РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному
направлению учащихся начальных классов
«Хочу все знать».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu_vse_znat_1.doc | 488 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №34»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Заместитель директора Директор МАОУ СОШ №34
Протокол №______ _______ В.И. Почанина _________ И.М.Мурашев
от «___»_____20___г. «___»________20___г. Приказ №______
Руководитель МО
_____Е.В.Гайнетдинова от «____»______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному
направлению учащихся начальных классов
«Хочу все знать».
Учитель: Хисамова Лейсан Мажитовна
2015-2017год
Пояснительная записка
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!».
Программа данного введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Первый год обучения 1 час в неделю: 33 часа (1 класс) и 34 часа (2-4 класс).
Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Отличительными особенностями программы «Хочу все знать!» является:
1. Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
- Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Формы и объем занятий:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
- Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Объем: Программа «Хочу все знать!» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года:
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Хочу все знать!»
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Хочу все знать!» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- -предвосхищать результат.
- - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- - предлагать помощь и сотрудничество;
- - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- - формулировать собственное мнение и позицию;
- - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- - ставить и формулировать проблемы;
- - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- - установление причинно-следственных связей;
Содержание программы
1 год обучения 34 часа (1 раз в неделю)
№ п/п | Раздел/Тема | Теория | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
I. | Игры и игрушки 18 ч | ||
1 | Словесное обозначение предметов | ||
2 | Слуховые ощущения. Повторение словесных обозначений предметов. | ||
3 | Внимание (сосредоточенность). Зрительные ощущения. | ||
4 | Артикуляция. Пространственные представления. | ||
5 | Фонетическо-фонематическое восприятие. Пространственные представления. | ||
6 | Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения. | ||
7 | Внимание (объём). Осязательные ощущения. | ||
8 | Память (непосредственная, вербальная). Пространственные представления. | ||
9 | Где появились куклы | История происхождения куклы. Рассказ о любимой кукле | Вырезание бумажных кукол |
10 | История глиняной игрушки | Посещение выставки глиняной игрушки в школьном кабинете ИЗО | Лепка игрушек из глины |
11 | Какой музыкальный инструмент был первым | Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами | Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы |
12 | Кто первым запустил бумажного змея | История создания игрушки. Конструктивные особенности бумажного змея | Изготовление бумажного змея (коллективная работа) |
13 | Кто придумал мяч | Игры с мячом | |
14 | Подвижные игры | Правила игры | Разучивание подвижных игр |
15 | Настольный театр | Актеры и зрители | Оригами - игрушки Мини-спектакль |
16 | Калейдоскоп | Беседа «Что такое калейдоскоп» | Мозаика из разной крупы |
17 | Что нам известно об игре в шашки | Знакомство с правилами игры в шашки | Обучение игре в шашки |
18 | Конкурс «Золотая Шашечка» | Соревнования по шашкам Лист самооценки | |
II. | Все для дома 16 ч | ||
1 | «Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник) | Беседа «Из чего изготовлена свеча» | Лепка из пластилина подсвечника |
2 | Посередине гвоздик (ножницы) | Роль ножниц как инструмента в жизни человека | Вырезание фигурок из бумаги |
3 | «Свет мой зеркальце…» | История создания зеркала. Какие бывают зеркала | Изготовление зеркала для куклы (из фольги) |
4 | Кто изобрел расческу для волос | Какие бывают расчески Правила гигиены | Прическа для куклы |
5 | Королевская шкатулка | Назначение шкатулки | Рисование узора для шкатулки |
6 | Не лает, не кусает (замок) | Механизм и устройство замка, его функции | Лепка из пластилина ключей |
7 | Откуда пришла тарелка | История появления | Тарелка из папье-маше |
8 | Как баклуши били (ложки) | Беседа с презентацией | Роспись ложки |
9 | Столовые приборы | Правила этикета | Сюжетная игра «Накрываем стол» |
10 | От бусинки до окна (стекло) | Как люди создали стекло и его предназначение | Бусы из бисера |
11 | История возникновения мебели | Презентация «Откуда стол пришел?» | |
12 | Проектирование спальни | Изготовление шкафа из картона, кровати (работа в группах) | |
13 | Время не ждет! (часы) | Виды часов Как они устроены | Изготовление циферблата из картона и проволоки (работа в группах) |
14 | Из чего построен дом? Глиняный кирпич | Строительные материалы Процесс изготовления кирпича | Лепка дома из кирпичиков (пластилин) (работа в группах) |
15 | Скатерть-самобранка | Понятие о столовых принадлежностях, их виды | Сюжетная игра «Накрываем на стол» |
16 | Висячие сады (комнатные растения) | Роль комнатного растения в жизни человека Презентация «Они с нами рядом» | Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений. Составление памятки по уходу за комнатными растениями. Итоговый тест. |
Требования к планируемым результатам изучения программы первого года обучения | |||
Предметные УУД | Универсальные учебные действия | ||
Игры и игрушки Обучающиеся должны знать: Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений). | Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
| ||
Все для дома Обучающиеся должны знать: Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения. Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены. Обучающиеся должны уметь: Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности. Применять на практике основные знания по уходу за растениями |
2 год обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Раздел/Тема | Теория | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
I. | Школа 20 ч | ||
1 | Первые рисунки | Знакомство с наскальными рисунками Томской писаницы | Рисование восковыми мелками животных |
2 | Кто изобрел перо | Беседа «Гусиное крылышко» | Изготовление ручки из пера |
3 | Карандаш | Заочное путешествие на карандашную фабрику | Рисование карандашами (тема любая) |
4 | История шариковой ручки | Беседа «От пера до шариковой ручки…» | Поделки из сломанных ручек |
5 | Кто изобрел ноты | Историческая справка | Письмо нот на нотном стане |
6 | Кто изобрел бумагу | Использование информации из дополнительных источников | Аппликация из бумаги (тема любая) |
7 | Когда появились первые книги | Презентация «Русский книгопечатник» | Изготовление книжки-малышки (работа в группах) |
8 | Кто написал первую энциклопедию | Историческая справка Энциклопедия как способ получения информации | Рассматривание энциклопедий |
9 | Как возникли библиотеки | Экскурсия в библиотеку | |
10 | Откуда пошли названия дней недели | Получение информации через интернет | Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков) |
11 | Как возникли единицы измерения | Беседа «Старинные меры измерения» | Измерение разными мерками (работа в группах) |
12 | Как люди начали добывать полезные ископаемые | Заочное путешествие в древний мир | Рассматривание коллекций полезных ископаемых Экскурсия в кабинет географии |
13 | У какой страны впервые появился флаг | Символы нашей страны | Рисование флага сказочной страны (работа в группах) |
14 | Какие бывают ребусы | Виды ребусов и их структура | Составление и разгадывание ребусов |
15 | Первая марка | Назначение марки и ее особенности | Изготовление «собственной» марки |
16 | Кто изобрел кроссворд | Историческая справка | Разгадывание кроссвордов |
17 | Кто придумал первую карту | Роль карты в жизни человека Какие бывают карты | Сюжетная игра «Найди клад» (по карте) |
18 | Кто автор микроскопа | Историческая справка | Рассматривание предметов под микроскопом и лупой |
19 | Скотч. Шотландская лента | Историческая справка | «Книжкина больница» (ремонт книг) |
20 | Заключительное занятие по теме «Школа» | Заполнение листа самооценки Выставка работ | |
II. | Еда 14 ч | ||
1 | Хлеб из орехов | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | Поделки из скорлупы орехов |
2 | Как картофель попал в Россию | Презентация «Второй хлеб» | Поделки из картофеля |
3 | Кое-что из истории конфет | Историческая справка | Плетение пояса из фантиков |
4 | Откуда фрукты и овощи получили свое название | Короткая информационная справка о названиях овощей и фруктов приготовленная детьми | Рисование овощей и фруктов (иллюстрации к книжке-малышке) |
5 | Каменный мед (сахар) | Рассказ о меде, его свойствах и использовании | Составление сборника народных рецепты лечения (с медом). Мини-проект |
6 | Секретное мороженое | История создания мороженого Заочная экскурсия на хладокомбинат | Составление рецепта мороженного (работа в группах) |
7 | Где прячутся витамины | Беседа «Овощи и фрукты - витаминные продукты» | Поделки из овощей |
8 | Секрет каши | Каша-основа национальной русской кухни | Аппликация с использованием крупы |
9 | Первая кулинарная книга | Историческая справка | Составление рецепта (работа в группах). Защита |
10 | Такая разная капуста | Витамины содержащиеся в капусте и их значение для организма человека | Составление загадок о капусте. Конкурс (работа в группах) |
11 | Где появились арбузы | Полезные свойства арбуза и его историческая родина | «Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки) |
12 | Из чего делают пряники | Беседа с работником кондитерского цеха | Лепка пряников из соленого теста |
13 | Шоколад | Полезные свойства шоколада | Рисование обертки шоколада |
14 | Итоговое занятие по теме «Еда» | Совместное составление презентации «Разговор о правильном питании» Итоговый тест |
Требования к планируемым результатам изучения программы второго года обучения | ||
Предметные УУД | Универсальные учебные действия | |
Школа Обучающиеся должны знать: Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий. Историю их создания. Правила поведения в библиотеке. Отличие кроссворда и ребуса. Обучающиеся должны уметь: Пользоваться фондом школьной библиотеки. Составлять простейший кроссворд. Делать простой ремонт книги. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
| Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
| |
Еда Обучающиеся должны знать: Как овощи и фрукты получили свое название. Историю происхождения некоторых продуктов питания. Основы правильного питания. Составляющие части блюд. Обучающиеся должны уметь: Различать полезные и вредные продукты. Уметь составлять меню на завтрак. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений). |
3 год обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Раздел/Тема | Теория | Практические действия или трудовые операции (примерные) | |
I. | Одежда 13 ч | |||
1 | Одежда наших предков | Русский народный костюм | Составление кроссворда «Одежда предков» | |
2 | Откуда взялся фартук | Материалы информационного справочника | Моделирование и вырезание фартука из бумаги | |
3 | Зачем нужны пуговицы | Беседа о видах пуговиц | Пришивание пуговицы | |
4 | Откуда взялись шапки | Историческая справка | Приемы вязания (крючком) | |
5 | Кто придумал обувь? Секреты башмаков | Историческая справка Беседа о профессии сапожника | Рисование туфель (дизайн) | |
6 | История русского сарафана | Презентация «Русский наряд в изображении художников» | Рисование и вырезание сарафана для куклы | |
7 | Чем украшают одежду | Изготовление аксессуаров | ||
8 | С каких пор применяют носовые платки | Информация из дополнительной литературы | Изготовление носового платка из ткани | |
9 | Юбки и брюки | История появления | Пошив брюк (или юбки) для куклы | |
10 | Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда | Информация из дополнительной литературы | Плетение из ниток | |
11 | Домик для пальчиков. Варежки | История появления варежек | Варежка-прихватка. Мини-проект | |
12 | Что такое «мода» | Экскурсия в ателье мод | ||
13 | Итоговое занятие по теме «Одежда» | Заполнение листа самооценки Выставка работ | ||
II. | Праздник 21ч | |||
1 | Первые украшения | Украшение как деталь костюма | Бусы из бумаги | |
2 | Новогодние игрушки | Откуда пришла традиция украшения елки | Проект. «Сохраним елочку» | |
3 | Почему на Пасху красят яйца | Беседа о православном празднике | Роспись яйца | |
4 | История воздушных шариков | Информация из дополнительной литературы | Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках | |
5 | История фейерверков | Презентация «фейерверк» | Аппликация «Салют» | |
6 | Широкая масленица | История появления праздника | Изготовление сувенира из подручных материалов. Мини-проект | |
7 | Сюжетная игра «Чаепитие с блинами» | |||
8 | Приглашаем к столу | Сервировка праздничного стола | ||
9 | А раньше было так… | Информация из дополнительной литературы | (Тема любая) Проект. Работа в группах | |
10 | Бал-маскарад | Раскрытие понятия «бал» | Изготовление маски | |
11 | Рождественские частушки | Разучивание (сочинение) и исполнение частушек. конкурс | ||
12 | Ярмарка | Ярмарка как традиция русского народа | Поделки из разных материалов | |
13 | «Не красна изба углами» | Составление рецептов пирогов (работа в группах) | ||
14 | Вкусные украшения | Как украшали елку в старину | Украшения для елки из конфет и фруктов. Выставка | |
15 | Мишура | Поделки из мишуры (фольги) | ||
16 | Толковый словарь маркиза Этикета | Правила этикета | Оформление приглашения | |
17 | Приглашение гостей | Конкурсы для мам и пап | ||
18 | Семейные праздники | Составление календаря семейных праздников (работа с родителями) | ||
19 | Вечеринка | Конкурсная программа | ||
20 | Конкурс Золушек и Рыцарей | Правила этикета | Составление конкурсных заданий (работа в группах) | |
21 | ||||
Проведение конкурса Итоговый тест | ||||
Требования к планируемым результатам изучения программы третьего года обучения | ||||
Предметные УУД | Универсальные учебные действия | |||
Одежда Обучающиеся должны знать: Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Назначение профессии сапожника и модельера. Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую модель русского костюма. Наблюдать объекты . Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Составлять презентацию. | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
| |||
Праздник Обучающиеся должны знать: Название и историю появления праздников и обычаев. Обучающиеся должны уметь: Соблюдать основные правила этикета, применять их на практике. Изготовить соответствующее украшение и подарок к празднику. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Проводить работу в группе. |
4 год обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Раздел/Тема | Теория | Практические действия или трудовые операции (примерные) | ||
I. | Предприятия, сооружения, здания 15 ч | ||||
1 | Кто основал первый зоопарк | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | Мини-проект «Мы идем по зоопарку» (проект игры для первоклассников) | ||
2 | Как идет почта | Экскурсия на почту | |||
3 | Когда возникли музеи | Экскурсия в музей | |||
4 | Как появился фонтан | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | Проект. «Фонтан для моего города» | ||
5 | А зачем нам лестницы? (метро) | Лестница как архитектурное сооружение | Заочная экскурсия в метрополитен | ||
6 | Как возникла почтовая служба? | Историческая справка | Написание письма другу | ||
7 | Как возникли города | Информация из справочника | Аппликация города (работа в группах) | ||
8 | Когда люди начали строить дома | Презентация «Архитектура Новокузнецка» | Проект. «Мой город. Мой дом» | ||
9 | Все на каток! | Изготовление ледяных игрушек | |||
10 | Гидроэлектростанция | Основные составляющие гидроэлектростанции | Составление кроссворда на тему «Электричество» | ||
11 | Каким был первый магазин | Появление магазина и его предназначение | Составление правил игры «Магазин» для 1 класса(работа в группах) | ||
12 | Стадион. Кто вперед? | Архитектурные особенности стадиона | Эстафеты на стадионе (в спортзале) | ||
13 | Цирк! Цирк! Цирк! | Архитектурные особенности здания цирка | Рисование афиши представления (работа в группах) | ||
14 | На подмостках театра | Оборудование сцены театра и ее особенности | Аппликация сцены театра (работа в группах) | ||
15 | Чудеса света | Презентация « Семь чудес света» | Проект «Семь чудес света» | ||
II. | Транспорт 9ч | ||||
1 | Общественный транспорт | Виды общественного транспорта | Проект. «Макет улицы» | ||
2 | Кто придумал велосипед | Информация из справочника | Конкурс «Безопасное колесо» | ||
3 | Кто создал автомобиль | Информация из справочника | Сборка машины из деталей конструктора | ||
4 | Кто изобрел самолет | Информация из справочника | Конструирование самолета из деталей конструктора | ||
5 | Луноход | История покорения космоса | Составление презентации | ||
6 | Лайнер. Пароход | Водные суда и их особенности | Оригами. Кораблик | ||
7 | Железнодорожный транспорт | Виды железнодорожного транспорта | Составление презентации | ||
8 | Уборочные машины | Специальные машины для уборки города | Конструктор. Уборочная машина | ||
9 | Специальные машины. Машина «Скорой помощи» | Беседа по ОБЖ | Оказание первой помощи Итоговый тест | ||
III. | Полезные изобретения 9 ч | ||||
1 | Флюгер | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | Изготовление флюгера | ||
2 | История спичек | Информация из справочника | Составление памятки «Опасно, огонь!» | ||
3 | Когда был изобретен зонтик | Информация из справочника | Рисование узора для зонтика | ||
4 | История происхождения денег | Презентация «История монет» | Составление коллекции монет | ||
5 | Как был изобретен телефон | Информация из справочника | Придумывание и рисование новой модели телефона | ||
6 | Светофор. Дорожные знаки | Беседа по правилам дорожного движения | Проект. «Макет светофора» | ||
7 | Окно в подводный мир (аквариум) | Виды распространенных аквариумных рыбок | Изонить «Рыбки» | ||
8 | Упаковочные материалы | Какие бывают упаковки, их плюсы и минусы | Поделки из целлофана, пластика, картона. Конкурс | ||
9 | Компьютер и Интернет | Компьютер как современное достижение науки | Работа на компьютере (тема «Интернет») Итоговый контроль | ||
Требования к планируемым результатам изучения программы четвёртого года обучения | |||||
Предметные УУД | Универсальные учебные действия | ||||
Предприятия, сооружения, здания Обучающиеся должны знать: Происхождение некоторых сооружений и культурно-развлекательных центров. Историю их создания и предназначение. Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности отдельных сооружений и зданий. Составлять презентацию. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
| ||||
Транспорт Обучающиеся должны знать: Основные виды транспорта, их появление. Профессии, сопровождающие работу транспорта. Обучающиеся должны уметь: Соблюдать основные правила поведения в общественном транспорте, применять их на практике. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях, планировать свои действия. | |||||
Полезные изобретения Обучающиеся должны знать: Роль современных изобретений в жизни человека и общества, их предназначение Обучающиеся должны уметь: Пользоваться предметами современной жизни. Наблюдать объекты. Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Обсуждать предположения в группах, планировать свои действия. |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы. Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый) и т. д. Программа «Хочу все знать!» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность, проектная.
Литература для учителя:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011, 25 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008, 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009, 41 с.
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.- поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- История происхождения привычных вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
- История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
- История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
Литература для обучающихся:
- Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007, 333 с.
Учебно-тематический план
1 год обучения 33, 34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Раздел/Тема | Кол-во времени | Всего | Фактич.Дата | Планируемая дата | |
теория | практика | |||||
l. | Игры и игрушки | 13 | 5 | 18 | ||
1 | Словесное обозначение предметов | 1 | 1 | |||
2 | Слуховые ощущения. Повторение словесных обозначений предметов. | 1 | 1 | |||
3 | Внимание (сосредоточенность). Зрительные ощущения. | 1 | 1 | |||
4 | Артикуляция. Пространственные представления. | 1 | 1 | |||
5 | Фонетическо-фонематическое восприятие. Пространственные представления. | 1 | 1 | |||
6 | Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения. | 1 | 1 | |||
7 | Внимание (объём). Осязательные ощущения. | 1 | 1 | |||
8 | Память (непосредственная, вербальная). Пространственные представления. | 1 | 1 | |||
9 | Где появились куклы | 1 | 1 | |||
10 | История глиняной игрушки | 1 | 1 | |||
11 | Какой музыкальный инструмент был первым | 1 | 1 | |||
12 | Кто первым запустил бумажного змея | 1 | 1 | |||
13 | Кто придумал мяч | 1 | 1 | |||
14 | Подвижные игры | 1 | 1 | |||
15 | Настольный театр | 1 | 1 | |||
16 | Калейдоскоп | 1 | 1 | |||
17 | Что нам известно об игре в шашки | 1 | 1 | |||
18 | Конкурс «Золотая Шашечка» | 1 | 1 | |||
ll. | Все для дома | 5 | 11 | 16 | ||
1 | «Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник) | 1 | 1 | |||
2 | Посередине гвоздик (ножницы) | 1 | 1 | |||
3 | «Свет мой зеркальце…» | 1 | 1 | |||
4 | Кто изобрел расческу для волос | 1 | 1 | |||
5 | Королевская шкатулка | 1 | 1 | |||
6 | Не лает, не кусает (замок) | 1 | 1 | |||
7 | Откуда пришла тарелка | 1 | 1 | |||
8 | Как баклуши били (ложки) | 1 | 1 | |||
9 | Столовые приборы | 1 | 1 | |||
10 | От бусинки до окна (стекло) | 1 | 1 | |||
11 | История возникновения мебели | 1 | 1 | |||
12 | Проектирование спальни | 1 | 1 | |||
13 | Время не ждет! (часы) | 1 | 1 | |||
14 | Из чего построен дом? Глиняный кирпич | 1 | 1 | |||
15 | Скатерть-самобранка | 1 | 1 | |||
16 | Висячие сады (комнатные растения) | 1 | 1 | |||
итого | 18 | 16 | 34 |
2 год обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п\п | Раздел/Тема | Кол-во времени | Всего | Фактич.Дата | Планируемая дата | |
теория | практика | |||||
l. | Школа | 6 | 14 | 20 | ||
1 | Первые рисунки | 1 | 1 | 02.09 | ||
2 | Кто изобрел перо | 1 | 1 | 09.09 | ||
3 | Карандаш | 1 | 1 | 16.09 | ||
4 | История шариковой ручки | 1 | 1 | 23.09 | ||
5 | Кто изобрел ноты | 1 | 1 | 30.09 | ||
6 | Кто изобрел бумагу | 1 | 1 | 07.10 | ||
7 | Когда появились первые книги | 1 | 1 | 21.10 | ||
8 | Кто написал первую энциклопедию | 1 | 1 | 28.10 | ||
9 | Как возникли библиотеки | 1 | 1 | 11.11 | ||
10 | Откуда пошли названия дней недели | 1 | 1 | 18.11 | ||
11 | Как возникли единицы измерения | 1 | 1 | 02.12 | ||
12 | Как люди начали добывать полезные ископаемые | 1 | 1 | 09.12 | ||
13 | У какой страны впервые появился флаг | 1 | 1 | 16.12 | ||
14 | Какие бывают ребусы | 1 | 1 | 23.12 | ||
15 | Первая марка | 1 | 1 | 30.12 | ||
16 | Кто изобрел кроссворд | 1 | 1 | 13.01 | ||
17 | Кто придумал первую карту | 1 | 1 | 20.01 | ||
18 | Кто автор микроскопа | 1 | 1 | 27.01 | ||
19 | Скотч. Шотландская лента | 1 | 1 | 03.02 | ||
20 | Заключительное занятие по теме «Школа» | 1 | 1 | 10.02 | ||
ll. | Еда | 4 | 10 | 14 | ||
1 | Хлеб из орехов | 1 | 1 | 17.02 | ||
2 | Как картофель попал в Россию | 1 | 1 | 02.03 | ||
3 | Кое-что из истории конфет | 1 | 1 | 09.03 | ||
4 | Откуда фрукты и овощи получили свое название | 1 | 1 | 16.03 | ||
5 | Каменный мед (сахар) | 1 | 1 | 23.03 | ||
6 | Секретное мороженое | 1 | 1 | 30.03 | ||
7 | Где прячутся витамины | 1 | 1 | 13.04 | ||
8 | Секрет каши | 1 | 1 | 20.04 | ||
9 | Первая кулинарная книга | 1 | 1 | 27.04 | ||
10 | Такая разная капуста | 1 | 1 | 04.05 | ||
11 | Где появились арбузы | 1 | 1 | 11.05 | ||
12 | Из чего делают пряники | 1 | 1 | 18.05 | ||
13 | Шоколад | 1 | 1 | 25.05 | ||
14 | Итоговое занятие по теме «Еда» | 1 | 1 | 31.05 | ||
итого | 10 | 24 | 34 |
3 год обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п\п | Тема | Кол-во времени | Всего | Фактич.Дата | Планируемая дата | |
теория | практика | |||||
l. | Одежда | 4 | 9 | 13 | ||
1 | Одежда наших предков | 1 | 1 | 05.09 | ||
2 | Откуда взялся фартук | 1 | 1 | 19.09 | ||
3 | Зачем нужны пуговицы | 1 | 1 | 26.09 | ||
4 | Откуда взялись шапки | 1 | 1 | 03.10 | ||
5 | Кто придумал обувь? Секреты башмаков | 1 | 1 | 17.10 | ||
6 | История русского сарафана | 1 | 1 | 24.10 | ||
7 | Чем украшают одежду | 1 | 1 | 31.10 | ||
8 | С каких пор применяют носовые платки | 1 | 1 | 07.11 | ||
9 | Юбки и брюки | 1 | 1 | 14.11 | ||
10 | Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда | 1 | 1 | 28.11 | ||
11 | Домик для пальчиков. Варежки | 1 | 1 | 05.12 | ||
12 | Что такое «мода» | 1 | 1 | 12.12 | ||
13 | Итоговое занятие по теме «Одежда» | 1 | 1 | 19.12 | ||
ll. | Праздник | 5 | 16 | 21 | ||
1 | Первые украшения | 1 | 1 | 26.12 | ||
2 | Новогодние игрушки | 1 | 1 | 09.01 | ||
3 | Почему на Пасху красят яйца | 1 | 1 | 16.01 | ||
4 | История воздушных шариков | 1 | 1 | 23.01 | ||
5 | История фейерверков | 1 | 1 | 30.01 | ||
6 | Широкая масленица | 1 | 1 | 06.02 | ||
7 | 1 | 1 | 13.02 | |||
8 | Приглашаем к столу | 1 | 1 | 27.02 | ||
9 | А раньше было так… | 1 | 1 | 06.03 | ||
10 | Бал-маскарад | 1 | 1 | 13.03 | ||
11 | Рождественские частушки | 1 | 1 | 20.03 | ||
12 | Ярмарка | 1 | 1 | 27.03 | ||
13 | «Не красна изба углами» | 1 | 1 | 03.04 | ||
14 | Вкусные украшения | 1 | 1 | 10.04 | ||
15 | Мишура | 1 | 1 | 17.04 | ||
16 | Толковый словарь маркиза Этикета | 1 | 1 | 24.04 | ||
17 | Приглашение гостей | 1 | 1 | 08.05 | ||
18 | Семейные праздники | 1 | 1 | 15.05 | ||
19 | Вечеринка | 1 | 1 | 22.05 | ||
20 | Конкурс Золушек и Рыцарей | 1 1 | 1 1 | 29.05 30.05 | ||
21 | ||||||
итого | 9 | 25 | 34 |
4 год обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п\п | Раздел/Тема | Кол-во времени | Всего | Фактич.Дата | Планируемая дата | |
теория | практика | |||||
l. | Предприятия, сооружения, здания | 6 | 10 | 16 | ||
1 | Кто основал первый зоопарк | 1 | 1 | |||
2 | Как идет почта | 1 | 1 | |||
3 | Когда возникли музеи | 1 | 1 | |||
4 | Как появился фонтан | 1 | 1 | |||
5 | А зачем нам лестницы? (метро) | 1 | 1 | |||
6 | Как возникла почтовая служба? | 1 | 1 | |||
7 | Как возникли города | 1 | 1 | |||
8 | Когда люди начали строить дома | 1 | 1 | |||
9 | Все на каток! | 1 | 1 | |||
10 | Гидроэлектростанция | 1 | 1 | |||
11 | Каким был первый магазин | 1 | 1 | |||
12 | Стадион. Кто вперед? | 1 | 1 | |||
13 | Цирк! Цирк! Цирк! | 1 | 1 | |||
14 | На подмостках театра | 1 | 1 | |||
15-16 | Чудеса света Итоговое занятие по теме | 1 | 1 | 1 1 | ||
ll. | Транспорт 9 ч | 3 | 6 | 9 | ||
1 | Общественный транспорт | 1 | 1 | |||
2 | Кто придумал велосипед | 1 | 1 | |||
3 | Кто создал автомобиль | 1 | 1 | |||
4 | Кто изобрел самолет | 1 | 1 | |||
5 | Луноход | 1 | 1 | |||
6 | Лайнер. Пароход | 1 | 1 | |||
7 | Железнодорожный транспорт | 1 | 1 | |||
8 | Уборочные машины | 1 | 1 | |||
9 | Специальные машины. Машина «Скорой помощи» | 1 | 1 | |||
lll. | Полезные изобретения 9 ч | 2 | 7 | 9 | ||
1 | Флюгер | 1 | 1 | |||
2 | История спичек | 1 | 1 | |||
3 | Когда был изобретен зонтик | 1 | 1 | |||
4 | История происхождения денег | 1 | 1 | |||
5 | Как был изобретен телефон | 1 | 1 | |||
6 | Светофор. Дорожные знаки | 1 | 1 | |||
7 | Окно в подводный мир (аквариум) | 1 | 1 | |||
8 | Упаковочные материалы | 1 | 1 | |||
9 | Компьютер и Интернет | 1 | 1 | |||
итого | 11 | 23 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...