Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Воспитание сказкой" для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа для 2 класса содержит пояснительную записку и КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_skazkoy_poyasn_zap.doc | 141 КБ |
ktp_vospitanie_skazkoy.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1
УТВЕРЖДАЮ |
Директор МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1 |
___________ Л.Н.Скопцова |
Приказ № 230 от 01.09.2014г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Воспитание сказкой»
(общекультурное направление)
2 «б» класс
Учитель: Кочеткова Ольга Юрьевна, стаж работы – 18 лет,
высшая квалификационная категория
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2014-2015 уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Воспитание сказкой» для начальной школы составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10.2009 г. №373 и приказ №1241от 26.11.2010г.);
- основной общеобразовательной программы НОО МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа № 1.
Цель программы:
- подробное изучение литературного жанра – сказки;
- развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления), развитие речи посредством изучения сказок;
- формирование личностных качеств, нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на примере сказок.
Задачи программы:
- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
- воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;
- формирование активной жизненной позиции;
- развитие прикладных умений и навыков;
- развитие мелкой моторики;
- развитие устной речи, навыков общения;
- воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два-три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. Ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Актуальность программы. Современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры. Дети не любят читать, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Поэтому целью программы кружка “В гостях у сказки” стало нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.
Предлагаемое тематическое планирование кружковых занятий, включает в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство. Программа составлена из расчета 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
В течение года, возможны изменения объёма количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.
Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, дидактическая и ролевая игра, инсценировка, неоднократный просмотр видеофрагментов с последующим озвучиванием.
Содержание программы
Название раздела | Количество часов |
Сказки о животных, волшебные и бытовые сказки | 6 час |
Сказки народов России | 6 часов |
Сказки народов мира | 7 часов |
Сказки отечественных писателей | 7 часов |
Сказки зарубежных писателей | 6 часов |
Итоговое занятие | 2 часа |
Итого | 34 часа |
Структура занятий:
- Беседа, рассказ учителя.
- Слушание.
- Различные виды чтения.
- Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
- Устный журнал, театрализация.
- Лепка из пластилина, соленого теста, глины.
- Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
- Конкурсы, викторины.
- Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.
Межпредметные связи на занятиях:
- с уроками литературного чтения: слушание и различные виды чтения, пересказ, инсценирование;
- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование сказок, оформление книжек-самоделок и других творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками технологии: изготовление поделок к сказкам, различных элементов по темам проектов.
Личностные и метапредметные результаты
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
Личностные | - Формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии; - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, - развитие критического и творческого мышления. | - Организация на занятии парно-групповой работы |
Регулятивные | - Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | - В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
Познавательные | - Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы; - основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | - Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
Коммуникативные | - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | - Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве; - продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. |
Планируемые результаты работы по программе
К концу обучения учащиеся должны знать:
- популярные русские и татарские народные сказки;
- популярные сказки разных народов;
- сказки отечественных и зарубежных авторов;
- признаки сказки как жанра;
- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)
- правила работы с красками, пластилином, ножницами.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;
- определять главную мысль сказки и поучительную ценность;
- работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.
Календарно – тематическое планирование
2 класс
1 час в неделю, 34 часа в год
№ | Тематика занятий | Характеристика основных видов деятельности ученика | Кол-во часов | Плановые сроки | Фактические сроки | |
теория | практика | |||||
1 | Сказки о животных. «Хитрая ворона», «Лягушонок ищет папу» | Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование. | 1 | 01.09-05.09 | ||
2 | Сказки о животных. «Чужие следы» | Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. | 0,5 | 0,5 | 08.09-12.09 | |
3 | Волшебные сказки. «Волшебное кольцо» | Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование. | 1 | 15.09-19.09 | ||
4 | Волшебные сказки. «Пойди туда не знаю куда» | Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью. | 1 | 22.09-26.09 | ||
5 | Бытовые сказки. Русская народная сказка «Умная внучка» | Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование. | 1 | 29.09.-03.10 | ||
6 | Бытовые сказки. «Как мужик гуся делил», «Два лентяя» | Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. | 0,5 | 0,5 | 06.10-10.10 | |
7 | Татарская народная сказка «Умная девушка» | Слушание, выборочный пересказ, театрализация. | 0,5 | 0,5 | 13.10-17.10 | |
8 | Башкирская сказка «Бай и пастух» | Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. | 0,5 | 0,5 | 20.10-24.10 | |
9 | Чувашская сказка «Умный портной» | Слушание, выборочный пересказ, театрализация. | 0,5 | 0,5 | 03.11-07.11 | |
10 | Марийские сказки «Два брата», «Золотой пояс» | Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование. | 1 | 10.11-14.11 | ||
11 | Туркменская сказка «Сорок небылиц» | Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. | 0,5 | 0,5 | 17.11-28.11 | |
12 | Узбекская сказка «Бум-бум» | Чтение, краткий пересказ, рисование животных жидкой гуашью. | 1 | 24.11-28.11 | ||
13 | Чешская сказка «Молчаливая королевна» | Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка. | 0,5 | 0,5 | 01.12-05.12 | |
14 | Вьетнамская сказка «Обманутый богач» | Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. | 0,5 | 0,5 | 08.12-12.12 | |
15 | Немецкая сказка «Цена гороха» | Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью. | 1 | 15.12-19.12 | ||
16 | Датская сказка «Король змей» | Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. | 0,5 | 0,5 | 22.12-26.12 | |
17 | Французская сказка «Плут – малыш» | Чтение, краткий пересказ, пальчиковый театр кукол. | 1 | 12.01-16.01 | ||
18 | Японская сказка «Тук-тук-тук, открой дверь!» | Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. | 0,5 | 0,5 | 19.01-23.01 | |
19 | Испанская сказка «Горбатая принцесса» | Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка. | 0,5 | 0,5 | 26.01-30.01 | |
20 | Праздник сказок. Защита проекта «В гостях у сказки» | Показ спектакля (по выбору детей) | 1 | 02.02-06.02 | ||
21 | Э.Успенский «Вниз по волшебной реке» | Чтение, краткий пересказ, рисование клоунов жидкой гуашью. | 1 | 09.02-13.02 | ||
22 | Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» | Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. | 0,5 | 0,5 | 16.02-20.02 | |
23 | А.Волков «Волшебник Изумрудного города» | Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. | 0,5 | 0,5 | 23.02-27.02 | |
24 | А.Волков «Волшебник Изумрудного города» | Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. | 0,5 | 0,5 | 02.03-06.03 | |
25 | А.Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» | Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол. | 1 | 09.03-13.03 | ||
26 | А.Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» | Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол. | 1 | 16.03-20.03 | ||
27 | М.Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали» | Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью. | 1 | 23.03-27.03 | ||
28 | Г.Х.Андерсен «Русалочка» | Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. | 0,5 | 0,5 | 06.04-10.04 | |
29 | Г.Х.Андерсен «Пастушка и трубочист» | Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол. | 1 | 13.04-17.04 | ||
30 | Л.Кэролл «Алиса в Стране Чудес» | Чтение, просмотр фрагментов м/ф, озвучивание. | 1 | 20.04-24.04 | ||
31 | Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье» | Инсценировка, иллюстрирование, коллективное панно «Зазеркалье» | 1 | 27.04-01.05 | ||
32 | Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье» | Инсценировка, иллюстрирование, коллективное панно «Зазеркалье» | 1 | 04.05-08.05 | ||
33 | А.Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне» | Просмотр м/ф, озвучивание героев, аппликация из пластилина «Карлсон» | 1 | 11.05-15.05 | ||
34 | Итоговый урок. Игра-путешествие «Что за прелесть эти сказки!» | Проверка знаний. | 1 | 18.05-22.05 |
Методическое обеспечение программы
1. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;
2. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
3. Использование интернет-ресурсов:
- Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
- Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
- Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
- Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/
4. Использование ресурсов видеотеки:
1) “Бабушкины сказки”, “Бабушкины сказки-3”
2) “Сказки для малышей – В.Сутеев”, “Сказки для малышей-2”
3) “Лесные сказки”
4) “Теремок” – сборник мультфильмов
5) “Малыш и Карлсон” – мультфильмы, сборник № 6
6) “Царевна-лягушка” – мультфильмы, сборник № 34
7) “Карлик Нос” – мультфильм по мотивам сказок В.Гауфа
8) “Трое из Простоквашино” – мультфильмы по мотивом сказки Э.Успенского
Список используемой литературы:
- “365 золотых сказок” Сборник – М.: “Омега”,1998
- Андерсен Х.К. “Сказки. Истории” – М.: “Просвещение”, 1987
- Белоусенко А.В. “Волшебный мир сказок: утренники” – Волгоград: “Учитель”, 2009
- Волков А. “Урфин Джюс и его деревянные солдаты” – М.: “Дом”, 1993
- Волков А. “Семь подземных королей” – Новосибирск: “Детская литература”, 1993
- “Волшебный мир” Сказки зарубежных писателей – СПб: СКФ “Человек”, 1993
- Жиренко О.Е. “Внеклассные мероприятия. 1 класс” – М.: “ВАКО”, 2006
- Пикулева Н.В. “Слово на ладошке” – М.: “Новая школа”, 1994
- “Родничок” Книга для внеклассного чтения в 1 классе – Тула: “Родничок”, 1998
- “Родничок” Книга для внеклассного чтения во 2 классе – Тула: “Родничок”, 1998
- “Русские народные сказки” – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2005
- Успенский Э. “Дядя Фёдор, пёс и кот” – М.: РИО “Самовар”, 1994
- НШ №11 2008 Баженова Е.А. “Иллюстрирование народных сказок с использованием декоративных приемов”
- НШ №12 2007 Локалова Н.П. “Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению”
- НШ №9 2008 Давыдова М.А. “Единство эстетического и этического в театральной педагогике”
- НШ №4 2008 Чеурина Н.В. “Использование игр-драматизаций при формировании связной речи у детей”
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
2 класс
1 час в неделю, 34 часа в год
№ | Тематика занятий | Характеристика основных видов деятельности ученика | Кол-во часов | Плановые сроки | Фактические сроки | |
теория | практика | |||||
1 | Сказки о животных. «Хитрая ворона», «Лягушонок ищет папу» | Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование. | 1 | 01.09-05.09 | ||
2 | Сказки о животных. «Чужие следы» | Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. | 0,5 | 0,5 | 08.09-12.09 | |
3 | Волшебные сказки. «Волшебное кольцо» | Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование. | 1 | 15.09-19.09 | ||
4 | Волшебные сказки. «Пойди туда не знаю куда» | Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью. | 1 | 22.09-26.09 | ||
5 | Бытовые сказки. Русская народная сказка «Умная внучка» | Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование. | 1 | 29.09.-03.10 | ||
6 | Бытовые сказки. «Как мужик гуся делил», «Два лентяя» | Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. | 0,5 | 0,5 | 06.10-10.10 | |
7 | Татарская народная сказка «Умная девушка» | Слушание, выборочный пересказ, театрализация. | 0,5 | 0,5 | 13.10-17.10 | |
8 | Башкирская сказка «Бай и пастух» | Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. | 0,5 | 0,5 | 20.10-24.10 | |
9 | Чувашская сказка «Умный портной» | Слушание, выборочный пересказ, театрализация. | 0,5 | 0,5 | 03.11-07.11 | |
10 | Марийские сказки «Два брата», «Золотой пояс» | Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование. | 1 | 10.11-14.11 | ||
11 | Туркменская сказка «Сорок небылиц» | Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. | 0,5 | 0,5 | 17.11-28.11 | |
12 | Узбекская сказка «Бум-бум» | Чтение, краткий пересказ, рисование животных жидкой гуашью. | 1 | 24.11-28.11 | ||
13 | Чешская сказка «Молчаливая королевна» | Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка. | 0,5 | 0,5 | 01.12-05.12 | |
14 | Вьетнамская сказка «Обманутый богач» | Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. | 0,5 | 0,5 | 08.12-12.12 | |
15 | Немецкая сказка «Цена гороха» | Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью. | 1 | 15.12-19.12 | ||
16 | Датская сказка «Король змей» | Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. | 0,5 | 0,5 | 22.12-26.12 | |
17 | Французская сказка «Плут – малыш» | Чтение, краткий пересказ, пальчиковый театр кукол. | 1 | 12.01-16.01 | ||
18 | Японская сказка «Тук-тук-тук, открой дверь!» | Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. | 0,5 | 0,5 | 19.01-23.01 | |
19 | Испанская сказка «Горбатая принцесса» | Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка. | 0,5 | 0,5 | 26.01-30.01 | |
20 | Праздник сказок. Защита проекта «В гостях у сказки» | Показ спектакля (по выбору детей) | 1 | 02.02-06.02 | ||
21 | Э.Успенский «Вниз по волшебной реке» | Чтение, краткий пересказ, рисование клоунов жидкой гуашью. | 1 | 09.02-13.02 | ||
22 | Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» | Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование. | 0,5 | 0,5 | 16.02-20.02 | |
23 | А.Волков «Волшебник Изумрудного города» | Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. | 0,5 | 0,5 | 23.02-27.02 | |
24 | А.Волков «Волшебник Изумрудного города» | Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. | 0,5 | 0,5 | 02.03-06.03 | |
25 | А.Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» | Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол. | 1 | 09.03-13.03 | ||
26 | А.Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» | Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол. | 1 | 16.03-20.03 | ||
27 | М.Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали» | Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью. | 1 | 30.03-03.04 | ||
28 | Г.Х.Андерсен «Русалочка» | Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев. | 0,5 | 0,5 | 06.04-10.04 | |
29 | Г.Х.Андерсен «Пастушка и трубочист» | Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол. | 1 | 13.04-17.04 | ||
30 | Л.Кэролл «Алиса в Стране Чудес» | Чтение, просмотр фрагментов м/ф, озвучивание. | 1 | 20.04-24.04 | ||
31 | Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье» | Инсценировка, иллюстрирование, коллективное панно «Зазеркалье» | 1 | 27.04-01.05 | ||
32 | Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье» | Инсценировка, иллюстрирование, коллективное панно «Зазеркалье» | 1 | 04.05-08.05 | ||
33 | А.Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне» | Просмотр м/ф, озвучивание героев, аппликация из пластилина «Карлсон» | 1 | 11.05-15.05 | ||
34 | Итоговый урок. Игра-путешествие «Что за прелесть эти сказки!» | Проверка знаний. | 1 | 18.05-22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс
Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс
Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»
Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»
Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...