ИКТ в образовательном процессе начальной школы
статья по теме
ИКТ в образовательном процессе начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИКТ в образовательном процессе начальной школы | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Образование во всем мире живет в ситуации постоянных реформ. С сентября 2011 года мы перешли на стандарты 2 поколения.
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Основной задачей внедрения новых образовательных стандартов в начальной школе является формирование УУД, которые наиболее эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде.
Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Это накладывает объективные требования к обновлению профессиональных компетенций педагога, и ИКТ компетенций.
Конкретными результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС второго поколения, является «активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска (в … открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
- сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры».
Это требует от учителя владения информационными компетентностями. Учитель должен быть квалифицированным пользователем ИКТ.
ФГОС ориентирован на результаты образования. Объектами итогового контроля и аттестации являются: личностные, метапредметные и предметные результаты.
– Один из ключевых моментов реализации новой модели начальной школы, зафиксированный в стандарте – это информационная образовательная среда. Введение стандарта делает необходимым условие профессиональной ИКТ– компетентности младшего школьника, а следовательно и самого работников образовательного учреждения.
– Основным метапредметным результатом в современной школе является ИКТ-компетентность школьников.
Задачи использования ИКТ ,которые я поставила перед собой:
- использовать различные способы сбора и анализа информации;
- уметь вводить текст, анализировать изображения и звуки;
- готовить свои выступления и выступать с ауди, видео и графическим сопровождением;
- формировать универсальные учебные действия, основываясь на возможностях ИКТ.
Какие возможности открывает ИКТ современным школьникам:
- легкость коммуникации;
- взгляд на себя со стороны;
- самостоятельность во всем;
- открытость информационного пространства;
- простота совершенствования и сохранения результата;
- исчезновение ненужных усилий;
- демонстрация примеров учения учителем;
И дети и учителя увлеченно работают на уроке и во внеурочной деятельности, используя ИКТ. Теперь у младшего школьника никогда не появляется фраза: “Я не хочу в школу”, потому что только теперь можно говорить о том, что учение проходит с увлечением…
Какой он учитель, обладающий ИКТ-компетентностью?
Исследователи данной темы выделяют три уровня ИКТ-компетентности учителя.
Низкий уровень: имеет некоторые навыки выполнения различных задач и создания различных продуктов своей деятельности с помощью средств информационно-коммуникационных технологий (знание операционной системы (Windows, Linux), текстового редактора и Интернет); может осуществлять в электронной (цифровой) форме размещение и сохранение материалов образовательного процесса. Средний уровень: умеет выполнять различные задачи и создавать различные продукты своей деятельности с помощью ИКТ (знание операционной системы (Windows, Linux), офисных программ Microsoft (Word, Exsel, Power Point, Access) или свободного программного обеспечения (СПО), Интернет); осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование учебной и внеурочной деятельности, размещение и сохранение материалов образовательного процесса, творческих результатов младших школьников (портфолио), фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Высокий уровень:умеет выполнять различные задачи и создавать различные продукты своей деятельности с помощью ИКТ (знание операционной системы (Windows, Linux), офисных программ Microsoft (Word, Exsel, Power Point, Access) или свободного программного обеспечения (СПО), Интернет); работы с растровыми и векторными изображениями, построение сайтов, работа в сетевых сообществах); постоянно осуществляет в электронной (цифровой) форме различные виды деятельности: планирование учебной и внеурочной деятельности, размещение и сохранение материалов образовательного процесса, творческих результатов младших школьников (портфолио), постоянно фиксирует ход образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; умеет контролировать доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет Безусловно, использование учителем современных интернет-технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Открытая образовательная среда дает учителю возможность использовать в процессе обучения разнообразные ресурсы сети Интернета, применять различные формы обучения. Кроме того, он получает возможность использовать новые сервисы и технологии в организации внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся. Это и соответствует федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения и, несомненно, влияет на качество образования.
Как же мы учителя начальной школы используем информационно-коммуникационные технологии в своей работе?
Действенным способом работы с компьютером (прежде всего в начальной школе) является использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций материала, когда учитель задействует на уроке экран-доску, проектор и всего один компьютер для демонстрации.
При такой организации работы:
1) здоровью учеников ничто не угрожает;
2) привлекается и фокусируется внимание всей группы учащихся;
3) сохраняется возможность повтора демонстрируемого материала.
Мы используем презентации на различных уроках. Особенно удобно их использовать на уроках литературного чтения при знакомстве с творчеством писателя и на уроках окружающего мира при изучении нового материала. Уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями: иллюстрирует текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. А какие интересные и занимательные уроки технологии проходят с использованием ИКТ. Если раньше уроки технологии вызывали трудность при подготовке, организации урока, то с применением электронно-образовательных ресурсов эти уроки одни из любимых у обучающихся.
Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Второе преимущество — проигрывание аудиофайлов. Еще одним преимуществом презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий, графиков и т. п. То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота.
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Одной из причин ухудшения зрения является зрительное утомление.
Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Упражнения, предложенные в презентациях, сохраняют зрение, помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. На своих уроках мы использую готовые электронные физминутки, а также собственные физминутки, созданные в программе Power Point с музыкальным сопровождением.
Современный педагог сегодня – это не только традиционный, очный преподаватель, но и человек, знающий образовательные возможности сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий педагогические технологии дистанционного обучения, умеющий преподать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы
В течение пяти лет я работала над темой "ИКТ в начальной школе". Предлагаю Вашему вниманию описание своего скромного опыта....
Семинар в начальной школе "Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе начальной школы"
План проведения семинара для заместителей директоров....
Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.
В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...
Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.
В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...
Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энцик...
Статья учителя начальных классов Прониной Валентины Ивановны на тему "РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Mimio."
Наряду с требованиями ФГОС учитель должен дать ученику глубокие и прочные знания . Перед современной школой стоит задача развивать творческие способности каждого ученика , сформировать у него так...
Проект: "Внедрение интерактивных образовательных онлайн-платформ РЭШ и Учи.ру в образовательный процесс начальной школы"
Проект: "Внедрение интерактивных образовательных онлайн-платформ РЭШ и Учи.ру в образовательный процесс начальной школы (на примере урока по окружающему миру в 4 классе "Зона лесов")&qu...