Рабочая программа по ИЗО автор Б.Неменский
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Конченко Татьяна Ивановна

Рабочая программа с тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_r.p._1_klass.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по  изобразительному искусству для 1 класса разработана  на   основе:

 -  Федерального   государственного    образовательного    стандарта    начального образования;

- Концепции духовно -  нравственного развития и воспитания личности гражданина  России;

-  планируемых  результатов  начального   общего образования;

- авторской  программы «Изобразительное искусство» (Изобразительное искусство. 1- 4 классы./ Под руководством Б.М. Неменского.

– М.: Просвещение, 2011.)

     Рабочая программа  соответствует федеральному компоненту  государственных образовательных стандартов начального общего образования (2011 г)

Общая характеристика учебного предмета

 Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

    Художественно-эстетическое развитие обучающегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

 Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

 Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

 Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

 Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

 — изобразительная художественная деятельность;

 — декоративная художественная деятельность;

 — конструктивная художественная деятельность.

 Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

 При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

 Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

 Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

 Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

 Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

 Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

 Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

 Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

 Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего

отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

 Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

 Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

 Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

 Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строить». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.

 Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

 Рабочая программа изобразительному искусству в 1 классе предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

    Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

 Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

 Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

 На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

 Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

 Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

 Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

 Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 1 класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского:

 УЧЕБНИК

 Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс, М.-2012

 ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 Изобразительное искусство. Методические пособие 1-4 класс.

Москва «Просвещение» 2012

 МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1—4 классов начальной школы.

 На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2 —4 классах — 34 ч в год

 (при 1 ч в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    Приоритетная цель художественного образования в школе- духовно нравственного развитие ребёнка т.е формирование у него качества, отвечающих представлением об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

     Культуросозидающая роль программы состоит также а в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

   В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностей связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

   Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень курса.

     Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта, детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения действительности должно служить источником развития образного мышления.

    Одна из главных задач курса – развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

    Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита т.е пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в длительной форме, в форме личного творческого  опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребёнка, формируется его ценностное отношение к миру.

    Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать  словами. Эмоционально ценностный, чувственный опыт, выражение в искусстве, можно постичь только через собственное переживание- проживание художественного образа  в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно - образного языка, средств художественной выразительности. Развития способности к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства его содержание должно быть присвоено ребёнком как собственный чувственный опыт.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ   И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ   УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в 1 классе должны быть достигнуты определенные результаты.

 Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе « Изобразительное искусство»:

 • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

 • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

 • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

 • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

 • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

 • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

 • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 • овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

 • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

 • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

 • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

 Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного пред-мета:

 • знание видов художественной деятельности: изобразительной

(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной

 (народные и прикладные виды искусства);

 • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

 • понимание образной природы искусства;

 • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

 • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

 • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

 • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

 • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

 • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

 • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

Планируемые результаты освоения обучающимися  учебного предмета  «Изобразительное  искусство»

В  результате  изучения  изобразительного  искусства  на  ступени   начального    общего   образования    у обучающихся:

• будут  сформированы     основы   художественной    культуры: представление  о  специфике  изобразительного  искусства,  потребность  в  художественном  творчестве  и  в  общении с  искусством;

• начнут  развиваться образное  мышление, наблюдательность и  воображение, творческие способности, эстетические чувства,  формироваться  основы  анализа  произведения   искусства;    

• сформируются    основы   духовно - нравственных    ценностей личности,    будет  проявляться    эмоционально  -  ценностное отношение  к  миру,   художественный   вкус;

  • появится   способность к  реализации своего творческого  потенциала  в  духовной  и  художественно - продуктивной  деятельности,  разовьётся  трудолюбие,  оптимизм,  способность  к  преодолению  трудностей,  открытость  миру,  диалогичность;

• установится   осознанное уважение и  принятие традиций,  форм  культурно исторической,  социальной   и   духовной   жизни   родного   края,   наполнятся конкретным содержанием понятия    «Отечество», «родная   земля»,   «моя  семья   и  род»,   «мой   дом»,   разовьётся принятие  культуры  и  духовных  традиций  многонационального  народа Российской  Федерации,  зародится социально   ориентированный взгляд  на  мир ;

• будут  заложены  основы  российской  гражданской  идентичности,  чувства    гордости  за  свою Родину, появится   осознание своей  этнической  и  национальной  принадлежности, ответственности    за  общее благополучие.

Обучающиеся:

• овладеют  практическими  умениями  и  навыками  в  восприятии   произведений  искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям  окружающего  мира;  

• получат  навыки  сотрудничества  со  взрослыми  и  сверстниками,    научатся   вести   диалог,   участвовать    в  обсуждении значимых    для   человека    явлений    жизни и искусства,    

• научаться различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России ( и своего региона);

              будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

   

    Требования к уровню подготовки учащихся 1 классов

Учащиеся 1класса должны

знать/понимать:

  1. основные жанры и виды произведений изобразительного искусства

уметь:

  1. различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  2. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);
  3. сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  4. использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);
  5. применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для самостоятельной творческой деятельности;
  2.  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  3. оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

        

       

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД:

  1. ценностно-смысловая ориентация учащегося;
  2. действие смыслообразования;
  3. нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные УУД:

  1. умение выражать свои мысли;
  2. разрешение конфликтов, постановка вопросов;
  3. управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

  1. целеполагание;
  2. волевая саморегуляция;
  3. коррекция;
  4. оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия 

Общеучебные:

  1. умение структурировать знания;
  2. смысловое чтение;
  3. знаково-символическое моделирование;
  4. выделение и формирование учебной цели.

Логические:

  1. анализ объектов;
  2. синтез, как составление целого из частей;
  3. классификация объектов;
  4. доказательство;
  5. выдвижение гипотез и их обоснование;
  6. построение логической цепи рассуждения.

1 класс (33 часа)

«Ты изображаешь, украшаешь и строишь»

Три вида художественной деятельности, определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, положены в основу первого, вступительного класса.

На помощь детям (и учителю) приходит игровая, образная форма приобщения: "Три брата-мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки". Открытием для детей должно стать, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью – тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство). Увидеть в окружающей жизни работу того или иного брата-мастера – интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познании огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этого года также входит осознание того, что "Мастера" работают определенными материалами, входит и первичное освоение этих материалов.

Но "Мастера" предстают перед детьми не все сразу. Сначала они под "шапкой-невидимкой". В первой четверти снимает с себя "шапку" и начинает открыто играть с детьми "Мастер Изображения". Во второй четверти он поможет снять "шапку-невидимку" с "Мастера Украшения", в третьей – с "Мастера Постройки". А в четвертой они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе. Нужно иметь в виду и особый смысл обобщающих уроков: в них через работу каждого "Мастера" связывается детская художественная работа со взрослым искусством, с окружающей действительностью.

 

Содержание учебного материала

«Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения » (10 часов: 9 - практ. работа,  1 — обобщение темы)

1.  Введение в предмет. Все люди любят рисовать. (1 час – практ. работа)

Задание: знакомство с учебным предметом «Изобразительное искусство» и учебником. Рисование солнца или рисунка по замыслу.

Материалы: краски, кисточки, карандаши восковые, бумага разных видов, пастельные мелки, баночки с водой.

Зрительный ряд:  работы детей, выполненные в различных техниках (гуашь, мелки, карандаш); учебник «Искусство и ты».

Литературный ряд: загадки о солнце.

Музыкальный ряд: запись песни «Улыбайся, солнышко», сл. В. Кузнецова, муз. С. Стемпневского

 

2. Изображения всюду вокруг нас. (1 час — практ. работа)

Задание: знакомство с видами художественной деятельности; рисование того, что больше всего хочется с использованием любых материалов.

Материалы: гуашь, акварель, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, бумага, клей, ножницы, пластилин.

Зрительный ряд: иллюстрации с различными изображениями (узоры на  ткани, керамические изделия с различными изображениями), иллюстрированные книги, шкатулки, открытки и др.

Литературный ряд: загадки, стихи

3.  Мастер Изображения учит видеть. (1 час – практ. работа)

Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Фрагменты природы. Животные – чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

Задание: Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья; изображение животных.

Материалы: бумага, фломастеры или цветные карандаши,  краски или мелки, кисти.

Зрительный ряд:  аппликация из цветной бумаги «Осенний лес»; осенние листья; иллюстрация «осенний  пейзаж»,слайды с изображением рисунков животных или живых зверей.

Литературный ряд: стихи об осени и о зверях.

4. Изображать можно пятном. (1 час – практ. работа)

Задание: Присмотреться к разным пятнам – мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверушки. Пятно, наклеенное или нарисованное, подготовлено учителем.

Материалы: краски, мелки, черная тушь, черный фломастер.

Зрительный ряд: иллюстрации к книгам о животных Е.Чарушина, В.Лебедева, Т.Мавриной, М.Митурича и других художников, работающих пятном.

5. Изображать можно в объеме. Лепка птицы и животного из целого куска. (2 часа – практ. работа)

Задание: Превратим комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что-нибудь похожи, например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке.

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд: слайды природных объемов выразительных форм или настоящие камешки, форма которых что-нибудь напоминает.

Литературный ряд: загадки

6. Изображать можно линией.  (1 час – практ. работа)

Задание: Линией можно рассказывать. "Расскажи нам о себе" – рисунок или ряд последовательных рисунков.

Материалы: бумага, черный фломастер или карандаш.

Зрительный ряд: линейные иллюстрации детских книг, рисунки на темы стихов С.Маршака, А.Барто, Д.Хармса с веселым, озорным развитием сюжета, образцы графики, фотографии пейзажей.

Литературный ряд: веселые стихи про жизнь дома.

Музыкальный ряд: детские песенки о жизни в семье.

7. Волшебный мир красок. Разноцветные краски.  (1 час – практ. работа).

Задание: Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Название цвета. Что в жизни напоминает каждый цвет. Игровое изображение красочного многоцветного коврика.

Материалы: краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Литературный ряд: стихи.

8. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). (1 час – практ. работа).

Задание: Изобразить радость и изобразить грусть. Рисуем музыку – задача выразить в изображении образы контрастных по настроению музыкальных пьес.

Материалы: белая бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд:  произведения художников (репродукции), иллюстрации детских книг, детские работы.

Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные.

9. Художники и зрители (обобщение темы). (1 час – обобщение темы).

Задание: Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием "произведение искусства". Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа. Выставка детских работ за учебную четверть.

Зрительный ряд: В. Ван Гог "Подсолнухи", Н. Рерих "Заморские гости", В. Васнецов "Три богатыря", С. Кончаловский "Сирень", М. Врубель "Царевна Лебедь".

«Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения» (8 часов: 8 — практ. работа)

10. Мир полон украшений. (1 час – практ. работа).

Задание: Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений. Изображение сказочного цветка (по воображению)

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага.

Зрительный ряд: фотографии с изображением различных украшений, иллюстрации с изображением цветов;

 Музыкальный ряд: запись песни «О волшебном цветке».

11. Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. (1 час – практ. работа)

Задание: Украшение крыльев бабочки. Бабочка украшается по вырезанной учителем заготовке или может быть нарисована (крупно, на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага.

Зрительный ряд: слайды "Бабочки", коллекции бабочек, книги с их изображением.

Литературный ряд: загадки о бабочках.

12. Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. (1 час – практ. работа)

Задание: Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений. Украшение рыбки узорами чешуи.

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага.

Литературный ряд: стихи, загадки

13. Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Объемная аппликация. (1 час – практ. работа)

Задание: Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.

Материалы: разноцветная и разнофактурная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды и книги с изображением различных птиц.

Музыкальный ряд: детские или народные песни с ярко выраженным игровым, декоративным моментом (звон колокольчика, имитация птичьего пения).

14.Узоры,  которые создали люди. (1 час – практ. работа)

Декоративная деятельность. Из истории декоративно-прикладного искусства, его роли в жизни людей, правила составления основного вида украшения – орнамента.

Основа орнамента - элементы (геометрические формы, формы растительного и животного мира), повторяющиеся через определенные промежутки, ритм – равномерное чередование элементов.

Задание: Изображение орнамента по воображению

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага, ножницы, салфетки.

Зрительный ряд:  иллюстрации или фото образцов орнаментов, образцы различных предметов, украшенные узорами (полотенце с орнаментом, предметы быта, изделия народных мастеров, обои и т.д.), образцы геометрического орнамента в полосе.

15. Как украшает себя человек. (1 час – практ. работа).

Задание:  изображение любимых сказочных героев и их украшений.

Материалы:  простой карандаш, ластик, краски, кисти, бумага, баночки с водой, восковые мелки.

Зрительный ряд: образцы сказочных героев.

16. Мастер Украшения помогает сделать праздник. (2 часа – практ. работа).

Дизайн, как разновидность художественного творчества, синтеза изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства в  современном мире.  Понятия «дизайн», «дизайнер»; составление из природного материала украшения для новогодней елки, использование законов композиции.

Задание: Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно "Новогодняя елка".

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, фольга, серпантин.

Зрительный ряд: детские работы, выполненные за четверть.

Литературный ряд: стихи о празднике Нового года.

Музыкальный ряд: рождественские и новогодние праздничные песни, П. Чайковский фрагменты балета "Щелкунчик".

«Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки» (10 часов: 10 — практ. работа)

17. Постройки в нашей жизни.  (1 часа – практ. работа).

Задание: Изображение сказочного дома для себя и своего товарища по воображению. Изображение дома с помощью печаток.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, печатки (ластик, палочка, колпачок от ручки и т.п.)

Зрительный ряд: образцы домов, фотографии архитектурных построек.

18. Домики, которая построила природа. (1 час – практ. работа)

Задание: Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из коробочек и бумаги удобных домиков для слона, жирафа и крокодила. Слон большой и почти квадратный, у жирафа – длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.

Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечка.

Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам А.Милна "Винни-Пух", Н.Носова "Незнайка в Цветочном городе", Дж.Родари "Чиполлино", А.Волкова "Волшебник Изумрудного города".

Литературный ряд: описания сказочных городков.

Музыкальный ряд: музыка к мультфильму и балету "Чиполлино".

19. Дом снаружи и внутри. (2 часа – практ. работа)

Задание: Дом "смотрит" на улицу, но живут внутри дома. "Внутри" и "снаружи" очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у них прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна.

Материалы: бумага (белая или цветная), карандаши или цветные мелки.

Зрительный ряд: иллюстрации детских книг.

20. Строим город. (1 час – практ. работа)

 Задание: Изображение образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.

Материалы: гуашь, цветная или белая бумага, широкая и тонкая кисти, коробки разных форм, плотная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: иллюстрации детских книг.

Литературный ряд: описания сказочного города из литературного произведения.

21. Все имеет свое строение. (1 час – практ. работа).

Задание: Сделать образы разных зверей – зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разнообразные образы собак делаются из наклеивания на лист заранее заготовленных одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм.

Материалы: различные коробки, цветная и белая плотная бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: фотографии животных или репродукции картин с изображением животных.

22. Постройка предметов (упаковок). (2 часа — практ. работа).

Задание: Конструирование из бумаги, упаковок, подставок, цветов и игрушек.

Материалы: цветная или белая бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды с различных предметов, соответствующих заданию.

Литературный ряд: стихи о веселых трудолюбивых мастерах.

 

23. Город, в котором мы живем. (2 часа – практ. работа).

Задание: "Я рисую любимый город". Изображение "по впечатлению" после экскурсии.

Материалы: бумага, гуашь, кисти или мелки (по выбору учителя).

Литературный ряд: стихи о своем городе.

Музыкальный ряд: песни о своем городе.

Обобщение темы

Задание: выставка работ, сделанных за четверть. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно "Наш город" или "Москва".

«Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» (5 часов: 4 – практ. работа, 1 - обобщение)

24. Совместная работа трех Братьев - Мастеров. (1 час – обобщение).

Узнаем совместную работу "Мастеров" в своих работах прошлых четвертей и в произведениях искусства.

Обобщением здесь является 1-й урок. Его цель – показать детям, что на самом деле наши три "Мастера" неразлучны. Они постоянно помогают друг другу. Но у каждого "Мастера" своя работа, свое назначение. И в конкретной работе один из "Мастеров" всегда главный. Вот, например, наши рисунки-изображения: где тут работа "Мастера Постройки"? А сейчас эти работы украшают класс. А в работах, где главным был "Мастер Украшения", как ему помогали "Мастер Изображения", "Мастер Постройки"? Главное, это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого "Мастера" и чему он помог научиться. В классе должны быть выставлены лучшие работы детей за весь год. Своего рода отчетная выставка. Желательно, чтобы каждый ребенок имел какую-то выставленную работу. Дети учатся рассказывать о своих произведениях и о рисунках своих товарищей. В конце урока демонстрируются слайды произведений взрослого искусства, и дети должны выделить "участие" каждого "Мастера" в этих работах: ваза с фигуративным рисунком; ваза, форма которой что-то изображает; картина с архитектурной постройкой; фонтан со скульптурой; дворцовый интерьер с ярким декором, скульптурой и картинами; интерьер современного здания с монументальной росписью.

25. «Сказочная страна». Создание панно.(1 час — практ. работа).

Задание: Коллективное панно и индивидуальные изображения по сказке.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, цветная бумага, фольга.

Зрительный ряд: музыка из мультфильмов, фильма или балета по этой сказке.

Литературный ряд: сказка, выбранная учителем.

26. «Праздник весны». Конструирование птиц из бумаги.  (1 час — практ.работа)

Задание: конструирование и украшение птиц.

Материал: бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд:  образец педагога, иллюстрации птиц.

Литературный ряд: стихотворение  о весне, загадки о  птицах.

27. Разноцветные жуки (1 час – практ. работа)

Задание: конструирование и украшение жуков, бабочек.

Материал: бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд:  образец педагога, иллюстрации жуков, бабочек.

Литературный ряд: стихотворение  о весне, загадки о насекомых.

28. «Здравствуй, лето!». (1 час – практ. работа)

Композиция "Здравствуй, лето!" по впечатлениям от природы.

Задание: нарисовать рисунок о лете.

Материал: гуашь, кисти, баночки с водой, тонированная бумага.

Литературный ряд: стихи о лете, загадки о лете.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 классов

Учащиеся 1класса должны

знать/понимать:

  1. основные жанры и виды произведений изобразительного искусства

уметь:

  1. различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  2. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);
  3. сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  4. использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);
  5. применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для самостоятельной творческой деятельности;
  2.  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  3. оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

        

Перечень литературы и средств обучения

ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методическое обеспечение

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования второго поколения

Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева – М., 2012.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. Для 1 кл. нач. шк./Л. А. Неменская. – М., 2012.

а) основная литература:

Каспржак А. Г., Левит М. Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. Сер.: Библиотечка директора школы. – М.: МИРОС, 1994. – 98 с.

О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. -  на сайте www. ed.gov.ru.

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.

Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.

Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.

     Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.

ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
  2. Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
  3. Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  4. Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

ТАБЛИЦЫ (комплекты)

  1. Хохлома
  2. Гжель
  3. Урало-сибирская роспись
  4. Полхов-Майдан
  5. Мезенская роспись
  6. Дымковская игрушка
  7. Жостово
  8.  Введение в цветоведение. 16 штук
  9. Декоративно-прикладное искусство. 12 штук

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  1. Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  2. Репродукции картин разных художников.
  3. Муляжи для рисования (2 набора)
  4. Коллекция бабочек для рисования
  5. Серии фотографий и иллюстраций природы.
  6. Фотографии и иллюстрации животных.
  7. Тела геометрические (1 набор)
  8. Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  9. Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
  10. Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ИЗО 1 класс Неменский

Рабочая программа содержит пояснительную записку, программу по изобразительному искусству;  развернутое тематическое планирование с ууд, содержанием урока, оборудованием, деятельностью учащихся....

Рабочие программы по математике автор М.А. Моро и русскому языку автор М.Л.Зеленина, Т.Е Хохлова 2 класс

Рабочая программа по предмету   математика 2 класс, автор М.А. Моро и рабочая прграмма по русскому языку автор М.Л. Зеленина и Т.Е. Хохлова   " Школа России"...

Рабочая программа по ИЗО Л.А. Неменская

Рабочая программа по ИЗО. "Школа России" Авт. Л.А. Неменская...

Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 4 класс

Рабочая программа "Изобразительное искусство"(Б.М.Неменский) ФГОС 4 класс...

рабочая программа по изо автор Неменский

Программа, предназначенная для работы с учебником Неменского в 1-4 классах по предмету изо....

Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 1 класс

Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 1 класс...