Групповые формы работы –способ формирования УУД младших школьников.
статья ( класс) на тему

Сорокина Евгения Валерьевна

Выступление на педагогическом совете по теме "Групповые формы работы –способ формирования  УУД младших школьников".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovye_formy_raboty.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповые формы работы –способ формирования  УУД младших школьников.

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника.

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возрастает.   Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель за четыре года должен помочь освоить программный материал предметных дисциплин, но и научить учиться – стать «профессиональным учеником», т.е. привить две группы новых умений. Во-первых, это УУД, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.  На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

       Одним из  способов  формирования  УУД младших школьников являются групповые формы работы. Эффективность использования групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике.

Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является  не индивидуальная работа, именно а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся и  активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что групповая работа имеет ряд преимуществ. Для детей :

  • это возможность утвердиться в собственных силах и получить эмоциональную поддержку;
  • работа в группах помогает самораскрыться, самоисследоваться и познать самого себя.

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать.

  • Младший школьник учится видеть и наблюдать за деятельностью других детей, осознавать их ценность, понимать, что кто-то нуждается в его помощи, учитывать не только свои интересы, но и интересы других, адекватно воспринимать критику, контраргументы, оценки товарищей, а это значит,  формируются  навыки личностного общения, развивается речь.

  • Учебное сотрудничество со сверстниками позволяет развивать такие важные компоненты структуры учебной деятельности, как мотивационный (познавательная и социальная мотивация) и регулирующий (самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка).
  • Эта форма работы помогает овладевать главными составляющими самостоятельной учебной деятельности: умение определять цели, планировать,   осуществлять, контролировать последовательность операций, анализировать результаты своей деятельности.

Для меня ,как педагога, также групповые формы работы имеют значение.

  • Мы  получаем  дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения.
  • Это мощный ресурс обучения. Учитель имеет возможность органично сочетать обучение и воспитание, строить человеческие и деловые отношения между детьми.
  • Возрастает глубина понимания изучаемого материала, познавательная активность и творческая самостоятельность младших школьников.

Учебное сотрудничество со сверстниками на уроках привлекает младших школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным (излишний шум; учителю не всегда хватает времени на полноценную проверку результатов работы в группах; трудно оценить индивидуальный вклад каждого ребенка в общую работу; медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает учителя от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач − недооценка роли учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников, рассматривание его лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроке.

         Начинать обучение групповой работе легче с организации работы детей в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству.  Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких умений, как взаимоконтроль и взаимопомощь. В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Первым делом знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотреть  на собеседника, тихо говорить  в паре, называть товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушать ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было.  

Психологи советуют при делении  детей на пары  учитывать  и темперамент учеников. Доказано, что если будут работать два сангвиника, атмосфера будет доброжелатель-ной, но продуктивность низкой. Если два холерика , то будут слишком бурные эмоции и т.д. Итак, лучшие пары для совместной работы, по мнению психологов: сангвиник + флегматик, холерик + меланхолик, сангвиник + меланхолик. Но такое деление на пары не всегда реально для учителя-практика, поэтому чаще всего работа проходит в статических парах.

         Важно лишь помнить, что недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности. Детей, которые по каким бы то ни было причинам, отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе).

Работу в парах целесообразно проводить на этапе закрепления изученного, поэтому формулировка заданий, как правило, начинается со слов: придумайте, предложите, подберите, проверьте друг у друга, обсудите проблему, обменяйтесь мнениями, посоревнуйтесь, продиктуйте друг другу, понаблюдайте, проведите практическую работу

      Очень эффективна работа в парах при организации взаимороверки знаний (учащиеся проверяют друг у друга знание состава чисел, таблицу умножения, грамматические правила, словарные слова, стихотворения, умение выполнять вычислительные приемы, решать орфографические задачи и даже красоту письма)

-Интересный вид парной  работы  «Вопрос  другу».  Дети  придумывают  вопрос  по  изученному  произведению  и  обмениваются  своими  вопросами  в  начале  урока.

-На уроке рисования: Задание: Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы. Здесь делаем акцент на слове «договоритесь»

При изучении  на уроках  чтения или окружающего мира объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение. Суммирование в парах”. Суть приёма заключается в следующем:

1. Текст разбивается на смысловые отрывки. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, а затем выслушивает отчёты о работе всех других пар и анализирует их работу.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка младшего школьного возраста очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.

  Более сложной формой учебного сотрудничества является работа в группе, которую можно использовать на любом этапе исходя из целей урока. Первый этап-это разделе-ние на группы.

Важно посадить детей в классе так, чтобы группы были равносильными и неконф-ликтными. От этого зависит эффективность работы группы.

Существует много способов деления класса на группы. Они в значительной степени определяют то, как будет проходить работа в группе и на какой результат группа выйдет. Можно использовать деление по :

  • По желанию
  • Случайным образом
  • По определенному признаку
  • По выбору «лидера».
  • По выбору педагога.

Плюсов и минусов в каждом способе предостаточно, например,  способ «по желанию» можно применять только в том классе, где нет «отверженных» детей, которых не принимают в отношения, способ «случайным» образом используется в классах, где царят доброжелательные отношения. Мне лично импонирует способ по выбору лидера. Мои личные наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

.Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец. Учитель  внимательно наблюдает за работой детских групп и выделяет наиболее удачные, наоборот,  наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее он просит детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу. Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы, а учитель помогает своими комментариями. По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. Типичные ошибки взаимодействия стоит обыграть, даже если их еще не было в классе. Ребята легко выведут конструктивное правило «Свое мнение надо не навязывать, а доказывать» , когда услышат   типичный детский спор по схеме: "Нет, я прав!", "Нет, я!" (с возможным переходом к взаимным оскорблениям).

 Таким образом, организуя групповую работу,  нельзя ожидать быстрых результатов, переходить к более сложной работе, пока не будут отработаны простейшие формы общения. Нужны время, практика, кропотливый труд учителя.

Перед уроками, на которых предполагается использование групповой работы, необходимо продумать, как разместить рабочие места детей, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной деятельности.  Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы группами парты ставятся по две и по три так, чтобы ребенок видел всех своих собеседников, не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа, где фиксируется итог работы, был в пределах досягаемости группы.

Организуя сотрудничество, необходимо вводить следующие правила совместной работы: работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми;  быть активными, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу;  вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;  следить за временем; работать по алгоритму (плану);  доводить начатое до конца.

Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говори спокойно, ясно и только по делу;
  • умей слушать и понимать других;
  • умей договариваться

Можно сделать плакат с правилами и напоминать ученикам правила перед тем, как они начнут работать в группах.

Успех работы в группе зависит не только от выполнения правил. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть следующими: организатор (лидер), секретарь , докладчик , эксперт, консультант  и т.д., здесь всё в творческих руках педагога.

      Сначала роли распределяет учитель, затем дети  делают это самостоятельно. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик побывал в разных ролях. Одновременно каждый участник группы должен выступать в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».

         А теперь несколько слов о функции учителя при организации сотрудничества на уроке

       Если группа достаточно зрелая, умеет действовать самостоятельно, функции педагога заключаются в оценке доклада группы об итогах работы. Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль над работой группы. Учитель контролирует ход выполнения работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует взаимодействие, помогая достичь согласия в группе, в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. При  оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок. При этом необходимо всегда оставаться доброжелательным, говорить тихо, приучая и учащихся во время групповой работы вести обсуждения тихими голосами.

 

  Очень важный  этап- подбор заданий для групп. Здесь необходимо помнить, что

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

2. Задания должны быть доступными, проблемными и интересными.

Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Осень пришла», вторая группа – текст - описание «Осенний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю осень?» Или ещё один пример. При изучении объёмных произведений  на уроке чтения, первая группа словесно рисует обложку для книжки или самого героя, вторая группа - подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья - готовит чтение по ролям.     

  Если  задания  для  всех  групп  одинаковы,  то  чаще  всего  учащееся  воспринимают  это  как  ситуацию  соревнования  групп, что иногда и неплохо.  Залогом  успешного  исполнения  групповой  формы  работы  может  стать  жёсткий  регламент  времени,  особая  чёткость  и  внятность  команд,  отдаваемых    преподавателем.

На уроке математики в своём классе я поняла, что целесообразно делить класс на группы по уровню подготовки, чтобы не тормозить сильных учащихся. Например, на  уроке  математики  после  изучения одного из видов  задач на  движение  группы  получают  следующие  задания:

  1. группа (слабые  дети) – решить  задачу  
  2. группа (средние дети)   -  придумать  вопрос  к  задаче  по  данному  условию и решить её
  3. группа  (сильные  дети) -  составить  задачу  по  данному  чертежу и решить её

Существует алгоритм работы в группе, который учитель мысленно держит в голове, представляю его на слайде. А для детей всё проще:  работай вместе и в полную силу.
1.Повторение задания для осознанного понимания
2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи)
3. Выдвижение версий всеми членами группы.
4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих решений.
5.Совместное принятие решения.
6.Анализ решения. Оформление.
7.Проговаривание в группе выступления.
8.Представление решения.

 Конечно,  работа  в  группах  предполагает  достижения  общего  результата.  Это  невозможно  сделать  без  согласования.  Пример из практики. На уроке технологии  предлагаю  выполнить  один  групповой  орнамент.  Дети  сначала  не  задумываются  о  том,  как  эта  работа  будет  выглядеть  в  конце.  Они  вначале  распределяют,  кто  ,  что  будет  делать. Действуют правильно, по алгоритму работы в группе. Но в   в  конце  урока  ученики  огорчаются,  что  орнамент  не  получился,  так  как  не  сочетаются  цвет,  размер  элементов,  присутствуют  лишние  элементы.   Дети  начинают  искать  виновных,  но  я  подвожу  их  к  выводу,  что  прежде  чем  приступить  к  работе,  надо  согласовать  конечный  результат,  например,  как  будет  выглядеть  узор,  какие  цвета  взять,  как  расположить  элементы  в  узоре.  На  последующих  уроках  ребята справляются  более успешно.

         Таким  образом,    путём  проб  и  ошибок  осознаются  основные  принципы  групповой  работы:

  • целенаправленность  (умение  предвидеть  результат  своей  работы);
  • распределённость;
  • согласованность.

 Приёмов, которые можно использовать в групповой работе множество. Вот несколько, самых распространённых.

  • Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат может быть или представлен на проверку учителю, или спикер от группы, раскрывает результаты работы, а другие ученики её дополняют или опровергают.
  • Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. Например: На уроке "Окружающий мир", ребята готовят доклады по природным зонам России, на уроке их презентуют. В результате видна сразу вся палитра природных зон и их отличие.
  • Приём "Лови ошибку!" Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений - неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор.
  • Приём "Пресс-конференция" и вопрос к тексту. Ребята, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Составив список вопросов, и ответив на вопросы, составленные другими группами, ребята усваивают новый материал, причём очень досконально.
  • Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

  • Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Методической литературы по организации учебного сотрудничества на данный момент выпущено много.
Из всей методической литературы по данному вопросу мне больше всего понравилось  методическое  пособие  Г.А. Цукерман  «Введение  в  школьную  жизнь».  где  даются  рекомендации,  советы  по  организации  групповой  работы.  Именно  из  этой книги я  узнала,  что  
не  стоит  делать  при  организации  групповой  работы:

  • принуждать  к  общей  работе  детей,  которые  не  хотят  вместе  работать;
  • разрешить  отсесть  в  другое  место  ученику,  который  хочет  работать  один  ( а  в  каждом  классе  есть  такие);
  • давать  для  работы   более  15 – 20 минут  в  1-2 классах,  более  20 – 30  минут  в  3-4  классах;
  • требовать  в  классе  абсолютной  тишины,  так  как  дети  должны  обмениваться  мнениями,  прежде  чем  представить  продукт  совместного  труда. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен "шумомер"- звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.
  • наказывать  детей  лишением  права  участвовать  в  совместной  работе.

Готовясь к педсовету , я  провела небольшое анкетирование учащихся своего класса. Результаты следующие:

95%  моих детей  указали, что работать в группе интересно. 15% детей отдают предпочтение работе в четвёрках, а 80% - работе в «больших группах». При работе в группе 80% детей не испытывают страха, который возникает во время ответа у доски. А это значит, мы бережём психическое здоровье детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые формы работы - способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе ур...

Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников

Одна из форм работы на уроках в начальной школе, которая способствует формированию коммуникативных УУД, - это работа в парах и работа в группах....

Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.

         Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической сис...

Парная и групповая формы работы - способ формирования УУД младших школьников

Одним из  способов  формирования  УУД младших школьников являются групповые формы работы. Работа в группах помогает детям самораскрыться, самоисследоваться и познать самого себя....

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения

Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.

     Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. ...