнастика.

1. Упражнения, развивающие дыхание

а) Представьте, что вы пришли в цветочный магазин и почувствовали восхитительный аромат цветов.

- Сделайте глубокий вдох - выдох.

б) Представьте, что перед вами 3 свечи.

- Сделайте глубокий вдох, слегка надуйте щёчки, задуйте свечи тремя порциями воздуха.

в) – Вдох. На выдохе произнесите:

“Плыли по небу тучки.

Тучек четыре штучки:

От первой до третьей люди,

Четвёртая была верблюдик”.

2.Музыкальная разминка.

- На занятиях мы разбирали, что актёру необходимо умело пользоваться средствами устной выразительной речи: тон, громкость, темп.

- Сегодня вы узнаете еще о некоторых средствах выразительности. Какие это средства, догадайтесь сами.

III. Работа со сказкой К.И. Чуковского «Цыпленок»

- Послушайте начало сказки Корнея Чуковского «Цыпленок» и скажите: «Все ли вам понятно?»

Учитель читает сказку без мимики и жестов.

«Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой.

 Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову.  Вот так.

И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Она была вот такая.

Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал ее к самому озеру. А был кот вот такой!..»

– Вам все понятно?

Д. Нет, не все. Какой «такой» цыпленок? Как он задирал голову? Как выглядят мама и кот – мы не узнали...

У. Хорошо. Давайте я расскажу эту сказку еще раз. Может быть тогда станет ясно.(Учитель добавляет мимику и жесты)

-  Теперь понятно стало? А почему? Что помогло вам понять сказку?

-Какое средство выразительности вы использовали, когда улыбались друг другу?

-У вас на лице появилась мимика (Слово на доску)

-А как поприветствовали наших гостей?

-Жестом руки. (Слово на доску)

– А что означают эти слова? Я, идя к вам на урок, заглянула в очень полезную книгу, чтобы точнее узнать толкование этих слов. Кто помнит, как эта книга называется?

Д. Толковый словарь.

У. Правильно. Толковый словарь гласит:

Мимика – это движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

Жесты – это движения рукой или другие телодвижения, что-то обозначающие или сопровождающие речь.

-Ребята, а вы хотите распознавать мимику и жесты?

-Значит,  чем мы сегодня будем заниматься на  занятии?

-Для чего нужно уметь пользоваться мимикой и жестом?

-А скажите людям, какой профессии нужно владеть мимикой и жестом? (Актёр, певец, учитель..)

-Актёры пользуются мимикой и жестами, чтобы создать на сцене интересный выразительный образ. А как ведут себя зрители?

- Давайте поучимся определять значение жестов и мимики на рисунках. Рассмотрите рисунки и скажите, на каких из них и как художник передал радость, грусть, удивление, печаль. Как вы догадались?

После ответов детей учитель прикрепляет под каждым рисунком соответствующую карточку и предлагает выполнить заданное на ней действие.

На доске:

Радость

Обрадуйтесь!..        

Грусть

Загрустите...

Печаль

Опечальтесь...        

Удивление

Удивитесь!!!

-А сейчас подойдите к столам, на них есть заготовки  лиц, ваша задача графически изобразить, то, что написано на карточке.

Весёлый человек.

Сердитый человек.

Удивлённый человек.

Злой человек.

-Придумайте любую фразу и произнесите с тем настроением, какое нарисовали.

-С каким человеком приятно общаться? Какое выражение лица располагает к приятному общению?

Разминка: Я включу музыку, а вы постарайтесь угадать, кто это и покажите, используя мимику и жесты.

- Жесты, как и мимика тоже бывают разными. Рассмотрите рисунки и определите, о чём говорят эти жесты.(Показ рисунков с различными жестами)

- А знаете, ребята, сколько разных движений можно сделать руками?

 У нас десять пальцев, и каждый палец сгибается в трех местах. Да, кроме того, рука подвижна в запястье. А если двигать к тому же локтем и предплечьем, то можно придать руке и пальцам еще больше разных положений.

 Один специалист подсчитал, сколько различных движений и положений доступно рукам. Он утверждает, что их 700 000!

 Давайте попробуем хоть немного убедиться, что может наша рука. Представим различные ситуации.

«Нам очень жарко». (Рука спокойно обмахивает лицо.)

«Снег хлопьями повалил». (Рука слегка прикрывает лицо.)

«Град пошел». (Присели, руки на голову.)

«На конфетку!» (Рука вперед, ладонь раскрыта, радость.)

«На горькое лекарство!» (Лицо недовольное, рука от себя.)

- А сейчас выполните мою просьбу, которую я сообщу вам с помощью жестов и мимики.

Учитель поднимает обе руки ладонями вверх. Дети встают. Учитель опускает руки. Дети садятся.

– Смотрите: вы без слов, только по жестам и мимике поняли меня. Значит, можно общаться без слов?

 Да.

 Где в жизни мы встречаем такое общение, когда мимика и жесты заменяют слова?

 В балете, пантомиме, при общении глухонемых людей.

 Молодцы! Эти жесты являются необходимыми. Но иногда люди во время разговора или выступления делают ненужные движения, которые мешают пониманию речи. Вы, наверное, наблюдали за своими товарищами, когда, отвечая урок, некоторые постоянно что-то вертят в руках, крутят пуговицу, что-то поправляют. Ненужные жесты мешают слушать. Лишние жесты не нужны, как и слова ну, вот, это.

 Очень важно умело использовать мимику и жесты. Иногда рассказчик говорит о грустном, печальном, а сам улыбается, или наоборот – рассказ веселый, а у говорящего безразличное лицо. Мимика, жесты и слова,  должны помогать рассказчику лучше передать содержание высказывания.

Разминка: Я буду называть известные жесты, если они приятные, хорошие – хлопаем в ладоши, если нет – приседаем.

Гладить по головке, высовывать язык, рукопожатие, поклон, сопение носом, хрустеть пальцами, подать руку женщине или девочке, фыркать, теребить волосы, отдавать честь, крутить пальцем у виска.

 – Какие жесты вам неприятны?

  Называют обидные жесты.

 – Теперь попробуйте сами оценить себя: используете ли вы в своей жизни такие жесты?

 

 - Жесты так же несут культуру народа. Одни и теже жесты, могут нести разное значение у разных народов.

  • Кивок головы - у русских – ДА, у болгар – НЕТ.
  • Помашем рукой - у русских жест прощания, у латиноамериканцев приглашение в гости и др.
  • Если вы попадете в Тибет   и  встречный прохожий покажет вам язык - не огорчайтесь. Это будет означать - "Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!". Но для других народов этот жест оскорбителен.
  • Выражая восхищение, мы хлопаем в ладоши. А в Бразилии, восторгаясь чем-то, возьмутся за мочку уха.

-А сейчас подойдите к столам и посмотрите на следующее задание.

Пользуясь языком жестов показать:

Тихо.

Позвать к себе товарища.

Обрадоваться друзьям.

Который час.

- Посмотрите инсценировку и скажите, помогли ли средства выразительности передать ребятам настроение героев.

Дети разыгрывают сказку:

– Миша! Друг мой!

 Ты ли это?

 Не видались мы все лето.

 Как ты, бедный, похудел,

 Будто целый год не ел!

 Что с тобою? Ты больной?

 – Сам не знаю, что со мной!

 Нездоровится мне что-то:

 Лезет шерсть, в костях ломота,

 Ничего почти не ем –

 Аппетита нет совсем!

 Стал я раньше спать ложиться,

 Да не сплю! Никак не спится!

 Кашель душит по утрам,

 Дурнота по вечерам:

 Колет сердце, в лапах дрожь...

 – Что ж ты к дятлу не пойдешь?

 К дятлу надо обратиться!

 Он у нас такая птица:

 Сразу скажет, что к чему.

 Не ленись, сходи к нему.

– Вот недельку обожду,

 Станет хуже, так пойду!

– Удалось ли ребятам исполнить свои роли? Помогли ли им мимика и жесты?

Итог занятия:

-Давайте ещё раз скажем, какое значение имеют в устной речи мимика и жесты.

Мимика и жесты помогают передать душевное состояние, настроение человека, делают речь более точной и понятной.

Рефлексия:

Понравилось вам занятие? Покажите это при помощи мимики и жестов.

Вспомните, мы начали наше занятие с улыбки. Улыбнитесь друг другу.

Послушайте известную вам песенку. Если знаете слова, подпевайте.

(Дети слушают песню «Улыбка»)

Список литературы.

  1. Генералова И.А. Программа курса «Театр для начальной школы». М. 2008 г.
  2. Генералова И.А. Методическое пособие для учителя 2-4 классы. Театр. М. 2010 г.
  3. Соловейчик С.А. Учение с увлечением. М. 2000 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Театральная студия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральная студия" (1-4кл.)...

Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Сказка""

Программа  курса  Театральная  студия Сказка  направлена  на  развитие  у  детей  творческих  способностей.В  студии  мы  готовимся ...

Программа внеурочной деятельности театральной студии «Золотой ключик»

Программа театральной студии «Золотой ключик» разработана для обучающихся  4 класса на основе  авторской программы учителя начальных классов Стребковой Н.В. с изменением календарно - тематич...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"

Рабочая программа и тематическое планирование занятий на 1 год...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Театральная студия

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....

Формирование и развитие коммуникативных УУД во внеурочной деятельности (театральная студия)

Формирование и развитие коммуникативных УУД  во  внеурочной  деятельности (театральная студия)...

Рабочая программа внеурочной деятельности « Театральная студия» по духовно- нравственному направлению 3-4 класс

    Учебная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения , воспитания и развития учащихся средств...