Программа работы кружка "Фантазёры" подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
рабочая программа
Данная программа расчитана на развитие мелкой моторики, на развитие речи детей и конструкторского мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fantazyory_kruzhok.docx | 43.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Д/с №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению детей»
Протокол № от ___ 09.16 г. к приказу №______ |
Утверждаю: Заведующая МБДОУ № 15 |
Е. А. Топоева |
«___» _________2016г. |
Рассмотрено на заседании МО Приложение №_____
ПРОГРАММА РАБОТЫ
КРУЖКА «ФАНТАЗЁРЫ»
( подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (продуктивная деятельность)
Руководитель кружка: Андрюшина Людмила Михайловна
Шарыпово 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Цель и задачи
- структура занятий
- интеграция образовательных областей
- Планируемые результаты
- Педагогические технологии, методы и формы работы
2. Тематический план работы кружка
3. Материально-техническое обеспечение реализации плана работы кружка
4. Литература
1. Пояснительная записка
Срок реализации кружка - 1 год:
- 1 занятие в неделю
- 2 занятия в месяц
- время проведения – 25 - 30 минут
- работа проводится вне занятий во вторую половину дня, вторник: 16-20
- возраст 6-7 лет
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из важных задач в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений является – художественно-эстетическое воспитание детей. В дошкольные годы у ребёнка развиваются: мышление, речь, воображение, чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности. О том, что изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребёнка, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие.
Мою группу посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи, и я не случайно выбрала данное направление. Художественно – эстетическая деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним, рассказать о своём творчестве друзьям, родителям, способствует непринуждённому развитию мелкой моторики, которая в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие речи детей, что очень важно для воспитанников нашей группы.
Работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Работа кружка «Фантазёры» - прекрасное средство развития конструкторского мышления детей, развития мелкой моторики и речи детей. Воспитанники, видя готовые рисунки, с удовольствием рассказывают о них, сравнивают, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. На каждом занятии решаются задачи общеобразовательного и воспитательного характера. Для практической работы отводится большая часть времени. Цель будет достигнута, если ребенок на занятии займет позицию: «Я хочу это сделать сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться». Занятия строятся по принципу «от действия по образцу - к самостоятельному творческому поиску» Более сложные работы выполняются по методу прямого показа, пока прием не будет надежно усвоен. В задачу руководителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении, развитие творческих способностей, мелкой моторики рук и речи детей посредством аппликации и изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные
- способствовать освоению технических приёмов работы с различными материалами, используемыми в изобразительной деятельности и аппликации;
- способствовать освоению приёмов рисования и аппликации, традиционным и нетрадиционным способом;
- способствовать правильной организации рабочего место, соблюдению порядка, личной гигиены и правил безопасности во время работы детей;
- способствовать экономичному расходованию материала
Развивающие
- способствовать развитию познавательных психологических процессов (восприятие; внимание; память; мышление; воображение);
- развивать мелкую моторику рук, речь и творческую активность у воспитанников;
- развивать способность видеть и выделять качества предметов (форму, величину, цвет, положение в пространстве
Воспитывающие
- способствовать конструктивному общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, развитию самостоятельности; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- Воспитывать чувства прекрасного к окружающей действительности
Структура занятий
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой. Рассказ воспитателя, объяснение, игровую мотивацию, постановку игровых и учебных задач дети могут слушать, сидя на ковре, а рассматривать иллюстрации и предметы – стоя вокруг воспитателя. Проводится пальчиковая игра, по возможности соответствующая теме и цели занятия. Например, тема «Осень» - игра «Дождик».
II. Основное содержание занятия.
Выполнение учебных задач. Динамические паузы, физкультурные паузы, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
III. Заключительная часть.
Оценка результатов работы. Оценка может происходить в кругу, когда каждый ребенок держит свою поделку, рассказывает о ней, а сказочный персонаж положительно оценивает работы, т.к. для каждого воспитанника его поделка или рисунок – шедевр.
Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Физическое развитие | Развитие мелкой моторики. Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. |
Речевое развитие | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса |
Познавательное развитие | Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений |
Социально – коммуникативное развитие | Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. |
Художественно – эстетическое развитие | Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства |
Планируемые результаты:
К концу обучения дети достигают определённого уровня художественно - эстетического развития:
- эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, дети научатся сочетать разные художественные (традиционные и нетрадиционные) материалы и изобразительные техники при выполнении творческих задач;
- сформирован навык самостоятельной работы, умение четко формулировать, излагать свои мысли и передавать предметную и личностную информацию;
- Способны видеть и выделять качества предметов (форму, цвет, величину, положение в пространстве)
- освоены технические приёмы работы с различными материалами, используемыми в изобразительной деятельности и аппликации;
У детей совершенствуется:
- речевая и творческая активность для дальнейшего обучения в школе;
- воображение, мышление, память;
- совершенствуется конструктивное общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- мелкая моторика рук;
Воспитанники умеют:
- правильно организовывать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно расходовать материалы
Педагогические технологии, методы и формы работы
В основе отбора и использования образовательных педагогических технологий лежит принцип личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании:
- деятельностные технологии, ориентированные на овладение навыками ручного труда,
- личностно-ориентированные, направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе,
- когнитивные (мыследеятельностные), направленные на развитие интеллектуальных функций детей;
- групповая технология (групповой опрос, одновременная работа с группой, работа в парах сменного состава);
- игровые технологии ( сюжетные, с предметом и т.д.)
-технология исследовательской деятельности, решающий фактор активизации интереса к знаниям;
- технология диалогового обучения, при которой реализуется идея оптимизации обучающихся;
- технология коллективной творческой деятельности ( освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты);
- здоровьесберегающая технология ( направлена на сохранение и укрепления здоровья детей)
Методы и приемы:
- словесный метод - на теоретических и практических занятиях ( объяснение, рассказ, беседа, сказка);
- игровой метод - для активизации трудовой деятельности и лучшего усвоения навыков ручного труда;
- наглядный метод служит для концентрации внимания и формирования у обучающихся умения планировать свою предстоящую работу;
- последовательный метод позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме;
- познавательный метод формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы, способствует активному применению ранее полученных знаний, развивает мыслительную деятельность;
- репродуктивный метод закрепляет навыки последовательной работы;
- объяснительно- иллюстративный метод;
- метод самостоятельной работы;
- создание ситуации успеха;
- метод стимулирования;
- оздоровительный метод.
Кружковая деятельность организуется с привлечением наглядных материалов, презентаций, музыкального сопровождения, использованием игровых методик.
Способы организации деятельности:
- игра;
- опытно-экспериментальное действие;
- групповая;
- в малых группах
Формы организации занятий:
- практические работы репродуктивного и творческого характера,
- познавательная игра,
- интегрированное занятие,
- ролевые игры,
- творческие выставки,
- конкурсы.
Кружковая деятельность организуется по общепедагогическим принципам сезонности, систематичности и последовательности «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому», по принципу интереса с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Перспективное планирование
№ | Тема | Всего занятий | Теоретических | Практических |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Работа с пластилином (лепка плоскостная) | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | Работа с гуашью, красками (нетрадиционным методом) | 4 | 0,5 | 3,5 |
4 | Работа с тканью (ниткография) | 3 | 0,5 | 2,5 |
5 | Работа с бумагой (торцеване) | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Работа с бросовым материалом | 3 | 0,5 | 2,5 |
7 | Аппликация из бумаги | 2 | 0,5 | 1,5 |
8 | Самостоятельный поиск создания композиций по представлению, выбор техники изображения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Всего | 18 | 4,5 | 13,5 |
Тематический план работы кружка
Месяц и № занятия | Тема | Цель | |
Работа с красками и гуашью (нетрадиционным способом) | |||
Сентябрь 1 неделя | Вводное (диалоговое общение, игра). Виды изобразительного искусства. | Знакомство с миром искусства. Выявление интересов детей, уровня развития художественных способностей | |
3 неделя | Беседа. «Красивые цветы» - рисование по представлению (цветные карандаши, краски). | Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками, гуашью, нетрадиционными способами рисования. Выявление уровня владения нетрадиционными способами рисования | |
Октябрь 1 неделя | Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень». Рисование – отпечатки листьев. Тема «Золотой листопад» (гуашь). | Развитие внимания, мыслительной деятельности. Создание природной композиции средствами нетрадиционного рисования. | |
3 неделя | «Берёзка» (гуашь) | Рисование берёзки нетрадиционным способом (руками) | |
Ноябрь 1 неделя | Рисование по мокрой бумаге «Лес, точно терем расписной» (краски). | Создание сюжетных композиций нетрадиционным способом рисования, развитие чувства цвета и композиции. | |
Аппликация из природного материала | |||
3неделя | Аппликация из листьев Утки на озере | Создание предметных и сюжетных композиций из природного материала- сухих листьев, развитие чувства цвета и композиции | |
Декабрь 1 неделя | Аппликация из ваты Веселые зверюшки | Знакомство с новым видом и техникой работы с ватой | |
3 неделя | Рисование манной крупой «Зимний лес» (карандашом, манной крупой, клеем). | Реализовать творческую задачу знакомым способом рисования при помощи клея и манки | |
Январь | Лепка плоскостная (работа с пластилином) | ||
1 неделя | «Дерево на ветру» | Закрепление приемов растяжки (веточки дерева, облака, небо), задать правильное направление мазка для передачи движения (ветер) | |
3 неделя | «Весёлые зверюшки» | Задавать правильное направление мазка и сочетание цвета | |
Аппликация - торцевание | |||
Февраль 1-3 недели | Аппликация «Открытка для папы
| Создание открытки - методом торцевания | |
Ниткография (работа с нитками) | |||
Март 1 неделя | «Цветы для мамы» | Создание праздничной открытки с использованием новой техники рисования - ниткография | |
3 неделя | Аппликация из ниток Пушистые картины | Составление картины из шерстяных ниток. Обогащение аппликативной техники- освоение разных способов создания образа: контурного, силуэтного | |
Аппликация – рисование (полоски бумаги – краски) | |||
Апрель 1 неделя | Первоцветы (Аппликация сюжетная) | Самостоятельный поиск аппликативных способов и средств художественной выразительности для создания образа подснежника | |
3 неделя | Аппликация из цветной бумаги Звезды и кометы | Изображение летящей кометы, состоящей из головы (звезды, вырезанной по схеме) и «хвоста»составленной из полосок бумаги (скрученных, рваных- по выбору) | |
Рисование – аппликация (гуашь, нитки) | |||
Май 1 неделя | Рисование. Поздравительная открытка к 9 Мая | Создание праздничной открытки в сочетании рисовании и лепки | |
3 неделя | Рисование по личному впечатлению «Весна в природе» | Самостоятельный поиск создания композиций по представлению, выбор техники изображения. |
Ресурсное обеспечение кружковой работы:
Центр художественно - эстетического творчества в группе «Мир прекрасного» оснащён необходимыми разнообразными средствами и материалами по рисованию, аппликации, лепке, позволяющие детям развивать творческие способности.
Инструменты и приспособления:
- цветные карандаши
- ножницы канцелярские с закругленными концами
- кисточка для клея и красок
- доски для работы с пластилином
- ватные палочки
- трубочки для выдувания красок
- непроливайки
Материалы:
- пластилин
- бумага цветная для аппликаций
- картон белый и цветной
- гуашь, краски
- засушенные листья
- вата
- манная крупа
- шерстяная пряжа
- клей ПВА
Дидактические игры:
- «Что напутал художник»
- «Цвета и краски»
- «Волшебный круг»
- «Узнай узор» и др.,
Используемая литература:
1. И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». ТЦ «Сфера» Москва 2009г.
2. Митителло. Аппликация техника и исскуство»- М.: изд. «Эксмо», 2005
3.Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. М:Пролсвещение, 1996г.
4. Куцакова Л.В. « Конструирование и художественный труд в детском саду.: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2008
5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М-Просвещение, 1985г.
6.Швайко Г.С. Занятия по изодеятельности в д/с. М-Владос, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедия.Взаимодействие педагогов и медработников в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР(ОНР)
Консультация родителей и педагогов (специалистов) по данной теме необходима для более четкой координации действий всех участников учебно-образовательного процесса....
Конспект ООД "Непослушная принцесса" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Занятие ООД "Непослушная принцесса" ОО "Познавательное развитие", "ОО Речевое развитие", "социально - коммуникативное" проводилось в игровой форме с...
Программа кружка "Красочный мир" старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Данная программа носит художественно-эстетическую направленность, она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. программа нап...
Программа кружка "мастерская чудес" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для. детей с ТНР
Образовательная область программы кружка "Фантазёры" "Художественно-эстетическое развитие" (продуктивная, конструктивно -модельная деятельность) направленная на р...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 2022 - 2023 уч.г
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала ...
Календарно - тематическое планирование по теме "Профессии" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с 21.01. по 25.01 2019уч.г.
Календарно - тематическое планирование по теме "Профессии" представляет собой взаимосвязанную цепочку введения детей в рассматриваемую тему, её освоение в совместной ООД с детьми...
Рабочая программа логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Рабочая программа логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детейс фонетико-фонематическим недоразвитием речи....