ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
статья на тему
В своей профессиональной деятельности я определила цель - создать условия для формирования личности, желающей и умеющей учится. Применение на своих уроках групповой работы помогает достичь цели в моей педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_forma_raboty_kak_sposob_organizatsii_obucheniya.docx | 454.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Ориентируясь на сегодняшнее, информационное общество школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни. И поэтому сегодняшний выпускник начального общего образования должен овладеть умением учиться.
Поэтому в своей профессиональной деятельности я определила следующую цель:
- создать условия для формирования личности, желающей и умеющей учиться .
Так сложилось, что в последние годы я работаю с классами, где обучается 34-36 ребят. В моей практике, я сталкиваюсь с неоднородностью состава обучающихся по учебным возможностям, по индивидуальным психофизическим особенностям, по интересам, по уровню воспитанности. Дети разные, в узких рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал. Что можно сделать сегодня в обычной школе, чтобы помочь каждому ребенку добиться успехов?
В этом мне помогает технология личностно-ориентированного обучения.
Анализ научной литературы показывает, что проблемой личностно-ориентированного обучения занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи: И. С. Якиманская, Ш.А. Амонашвили, Н.А. Алексеев, М.Н. Берулава, К.Роджерс, В.В.Сериков.
Данная технология включает использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся. Применение на своих уроках групповой работы помогает достичь цели в моей педагогической деятельности.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств.
- Повышается учебная и познавательная мотивация.
- Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
- В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Улучшается психологический климат в классе.
Однако есть в ней и некоторые трудности.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
- Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
- При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
- Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
- В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для начального уровня образования – это 4-5 человек. Как объединять детей в группы
Из-за большого количества обучающихся, группа на моих уроках формируется из ребят, сидящих за двумя соседними партами. Таким образом группы образуются быстро и без споров. Рассаживаю детей так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Недопустима группа из одних только слабых учеников. Роли в группах распределяю сама. Если работа не сложная – ребята. Возможны следующие ролевые функции: писарь – записывает решение; спикер – защита решения, ответ от имени группы; организатор –следит за временем. Позднее: планировщик – исследует условия задачи и планирует работу; исполнитель – осуществляет попытки решения; критик-контролер – проверяет соответствие и оценивает.
Очень важно перед началом групповой работы вспомнить правила работы в группе, чтобы работа была дружной, сплоченной, не сильно шумной. Важна четкость и внятность поставленной задачи.
Для сигнала начала работы, окончания или для того, чтобы успокоить эмоции ребят (это естественно в споре рождается – истина), мне помогает колокольчик. Групповая работа на моих уроках занимает не более 10 минут, и может быть использована на разных этапах урока и во внеурочной деятельности при: изучении нового материала, закреплении полученных знаний, повторении изученного, проведении контроля знаний, организации творческих работ, организации проектной деятельности.
Чем занимается учитель во время проведения групповой работы? Я веду себя по-разному. Могу контролировать, организовывать, оценивать работу ребят, участвовать в работе группы, предлагать участникам разные варианты решений, выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
Итак, групповая работа способствует сплочению коллектива. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия. Анализируя работу ребят, можно сказать, что данная работа увлекает их, работают они с огромным интересом, способствует стимулированию деятельности школьников, помогает формировать личность, желающей и умеющей учиться.
Урок «Периметр прямоугольника», 2 класс
Урок русского языка «Перенос слов», 1 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы как способ организации учебной деятельности
Статья о деятельности детей на уроке в группах и в парах...
Групповые формы работы- как способ формирования УУД у младших школьников
В этой статье я рассказываю о том, как лучше и эффективно формировать УУД на разных предметах и различных этапах урока...
Групповые формы работы- как способ формирования УУД у младших школьников
Эта тема, над которой я работала. Хотелось бы поделиться своим опытом в работе....
"Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников" Автор: Рогова Ю.П., учитель начальных классов
В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школ...
Групповая форма работы как способ организации обучения
Выступление на педсовете...
Групповые формы работы как способ формирования УУД младших школьников.
В данной публикации обосновывается актуальность заявленной темы, описываются задачи групповой работы. Дается краткое описание коллективных способов обучения. Также можно узнать о плюсах и минусах рабо...