Рабочая программа " Субботняя школа"
календарно-тематическое планирование на тему
Рабочая программа для дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_doshkolnikov.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СУББОТНЯЯ ШКОЛА
(программа для детей 5,5 -6,5 лет)
Учитель:
Моргунова Лилия Александровна
Первая квалификационная категория
Субботняя школа
(Программа для детей 5,5 - 6,5 лет)
Пояснительная записка
Подготовка детей к школе на сегодня приобретает всё большую актуальность. Очень важно подойти к школьным занятиям гармонично. Занятия по подготовке к школе для детей проводятся в игровой форме и направлены на развитие внимания, памяти, логики, мышления. Дети учатся общаться, сотрудничать друг с другом, расширяют кругозор, знакомятся с миром эмоции.
Детям в этом возрасте свойственно активное речевое развитие. У них так же стремительно развивается фантазия. Поэтому в программе есть ролевые игры, направленные на развитие важных умений и навыков. В ходе игры дети учатся самостоятельно размышлять, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, получают целостное представление об окружающем мире.
Обучение превращается в увлекательный процесс и формирует у детей желание учиться.
Возраст 5,5 лет это время постепенного перехода к такому обучению, когда ребёнок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. У детей формируется социальная зрелость. Это важный фактор успешного обучения в школе. В этом возрасте, руки, голова и язык связаны одной ниточкой, поэтому в программе особое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук.
Цель программы:
развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребёнка, позволяющей ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.
Задачами программы подготовки к школе являются:
- - формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- - развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- - развитие фантазии и творческих способностей;
- - развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
- - развитие памяти и внимания;
- - развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.
Рабочая программа по дошкольному образованию разработана на
Цель программы:
- - успешная психологическая адаптация детей к условиям школы;
- - обеспечение преемственности дошкольного и начального образования;
- - расширение форм дополнительного образования для детей, не посещающих детский сад (так называемых неорганизованных детей), которые испытывают дефицит детского общения и не всегда получают необходимую подготовку к школе.
В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребёнка и его психологического становления, личностно-ориентированные и развивающиеся технологии.
Основные задачи программы:
- Обеспечить возможность единого старта школьного обучения для детей, не посещающих ДОУ.
- Формировать готовность детей к школьному обучению.
- Создавать условия для интеллектуального развития ребёнка.
- Формировать внутреннюю учебную мотивацию, другие мотивы учения.
- Научить ребёнка активно использовать свой опыт в приобретении основных навыков речевого развития, грамоты, чтения и математического восприятия в сжатые сроки.
- Научить ребёнка слышать и видеть учителя, сознательно воспринимать информацию на уроке и выполнять его требования.
- Помочь родителям овладеть эффективными навыками помощи ребёнку в процессе обучения.
Программа базируется на следующих принципах:
- непрерывности развития ребёнка;
- общего развития ребёнка на основе его индивидуальных возможностей и
способностей;
- развития творческих способностей у детей.
Содержание программы « Субботняя школа »
Программа занятий включает в себя разделы:
Формирование навыков общения.
На данном этапе дети-дошкольники ненавязчиво для себя учатся воспринимать речь окружающих, говорить перед товарищем, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное.
Подготовка кисти к письму.
Выполняя задания, малыши не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою деятельность.
Математические ступеньки.
Интересные сюжеты превращают занятия в увлекательную игру, играя, маленький «почемучка» поймёт: математика - это занимательная страна. Дошкольник овладеет устойчивыми навыками счёта, простейшими математическими действиями.
Тренировка звукобуквенного восприятия.
Занятия направлены на развитие речи и осознание ребёнком такого непростого для него алгоритма «образ – звук - буква»
Тренировка логического мышления.
Занятия способствуют развитию у ребёнка концентрации внимания. В процессе занятий малыши получают возможность думать, логически рассуждать, учатся анализировать, спорить, аргументировано отстаивая своё мнение.
Расширение кругозора.
Посредством разнообразных форм работы дети знакомятся с явлениями окружающего мира, узнают о труде людей, о важнейших технических достижениях и т.д., расширяя тем самым кругозор и пополняя словарный запас.
Условия реализации программы
Программа подготовки детей к школе составлена для ребят 5,5- 6,5 лет и рассчитана на 21 занятие. Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Занятия включают в себя динамические переменки, что позволяет переключать активность детей. Материал отбирается от простого к сложному, его границы постепенно расширяются по мере овладения детьми необходимых умений и навыков.
Программа подготовки детей к школе обеспечивает преемственность в дошкольном начальном образовании, даёт базовые знания и равные стартовые возможности для каждого дошкольника перед обучением в школе, а также психологически подготавливает детей к началу обучения.
« Учимся рисовать фигуры»
Занятия помогут подготовить ребёнка к письму. Задания направлены на развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций. Задания научат ребёнка узнавать и различать предметы разной конфигурации, правильно держать нужную посадку.
В результате работы дети могут:
- рисовать простейшие сюжетные композиции;
- - рисовать фигуры заданной величины и формы;
- - срисовывать и раскрашивать фигуры;
« Азбука письма, учимся рассказывать по картинкам»
Занятия помогут подготовить ребёнка к письму и чтению. Задания направлены на развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций, фонематического слуха.
В результате работы дети могут:
- - видеть и различать очертания фигур;
- - различать буквы и находить их среди других;
- - правильно писать печатные буквы;
- - правильно держать ручку;
- - формировать правильную посадку.
« Азбука счёта»
Занятия помогут познакомить ребёнка с цифрами и простыми математическими действиями. Задания сформируют умения сравнивать предметы. Дети получат устойчивые навыки счёта, познакомятся с процессом сложения и вычитания, составлением и решением простейших задач.
В результате работы дети могут:
- - называть и записывать числа от 1 до 10;
- - продолжить заданную закономерность;
- - производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
- - устанавливать пространственно - временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко;
- - составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный вопрос: Сколько было? Сколько осталось? Сколько стало?
« Мир вокруг нас»
Занятия помогут дошкольнику лучше узнать себя, глубже понять окружающий мир и осознать своё место в нём. выполняя задания, ребёнок сможет осознать свои умения и подумать о том, чему он хочет научиться.
В результате работы дети:
- - знакомятся с явлениями окружающего мира;
- - узнают о труде людей, о важнейших технических достижениях;
- - осознают своё место в окружающем мире.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
После занятий проводятся родительские собрания с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительного мотива учения у детей.
В конце подготовки проводится диагностика готовности ребёнка к обучению в школе.
Методическое обеспечение программы
Тематическое планирование, составляющее основу программы «Субботняя школа» для дошкольников, классифицировано по основным направлениям программы. Все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) не существуют в «чистом» виде, а представляют собой единую систему и развиваются, следовательно, в комплексе.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна. Использование на занятиях развивающих игр и упражнений оказывает благотворительное влияние на развитие не только познавательной, но личностно-мотивационной сферы детей. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию дошкольника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей деятельности.
Время проведения занятий:
СУББОТА
1 урок: 9.00 – 9.30
2 урок: 9.40 – 10.10
3 урок: 10.20 – 10.50
Расписание занятий
Количество учебных дней в неделю - 1
Количество занятий в неделю - 3
Итого: 21 учебных недель
Количество занятий:
Азбука письма(обучение грамоте)- 21ч
Азбука счёта (математика)- 21ч
Учимся рисовать фигуры (ИЗО)- 6ч
Мир вокруг нас (окружающий мир)- 7ч
Умелые ручки (Технологи)-6ч
Физическая культура-2ч
Расписание занятий
19.11. | 26.11 | 03.12 | 10.12 | 17.12 | 24.12 | 14.01. | 21.01 | 28.01 | |
1. | Математика | Математика | Математика | Математика | Математика | Математика | Математика | Математика | Математика |
2. | Обучение грамоте | Обучение грамоте | Обучение грамоте | Обучение грамоте | Обучение грамоте | Обучение грамоте | Обучение грамоте | Обучение грамоте | Обучение грамоте |
3. | Окружающий мир | Технология | ИЗО | Окружающий мир | Физкультура | Технология | ИЗО | Окружающий мир | Технология |
04.02 | 11.02 | 18.02 | 25.02 | 04.03 | 11.03 | 18.03 | 25.03 | 08.04 | |
1 | Математика | Математика | Математика | Математика | Математика | Математика | Математика | Математика | Математика |
2 | Обучение грамоте | Обучение грамоте | Обучение грамоте | Обучение грамоте | Обучение грамоте | Обучение грамоте | Обучение грамоте | Обучение грамоте | Обучение грамоте |
3 | ИЗО | Окружающий мир | Технология | ИЗО | Окружающий мир | Технология | ИЗО | Окружающий мир | Технология |
15.04 | 22.04 | 29.04 | |||||||
1 | Математика | Математика | Математика | ||||||
2 | Обучение грамоте | Обучение грамоте | Обучение грамоте | ||||||
3 | Физкультура | ИЗО | Окружающий мир | ||||||
Родительское собрание |
Календарно – тематическое планирование
«Азбука письма »
№ п/п | Тема занятия | Дата |
1. | Формирование предоставления о звуках. | 19.11 |
2. | Слог. Гласный звук. Ударение. | 26.11 |
3. | Предложение. Гласные звуки. | 03.12 |
4. | Гласные и согласные звуки. | 10.12 |
5. | Слово, как смысловая единица речи. Слова – названия. | 17.12 |
6. | Речь устная и письменная. Скороговорки. | 24.12 |
7. | Звуки и буквы. [А], Аа. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 14.01 |
8. | О, Оо , У , Уу. Художественное чтение К.И.Чуковский, «Бармалей». | 21.01 |
9. | М, Мм, Р, Рр. Составлении предложений по картине «Лоси в лесу». | 28.01 |
10. | Н, Нн, И, Ии. Дидактические игры на дифференциацию изученных звуков. | 04.02 |
11. | К, Кк, С, Сс. Дидактическая игра «Раздели слово на части, составь слово из частей». | 11.02 |
12. | Л, Лл, Д, Дд. Восстановление деформированных предложений из сказки «Репка» по схемам. | 18.02 |
13. | Б, Бб, В, Вв, Г, Гг. Работа по серии сюжетных картинок. | 25.02 |
14. | Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя. Словесные ритмы. Азбука письма. | 04.03 |
15. | Ш, Шш, Х, Хх. Загадки. Скрытый смысл загадки. Составление собственной загадки. | 11.03 |
16. | Ъ, Ь. Художественная литература. Л.Н.Толстой «Орёл и кошка». | 18.03 |
17. | Звуковые схемы. Родственные слова. Русская народная сказка «Теремок». Театрализация. | 25.03 |
18. | Ф, Фф, Ж, Жж. Дидактическая игра «Договори до конца». | 08.04 |
19. | Ц,Цц, Ч, Чч, Щ, Щщ. Дидактическая игра «Говорим друг другу комплименты». | 15.04 |
20-21. | Алфавит. Проговаривание скороговорок, чистоговорок. | 22.04,29.04 |
Календарно – тематическое планирование
«Азбука счёта».
№ п/п | Тема занятия | Дата |
1. | Вверху, внизу, между, выше, шире, над, под, около, позади, один - много, несколько. | 19.11 |
2. | Столько же, поровну. Число и цифра. | 26.11 |
3. | Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно», развитие представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках. | 26.11 |
4. | Сравнение предметов. Стратегия сравнения. Закрепление понятий «один»- «много», счет от 1 до 10 и обратно. Узнавание цифр. Игра «Заведем ракету». | 03.12 |
5. | Сравнение объектов. Противоположности. | 10.12 |
6. | Состав чисел. Приемы сложения и вычитания. Игры «Где, чей дом?», «Заполни строчку». | 17.12 |
7. | Геометрические фигуры и тела. Круг и шар, квадрат и куб. | 24.12 |
8. | Треугольник и конус, овал, ромб. | 14.01 |
9. | Упражнения в видоизменении геометрических фигур, составлении целой фигуры из частей. | 21.01 |
10. | Простейшие измерения. Время, как измеряемая категория. Часы, части суток, дни недели. Календарь. | 28.01 |
11. | Ориентирование на листе бумаги, в пространстве. | 04.02 |
12. | Дидактическая игра на развитие внимания и логики «Что изменилось?» | 11.02 |
13. | Игра-соревнование «Весёлый счёт». | 18.02 |
14. | Увеличение числа на несколько единиц. Запись и устное проговаривание. | 25.02 |
15. | Уменьшение числа на несколько единиц. Запись и устное проговаривание. | 04.03 |
16. | Игра «Геометрические фигуры и тела, цифры». | 11.03 |
17. | Состав чисел. Приемы сложения и вычитания. | 18.03 |
18. | Целое и часть. Дидактическая игра «Догадайся, как разделить». | 25.03 |
19. | Игра-соревнование «Самый, самый….» | 15.04 |
20-21. | Путешествие в страну Королевы Математики. | 22,29.04 |
Календарно – тематическое планирование
«Мир вокруг нас».
№ п/п | Тема занятия | Дата |
1. | В гостях у бельчонка. Что такое природа? Из чего она состоит? | 19.11 |
2. | Сезонные изменения в природе (времена года) | 10.12 |
3. | Домашние и дикие животные, образ жизни, питание, повадки. | 21.01 |
4. | Дикие животные. | 11.02 |
5. | Природа живая и неживая. | 04.03 |
6. | Как человек приспособился жить на планете? | 25.03 |
7. | Правила дорожного движения. Игра «Транспорт и пешеходы». | 29.04 |
Календарно – тематическое планирование
«Учимся рисовать фигуры»
№/п | ТЕМА УРОКА. | Материалы | Цель | Дата |
Волшебный мир красок. | Альбом, гуашь, кисти | 03.12 | ||
В гостях у кляксы (кляксография). | Альбом, гуашь, кисти. фломастеры | Учить создавать образы из абстрактного пятня, развивать фантазию и воображение | 14.01 | |
Цветные карандашики. | Альбом, цветные карандаши | Учить приёмам работы с цветными карандашами, виды штрихов и линий. | 04.02 | |
Ветка рябины (примакивание) | Альбом, гуашь, кисти, ватные палочки | Учить новому способу рисования- примакивание | 25.02 | |
Весёлая полянка ( набрызг, раздельный мазок) | Альбом, гуашь, кисти | Учить новому способу рисования- набрызг и раздельный мазок | 18.03 | |
Натюрморт | Альбом, гуашь, кисти | Коллективная работа | 22.04 |
Календарно – тематическое планирование
« Умелые ручки»
№ | Тема урока | Материалы | Цели | Дата |
1 | Цветные ладошки « Воспоминание о лете» | коллективное панно, аппликация | Учить работать с цветной бумагой, работать в коллективе | 26.11 |
2 | Кошка Мурка | аппликация | Учить работать с бумагой в технике оригами, создавать сюжетную композицию | 24.12 |
3 | Ёлочка-красавица(открытка панорамная) | аппликация | Учить технике панорамного изображения, декоративно оформлять работу | 28.01 |
4 | Русские матрёшки | аппликация | Познакомить с матрёшкой-национальной игрушкой.Учить вырезать элементы для украшения, правильно подбирать цветовые сочетания | 18.02 |
5. | Мы дружные ребята | аппликация | Учить контурному вырезанию, работать в коллективе | 11.03 |
6 | Фантастические звери | аппликация | Учить создавать образы из геометрических фигур | 08.04 |
Используемая литература:
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей.- 3-е изд. - М.: Дрофа, 2002.
- Безруких М. М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 8-е изд.,-М.: Дрофа, 2011.
- Безруких М. М. Ступеньки к школе. Мир вокруг меня: пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 8-е изд.,-М.: Дрофа, 2011.
- Галанов А.С, Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусствук.-М.:ТЦ «Сфера», 2000.- 80 с.
- Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая деятельность .Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет.-Изд.2-е.-Волгоград: Учитель. 2015.-95с. М.:АСТ:Астрель, 2008.-139 с.
- Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе.-М.: АСТ, 2000.
- Карпенко М.Т. Сборник загадок.- М.: Знание,1994.
- Хрестоматия по детской литературе.- М.: Просвещение, 1994.
- Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Знание,1994.
- Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет.- М.,. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон.
Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон....
Рабочая программа "Школа 2100".1класс.
Календарные и тематические планы....
Рабочая программа "Школа России" 2 класс
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по программе "Школа России", 2 класс...
Рабочая программа "Школа России" 3 класс
Рабочая программа "Школа России" с календарно-тематическим планированием по всем предметам, 3 класс...
Рабочие программы_Школа 2100_1 класс
Опубликованы рабочие программы по математике, письму и обучению грамоте...
Рабочая программа "Школа мяча"
Программа по баскетболу для 1 класса...
рабочая программа "Школа России" 4 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с предъявляемыми требованиями на основе авторской программы "Школа России"...