Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Воспитание сказкой" для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочая программа для 2 класса содержит пояснительную записку и КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_skazkoy_poyasn_zap.doc141 КБ
Microsoft Office document icon ktp_vospitanie_skazkoy.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ  Луховицкая средняя общеобразовательная школа   №1

___________     Л.Н.Скопцова

Приказ № 230 от 01.09.2014г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Воспитание сказкой»

 (общекультурное направление)

2 «б» класс

                                               Учитель: Кочеткова Ольга Юрьевна, стаж работы – 18 лет,

                                       высшая квалификационная  категория

                                       

                                     Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2014-2015 уч. г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Воспитание сказкой» для начальной школы составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования (приказ Министерства образования  и науки Российской Федерации от 06. 10.2009 г. №373 и приказ №1241от 26.11.2010г.);

- основной общеобразовательной программы НОО МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа № 1.

Цель программы:

- подробное изучение литературного жанра – сказки;

- развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления), развитие речи посредством изучения сказок;

- формирование личностных качеств, нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на примере сказок.

Задачи программы:

- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;

- воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;

- формирование активной жизненной позиции;

- развитие прикладных умений и навыков;

- развитие мелкой моторики;

- развитие устной речи, навыков общения;

- воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два-три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. Ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Актуальность программы. Современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры. Дети не любят читать, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Поэтому целью программы кружка “В гостях у сказки” стало нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.

Предлагаемое тематическое планирование кружковых занятий, включает в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство. Программа составлена  из расчета 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

В течение года, возможны изменения объёма количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.

Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, дидактическая и ролевая игра, инсценировка, неоднократный просмотр видеофрагментов с последующим озвучиванием.

Содержание программы

Название раздела

Количество часов

Сказки о животных, волшебные и бытовые сказки

6 час

Сказки народов России

6 часов

Сказки народов мира

7 часов

Сказки отечественных писателей

7 часов

Сказки зарубежных писателей

6 часов

Итоговое занятие

2 часа

 Итого

 34 часа

Структура занятий:

  1. Беседа, рассказ учителя.
  2. Слушание.
  3. Различные виды чтения.
  4. Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
  5. Устный журнал, театрализация.
  6. Лепка из пластилина, соленого теста, глины.
  7. Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
  8. Конкурсы, викторины.
  9. Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.

Межпредметные связи на занятиях:

  • с уроками литературного чтения: слушание и различные виды чтения, пересказ, инсценирование;
  • с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование сказок, оформление книжек-самоделок и других творческих  работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; 
  • с уроками технологии: изготовление поделок к сказкам, различных элементов по темам проектов.

Личностные  и  метапредметные результаты

Результаты

Формируемые  умения

Средства формирования

Личностные

- Формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,

- развитие критического и творческого мышления.

- Организация на занятии парно-групповой работы

Регулятивные

- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные

- Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;

- основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Планируемые результаты работы по программе

К концу обучения учащиеся должны знать:

- популярные русские и татарские народные сказки;

- популярные сказки разных народов;

- сказки отечественных и зарубежных авторов;

- признаки сказки как жанра;

- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

- правила работы с красками, пластилином, ножницами.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;

- иллюстрировать услышанное или прочитанное;

- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;

- определять главную мысль сказки и поучительную ценность;

- работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.


Календарно – тематическое планирование

2 класс

1 час в неделю, 34 часа в год

Тематика занятий

Характеристика основных видов деятельности ученика

Кол-во часов

Плановые сроки

Фактические сроки

теория

практика

1

Сказки о животных. «Хитрая ворона», «Лягушонок ищет папу»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.

1

01.09-05.09

2

Сказки о животных. «Чужие следы»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

0,5

0,5

08.09-12.09

3

Волшебные сказки. «Волшебное кольцо»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.

1

15.09-19.09

4

Волшебные сказки. «Пойди туда не знаю куда»

Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.

1

22.09-26.09

5

Бытовые сказки. Русская народная сказка «Умная внучка»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.

1

29.09.-03.10

6

Бытовые сказки. «Как мужик гуся делил», «Два лентяя»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.

0,5

0,5

06.10-10.10

7

Татарская народная сказка «Умная девушка»

Слушание, выборочный пересказ, театрализация.

0,5

0,5

13.10-17.10

8

Башкирская сказка «Бай и пастух»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

0,5

0,5

20.10-24.10

9

Чувашская сказка «Умный портной»

Слушание, выборочный пересказ, театрализация.

0,5

0,5

03.11-07.11

10

Марийские сказки «Два брата», «Золотой пояс»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.

1

10.11-14.11

11

Туркменская сказка «Сорок небылиц»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

0,5

0,5

17.11-28.11

12

Узбекская сказка «Бум-бум»

Чтение, краткий пересказ, рисование животных жидкой гуашью.

1

24.11-28.11

13

Чешская сказка «Молчаливая королевна»

Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.

0,5

0,5

01.12-05.12

14

Вьетнамская сказка «Обманутый богач»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

0,5

0,5

08.12-12.12

15

Немецкая сказка «Цена гороха»

Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.

1

15.12-19.12

16

Датская сказка «Король змей»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.

0,5

0,5

22.12-26.12

17

Французская сказка «Плут – малыш»

Чтение, краткий пересказ, пальчиковый театр кукол.

1

12.01-16.01

18

Японская сказка «Тук-тук-тук, открой дверь!»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

0,5

0,5

19.01-23.01

19

Испанская сказка «Горбатая принцесса»

Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.

0,5

0,5

26.01-30.01

20

Праздник сказок. Защита проекта «В гостях у сказки»

Показ спектакля (по выбору детей)

1

02.02-06.02

21

Э.Успенский «Вниз по волшебной реке»

Чтение, краткий пересказ, рисование клоунов  жидкой гуашью.

1

09.02-13.02

22

Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

0,5

0,5

16.02-20.02

23

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.

0,5

0,5

23.02-27.02

24

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.

0,5

0,5

02.03-06.03

25

А.Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол.

1

09.03-13.03

26

А.Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол.

1

16.03-20.03

27

М.Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали»

Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.

1

23.03-27.03

28

Г.Х.Андерсен  «Русалочка»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.

0,5

0,5

06.04-10.04

29

Г.Х.Андерсен «Пастушка и трубочист»

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол.

1

13.04-17.04

30

Л.Кэролл «Алиса в Стране Чудес»

Чтение, просмотр фрагментов м/ф, озвучивание.

1

20.04-24.04

31

Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье»

Инсценировка, иллюстрирование, коллективное панно «Зазеркалье»

1

27.04-01.05

32

Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье»

Инсценировка, иллюстрирование, коллективное панно «Зазеркалье»

1

04.05-08.05

33

А.Линдгрен  «Три повести о Малыше и Карлсоне»

Просмотр м/ф, озвучивание героев, аппликация из пластилина «Карлсон»

1

11.05-15.05

34

Итоговый урок. Игра-путешествие «Что за прелесть эти сказки!»

Проверка знаний.

1

18.05-22.05


Методическое обеспечение программы

1. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;

2. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;

3. Использование интернет-ресурсов:

  1. Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
  2. Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
  3. Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
  4. Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/

4. Использование ресурсов видеотеки:

1) “Бабушкины сказки”, “Бабушкины сказки-3”

2) “Сказки для малышей – В.Сутеев”, “Сказки для малышей-2”

3) “Лесные сказки”

4) “Теремок” – сборник мультфильмов

5) “Малыш и Карлсон” – мультфильмы, сборник № 6

6) “Царевна-лягушка” – мультфильмы, сборник № 34

7) “Карлик Нос” – мультфильм по мотивам сказок В.Гауфа

8) “Трое из Простоквашино” – мультфильмы по мотивом сказки Э.Успенского

Список используемой литературы:

  1. “365 золотых сказок” Сборник – М.: “Омега”,1998
  2. Андерсен Х.К. “Сказки. Истории” – М.: “Просвещение”, 1987
  3. Белоусенко А.В. “Волшебный мир сказок: утренники” – Волгоград: “Учитель”, 2009
  4. Волков А. “Урфин Джюс и его деревянные солдаты” – М.: “Дом”, 1993
  5. Волков А. “Семь подземных королей” – Новосибирск: “Детская литература”, 1993
  6. “Волшебный мир” Сказки зарубежных писателей – СПб: СКФ “Человек”, 1993
  7. Жиренко О.Е. “Внеклассные мероприятия. 1 класс” – М.: “ВАКО”, 2006
  8. Пикулева Н.В. “Слово на ладошке” – М.: “Новая школа”, 1994
  9. “Родничок” Книга для внеклассного чтения в 1 классе – Тула: “Родничок”, 1998
  10. “Родничок” Книга для внеклассного чтения во 2 классе – Тула: “Родничок”, 1998
  11. “Русские народные сказки” – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2005
  12. Успенский Э. “Дядя Фёдор, пёс и кот” – М.: РИО “Самовар”, 1994
  13. НШ №11 2008 Баженова Е.А. “Иллюстрирование народных сказок с использованием декоративных приемов”
  14. НШ №12 2007 Локалова Н.П. “Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению”
  15. НШ №9 2008 Давыдова М.А. “Единство эстетического и этического в театральной педагогике”
  16. НШ №4 2008 Чеурина Н.В. “Использование игр-драматизаций при формировании связной речи у детей”



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

2 класс

1 час в неделю, 34 часа в год

Тематика занятий

Характеристика основных видов деятельности ученика

Кол-во часов

Плановые сроки

Фактические сроки

теория

практика

1

Сказки о животных. «Хитрая ворона», «Лягушонок ищет папу»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.

1

01.09-05.09

2

Сказки о животных. «Чужие следы»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

0,5

0,5

08.09-12.09

3

Волшебные сказки. «Волшебное кольцо»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.

1

15.09-19.09

4

Волшебные сказки. «Пойди туда не знаю куда»

Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.

1

22.09-26.09

5

Бытовые сказки. Русская народная сказка «Умная внучка»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.

1

29.09.-03.10

6

Бытовые сказки. «Как мужик гуся делил», «Два лентяя»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.

0,5

0,5

06.10-10.10

7

Татарская народная сказка «Умная девушка»

Слушание, выборочный пересказ, театрализация.

0,5

0,5

13.10-17.10

8

Башкирская сказка «Бай и пастух»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

0,5

0,5

20.10-24.10

9

Чувашская сказка «Умный портной»

Слушание, выборочный пересказ, театрализация.

0,5

0,5

03.11-07.11

10

Марийские сказки «Два брата», «Золотой пояс»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.

1

10.11-14.11

11

Туркменская сказка «Сорок небылиц»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

0,5

0,5

17.11-28.11

12

Узбекская сказка «Бум-бум»

Чтение, краткий пересказ, рисование животных жидкой гуашью.

1

24.11-28.11

13

Чешская сказка «Молчаливая королевна»

Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.

0,5

0,5

01.12-05.12

14

Вьетнамская сказка «Обманутый богач»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

0,5

0,5

08.12-12.12

15

Немецкая сказка «Цена гороха»

Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.

1

15.12-19.12

16

Датская сказка «Король змей»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.

0,5

0,5

22.12-26.12

17

Французская сказка «Плут – малыш»

Чтение, краткий пересказ, пальчиковый театр кукол.

1

12.01-16.01

18

Японская сказка «Тук-тук-тук, открой дверь!»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

0,5

0,5

19.01-23.01

19

Испанская сказка «Горбатая принцесса»

Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.

0,5

0,5

26.01-30.01

20

Праздник сказок. Защита проекта «В гостях у сказки»

Показ спектакля (по выбору детей)

1

02.02-06.02

21

Э.Успенский «Вниз по волшебной реке»

Чтение, краткий пересказ, рисование клоунов  жидкой гуашью.

1

09.02-13.02

22

Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

0,5

0,5

16.02-20.02

23

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.

0,5

0,5

23.02-27.02

24

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.

0,5

0,5

02.03-06.03

25

А.Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол.

1

09.03-13.03

26

А.Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол.

1

16.03-20.03

27

М.Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали»

Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.

1

30.03-03.04

28

Г.Х.Андерсен  «Русалочка»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.

0,5

0,5

06.04-10.04

29

Г.Х.Андерсен «Пастушка и трубочист»

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол.

1

13.04-17.04

30

Л.Кэролл «Алиса в Стране Чудес»

Чтение, просмотр фрагментов м/ф, озвучивание.

1

20.04-24.04

31

Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье»

Инсценировка, иллюстрирование, коллективное панно «Зазеркалье»

1

27.04-01.05

32

Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье»

Инсценировка, иллюстрирование, коллективное панно «Зазеркалье»

1

04.05-08.05

33

А.Линдгрен  «Три повести о Малыше и Карлсоне»

Просмотр м/ф, озвучивание героев, аппликация из пластилина «Карлсон»

1

11.05-15.05

34

Итоговый урок. Игра-путешествие «Что за прелесть эти сказки!»

Проверка знаний.

1

18.05-22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»

Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»

Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...