Групповая форма работы как способ организации обучения
материал на тему
Предварительный просмотр:
Групповая форма работы как способ организации обучения
Основная задача педагогического процесса в современной школе – это развитие ребенка.
Использование групповой работы в младших классах должно быть построено так, чтобы учитель мог организовать взаимодействие учащихся для поиска способов решения класса задач, а так же запустить процесс теоретического исследования и рефлексии.
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся.
Основной смысл групповой работы – в продуцировании мышления, и, притом, - коллективного мышления. Коллективное мышление предпологает использование коммуникации, понимания, работу с разными мыслительными предложениями, следовательно – оппонирование, защиту своей точки зрения, последующую рефлексию. Все это позволяет использовать групповую работу в образовательном процессе.
Первым шагом к групповой работе является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Этот процесс должен соориентировать учащихся на достижение определенных результатов. Он должен определить свое место в группе, свои взаимоотношения с другими участниками группы.
По мере втягивания учащихся в процесс самоопределения начинают разворачиваться процессы исследования ситуации и исследования условий задачи, поставленной перед группой.
Учащиеся оценивают возможности друг друга, прикидывают варианты взаимодействия и распределения позиций в группе.
Рефлексия групповой работы, есть анализ, прежде всего, действительности мышления. Обычно рефлексия среди учащихся становится возможной в случаях какого-либо затруднения в группе. Это такая ситуация, когда учащиеся понимают, что они не достигли целей групповой работы, и это заставляет их исследовать свои проблемы и трудности.
Обычно это исследование направленно на выявление представлений детей об условиях задачи или о способах работы. Рефлексия должна помочь им справиться с ограниченностью представлений.
Например, когда они не могут “прочесть” все условия задачи, не видят их, когда их мышление не готово вместить в себя все мыслительные представления, которые заложены в условие задания, и в силу этого, участники как бы автоматически отсеивают все то, что не понимают или не знают.
Рефлексия должна обозначить для рефлексирующего границы знаемого и незнаемого, понимаемого и непонимаемого.
Рефлексия одного из участников группы заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений.
Можно сделать следующие выводы:
- вне всякого сомнения, групповые формы работы являются одним из средств развития мышления учащихся;
- систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества;
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.
4. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
5. Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.
6. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевать коммуникативными умениями.
7. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповые формы работы - способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе ур...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-130400-1352213181.jpg)
Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников
Одна из форм работы на уроках в начальной школе, которая способствует формированию коммуникативных УУД, - это работа в парах и работа в группах....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-529359-1416265993.jpg)
Групповые формы работы –способ формирования коммуникативныхУУД младших школьников.
Это должен знать каждый педагог!...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/13/picture-647009-1594645740.jpg)
ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
В своей профессиональной деятельности я определила цель - создать условия для формирования личности, желающей и умеющей учится. Применение на своих уроках групповой работы помогает достичь...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/16/picture-726331-1450266379.jpg)
Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической сис...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/19/picture-770054-1458378980.jpg)
Групповые формы работы –способ формирования УУД младших школьников.
Выступление на педагогическом совете по теме "Групповые формы работы –способ формирования УУД младших школьников"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/24/picture-897655-1487918282.jpg)
Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения
Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...