Рабочая программа по ИЗО автор Б.Неменский
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального образования;
- Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- планируемых результатов начального общего образования;
- авторской программы «Изобразительное искусство» (Изобразительное искусство. 1- 4 классы./ Под руководством Б.М. Неменского.
– М.: Просвещение, 2011.)
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования (2011 г)
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Художественно-эстетическое развитие обучающегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего
отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строить». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Рабочая программа изобразительному искусству в 1 классе предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 1 класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского:
УЧЕБНИК
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс, М.-2012
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Изобразительное искусство. Методические пособие 1-4 класс.
Москва «Просвещение» 2012
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1—4 классов начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2 —4 классах — 34 ч в год
(при 1 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе- духовно нравственного развитие ребёнка т.е формирование у него качества, отвечающих представлением об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также а в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностей связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта, детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса – развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита т.е пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в длительной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребёнка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально ценностный, чувственный опыт, выражение в искусстве, можно постичь только через собственное переживание- проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно - образного языка, средств художественной выразительности. Развития способности к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства его содержание должно быть присвоено ребёнком как собственный чувственный опыт.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в 1 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе « Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного пред-мета:
• знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной
(народные и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета «Изобразительное искусство»
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся:
• будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• сформируются основы духовно - нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально - ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно - продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
• установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир ;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,
• научаться различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России ( и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 классов
Учащиеся 1класса должны
знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства
уметь:
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);
- сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
- ценностно-смысловая ориентация учащегося;
- действие смыслообразования;
- нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- разрешение конфликтов, постановка вопросов;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
- коррекция;
- оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия
Общеучебные:
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение;
- знаково-символическое моделирование;
- выделение и формирование учебной цели.
Логические:
- анализ объектов;
- синтез, как составление целого из частей;
- классификация объектов;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение логической цепи рассуждения.
1 класс (33 часа)
«Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
Три вида художественной деятельности, определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, положены в основу первого, вступительного класса.
На помощь детям (и учителю) приходит игровая, образная форма приобщения: "Три брата-мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки". Открытием для детей должно стать, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью – тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство). Увидеть в окружающей жизни работу того или иного брата-мастера – интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познании огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этого года также входит осознание того, что "Мастера" работают определенными материалами, входит и первичное освоение этих материалов.
Но "Мастера" предстают перед детьми не все сразу. Сначала они под "шапкой-невидимкой". В первой четверти снимает с себя "шапку" и начинает открыто играть с детьми "Мастер Изображения". Во второй четверти он поможет снять "шапку-невидимку" с "Мастера Украшения", в третьей – с "Мастера Постройки". А в четвертой они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе. Нужно иметь в виду и особый смысл обобщающих уроков: в них через работу каждого "Мастера" связывается детская художественная работа со взрослым искусством, с окружающей действительностью.
Содержание учебного материала
«Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения » (10 часов: 9 - практ. работа, 1 — обобщение темы)
1. Введение в предмет. Все люди любят рисовать. (1 час – практ. работа)
Задание: знакомство с учебным предметом «Изобразительное искусство» и учебником. Рисование солнца или рисунка по замыслу.
Материалы: краски, кисточки, карандаши восковые, бумага разных видов, пастельные мелки, баночки с водой.
Зрительный ряд: работы детей, выполненные в различных техниках (гуашь, мелки, карандаш); учебник «Искусство и ты».
Литературный ряд: загадки о солнце.
Музыкальный ряд: запись песни «Улыбайся, солнышко», сл. В. Кузнецова, муз. С. Стемпневского
2. Изображения всюду вокруг нас. (1 час — практ. работа)
Задание: знакомство с видами художественной деятельности; рисование того, что больше всего хочется с использованием любых материалов.
Материалы: гуашь, акварель, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, бумага, клей, ножницы, пластилин.
Зрительный ряд: иллюстрации с различными изображениями (узоры на ткани, керамические изделия с различными изображениями), иллюстрированные книги, шкатулки, открытки и др.
Литературный ряд: загадки, стихи
3. Мастер Изображения учит видеть. (1 час – практ. работа)
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Фрагменты природы. Животные – чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Задание: Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья; изображение животных.
Материалы: бумага, фломастеры или цветные карандаши, краски или мелки, кисти.
Зрительный ряд: аппликация из цветной бумаги «Осенний лес»; осенние листья; иллюстрация «осенний пейзаж»,слайды с изображением рисунков животных или живых зверей.
Литературный ряд: стихи об осени и о зверях.
4. Изображать можно пятном. (1 час – практ. работа)
Задание: Присмотреться к разным пятнам – мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверушки. Пятно, наклеенное или нарисованное, подготовлено учителем.
Материалы: краски, мелки, черная тушь, черный фломастер.
Зрительный ряд: иллюстрации к книгам о животных Е.Чарушина, В.Лебедева, Т.Мавриной, М.Митурича и других художников, работающих пятном.
5. Изображать можно в объеме. Лепка птицы и животного из целого куска. (2 часа – практ. работа)
Задание: Превратим комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что-нибудь похожи, например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке.
Материалы: пластилин, стеки, дощечка.
Зрительный ряд: слайды природных объемов выразительных форм или настоящие камешки, форма которых что-нибудь напоминает.
Литературный ряд: загадки
6. Изображать можно линией. (1 час – практ. работа)
Задание: Линией можно рассказывать. "Расскажи нам о себе" – рисунок или ряд последовательных рисунков.
Материалы: бумага, черный фломастер или карандаш.
Зрительный ряд: линейные иллюстрации детских книг, рисунки на темы стихов С.Маршака, А.Барто, Д.Хармса с веселым, озорным развитием сюжета, образцы графики, фотографии пейзажей.
Литературный ряд: веселые стихи про жизнь дома.
Музыкальный ряд: детские песенки о жизни в семье.
7. Волшебный мир красок. Разноцветные краски. (1 час – практ. работа).
Задание: Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Название цвета. Что в жизни напоминает каждый цвет. Игровое изображение красочного многоцветного коврика.
Материалы: краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Литературный ряд: стихи.
8. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). (1 час – практ. работа).
Задание: Изобразить радость и изобразить грусть. Рисуем музыку – задача выразить в изображении образы контрастных по настроению музыкальных пьес.
Материалы: белая бумага, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: произведения художников (репродукции), иллюстрации детских книг, детские работы.
Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные.
9. Художники и зрители (обобщение темы). (1 час – обобщение темы).
Задание: Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием "произведение искусства". Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа. Выставка детских работ за учебную четверть.
Зрительный ряд: В. Ван Гог "Подсолнухи", Н. Рерих "Заморские гости", В. Васнецов "Три богатыря", С. Кончаловский "Сирень", М. Врубель "Царевна Лебедь".
«Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения» (8 часов: 8 — практ. работа)
10. Мир полон украшений. (1 час – практ. работа).
Задание: Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений. Изображение сказочного цветка (по воображению)
Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага.
Зрительный ряд: фотографии с изображением различных украшений, иллюстрации с изображением цветов;
Музыкальный ряд: запись песни «О волшебном цветке».
11. Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. (1 час – практ. работа)
Задание: Украшение крыльев бабочки. Бабочка украшается по вырезанной учителем заготовке или может быть нарисована (крупно, на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.
Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага.
Зрительный ряд: слайды "Бабочки", коллекции бабочек, книги с их изображением.
Литературный ряд: загадки о бабочках.
12. Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. (1 час – практ. работа)
Задание: Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений. Украшение рыбки узорами чешуи.
Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага.
Литературный ряд: стихи, загадки
13. Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Объемная аппликация. (1 час – практ. работа)
Задание: Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.
Материалы: разноцветная и разнофактурная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды и книги с изображением различных птиц.
Музыкальный ряд: детские или народные песни с ярко выраженным игровым, декоративным моментом (звон колокольчика, имитация птичьего пения).
14.Узоры, которые создали люди. (1 час – практ. работа)
Декоративная деятельность. Из истории декоративно-прикладного искусства, его роли в жизни людей, правила составления основного вида украшения – орнамента.
Основа орнамента - элементы (геометрические формы, формы растительного и животного мира), повторяющиеся через определенные промежутки, ритм – равномерное чередование элементов.
Задание: Изображение орнамента по воображению
Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага, ножницы, салфетки.
Зрительный ряд: иллюстрации или фото образцов орнаментов, образцы различных предметов, украшенные узорами (полотенце с орнаментом, предметы быта, изделия народных мастеров, обои и т.д.), образцы геометрического орнамента в полосе.
15. Как украшает себя человек. (1 час – практ. работа).
Задание: изображение любимых сказочных героев и их украшений.
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, бумага, баночки с водой, восковые мелки.
Зрительный ряд: образцы сказочных героев.
16. Мастер Украшения помогает сделать праздник. (2 часа – практ. работа).
Дизайн, как разновидность художественного творчества, синтеза изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства в современном мире. Понятия «дизайн», «дизайнер»; составление из природного материала украшения для новогодней елки, использование законов композиции.
Задание: Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно "Новогодняя елка".
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, фольга, серпантин.
Зрительный ряд: детские работы, выполненные за четверть.
Литературный ряд: стихи о празднике Нового года.
Музыкальный ряд: рождественские и новогодние праздничные песни, П. Чайковский фрагменты балета "Щелкунчик".
«Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки» (10 часов: 10 — практ. работа)
17. Постройки в нашей жизни. (1 часа – практ. работа).
Задание: Изображение сказочного дома для себя и своего товарища по воображению. Изображение дома с помощью печаток.
Материалы: бумага, гуашь, кисти, печатки (ластик, палочка, колпачок от ручки и т.п.)
Зрительный ряд: образцы домов, фотографии архитектурных построек.
18. Домики, которая построила природа. (1 час – практ. работа)
Задание: Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из коробочек и бумаги удобных домиков для слона, жирафа и крокодила. Слон большой и почти квадратный, у жирафа – длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.
Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечка.
Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам А.Милна "Винни-Пух", Н.Носова "Незнайка в Цветочном городе", Дж.Родари "Чиполлино", А.Волкова "Волшебник Изумрудного города".
Литературный ряд: описания сказочных городков.
Музыкальный ряд: музыка к мультфильму и балету "Чиполлино".
19. Дом снаружи и внутри. (2 часа – практ. работа)
Задание: Дом "смотрит" на улицу, но живут внутри дома. "Внутри" и "снаружи" очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у них прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна.
Материалы: бумага (белая или цветная), карандаши или цветные мелки.
Зрительный ряд: иллюстрации детских книг.
20. Строим город. (1 час – практ. работа)
Задание: Изображение образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.
Материалы: гуашь, цветная или белая бумага, широкая и тонкая кисти, коробки разных форм, плотная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: иллюстрации детских книг.
Литературный ряд: описания сказочного города из литературного произведения.
21. Все имеет свое строение. (1 час – практ. работа).
Задание: Сделать образы разных зверей – зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разнообразные образы собак делаются из наклеивания на лист заранее заготовленных одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм.
Материалы: различные коробки, цветная и белая плотная бумага, клей, ножницы.
Зрительный ряд: фотографии животных или репродукции картин с изображением животных.
22. Постройка предметов (упаковок). (2 часа — практ. работа).
Задание: Конструирование из бумаги, упаковок, подставок, цветов и игрушек.
Материалы: цветная или белая бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды с различных предметов, соответствующих заданию.
Литературный ряд: стихи о веселых трудолюбивых мастерах.
23. Город, в котором мы живем. (2 часа – практ. работа).
Задание: "Я рисую любимый город". Изображение "по впечатлению" после экскурсии.
Материалы: бумага, гуашь, кисти или мелки (по выбору учителя).
Литературный ряд: стихи о своем городе.
Музыкальный ряд: песни о своем городе.
Обобщение темы
Задание: выставка работ, сделанных за четверть. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно "Наш город" или "Москва".
«Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» (5 часов: 4 – практ. работа, 1 - обобщение)
24. Совместная работа трех Братьев - Мастеров. (1 час – обобщение).
Узнаем совместную работу "Мастеров" в своих работах прошлых четвертей и в произведениях искусства.
Обобщением здесь является 1-й урок. Его цель – показать детям, что на самом деле наши три "Мастера" неразлучны. Они постоянно помогают друг другу. Но у каждого "Мастера" своя работа, свое назначение. И в конкретной работе один из "Мастеров" всегда главный. Вот, например, наши рисунки-изображения: где тут работа "Мастера Постройки"? А сейчас эти работы украшают класс. А в работах, где главным был "Мастер Украшения", как ему помогали "Мастер Изображения", "Мастер Постройки"? Главное, это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого "Мастера" и чему он помог научиться. В классе должны быть выставлены лучшие работы детей за весь год. Своего рода отчетная выставка. Желательно, чтобы каждый ребенок имел какую-то выставленную работу. Дети учатся рассказывать о своих произведениях и о рисунках своих товарищей. В конце урока демонстрируются слайды произведений взрослого искусства, и дети должны выделить "участие" каждого "Мастера" в этих работах: ваза с фигуративным рисунком; ваза, форма которой что-то изображает; картина с архитектурной постройкой; фонтан со скульптурой; дворцовый интерьер с ярким декором, скульптурой и картинами; интерьер современного здания с монументальной росписью.
25. «Сказочная страна». Создание панно.(1 час — практ. работа).
Задание: Коллективное панно и индивидуальные изображения по сказке.
Материалы: бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, цветная бумага, фольга.
Зрительный ряд: музыка из мультфильмов, фильма или балета по этой сказке.
Литературный ряд: сказка, выбранная учителем.
26. «Праздник весны». Конструирование птиц из бумаги. (1 час — практ.работа)
Задание: конструирование и украшение птиц.
Материал: бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: образец педагога, иллюстрации птиц.
Литературный ряд: стихотворение о весне, загадки о птицах.
27. Разноцветные жуки (1 час – практ. работа)
Задание: конструирование и украшение жуков, бабочек.
Материал: бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: образец педагога, иллюстрации жуков, бабочек.
Литературный ряд: стихотворение о весне, загадки о насекомых.
28. «Здравствуй, лето!». (1 час – практ. работа)
Композиция "Здравствуй, лето!" по впечатлениям от природы.
Задание: нарисовать рисунок о лете.
Материал: гуашь, кисти, баночки с водой, тонированная бумага.
Литературный ряд: стихи о лете, загадки о лете.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 классов
Учащиеся 1класса должны
знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства
уметь:
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);
- сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
Перечень литературы и средств обучения
ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методическое обеспечение
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования второго поколения
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева – М., 2012.
Неменская Л. А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. Для 1 кл. нач. шк./Л. А. Неменская. – М., 2012.
а) основная литература:
Каспржак А. Г., Левит М. Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. Сер.: Библиотечка директора школы. – М.: МИРОС, 1994. – 98 с.
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www. ed.gov.ru.
Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.
Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
ОБОРУДОВАНИЕ
- Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
- Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
- Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
- Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
ТАБЛИЦЫ (комплекты)
- Хохлома
- Гжель
- Урало-сибирская роспись
- Полхов-Майдан
- Мезенская роспись
- Дымковская игрушка
- Жостово
- Введение в цветоведение. 16 штук
- Декоративно-прикладное искусство. 12 штук
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
- Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
- Репродукции картин разных художников.
- Муляжи для рисования (2 набора)
- Коллекция бабочек для рисования
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Тела геометрические (1 набор)
- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
- Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ИЗО 1 класс Неменский
Рабочая программа содержит пояснительную записку, программу по изобразительному искусству; развернутое тематическое планирование с ууд, содержанием урока, оборудованием, деятельностью учащихся....
Рабочие программы по математике автор М.А. Моро и русскому языку автор М.Л.Зеленина, Т.Е Хохлова 2 класс
Рабочая программа по предмету математика 2 класс, автор М.А. Моро и рабочая прграмма по русскому языку автор М.Л. Зеленина и Т.Е. Хохлова " Школа России"...
Рабочая программа по ИЗО Б.М.Неменского. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по ИЗО Л.А. Неменская
Рабочая программа по ИЗО. "Школа России" Авт. Л.А. Неменская...
Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 4 класс
Рабочая программа "Изобразительное искусство"(Б.М.Неменский) ФГОС 4 класс...
рабочая программа по изо автор Неменский
Программа, предназначенная для работы с учебником Неменского в 1-4 классах по предмету изо....
Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 1 класс
Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 1 класс...