Творчески - познавательный проект «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)
проект на тему
Актуальность темы
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Э.К.Суслова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nash_dom-yuzhnyy_ural.docx | 69.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
2. Краткая аннотация проекта……………………………………………………3
3. Цель и задачи проекта………………………………………………………….4
4. Обоснование необходимости проекта ………………………………………..4
5. Основное содержание проекта………………………………………………...6
6. Ресурсы…………………………………………………………………………6
7. Партнеры……………………………………………………………………….7
8. Целевая аудитория……………………………………………………..............7
9. План реализации проекта…………………………………………………….8
10. Предполагаемые продукты, результаты проекта………………………….10
11. Возможные риски……………………………………………………………13
12. Перспективы дальнейшего развития………………………………………13
13. Используемая литература…………………………………………………. 15
Актуальность темы
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Э.К.Суслова
2. Аннотация
Для выполнения второй годовой задачи ДОУ «Создать условия для внедрения парциальной программы « Наш дом – Южный Урал» под редакцией Е. С. Бабуновой» был реализован коллективный проект «Мы живем на Южном Урале!» с детьми подготовительной группы.
Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей, творческих способностей.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. На территории Челябинской областипроживают более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы... Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, люди должны знать историю, культуру, обычаи, традиции своего и других народов, живущих на Южном Урале.
Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Маленький татарин, башкир,русский и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Южный Урал.
3. Цель и задачи проекта
Цели проекта.
- Знакомить детей с культурой народов Южного Урала.
- Формировать нравственно-патриотические чувства и толерантность к людям других национальностей.
Задачи проекта.
- Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре (пословицы).
- Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала.
- Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских.
- Приобщать детей к играм народов Южного Урала.
- Знакомить с музыкальным творчеством (песни, танцы, музыкальные инструменты) башкир и татар.
- Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
4. Обоснование необходимости проекта
Реализация программы «Наш дом – Южный Урал» раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. Информационная часть программного материала отражает познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношениях в быту, семье, труде, особенностях отношения к природе, специфике игрового и речевого фольклора, особенностях изобразительного искусства. Включает в себя описание средств народной педагогики, их воспитания возможностей и методических рекомендаций по использованию этих средств в образовательных организациях в качестве части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений.
- Направление проекта позволит детям усвоить материал через совместную деятельность, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
- Работа над проектом носит комплексный характер и заключается в интеграции образовательных областей и парциальной программы «Наш Дом – Южный Урал», приобщению детей к традициям и культуре народов Южного Урала.
- На этой основе и формируется любовь и интерес детей к родному краю, к эстетической стороне окружающей действительности, к предметам произведения искусства.
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта.
- Игровая деятельность: театрализация народных сказок – совместное творчество детей и воспитателей.
- Социально – нравственное воспитание: знакомство с традициями народов Южного Урала.
- Речевое развитие: знакомство с фольклором русских, татар, башкир (потешки, сказки, пословицы, поговорки).
- Ознакомление с окружающим миром: формирование представлений о планете Земля, какие народы живут на Земле, чем они похожи и чем отличаются.
- Художественная литература: знакомство с поэзией народов Урала; чтение сказок разных народов.
- Изобразительная деятельность: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.
- Музыка: знакомство с народными песнями, танцами. народными праздниками.
- Физическое развитие: знакомство с народными играми.
5. Основное содержание проекта
Вид проекта: коллективный проект.
Срок реализации: краткосрочный одна неделя (17.10 – 21.10.2016 г.)
Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.
Идея проекта.
Через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях.
6. Ресурсы
- Материально-технические:
- мультимедийный центр;
- музыкальный центр;
- аудио и фотоматериалы;
- библиотечный фонд;
- картотека подвижных игр.
- Кадровые:
- старший воспитатель;
- инструктор по физической культуре;
- музыкальный руководитель;
- воспитатели.
- Нормативно-правовые:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17октября 2013 г. № 1155);
- Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.).
Средства реализации проекта:
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, обряды, традиции;
- игра, народная игрушка и национальная кукла.
- Партнёры:
- МБУК «Музейно-краеведческий центр»;
- Кусинская Центральная районная библиотека.
- Целевая аудитория
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет), воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители (законные представители) детей подготовительной к школе группы.
- План реализации проекта
Проект рассчитан на 1 неделю и включает 3 этапа:
- Подготовительный этап (организационный) – 17.10.2016 г.
- Основной этап (реализация проекта) – 18.10 – 20.10.2016 г.
- Завершающий этап (презентация) – 21.10.2016 г.
Этапы | Цель | Содержание деятельности | Сроки |
I.Подгото- вительный | Определение путей, методов и средств реализации проекта. | 1.Разработка комплексно-тематического планирования по теме проекта. 2. Разработка планов-конспектов педагогических мероприятий. 3. Подготовка материала для реализации проекта: - подбор методической, художественной литературы; - поисковая работа для презентации; - подготовка атрибутов для продуктивной деятельности; - подбор музыкального сопровождения; - подбор демонстрационного материала (моделей, игрушек, атрибутов для творческой, познавательной деятельности); - подготовка дидактических игр, пособий; - обогащение предметно-развивающей среды. | 17.10. 2016 г. |
II. Основной | Реализация проекта | 1.Совместное создание эстетической среды в группе. - Подборка иллюстраций, открыток о крае, Башкирии, Татарстане, России. - Организация выставки в группе «Культура народов родного края». 2. Беседа по теме: «Жилище и предметы народного быта семьи». - «Русская крестьянская изба»; «Башкирская юрта». - «Башкирская деревянная изба». - «Предметы башкирского народного быта». 3. Художественно-эстетическое развитие: - Рисование на тему «Башкирское жилище (юрта)», «Кукла в национальном костюме». - Аппликация «Тюбетейка». 4. Музыка: - Прослушивание башкирских и татарских народных мелодий «Мой Урал», «Апипа». 5. Физическая культура: - Разучивание подвижных народных игр «Юрта», «Липкие пеньки», «Продай горшок», «Серый волк». | 18.10– -20.10. 2016 г. |
1. Развитие речи: - Чтение легенды «Происхождение башкир». - Презентация «Знакомство с татарской и башкирской национальной одеждой». - Дидактическая игра «Башкирская национальная одежда». Цель: закрепить знания детей о башкирской и татарской национальной одежде, напомнить, что особенности костюма, одежды зависит от места жительства, деятельности и уклада жизни народа, вспомнить, почему так много украшений в женской одежде. Развивать интерес к национальной одежде. 2. Художественно-эстетическое развитие: - Рисование на тему: «Кукла в национальном костюме». Цель: продолжать учить рисовать элементы башкирского и татарского орнамента и располагать их согласно композиции, закрепляя полученные навыки, способствовать развитию интереса; развивать творчество, фантазию. 3. Физическое развитие: - Разучивание башкирских и татарских подвижных народных игр «Медный пень», «Юрта», «Липкие пеньки», «Серый волк». Цель: приобщать к культуре башкирского и татарского народа, желание играть в народные игры. | Вторник 18.10. 2016 г. | ||
1. Развитие речи: - Разучивание с детьми приветственных фраз на татарском и башкирском языках. - Знакомство детей с природой, почвой и растительностью Южного Урала, народными приметами о природе. - Лекарственные растения Челябинской области. - Полезные ископаемые Челябинской области. 2. Художественно-эстетическое развитие: - Аппликация «Тюбетейка». Цель: украшать элементами башкирского орнамента тюбетейку, используя разные приёмы вырезания, продолжать учить силуэтному вырезанию, развивать выносливость руки, наблюдательность, чувство цвета, продолжать воспитывать уважение к труду мастеров народного искусства. 3. Музыка: - Разучивание башкирского народного танца «Любизар». - Слушание записей башкирских и татарских народных инструментов. - Дидактическая игра «Узнай и назови музыкальный инструмент» Цель: способствовать развитию умения по внешнему виду и по звучанию определять и различать музыкальные инструменты разных народов; развивать зрительную и слуховую память; воспитывать интерес к культуре разных народов. | Среда 19.10. 2016г. | ||
1. Консультация для родителей «Обычаи и праздники татарского и башкирского народа». 2. Развитие речи - знакомство детей с башкирскими, русскими и татарскими народными праздниками: «Масленица», «Пасха», «Троица», «Курбан-байрам», «Сабантуй». - Подбор русских, башкирских и татарских пословиц о труде, работе, семье, гостеприимстве. 3. Художественно-эстетическое развитие. - Разучивание и пение приветственной песни «Здравствуй, Родина моя» муз. Ю.Чичкова, сл. К.Ибряева. - Повторение и закрепление элементов башкирского народного танца «Любизар». 4. Физическое развитие: - Досуг «Игры народов нашей страны» Цель: продолжать приобщать к культуре башкирского и татарского народа, желание играть в народные игры. | Четверг 20.10. 2016г. | ||
III. Завершающий | Презентация итоговых результатов | - Итоговое развлечение «Культура Башкирии». Цель: обобщить знания детей о башкирской и татарской культуре.- Презентация «Южный Урал – мой край родной!». - Выставка детского творчества на тему: «Культура Южного Урала!». | Пятница 21.10. 2016г. |
10. Ожидаемые результаты
- установление партнерских взаимоотношений педагогов и родителей по вопросам нравственно - патриотического воспитания;
- проявление познавательной и творческой активности детей;
- стремление использовать полученные знания в самостоятельной игровой деятельности;
- повышение интереса детей к разным видам национальной культуры народов Южного Урала;
- развитие у детей толерантности и интереса к национальным традициям.
Результаты-продукты:
1. Выставка и альбом детских рисунков и поделок «Культура Южного Урала!».
2. Презентация «Знакомство с татарской и башкирской национальной одеждой».
3. Конспекты педагогических мероприятий:
- Конспект-беседа «Жилище и предметы быта башкирского народа».
- НОД по художественно – эстетическому развитию (аппликация) «Головной убор - Тюбетейка».
- НОД по художественно-эстетическому развитию (музыка) «Музыкальная культура Башкирии».
- Досуг по физическому развитию «Игры народов нашей страны».
- Развлечение «Культура Башкирии».
4. Педагогическая копилка (картотека):
- «Башкирские музыкальные инструменты», «Башкирские и татарские детские народные игры», «Башкирские и татарские национальные костюмы», «Башкирское и татарское жилище и его внутреннее убранство»;
- пословицы, поговорки и загадки.
5. Лэпбокс «Юрта».
6. Публикация:
- общественно-политическая газета КМР «Жизнь района»
статья «Урал – наш дружный дом!»
Диаграмма мониторинга реализации проекта
«Мы живем на Южном Урале!».
В диагностической оценке участвовала группа детей (23 ребенка).
I этап:
Низкий уровень – 18 детей (78%)
Средний уровень – 5 детей (22%)
Высокий уровень – 0 детей (0%)
IIIэтап:
Низкий уровень – 0 детей (0%)
Средний уровень – 16 детей (70%)
Высокий уровень – 7 детей (30%)
В результате проведенной диагностической работы было выяснено, что в ходе реализации проекта «Мы живём на Южном Урале!» у детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) улучшились показатели развития кругозора, формирования познавательной активности, нравственных ценностей, творческих способностей. Видна положительная динамика освоения содержания проекта: высокий уровень на 30% (7 детей); средний уровень на 48 % (11 детей); низкий уровень отсутствует.
Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии организации взаимодействия с родителями и полноправное участие семьи в этнокультурном образовании дошкольников.
Критерии освоения проекта «Мы живем на Южном Урале!»
(приложение №1).
- Возможные риски проекта:
Недостаточное количество атрибутов для реализации данного проекта.
Незнание элементов фольклора народов Южного Урала (костюмы, жилище, обычаи).
Нежелание детей участвовать в национальных играх и танцах.
Пути преодоления:
- Обогащение предметами национальных костюмов в костюмерной ДОУ.
- Знакомство детей с народами Южного Урала (беседа, занятия, презентация, развлечение, консультация для родителей).
- Развитие интереса и вовлечение детей в национальные игры и танцы:
- просмотр видеофайла «Танец «Любизар», «Соло на курае», слушание пьесы «Апипа»;
- демонстрация атрибутов национальных танцев и игр (тюбетейки, платки, шакирка и т.д.).
- Проект реален, не требует особых финансовых затрат.
- Перспективы развития проекта
- распространение информации о проекте: трансляция www.educontest.net http://nsportal.ru
- Базовая площадка ДОО: сообщение: «Формирование любви к родному краю через декоративно-прикладное искусство народов Урала».
Данный проект будет полезен:
- в воспитании активности и самостоятельности детей;
- в формировании умения правильно оценивать окружающих и самих себя;
- в формировании партнерских отношений между взрослыми и детьми;
- воспитателям в работе с детьми старшего возраста с целью приобщения детей к народной культуре;
- в организации образовательного взаимодействия с родителями в рамках проектной деятельности;
- в расширении программного обеспечения, создание соответствующего предметно-познавательного пространства в группе;
- участие детей старших дошкольных групп в праздники досугах «День матери», «День России», «День Победы», «День народного единства»;
- обогащение атрибутами мини-музея ДОУ «Русская горница».
- Список литературы.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
- Бабунова Е., Багаутдинова С., Едакова И. Наш дом-Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС,2014. – 255 с.
- Детские подвижные игры народов России: Пособие для воспитателя дет. Сада/Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 230 с.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 192 с.: цв.вкл.
- Фёдорова, Е.М. Наш дружный дом: Культура народов России / Е.М. Фёдорова, З.Н. Рахимзянова, С.А. Фёдорова // Музыкальный руководитель. – 2016. – №6. – С. 20-23. .
Критерии освоения проекта «Мы живем на Южном Урале!» | ||||||||||||||
Фамилия Имя ребёнка | Различает виды регионального изобразительного искусства (роспись, узор, орнамент) | Использует разнообразные способы для отражения впечатлений об окружающем в рисовании, аппликации (тюбетейка) | Проявляет интерес к народным подвижным играм («Липкие пеньки», «Продай горшок», «Серый волк», «Юрта») | Имеет представление о культуре быта, рукотворном мире Урала. (жилище и одежда) | Способны выполнять танцевальные движения, ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки (выстукивание, боковой ход с поворотом кистей рук) | Итоговый | ||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |||
Багаутдинов Вадим | н | в | с | в | с | в | н | в | н | в | Н | В | ||
Бочкарёва Настя | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с | Н | С | ||
Ветошев Семён | н | с | с | с | н | с | н | в | н | с | Н | С | ||
Галимов Артём | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с | Н | С | ||
Гарифуллина Маша | н | с | с | в | с | в | н | в | н | с | Н | В | ||
Генеатулин Савелий | н | н | н | н | н | с | н | с | н | в | Н | С | ||
Липатникова Софья | н | в | с | в | с | в | н | в | н | с | Н | В | ||
Луценко Ульяна | н | с | с | в | с | с | н | в | н | с | Н | С | ||
Мунасова Софья | н | с | с | в | с | с | н | с | н | с | С | С | ||
Неверова Алёна | н | с | н | с | с | с | н | с | н | с | Н | С | ||
Некрасов Андрей | н | н | н | н | н | с | н | с | н | в | Н | С | ||
Окулова Настя | н | в | с | в | с | в | н | в | н | с | Н | В | ||
Осолодков Матвей | н | с | с | с | с | в | н | с | н | в | Н | С | ||
Павлов Артём | н | с | с | в | с | в | н | с | н | с | С | С | ||
Резник Диана | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с | Н | С | ||
Свириденко Илья | н | в | с | в | с | в | с | в | н | с | С | В | ||
Солин Егор | н | в | с | в | с | в | н | с | н | с | Н | С | ||
Тарынин Семён | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с | Н | С | ||
Федотова Кристина | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с | Н | С | ||
Филатова Настя | н | в | с | в | с | в | с | в | н | с | С | В | ||
Шилов Дима | н | н | н | с | н | с | н | с | н | с | Н | С | ||
Ширяева Лиза | н | с | н | с | с | в | н | с | н | с | Н | С | ||
Щербаков Андрей | н | с | с | в | с | в | с | в | н | в | С | В |
Приложение №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе по программе «Школа 2000». Тема: Число7. Цифра7.
Конспект занятия по математике "Число 7.Цифра 7" может быть использован учителями начальных классов, работающих в предшкольном образовании, а также воспитателями в детских садах. В занятии используютс...
Долгосрочный проект в подготовительной к школе группе "Птицы нашего края"
К сожалению, в современном мире родители мало общаются с детьми, мало гуляют с ними, не разговаривают о природе, животных, птицах. Очень много времени дети проводят за компьютерами, планшетами. ...
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....
Программа работы кружка "Фантазёры" подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Данная программа расчитана на развитие мелкой моторики, на развитие речи детей и конструкторского мышления....
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 2022 - 2023 уч.г
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала ...
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе "Зимушка-зима"
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект в подготовительной группе «Зимушка-зима»Автор: воспитатель, Кукушкина Светлана ВикторовнаОрганизация: МКДОУ «Но...
Спортивно - познавательная игра по безопасности дорожного движения для детей подготовительной к школе групп. Отряд ЮИД
Спортивно - познавательная игра по безопасности дорожного движения для детей подготовительной к школе группТРЕК 1 (выход ведущих)Дети строятся по командам.ЮИДовиц 1: Добрый день ребята, педагоги, гост...