«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»
проект (3 класс) по теме
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦПО Самарской области
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»
Выполнила: Инжуваткина Галина Николаевна,
учитель начальных классов
ГБОУ НШ с.Красноармейское
Ребенок – не кувшин, который
надо наполнить, а лампада,
которую надо зажечь.
Актуальность. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов». Государственный заказ (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года), делает акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Обозначенная мною тема концепции продиктована противоречивой ситуацией, создавшейся в обществе: с одной стороны возрастающие потребности общества в творчески активных людях, с другой стороны недостаточно разработано научно-методическое обеспечение для организации и развитии творческой деятельности учащихся, а также недостаточно разработаны педагогические инструментарии для оценивания результатов творческой деятельности младших школьников. Таким образом, чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления. С точки зрения педагогической психологии наиболее актуален вопрос о формировании креативного воображения и творческих способностей именно для детей начальной школы как первой ступени среднего образования. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.
Проблема Особые способности или одаренность зависит от врожденных задатков. Необходимо, не только выявить этих способных учащихся, но и помочь остальным ученикам открыть в себе способности, о которых они ранее и не подозревали. Проблема формирования творческих способностей в рамках средней школы усложняется самой ситуацией учебного процесса, которая предполагает для всех единое задание, стандартные алгоритмы подходов в решении задач.
Цель разработать систему упражнений, способствующих развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения математике.
Задачи:
1) Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме.
2) Выявление уровня развития творческих способностей у
младших школьников.
3) Составление системы упражнений, способствующих развитию
творческих способностей младших школьников и
4)проверка эффективности системы упражнений на уроках и во внеклассной деятельности.
Гипотеза: развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения математике будет успешным, если систематически, последовательно испытать в процессе обучения математики специально составленную систему упражнений.
Творческая новизна. В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.
Срок реализации: 1 год
Содержание деятельности
Этапы и механизмы реализации проекта.
АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ
Проведение диагностических исследований.
Основные задачи диагностики в начальной школе:
1. Определить уровни развития ребенка.
2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или
худшую сторону.
3. Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).
4. Проанализировать полученные факты.
5. Установить причины изменений.
6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Создание программно-методического обеспечения
Совместное планирование деятельности по реализации проекта (учитель, родители, дети)
Систематизация изученных материалов, обеспечение наглядного сопровождения
Создание предметно-развивающей среды
Методы и приемы: проектирование, планирование, анализ, сравнение, прогнозирование, анкетирование
Тестовые задания на определение творческих способностей
«Дорисуй» (изображение кругов в предметах)
«Спрятанная форма» (нахождение фигур, скрытых в сложном изображении)
«Сложи узор» (кубики Косса)
«Определение понятий» (наборы слов)
«Придумай рассказ» и д.р.
Что представляет собой ребенок, наделенный способностями к творческому восприятию, осмыслению.
В этом поможет тест Т.Торранса.
1. Дисциплинированный. +
2. Неровно успевающий.
3. Организованный. +
4.Выбывающийсся из общей колеи.
5. Эрудированный. +
6. Не понятный в поведении, странный.
7. Умеющий поддерживать общее дело. +
8. Выскакивающий с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий. +
10. Занятый своими делами.
11. Быстро, на лету схватывающий. +
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Легко вступающий в контакт, приятный в общении. +
14. Иногда тугодум, не умеющий уяснить очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий мысль. +
16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному
руководству.
Легко заметить, что «нечетные» качества оцениваются преимущественно как положительные, а «четные» - как отрицательные.
Но именно, каждое второе качество характеризует нестандартного, одаренного, творческого ребенка.
II – ОСНОВНОЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ)
Реализация задач проекта строится на основе системы дидактических принципов:
- принцип активности и сознательности;
- принцип системности и последовательности;
- принцип наглядности и доступности
Использование творческих заданий во всех уроках (как часть урока) и в индивидуальных занятиях, а также в свободной деятельности. Задания подбирать с учетом уровня развития детей и тематикой занятий.
Построение коррекционно-развивающей работы проводить в тесном сотрудничестве педагогов и родителей
Развитие творческих способностей через развивающие игры в комплексном ключе с формированием у детей системы знаний и умений в разных областях.
Организация условий, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно творить, приобретая собственный действенный и чувственный опыт
Обеспечение охраны здоровья
Постоянное обновление предметно-развивающей среды
Методы и приемы: организованное обучение, экспериментирование, анализ, сравнение, индивидуальная и подгрупповая деятельность
III – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Проведение мониторинговых исследований
Анализ реализации проекта
Подведение итогов, определение перспективы развития проекта, презентация
Методы и приемы: диагностирование, анализ, сравнение, обобщение, прогнозирование.
Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта | Наименование мероприятия | Предполагаемая дата проведения мероприятия | Ответственный за выполнение |
АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ | Диагностическое исследование | сентябрь | Классный руководитель, школьный психолог |
Совместное планирование деятельности | октябрь | Классный руководитель, родители, дети | |
ОСНОВНОЙ | составление задач по картинкам, составление сказок о цифрах 6, 66, рассказ, о чем говорят знаки арифметических действий меж собой, составление ребусов, головоломок). | сентябрь -декабрь | учащиеся |
Создание базы творческих работ учащихся | сентябрь - декабрь | Классный руководитель | |
Создание электронной версии сборника | январь -март | Классный руководитель | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ | Презентация сборника творческих работ | апрель | Классный руководитель |
Анализ реализации проекта | май | все участники |
Предполагаемые результаты:
готовность и способность учащихся творчески осмысливать преодолевать проблемные ситуации;
умения обретать новый смысл и ценности;
умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
умения адаптировать в непривычных межличностных системах отношений;
гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);
художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);
Дальнейшее развитие проекта
Предполагается дальнейшая более углубленная работа по данной теме для развития творческих способностей детей.
Данный проект может быть использован в практике работы учителей начальной школы, воспитателей детских садов и других специалистов, работающих с детьми.
Материально – техническое обеспечение: мультимедийный компьютер, мультимедиапроектор, средства телекоммуникации (выход в Интернет), экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/16/picture-48655.jpg)
Развитие творческих способностей в процессе обучения математике в начальной школе
Происходящие в стране изменения выдвинули на первый план проблему формирования творческой личности, поскольку осуществление политических и экономически...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/09/picture-76494.jpg)
Творческий отчет по самообразрванию на тему: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения"
Творческий отчет...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/26/picture-403551-1435266873.jpg)
Мастер- класс «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики»
Развитие творческих способностей обучающихсяна уроках математики.Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/09/picture-677685-1536498310.jpg)
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики.
Одна из главных задач школьного обучения – развитие творческих способностей обучающихся. А одним из путей творческого развития при изучении математики является формирование у учащихся характерных для ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/15/picture-729664-1452867837.jpg)
Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики в 1 классе.
Повышение качества усвоения заний учащихся- одна из важнейших задач. В решении этого вопроса важное значение отвожу развитию творческих способностей школьников. Именно в первые годы обучения у них акт...
Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах.
Презентация "Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах"....