Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 «а» класса
консультация (2 класс) на тему

Антоненко Елена Владимировна

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 «а» класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_so_slabouspevayushchimi_2a_klass.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

                                                                                     учитель начальных классов

Антоненко Елена Владимировна

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 «а» класса

2015/2016 учебный год

Пояснительная записка

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это работа со слабоуспевающими обучающимися. Слабоуспевающими принято считать обучающихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория обучающихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими всех служб образовательной организации, специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, в основе которой лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Цель программы

 - ликвидация пробелов у обучающихся в обучении по русскому языку и математике;

 - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Задачи программы:

- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

- пробуждение природной любознательности;

- создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику

- вовлечение обучающихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Обучающихся: 

 Получение знаний за курс 2 класса.

 Выбор форм получения знаний.

Родителей:

В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка.

В стабилизации отношений в семье.

Школы:

Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Педагогические технологии, используемые при работе:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

- диалоговая форма обучения;

- игровые формы;

- памятки, карточки;

- вовлечение в групповую работу

Формы контроля:

- устные и письменные опросы;

- самостоятельные и проверочные работы;

- предметные тесты;

- собеседования;

- контрольные работы.

Принципы построения -  приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.

Принципы реализации  - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности.

        Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1.        Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2.        Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)

3.        Запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.

4.        Указание алгоритма решения или выполнения.

5.        Указание аналогичной задачи, решенной раньше.

6.        Объяснение хода выполнения подобного задания.

7.       Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8.        Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

9.       Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания. 

10.    Выдача ответа или результата выполнения задания.

11.    расчленение сложного задания на элементарные составные части.

12.    Постановка наводящих вопросов.

13.    Указание правил, на основании которых выполняется задание.

14.    Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

15.    Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа,

разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться

к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными

пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать

материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых

ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера

благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников

концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы,

учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания

учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов,

раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при

затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются

упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах

или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для

стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и

указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным раз-

витием самостоятельности в учении.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников

подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится

подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных

затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются

задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой

темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить

перегрузки школьников.

Работа с родителями

1 Организация  индивидуальной беседы родителей и учителя

2. Родительское собрание подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом. Рекомендация методической  литературы по  отдельным предметам.

3.Приглашение на уроки с целью определить интеллектуальный уровень ребёнка на фоне классного коллектива.

4.Создание коррекционных тетрадей

5.Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.

6.Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.

7. Создание Папки -  Копилки, где накапливаются задания  для развития логического мышления    (задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)

Этапы работы со слабоуспевающими детьми:

  1. Наметить учащихся со слабой успеваемостью.
  2. Составление плана работы  с детьми.
  3. Реализация плана в течение учебного года.
  4. Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  • Предложение учащимся примерного плана ответа.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы
  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Напоминание приема и способа выполнения задания.
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

 Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Формируемые отношения

Этапы работы

1

2

3

4

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но непривлекательный материал

Отношение к процессу учения

(усвоение знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, к своим силам

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий

Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

                                       

1.     При  опросе  слабоуспевающим  школьникам  даётся примерный  план  ответа,  разрешается  пользоваться  планом,  составленным  дома,  больше  времени  готовиться  к  ответу  у доски,  делать предварительные  записи,  пользоваться  наглядными  пособиями.

 

2.     Ученикам  задаются  наводящие  вопросы,  помогающие  последовательно  излагать материал.

 

3.     При  опросе  создаются  специальные  ситуации  успеха.

 

4.     Периодически  проверяется  усвоение  материала  по  темам  уроков,  на  которых ученик  отсутствовал.

 

5.     В ходе  опроса  и  при  анализе  его  результатов  обеспечивается  атмосфера благожелательности.

 

В  процессе изучения  нового  материала  внимание слабоуспевающих  концентрируется  на  наиболее  важных  и  сложных  разделах изучаемой  темы,  учитель  должен  чаще  обращаться  к  ним  с  вопросами  на  понимание,  привлекать  их  в  качестве  помощников,  стимулировать  вопросы  учеников  при  затруднении  в  освоении  нового  материала.

 

     В  ходе самостоятельной  работы  слабоуспевающим  даются упражнения,  направленные  на  устранение  ошибок,  допускаемых ими  при  ответах  или  в  письменных  работах:  отмечаются  положительные  моменты  в  их  работе  для стимулирования  новых  усилий,  отмечаются  типичные  затруднения  в  работе  и  указываются  способы  их  устранения,  оказывается  помощь  с  одновременным  развитием  самостоятельности.

 

     При  организации домашней  работы  для  слабоуспевающих  школьников  подбираются  задания по  осознанию  и исправлению  ошибок:  проводится  подробный  инструктаж  о  порядке  выполнения  домашнего  задания,  при необходимости  предлагаются  карточки  консультации,  даются задания  по повторению  материала,  который  потребуется  для  изучения  нового.  Объём  домашних  заданий  рассчитывается  так,  чтобы  не  допустить  перегрузки  школьников.

Список  слабоуспевающих детей 2»а» класса

  1. Малов Максим
  2. Асинбаева Диана
  3. Колесников Алексей
  4. Пан Алексей
  5. Скрипкин Андрей

Эти дети требует особенного подхода к организации учебной деятельности. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могу перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.

 План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися

 на 2015- 2016учебный год.

 

Мероприятия

Срок

1.                  Проведение контрольного среза знаний обучающихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания  слабоуспевающих обучающихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом, беседы с  родителями и детьми.

Сентябрь

3.  Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. 

В течение учебного года.

5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса.

В течение учебного года.

6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

7. Встречи с отдельными родителями и  беседы с самими учащимися

В течение учебного года.

Содержание работы

сроки

 

1.

Взять на учёт всех учащихся, имеющих отклонения в обучении.

2 класс

2.

Проводить собеседования с такими учащимися, проверять запись д/задания в дневнике, контролировать посещение уроков.

Постоян.

3.

Анализ успеваемости учащихся.

Еженед.

4.

Контроль накопляемости оценок у слабых учащихся.

Еженед.

5.

Учёт промежуточных результатов.

1 раз

в месяц

6.

Учёт проделанной учителем работы.

1 раз

в месяц

Прогнозируемый результат

Обучающиеся  должны уметь:

- применять правила правописания на изученные орфограммы;                                                - различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;                                                                                                              - воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел; выполнять вычитание, используя таблицу сложения;                                                                  - воспроизводить наизусть результаты табличного умножения любых однозначных чисел; выполнять деление, используя таблицу умножения;                                                                                                       - решать задачи в одно, два действия;                                                                                            - выполнять письменное сложение и вычитание.

График работы со слабоуспевающими обучающимися

Вторник   с  15.30-16.15

                                                          Пятница   с 15.30-16.15

Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

1

2

04.09

08.09

Русский язык  Звуки и буквы Гласные и согласные. Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие

2

3

4

11.09

15.09

Математика  Сложение и вычитание чисел в пределах 20

2

5

6

18.09

22.09

Русский язык  Ударение. Деление на слоги. Правила переноса слов

2

7

8

25.09

29.09

Математика  Решение задач

2

9

10

02.10

06.10

Русский язык  Изменение формы слова с помощью окончания. Письмо под диктовку

2

11

12

09.10

13.10

Математика  Сложение и вычитание столбиком

2

13

14

16.10

20.10

Русский язык  Безударная гласная в корне слова

2

15

16

23.10

27.10

Математика  Сложение и вычитание двузначных чисел

2

17

18

10.11

13.11

Русский язык  Учимся писать безударную гласную в корне слова

2

19

20

17.11

20.11

Математика  Решение задач

2

21

22

24.11

27.11

Русский язык  Учимся писать безударную гласную в корне слова. Письмо под диктовку

2

23

24

1.12

4.12

Математика  Умножение и деление на 2,3

2

25

26

08.12

11.12

Русский язык  Учимся писать буквы согласных в корне слова

2

27

28

15.12

18.12

Математика  Решение задач

2

29

30

22.12

25.12

Русский язык  Непроизносимые согласные в корне слова

2

31

32

12.01

15.01

Математика  Умножение и деление на 3 и 4

2

33

34

19.01

22.01

Русский язык  Разделительный твердый и мягкий знаки

2

35

36

26.01

29.01

Математика  Сложение и вычитание двухзначных чисел

2

37

38

2.02

5.02

Русский язык  Учимся писать суффиксы - ёнок; - онок; - ик; - ек; - ость

2

39

40

9.02

12.02

Математика  Умножение и деление на 5

2

41

42

16.02

19.02

Русский язык  Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне

2

43

44

26.02

1.03

Математика  Умножение и деление на 6

2

45

46

4.03

11.03

Русский язык  Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

2

47

48

15.03

18.03

Математика  Площадь фигуры. Единицы площади

2

49

50

22.03

25.03

Русский язык  Учимся писать корни и суффиксы

2

51

52

29.03

1.04

Математика  Умножение и деление на 7

2

53

54

5.04

8.04

Русский язык  Различаем приставки с буквами о, а

2

55

56

12.04

15.04

Математика  Умножение и деление на 8

2

57

58

19.04

22.04

Русский язык  Учимся различать предлоги и приставки

2

59

60

26.04

29.04

Математика  Умножение и деление на 9

2

61

62

03.05

06.05

Русский язык  Повторяем состав слова

2

63

64

10.05

13.05

Математика  Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз

2

65

66

17.05

20.05

Русский язык  Правописание частей слова

2

67

24.05

Чему я научился за этот год. Урок- тест

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. ...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 3 класса на 2016-2017 учебный год.

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 3 класса на 2016-2017 учебный год. Пояснительная записка     Одной из главных проблем, которую приходится решать педаг...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 3 класса

Цель программы- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку и математике; - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка....

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 1 класса

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.  Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные с...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 4 класса

Программа индивидуальной работы  со слабоуспевающими учащимися 4 класса...