Особенности урока по ФГОС
статья на тему
В работе затронуты изменения в уроке с введением ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_uroka_po_fgos.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования».
Стандарт выдвигает три группы требований:
-Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
-Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
-Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Здесь надо различать результаты урочной и внеурочной деятельности. На уроке формируются все три группы планируемых результатов, а на внеурочной деятельности лишь метапредметные и личностные. Планируемые результаты достигаются путем выполнения учащимися различных учебных действий.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД:
личностные
познавательные
регулятивные
коммуникативные.
Приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Акцент делается на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках теперь будут выглядеть несколько иначе. Например, на уроках окружающего мира, предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно-научными текстами рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».
Учителю необходимо для себя четко обозначить тему, цель и задачи урока.
Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему, предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.
Цель урока определяется:1) планируемым результатом урока
2)путями реализации этого плана.
Как же определить цели такого урока. При планировании учебного материала учитель для каждого урока формирует группу планируемых результатов, основываясь на деятельности учащихся на данном уроке. Для учителя это и является подсказкой для определения цели урока. И для проверяющей инстанции тоже. Вся деятельность учащихся, которая зафиксирована в планировании, должна быть реализована на уроке. Иначе считается, что урок не достиг своей цели, и заявленные результаты не сформированы. Цель урока определяется учебной деятельностью учащихся и обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.
Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре, что включает постановку и формулирование задачи самим учеником. Это происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер. Ученик равноправный субъект урока. Учитель на современном уроке должен выполнять лишь организующую функцию. Если учитель сам ставит цели, задачи урока и определяет пути их решения, такой урок не соответствует ФГОС.
Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.).
Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?" Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «сформировать» , «повторить», «проверить», «объяснить», «научить» , «воспитывать» и пр.
Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач - столько и планируемых результатов должно быть. На уроке по ФГОС не приветствуется фронтальная форма работы. Предпочтение должно отдаваться групповой или индивидуальной. Должна быть минимизирована монологическая речь учителя.
Урок подчиняется структуре учебной деятельности:
-учебное целеполагание
-планирование способов достижения ( как получить результат)
-учебные действия (предметные, универсальные)
-контроль и коррекция способов достижения учебной цели самим учащимся
-рефлексия ( обязательно)
В конце урока цели должны превратиться в результат. Целесообразно вернуться в начало урока, можно даже выполнить то задание, которое вызвало затруднение (сначала я не знал, теперь-знаю). Оцениванию подлежат только предметные и метапредметные результаты. Личностные-нет. Поэтому вместо фразы «Садись, молодец!», которой оценивается личность учащегося, нужно привыкать к фразе «Молодец, ты правильно определил спряжение глагола!» Основной ориентир должен быть на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки, что напрямую противоречит принятой системе оценивания. До сих пор важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ, а должна учитываться динамика результатов обучения детей относительно самих себя. В заключение хочу сказать, что перестроиться для работы по новым стандартам очень нелегко. Возможно, через несколько лет, когда в школу придут выпускники ВУЗов, которых учили уже по-новому, им будет легче. Сложно разобраться в классификации планируемых результатов, в УУД и как их формировать на каждом конкретном уроке. Это требует дополнительного времени на подготовку и больших усилий со стороны учителя. Система оценивания для новых ФГОС не разработана. Сейчас лишь предполагается создание рабочих групп по их разработке. Получается, урок проводи с учетом индивидуальных особенностей ученика, а оцени все по единой шкале. Ведь контрольные работы и четвертные отметки никто не отменял.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности урока математики в начальной школе в соответствии с ФГОС ΙΙ поколения.
Статья содержит практический материал об особенностях урока математики в начальной школе в соответствии с ФГОС второго поколения....
Особенности урока математики в начальной школе в соответствии с ФГОС ΙΙ поколения.
Презентация к статье "Особенности урока математики в начальной школе в соответствии с ФГОС второго поколения"....
Особенности урока в начальной школе с позиций требований ФГОС НОО
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «...
Проект урока по ФГОС по теме " Новый год. Традиции и особенности празднования в англоязычных странах и в нашей стране. " (учебник Верещагиной И.Н. 3 класс, 2 часть).
При освоении новых образовательных стандартов становится возможным активное внедрение в современную педагогику личностно-ориентированных технологий, ориентированных на признание уникальной сущно...
Урок по ФГОС: отличия и особенности
В данной статье представлены в сравнении традиционный урок и урок в соответствии с требованиями ФГОС. На примере комбинированного урока показана суть изменений, связанных с проведение...
Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации идей ФГОС
В настоящее время произошли кардинальные изменения в сфере образования. Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования влечет за соб...
Особенности уроков русского языка по учебникам С.В.Иванова в связи с переходом на ФГОС НОО (из опыта работы учителя начальных классов Будковой С.Н.)
Остановлюсь на примере учебного курса «Русский язык», автором которого Иванов С.В. Сам автор говорит, что учебный предмет русский язык реализует основную цель обучения: сформировать ...