индивидуальная адаптированная рабочая программа
рабочая программа (2 класс) на тему

Шевелева  Елена  Александровна

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по математике 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx86.8 КБ

Предварительный просмотр:

Математика (математические представления, основы арифметики)

Пояснительная записка

Основания для написания рабочей программы

          - Программно-методические  материалы «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР 2007

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ(ред. от 13.07.2015);

- Закон ХМАО – Югры «Об образовании вХанты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз (ред. от 11.03.2015);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»:

- приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

- приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования  на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13.08.2015 № 1087;

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 августа 2016 г. №10-Исх-7483 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в 2016-2017 учебном году»;

- приказ от 19.08.2016 № 220 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года»;

- приказ от 19.08.2016 № 217 «Об утверждении учебных планов на 2016-2017 учебный год»

         - приказ  от 01.09.2016 №253 ««Об  организации  индивидуального  обучения   на  дому  Саенко  Владислава»

Структура документа

Рабочая  программа по математике представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку;  содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложение к программе.

Актуальность обоснованности изучаемого курса

        Учебная программа предназначена для обучающихся 2 класса  с УУО и составлена с учётом возрастных  психофизиологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью очень грубо недоразвита познавательная деятельность  с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких  детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают  порядковый счет.  С  трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения  счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые, прежде всего,  явились бы действенными, практически ценными  и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.  Без специального обучения они не могут овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими сложностями. Трудности особенно ярко проявляются в имеющих математическое содержание действиях с предметами, игрушками. Возникновение этих трудностей в значительной мере связано с особенностями психофизического развития данной категории детей. В частности, недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей.

Нарушения общей моторики значительно сковывают действия учащихся в процессе овладения ими пространственной ориентировки. Они испытывают сложности при перемещении в пространстве класса, игровой комнаты и т. п., выполнении двигательных упражнений, в подвижных играх, определении направлений движения, нахождении частей собственного тела, ориентировке на плоскости стола и листа бумаги (в двухмерном пространстве).

Как показывают исследования, у детей с выраженной умственной отсталостью практически не наблюдается ориентировочный этап при решении различных математических заданий. Стереотипные действия с одними предметами механически переносятся на действия с другими. Обучающиеся  испытывают значительные трудности в понимании обращенной речи и формулировании собственных высказываний. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений значительно осложняет формирование математических представлений, а в некоторых случаях делает это практически невозможным.

Недоразвитие всех психических функций у ребенка с выраженной умственной отсталостью приводит к тому, что без специально разработанной системы работы он не может обучаться даже элементарным основам математики. В связи с этим мы предлагаем следующее название всех разделов программы на всех этапах обучения — «Формирование элементарных математических представлений», считая, что это оно больше соответствует тому содержанию, которое предлагается для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью.

Процесс формирования элементарных математических представлений у учащихся с выраженной умственной отсталостью неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачи — социально-бытовой адаптацией этой категории  детей. В связи с этим обучение элементарным математическим представлениям должно носить,  прежде всего, ярко выраженную практическую направленность.  

           В течение всего года занятия по развитию элементарных математических представлений состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных математических представлений. Занятия могут быть объединены логической связью, а могут последовательно включать формирование различных математических представлений без ориентации на единый сюжет. Кроме этого, занятия по развитию элементарных математических представлений сочетаются с развитием речи, изобразительной деятельностью, игрой и конструированием. Эти уроки-занятия направлены на:

  • уточнение уровня сформированности у учащихся элементарных математических представлений, изученных в подготовительном классе (на пропедевтическом этапе обучения);
  • определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у учащихся, что дает возможность учителю создавать для каждого ребенка индивидуальную программу обучения;
  • формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;
  • развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам с математическим содержанием;
  • закрепление умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с функциональным их назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого, опираясь на образец действий, которые дает взрослый, по словесной инструкции педагога);
  • развитие интереса к действиям с педагогом и с детьми по ходу занятия по развитию элементарных математических представлений;
  • развитие и закрепление у детей элементарных социально-бытовых навыков, в которых используются элементарные математические представления.

Межпредметные связи

Знания по математике необходимо реализовывать на уроках развития устной речи, живой мир, чтения, лепки: рисования и   игры и игрокоррекции, а также найти им применение во внеурочное время.

Цель:

  • Социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе.
  • Обучение математике во втором  классе для детей со сложной структурой дефекта направлено, главным образом, на

         овладение учащимися счетными операциями сложения и вычитания в пределах 4. Совершенствование уже имеющихся у детей знаний, умений и навыков.

Задачи:

  • развитие умения работать в коллективе, умения слушать учителя и выполнять его задания (инструкции). Обучение организуется на практической, наглядной основе.
  • развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
  • формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
  • формирование элементарных общеучебных умений;
  • овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;
  • развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;
  • общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

На каждом уроке осуществляются коррекционно-развивающие задачи:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь;
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной)
  • коррекция и развитие зрительных восприятий;
  • развитие слухового восприятия;
  • коррекция и развитие тактильного восприятия;
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.

Основные направления коррекционной работы:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- обогащение словаря;

- коррекция  индивидуальных пробелов.

Специфика

Программа  предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении, специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и содержании материала, в структуре его размещения. Она построена  по концентрическому принципу,а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Формы и методы решения поставленных задач

  Основной формой работы является урок. Объяснение нового материала необходимо осуществлять с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.  Закрепление изученного материала с использованием дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного.  Обобщение и систематизацию пройденного материала с использованием математических игр.

        Учебный процесс построен на основе образовательных ситуаций. Среди них наиболее широко используются уроки-занятия (чаще всего на интегрированной основе),  наблюдения, специальные игровые упражнения и игры (отобразительные,  сюжетно-дидактические, конструктивные, строительно-конструктивные),труд, рисование.

        Основные методы применяемые на уроках математики: совместные действия детей и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу, по словесной инструкции; приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов; элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и

зрительного обследования предметов и изображений цифр; предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке; соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями;

подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений; обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе математической деятельности.

        Занятия по формированию элементарных математических представлений необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. В процессе урока-занятия учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных математических представлений.

Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию элементарных математических представлений необходимо органически сочетать с фронтальными и групповыми. Дидактический материал должен подбираться в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

На уроках следует использовать элементы образовательных технологий:

  • игровых технологий (дидактические, настольные, подвижные, компьютерные игры  и др.);
  • технологии компенсирующего обучения (обучение без принуждения: увеличение срока подачи учебного материала; адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия: упрощенное называние математической терминологии; одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и мышления в процессе восприятия материала; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); оптимальность темпа с позиции полного усвоения, предъявление упражнений по нарастающей сложности);
  • здоровьесберегающих технологий (зрительная, пальчиковая гимнастики, подвижные игры, физминутки и т.д.);
  • технологии деятельностного метода обучения, которая предполагает развитие личностных качеств и способностей обучающегося, опираясь на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • воспитывать умение работать в парах, в команде;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к окружающему миру, трудолюбие, умение сопереживать).

На уроках осуществляются коррекционные мероприятия по охране здоровья детей, по поддержанию их учебной трудоспособности:

  • продолжительность урока не  более 30-35 мин;

  • во время урока обязательно  проводятся статистические и динамические паузы;

  • длительность пауз на уроке составляет от 10 до 15 минут;

  • время проведения определяется учителем в зависимости от психического, эмоционального, поведенческого состояния учащихся.

Охранительный режим:

  • проведение физминуток (начальная школа – 2-3 физминутки, старшая школа – 1 физминутки);
  • соответствие мебели возрасту детей;
  • соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
  • соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
  • соблюдение режима зрения: использование крупного шрифта, четкая запись учителя на доске, сигнальные мелки, индивидуальные раздаточные материалы, качественно выполненные типографическим способом.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся.

Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме мониторинга  знаний и умений, а так же  методом наблюдения по критерию относительной успешности (продвижение в уровне обученности  и воспитанности относительно прежних собственных достижений).   Проводится три раза в год: в начале учебного года, в конце первого полугодия, в конце учебного года. При оценке умений, знаний и навыков обучающихся принимаются во внимание индивидуальные психофизиологические особенности ребенка.  Обучающиеся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на второй год обучения в одном и том же классе не оставляются.        

Варианты компенсирующих мероприятий

  • блочно-модульная подача материала;
  • уроки повторения;
  • интегрированные уроки;
  • перенос уроков – экскурсий на внеурочное время;
  • сочетание различных форм обучения;
  • работа в группах.

Учебный курс рассчитан на 102 часа в год; 3 часа в неделю.

I четверть-25 ч,II четверть-21ч, III четверть- 32 ч, IV четверть-25ч.

Учебно-тематическое планирование

Распределение учебного времени по разделам программного материала

п/п

Тема

Количество часов

1.

Количественные представления

53

2.

Представления о форме

16

3.

Представления о величине

10

4.

Представления о пространстве

12

5.

Временные представления

11

Итого:

102ч

Содержание тем учебного курса

Количественные представления

Объединение предметов в различные множества (на до-числовом уровне), ориентируясь на цвет (красный, желтый и зеленый), форму (куб, шар, треугольную призму (крышку), квадрат, круг, треугольник), величину (большой, маленький, длинный, короткий) предметов.

Выбор соответствующего количества предметов без пересчета и с пересчетом, с проверкой своих действий с использованием приемов прикладывания или накладывания одного количества предметов или картинок на другое.

Выделение одного, двух, трех предметов из множества и группировка множества предметов, больше трех без пересчета.

Обучение последовательным зрительным и тактильным действиям, направленным на последовательное выделение каждого предмета или картинки (в пределах трех).

Выполнение хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой по заданному количеству, ориентируясь на слово, названное учителем.

Выделение одного, двух, трех предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».

Выделение цифр 1, 2, 3, 4.

Соотнесение цифр 1,2,3, 4 с соответствующим количеством пальцев и предметов, объемных и плоскостных моделей.

Рисование цифр 1, 2, 3, 4 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно; лепка цифр из пластилина.

Обучение действиям с калькулятором: включение и выключение калькулятора (используется калькулятор с клавишами крупного размера); работа с клавишами, соответствующими цифрам 1, 2, 3, 4; проведение «уничтожения» цифры на калькуляторе и исправления ошибки.

Представления о форме

Проведение игр и игровых упражнений с различными строительными наборами (например, «Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма» и т. п.).

Выбор шара, куба, треугольной призмы (крыши), круга, квадрата, треугольника по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции.

Объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы (крыши), круги, квадраты, треугольники).

Соотнесение плоскостных и пространственных фигур (игры «Где, чей домик?», «Коробка форм», «На что похожа эта фигура?» и т. п.).

Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата, треугольника (совместными со взрослым действиями, с частичной помощью педагога и самостоятельно), называние и показ.

Вырезание круга, квадрата, треугольника по контурам совместно со взрослым, с частичной помощью взрослого, самостоятельно.

Представления о величине

Определение предметов по величине: большой-маленький, длинный-короткий, осуществление проверки с использованием приемов наложения и приложения.

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображений различной величины.

Закрепление представлений о величине в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений.

Представления о пространстве

Перемещение в пространстве различных помещений (комнаты, класса, музыкального класса, физкультурного зала, столовой и т. п.) с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

Показ основных частей собственного тела и лица (руки, ноги, голова, туловище, глаза, нос, уши и т. п.).

Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле, на различных мягких игрушках, изображающих животных.

Обводка по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением, соответствующим какому-то положению руки в играх типа «Сделай так же, как нарисовано» и т. п.

Выполнение различных игровых упражнений, связанных с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

Перемещение различных игрушек вперед, назад, в сторону, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.

Педагог обращает внимание детей на то, что действия сопровождаются речью или пантомимическими движениями («большой» — широко разведены руки, «длинный» — руки разводятся в стороны, показывая протяженность и т. п.).

Временные представления

Определение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе.

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках), контрастных времен года: лето и зима, весна и осень.

Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбаться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами: «кап-кап» и т. п.

Выделение солнца и луны, звезд в окружающем пространстве и по иллюстрациям.

Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (утром, днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности, и по словесной инструкции.

Изображение с помощью имитационных действий явлений погоды: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбаться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами: «кап-кап» и т. п.

Рисование по внутренним и внешним трафаретам изображений солнца, луны, звезд, туч, облаков.

Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток: утром, днем и ночью (по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности, и по словесной инструкции).

Ориентировка в пространстве и во времени осуществляется в процессе различных наблюдений, экскурсий, уроков по изобразительной деятельности, физкультуре, дидактических игр и игровых упражнений.

Требования к уровню подготовки учащихся

Предполагаемые результаты обучения (для учителя):

  • наличие у детей на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:
  • осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном числовом уровне в пределах трех (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции);
  • узнавать по названию используемые игрушки и выполняемые с ними действия;
  • выделять по образцу (по индивидуальным возможностям и по словесной инструкции) признак: цвета (красный, желтый и зеленый), формы (куб, шар, треугольная призма (крыша), квадрат, круг, треугольник); величины (большой, маленький, длинный, короткий) в предметах (задания типа:«Найди такой же...»);
  • понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании множеств в пределах 4-х и соотнесении предметов по величине;
  • выделять от одного до четырех предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;
  • узнавать цифры 1, 2, 3, 4 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;
  • писать цифры 1, 2, 3, 4 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно;
  • пользоваться калькулятором: узнавать цифры и знаки на клавиатуре, производить простейшие арифметические действия в пределах трех;
  • осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма (крыша), круг, квадрат, треугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении; производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы (крыши), круги, квадраты и треугольники);
  • соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;
  • перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;
  • показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);
  • производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
  • узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времена года (лето, зима и осень) и части суток (день, ночь, утро).

Календарно-тематическое  планирование.

п/п

Тема

Кол-во часов

Требования к  ЗУН

Словарь

Дата

Должны  знать

Должны  уметь

по  плану

факти

ческая

I – четверть – 25 часов

1.

Временные представления. Время года – лето.

1

Основные характерные признаки (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) время года ( лето, осень)

узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) время года (лето, осень).

Лето

01.09.16

10.09.16

пр.№286 от 06.09.16

2.

Временные представления. Время года – осень.

1

Осень

05.09.16

3.

Перемещение в пространстве комнаты.

1

Название   предметов

узнавать по названию используемые игрушки и выполняемые с ними действия;

производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции

06.09.16

4.

Понятие  вперёд, назад.

1

Вперёд, назад

08.09.16

5.

Ориентировка  в  собственном  теле.

1

Названия основных частей тела.

показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);

Рука,нога,голова,нос, рот, глаза,ухо

12.09.16

6.

Объединение предметов ориентируясь на признак цвета (красный, желтый, зеленый).

1

Названия предметов, их признаки,  цвет

осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом) выделять один предметмножества, группировать предметы в множества.

Краснй

Желтый

Зеленый

13.09.16

7.

Геометрическая фигура - круг.

1

Название геометрической фигуры

Названия предметов, их признаки, цвет, форму.

определять форму знакомых предметов.узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры;

собирать геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей (по упрощённой схеме); составлять геометрические фигуры и счётных палочек;

Выделять заданные учителем предметы из множества;

объединять предметы в различные множества совместно с педагогом, по подражанию.

соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;

15.09.16

8.

Объединение предметовориентируясь на признак формы (шар).

1

Шар

19.09.16

9.

Игры с различными строительными наборами  «Цветные кубики», «Цвет и форма».

1

Куб

Шар

20.09.16

10.

Временные представления: Узнавание и называние частей суток (утро, день, ночь).

1

Характерные, элементарные признаки частей суток.

узнавать и называть на основе наиболее характерных
признаков (по наблюдениям в природе, по изображени
ям на картинках)  части суток (день и ночь).

Сутки

Утро

День

Ночь

22.09.16

11.

12.

Сравнение предметов по величине: большой - маленький, больше - меньше.

Сравнение  предметов по размеру. Сравнение двух предметов: широкий - узкий. Понятия: шире - уже, одинаковой (равной) ширины

1

Название предметов

Понятия большой, маленький, больше – меньше;  широкий – узкий;  тяжелый -лёгкий.

выделять по образцу (по индивидуальным возможностям и по словесной инструкции) признак: величины (большой, маленький, широкий, узкий); массы (тяжелый - лёгкий) в предметах (задания типа:«Найди такой же...»);

понимать и использовать приемы наложения и приложения при соотнесении предметов по величине, размеру.

26.09.16

27.09.16

29.09.16

13.

Сравнение  предметов по массе. Сравнение двух предметов: тяжелый - лёгкий. Понятия: тяжелее - легче, одинаковые (равные) по тяжести

1

14.

Геометрическая фигура - треугольник.

1

Название геометрической фигуры

узнавать по названию используемые игрушки и выполняемые с ними действия;

выделять по образцу (по индивидуальным возможностям и по словесной инструкции) формы (треугольная призма (крыша)

осуществлять выбор геометрических фигур (треугольная призма (крыша, треугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении;

производить объединение фигур в группы по форме (треугольные призмы - крыши, треугольники); соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений.

03.10.16

15.

Выбор  треугольной призмы (крыши)  по образцу и по словесной инструкции.

1

04.10.16

16.

Временные представления. Сутки: утро, день,  ночь.

1

Элементарные временные представления;

 Понятия: утро, день, ночь

Понятия: сегодня, завтра, вчера.

  различать временное пространство .

Утро

День

Ночь

Сутки

06.10.16

17.

Временные представления: сегодня, завтра, вчера.

1

10.10.16

18.

Временные представления: вчера, на следующий день.

1

11.10.16

19.

Временные представления: медленно -  быстро.

1

13.10.16

20.

Положение предметов в пространстве, на плоскости. Понятия : справа - слева.

1

Названия предметов

узнавать по названию используемые игрушки и выполняемые с ними действия;

производить простейшие

действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;

17.10.16

21.

Положение предметов в пространстве, на плоскости. Понятия : рядом, около, в центре, между, в середине.

1

18.10.16

22.

Положение предметов в пространстве, на плоскости. Понятия:  далеко - близко, дальше - ближе,

к, от, здесь – там,  впереди - сзади, перед, за.

1

20.10.16

24.10.16

23.

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, следом за, следующий за.

1

24.

25.

Выделение одного, двух, трех предметов на основе тактильного обследования.

Число и цифра 1. Название и обозначение числа 1. Сравнение количества предметов одной совокупности.

1

Названия предметов;

элементарные количественные представления;

название и обозначение числа 1.

осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном числовом уровне в пределах трех (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции);

выделять от одного до трех предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу

действиям взрослого;

узнавать цифры 1, 2, 3 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;

писать цифры 1, 2, 3 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно

25.10.16

27.10.16

1

II – четверть – 21 час

 1.

Сравнение  предметов по размеру. Сравнение двух предметов: высокий - низкий. Понятия: выше - ниже, одинаковой (равной) высот

1

Изучаемые понятия

Понятия: много –  тяжелый – лёгкий,  тяжелее - легче, одинаковые (равные) по тяжести;

выделять по образцу (по индивидуальным возможностям и по словесной инструкции) признак: высокий - низкий.

понимать и использовать приемы наложения и приложения при соотнесении предметов по размеру.

07.11.16

08.11.16

2.

Сравнение  предметов по массе. Сравнение двух предметов: тяжелый - лёгкий. Понятия: тяжелее - легче, одинаковые (равные) по тяжести.

1

3.

Сравнение групп предметов: сколько, много, мало, немного, несколько.

1

Понятия мало, столько же.

Названия предметов.

предметов путём составления пар;

употреблять в речи понятия при сравнении предметов;

сравнивать предметные совокупности по количеству предметов, их составляющих

10.11.16

4.

5.

Сравнение групп предметов: сколько, много, мало, немного, несколько.

Сравнение групп предметов:  больше, меньше.

1

1

14.11.16

15.11.16

6.

Сравнение групп предметов: столько же (столько же, сколько) равное (одинаковое) количество.

1

17.11.16

7.

Выделение одного предмета из множества и группировка предметов, Выделение цифры 1.

1

Названия предметов;

Иметь элементарные количественные представления.

осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном числовом уровне в пределах трех (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции);

понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании множеств в пределах 3-х и соотнесении предметов по величине;

выделять от одного до трех предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;узнавать цифры 1, 2, 3 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;

писать цифры 1, 2, 3 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно;

соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;

21.11.16

8.

Выделение двух предметов из множества и группировка предметов, Выделение цифры 2

1

22.11.16

9.

Выделение трех предметов из множества и группировка предметов, Выделение цифры 3.

1

24.11.16

10.

Соотнесение цифр 1,2, с соответствующим количеством пальцев и предметов. Рисование цифр 1, 2  по опорным точкам.

1

28.11.16

11.

Соотнесение цифр 1,2, с соответствующим количеством  объемных и плоскостных моделей.Рисование цифр 1, 2  

1

29.11.16

12.

Соотнесение цифр 1,2,3 с соответствующим количеством  пальцев и предметов.

Рисование цифр 1, 2, 3  

1

01.12.16

05.12.16

13.

Соотнесение цифр 1,2,3 с соответствующим количеством  пальцев и предметов.

Лепка цифр 1, 2, 3  

1

14.

Соотнесение цифр 1,2,3 с соответствующим количеством  пальцев и предметов Письмо цифр 1, 2, 3 по образцу и самостоятельно

1

06.12.16

15.

Шар. Сравнение геометрической фигуры - круг с шаром.

1

Названия предметов;

названия изучаемых геометрических фигур.

определять форму знакомых предметов;

узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры, собирать геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей (по упрощённой схеме);

составлять геометрические фигуры и счётных палочек;

08.12.16

16.

Выбор шара, круга,  по подражанию действиям педагога.

1

12.12.16

17.

Выбор шара, круга  по образцу и по словесной инструкции.

1

13.12.16

18.

Объединение фигур в группы по форме (шары, круги).

1

15.12.16

19.

Выбор треугольной призмы (крыши)  по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции.

1

19.12.16

20.

Временные представления. Сутки: утро, день, ночь.

1

Понятия: утро, день

употреблять в речи понятия при сравнении предметов, различать временное пространство.

20.12.16

21.

Сравнение групп предметов: один - много, ни одного

1

Понятия: один - много, столько же;

названия предметов.

осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном числовом уровне в пределах трех (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции);

узнавать по названию используемые игрушки и выполняемые с ними действия;

понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании множеств в пределах 3-х;

выделять от одного до трех предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;

22.12.16

09.01.17

1.

III – четверть – 32 часа

Сравнение небольших предметных совокупностей путём установления взаимно однозначного соответствия их  элементов

1

2.

Число и цифра 2. Образование, чтение, запись и место числа 2 в отрезке числового ряда.

1

название и обозначение чисел 1, 2, 3.

знаки на клавиатуре калькулятора

выделять от одного до трех предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;

узнавать цифры 1, 2, 3 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;

писать цифры 1, 2, 3 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно;

пользоваться калькулятором

10.01.17

3.

Способы получения числа 2, его состав. Рисование цифры 2,  по трафарету.

1

12.01.17

16.01.17

4.

Способы получения числа 2, его состав. Соотнесение числа и количества. Письмо  цифры 2  по опорным точкам.

1

17.01.17

19.01.17

5.

6.

Способы получения числа 2   состав числа. Соотнесение числа и количества. Письмо  цифры 2  самостоятельно.

Способы получения числа 2 состав числа.  Соотнесение числа и количества. Письмо цифр 1,  2 лепка цифр из пластилина.

1

1

7.

Выделение цифр 1, 2. Упражнения на соотнесение изученных чисел 1, 2 с соответствующими группами предметов.

1

узнавать цифры и знаки на клавиатуре,

производить простейшие арифметические действия в пределах трех;

дифференцировать изученные цифры.

23.01.17

8.

Знак равенства. Соотношение между величинами, показывающее, что одна величина равна другой.

1

24.01.17

9.

Пара. Два однородных предмета, вместе употребляемые и составляющие целое.

1

26.01.17

10.

Уменьшение количества предметов на 1. Пример на вычитание.

1

30.01.17

11.

Число и цифра 3. Образование, чтение, запись и место числа 3 в отрезке числового ряда.

1

31.01.17

12.

Способы получения числа 3, его состав

1

02.02.17

13.

Счёт количества предметов и соотнесение их с цифрами  1, 2, 3.

1

06.02.17

14.

15.

Упражнения на различение цифр 1, 2, 3.

Обучение действиям с калькулятором. Работа с клавишами, соответствующими цифрам 1, 2, 3

1

1

07.02.17

09.02.17

16.

Сравнение чисел: больше, меньше, равно.

1

13.02.17

17.

Временные представления: зима. Определение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет снег)

1

Элементарные временные представления: зима

узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времена года:  зима

14.02.17

18.

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков по наблюдениям в природе времени года: зима.

1

16.02.17

19.

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков  по изображениям на картинках, времени года: зима.

1

20.02.17

20.

Получение числа 3 сложением отдельных единиц.

1

название и обозначение чисел 1, 2, 3.

знаки на клавиатуре калькулятора

выделять от одного до трех предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;

узнавать цифры 1, 2, 3 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;

писать цифры 1, 2, 3 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно;

пользоваться калькулятором: узнавать цифры и знаки на клавиатуре, производить простейшие арифметические действия в пределах трех;

дифференцировать изученные цифры.

21.02.17

21.

Дифференциация изученных цифр.

1

27.02.17

22.

Арифметическое действие -  сложение. Перестановка слагаемых.

1

28.02.17

23.

Арифметическое действие -  сложение. Перестановка слагаемых.

1

02.03.17

24.

Запись и решение примеров на сложение.

1

06.03.17

25.

Обозначение на письме действия сложения знаком "+".

1

07.03.17

26.

Арифметическое действие - вычитание

1

09.03.17

27.

Запись и решение примеров на вычитание. Обозначение на письме действия вычитания знаком "-".

1

13.03.17

28.

Решение примеров. Упражнения в записи и чтении примеров на "+" и "-".

1

14.03.17

29.

Решение задач на нахождение суммы .

1

16.03.17

30.

Решение задач на нахождение остатка.

1

20.03.17

31.

Решение задач на нахождение суммы и остатка.

1

21.03.17

32.

Решение примеров и задач в пределах трех.  

1

23.03.17

IV – четверть  - 24  часов

1.

Геометрический материал

Выбор куба, по образцу и по словесной инструкции.

1

Названия изучаемых геометрических фигур.

осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма (крыша), круг, квадрат, треугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении;

производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы (крыши), круги, квадраты и треугольники);

соотносить плоскостные и процессе игр и игровых упражнений;

06.04.17

2.

3.

Выбор, треугольной призмы (крыши),  по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции.

Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата, треугольника

1

1

10.04.17

11.04.17

4.

Вырезание круга, квадрата, треугольника по контурам

1

13.04.17

5.

Временные представления

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков  времен года: весна.

1

Названия времен года.

Характерные признаки весны

узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времени года: весна

17.04.17

6.

Число и цифра 4. Получение числа путем пересчитывания предметов.

1

название и обозначение

чисел 1, 2, 3, 4;

писать цифру 4,  соотносить ;

количество предметов с соответствующим числом, цифрой; различать понятия:  больше, меньше, равно при сравнении чисел 1, 2, 3, 4;

18.04.17

7.

Способы получения числа 4, его состав. Порядковое числительное.

1

20.04.17

8.

Счёт количества предметов в пределах 4 и соотнесение их с цифрой 1, 2, 3, 4 и наоборот.

1

название и обозначение чисел 1, 2, 3.

выделять от одного до трех предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;

узнавать цифры 1, 2, 3 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;

24.04.17

9.

Упражнения на различение цифр 1, 2, 3, 4.

1

25.04.17

10.

11.

Сравнение чисел: больше, меньше, равно.

1

27.04.17

Получение числа 4 сложением отдельных единиц.

1

02.05.17

12.

Дифференциация изученных цифр.

1

04.05.17

13.

Арифметическое действие -  сложение. Перестановка слагаемых.

1

06.05.17

14.

Запись и решение примеров на сложение. Обозначение на письме действия сложения знаком "+".

1

знаки на клавиатуре калькулятора

писать цифры 1, 2, 3 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно;

пользоваться калькулятором: узнавать цифры и знаки на клавиатуре, производить простейшие арифметические действия в пределах трех;

дифференцировать изученные цифры.

11.05.17

15.

Арифметическое действие - вычитание.

1

13.05.17

16.

Запись и решение примеров на вычитание. Обозначение на письме действия вычитания знаком "-".

1

15.05.17

17.

Решение задач на нахождение суммы .

1

16.05.17

18.

Решение задач на нахождение остатка.

1

18.05.17

19.

Обучение действиям с калькулятором. Работа с клавишами, соответствующими цифрам 1, 2, 3, 4

1

22.05.17

20.

Представления о форме

Объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы (крыши), круги, квадраты, треугольники)

1

Названия предметов;

названия изучаемых геометрических фигур.

определять форму знакомых предметов.

узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры, собирать геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей (по упрощённой схеме);

составлять геометрические фигуры и счётных палочек;  

23.05.17

21.

Соотнесение плоскостных и пространственных фигур

1

25.05.17

22.

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу,  в середине (центре).справа, слева.

1

Иметь элементарные пространственные представления.

различать пространственные отношения в ориентировке на листе бумаги.

29.05.17

23.

Закрепление представлений о величине Определение предметов по величине.

1

Изучаемые понятия

узнавать по названию используемые игрушки и выполняемые с ними действия;

выделять по образцу (по индивидуальным возможностям и по словесной инструкции) признак: величины (большой, маленький, длинный, короткий) в предметах (задания типа:«Найди такой же...»);

30.05.17

24.

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам.

1

31.05.17

Учебно-методическое обеспечение

Наглядный учебный материал:

  • Касса цифр.
  • Предметные картинки.
  • Счётный материал.
  • Настенные таблицы.

Дидактический материал:

  • Комплекты заданий на развитие психических процессов.
  • Карточки с заданиями для индивидуальной работы.
  • Дидактические игры.
  • Числовой ряд.
  • Числовая "Лесенка".

Литература

Основная:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.
  • Программно-методические  материалы «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР 2007

Дополнительная:

  • Волина В. В.  Праздник числа: книга для учителей и родителей / В. В. Волина. – М. : Знание, 1993. - 336 с.                                                                                                                                                          
  • Петерсон Л. Г. Раз - ступенька, два – ступенька / Л. Г.Петерсон, Н.П. Холина. – М. :Баласс, 2003. – 256 с.
  • Перова М. Н. Методика преподавания во вспомогательной школе /М. Н. Перова. - М. : Просвещение, 1978.
  • Алексанров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты: Начальная школа: Учебно-методическое пособие. – М., 2006.
  • Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М., 1993.
  • Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. – М.: Просвещение, 1990.
  • Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. – М.: Просвещение, 2007.
  • Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
  • Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.
  • Узорова О.В., Нефедова Е.А. Сборник контрольных работ и диктантов по математике. – М. «Астрель», 2007.
  • Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1990.

казенное общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья»

от_____________ 2016 г. №_________

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

математика ( математические представления, основы арифметики)

2 класс

Составитель: Е.А. Шевелёва

РАССМОТРЕНО                                                                                                                                            СОГЛАСОВАНО

МО учителей надомного    обучения                                                                                                        методическим советом

Протокол от «____» _____________ 2016 г. № ___                                       Протокол от «____» ____________ 2016 г. №___

Руководитель МО                            Председатель методического совета

____________________ Е.В.Четвёркина             ________________Л. Е. Лапутько


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по математике 2 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (индивидуальное обучение на дому).

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Математика" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осно...

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения на дому для обучающегося 3 класса (8 вид)

Программа составлена на основе коррекционной программа Воронковой (1 класс). Расчитана на 8 ч. в неделю: математика-1. русский -1, окружающий - 1, технология- 1, изо-1, башкирский язык-1, литературное...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ «Психокоррекция»

Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная  рабочая программа  коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федерального государственного образов...