Программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
рабочая программа (4 класс) на тему
Основное содержание работы- проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение пректных работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016-2017_proekt_deyatelnost.docx | 90.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Псякская средняя школа» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНА Руководитель МО _______ / Р.Н.Касимова/ Протокол № 1 от « » августа 2016 г. | СОГЛАСОВАНА Руководитель школьного методического совета _______ /Р.М.Галимухаметова/ « » августа 2016 г. | УТВЕРЖДЕНА Директор ________ / Р.Г.Хасанзянов / Приказ № от «» августа 2016 г. |
Программа внеурочной деятельности
«Учусь создавать проект»
Билаловой Гульфии Галимулловны,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Рассмотрена на заседании педагогического совета
протокол № от «____» августа_2016 г.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» по социально-педагогическому направлению предназначена обучающихся начального общего образования для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Всего на изучение отводится 135 часов по 1 занятию в неделю с 1 по 4 классы, продолжительность занятий 25-40 минут.
Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность; развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
- Развивать самостоятельность ребёнка;
- Развивать способности к самообразованию;
- Обучать умению планирования своей работы;
- Закреплять и углублять знания и умения учащихся при работе с проектными технологиями.
Развивающие:
- Создать условия к саморазвитию учащихся;
- Развивать умственные способности и умения решать мини-проблемы;
- Развивать внимание, логику, творческое мышление, любознательность, память, способность к восприятию;
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Воспитательные:
- Воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора проекта;
- Воспитывать чувства самоконтроля, рефлексии.
Актуальность выбора программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач; низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания; обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;
младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности; обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.
Ключевой идеей является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Место проведения: учебный кабинет, актовый зал, библиотека, семья
Виды деятельности, применяемые в реализации программы:
• Выбор темы проекта
• Поиск информации
• Выявление проблемы
• Нахождение путей решения проблемы
• Выдвижение гипотезы
• Исследовательская работа, опыты, эксперименты
• Создание продукта проекта ( постер, макет, презентация)
• Представление проекта публике
• Инсценирование, ролевая игра
Этапы проектно-исследовательской деятельности:
1. Развитие исследовательских способностей.
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
2. Самостоятельная работа над проектом.
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
3. Оценка успешности проектной деятельности.
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Основные формы проведения занятий:
- Работа в малых группах;
- Групповые формы работы
- Индивидуальная работа
- Проектная работа;
- Исследовательская деятельность;
- Информационно-поисковая деятельность
- Самооценка и самоконтроль
- Взаимооценка и взаимоконтроль
Методы обучения:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ, практическая работа
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Основные технологии:
- Игровая
- Здоровьесберегающая
- ИКТ
- Развивающее обучение
Формы подведения итогов
Первоклассники принимают участие в качестве зрителей в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.
- Текущий: педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа, защита проектов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тренинги, игры-исследования, выставка, конкурс работ.
2. Тематический: выставка, конкурс, концерт, фестиваль, творческая работа, самостоятельная работа, мини-семинар ,защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей.
3. Итоговый: выставка, конкурс, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, выступление на мини-конференции, итоговые занятия, анкетирование.
Ожидаемые личностные, метапредметные результаты
Личностные.
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,» какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные.
а) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
б) Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
в) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Основное содержание
1 класс
Тема 1 Кто я? Моя семья.Умение рассказывать о себе, своей семье. Работа с информацией. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя
Тема 2 Чем я люблю заниматься. Хобби. О чем я хочу рассказать. Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? Хобби. Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Тема 3 Как собирать материал? Твои помощники.
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) Коллективное планирование, работа в команде. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества
Тема 4 Проблема. Решение проблемы.
Наблюдение как способ выявления проблем. Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск» Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению. Формулирование проблемы и придумывание способа решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества
Тема 5 Гипотеза проекта. Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы - предположения. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы. Коллективная работа. Высказывание предположений о неизвестном. Открытие в знакомом предмете новое.
Тема 6 Цель проекта.Научить определять основную цель исследовательской работы. Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Тема 7 Задача проекта. Выбор нужной информации. Научить выбирать основные источники информации.Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования.
Тема 8 Интересные люди – твои помощники.
Знакомство с миром профессий. Интервью. Участие в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции
Тема 9 Продукт проекта. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 10 Виды проекта, повторение. Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.
Тема 11 Как правильно составить визитку к проекту. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. Создание творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте. Составление визитки.
Тема 12 Мини-сообщение. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. Использование изученных проектных понятия в процессе самостоятельной работы.
Тема 13 Выступление перед знакомой аудиторией. Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление». Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану.
Тема 14 Играем в учёных.Методика проведения самостоятельных исследований. Применять знания на практике. Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. Открытие в знакомом предмете нового
Тема 15 Подготовка ответов на предполагаемые вопросы. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы. Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия. Выставка детских работ.
Тема 16. Повторение.Умение работать по указаниям задания. Ответы на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Обучение рефлексии
Тема 17 Играем в учёных.Практическая работа. Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. Открытие в знакомом предмете нового
Тема 18 Чему ты научился. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися. Контроль и оценка деятельности, продвижение в её разных видах (рефлексия).
Тема 19 Памятка для учащегося-проектанта.Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением. Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества.
2 класс
Тема 1. Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби». Уметь работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Тема 2 Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».
Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. Находить информацию в словарях и справочниках; понимать шутливо – жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче. Планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника, уметь разрешать конфликты на основе договорённости.
Тема 3 Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями.
Понимать значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии». Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно-популярный текст; определять главную мысль текста. Получать первоначальные навыки сотрудничества, работать над общим делом; проявление творчества.
Тема 4 Выбор помощников в работе над проектом.
Формирование навыка коллективного планирования и умения работать в команде. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Учиться согласованным действиям с помощниками
Тема 5 Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап».
Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя. Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
Тема 6 Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность».
Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
Тема 7 Проблема. Решение проблемы.
Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы. Формировать компетентность взаимодействия. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов.
Тема 8 Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение».
Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники. Формировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий
Тема 9 Цель проекта.
Работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения. Развивать умения видеть и формулировать проблему и придумывать способ решения данной проблемы.
Тема 10 Задачи проекта.
Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры». Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст
Тема 11 Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», «энциклопедия», «интернет», «книги», «газеты», «журналы».
Наблюдать, осуществлять сравнение, выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения, классифицировать, рассуждать, анализировать, учится работать с реальными объектами как с источниками информации. Развивать умение интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Структурирование информации, выделение главного. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Тема 12 Знакомство с интересными людьми. Интервью.
Запоминать толкование новых понятий. Использовать в речи, ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять задания по сбору информации к проекту. Играть в игру «интересное интервью». Формировать умение брать интервью, умения вести и участвовать в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции.
Тема 13 Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор».
Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельный поиск необходимой информации. Поиск недостающей информации у взрослых (учитель, родители). Анализировать и обобщать собранные сведения о лошадях. Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.
Тема 14 Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка».
Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, данную в рабочей тетради. Подготовить сообщения о своих коллекциях. Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов
Тема 15 Играем в учёных. Это интересно
Ответы по домашнему заданию: рассказать о достопримечательности городов, в которых побывали. Анализ результата опыта. Применять знания на практике
Тема 16 Тест «Чему ты научился?».
Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы.
Тема 17 Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение).
Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление». Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Анализ стихотворения А. Барто. Формирование умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других).
Тема 18 Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация».
Подготовить мини-сообщения. Творческая работа «Моя презентация». Формирование умения в составлении презентации на бумаге. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста
Тема 19 Значимость компьютера в создании проектов. Презентация
Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради. Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия со сверстниками по созданию презентаций.
Тема 20 Первые шаги составления презентации на компьютере.
Развитие умения работать в программе МРР-Microsoft Power Point Умение организовать свою деятельность. Практическая работа на компьютере
Тема 21 Первые шаги составления презентации на компьютере
Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. Практическая работа на компьютере
Тема 22, 23 Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиториями.
Активно участвовать в диалоге. Репетиция выступления перед аудиторией. Формирование и развитие коммуникативной компетентности, а именно умения уверенно «держать» себя во время выступления и владеть аудиторией («держать» в поле зрения). Артистические умения. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.
Тема 24 Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта
Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Рассказы о своих впечатлениях от пробного выступления. Оценка своего выступления по пятибалльной шкале. Формирование умения отстаивать свою точку зрения, развитие находчивости, уверенности в себе. Развивать навыки монологической речи. Обучение рефлексии
Тема 25 Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»
Самостоятельное выполнение теста.
Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно – популярный текст; определять главную мысль текста.
Тема 26-27 Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.
Участвовать в коллективной работе по составлению титульного листа визитки. Составлять титульный лист визитки своего проекта на отдельном листе, используя подсказки рабочей тетради. Создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте
Тема 28 Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ».
Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составлять примерный текст самоанализа. Контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия).
Тема 29 Играем в учёных. Это интересно.
Активно участвовать в диалоге. Наблюдать, осуществлять сравнение, выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения, классифицировать, рассуждать, анализировать
Тема 30 Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности
Учится работать с реальными объектами как с источниками информации. Заучивать понравившиеся стихи наизусть. Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах.
Тема 31 Памятка жюри конкурса
Обсуждать каждый пункт требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Познакомиться с новыми советами мудрого Дельфина. Оценивать свою работу по выработанным критериям
Тема 32 Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.
Выступать перед незнакомой аудиторией.
Формирование умения публичного выступления представления результатов работы
Тема 33 Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.
Сочинять советы выступающим перед незнакомой аудиторией. Оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места: осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, признавать свои ошибки, анализировать результат своей работы.
Тема 34 Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта. Пожелания будущим проектантам
Рисовать открытки своим помощникам.
Высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам.
3 класс
- Круг твоих интересов. Хобби. Понятие «хобби». Просмотр видеофрагмента об увлечениях.
- Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение задачи. Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта.
- Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задач. Понятия «формулировка» «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги,газеты, журналы
- Работа над проектом «Что такое хорошо». Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации
- Карта и эмблема проекта. План работы над проектом.
- Этапы работы над проектом. Общая цель и личная цель (цели) в работе над проектом. Составление общего и личного планов работы над проектом.
- Подготовка паспорта проекта. Защита проекта. Составление паспорта проекта, подготовка к защите проекта (семиминутное выступление перед аудиторией.
- Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя.
- Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование. толкование новых понятий. Нахождение важных, существенных признаков в любом начинании, в любом процессе. Составление вопросов для анкет.
- Памятки. Составление памяток по теме проекта. Запоминание толкование новых понятий. Составление памятки по теме проекта.
- Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. Толкование новых понятий. Создание постера со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами, планами под руководством учителя. Устные и письменные сообщения.
- Практическая работа. Создание мини-постера. Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя. Создавать устные и письменные сообщения.
- Работа над проектом «Милая сердцу старина». Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации.
- Карта и эмблема проекта. План работы над проектом. Выполнение исследования и работа над проектом, анализ информации.
- Этапы работы над проектом. Продукт проекта. Создание собственных творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте.
- Подготовка паспорта проекта. Защита проекта. Составление паспорта проекта под руководством учителя.
- Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм
- Программы МРР. Анимация. Настройка анимации. Требования к составлению компьютерной презентации.
- Программа МРР-Microsoft Power Point Дизайн. Нахождение ошибок в готовой презентации и исправление их. Работа с командами «Обрезка» и «Границы рисунка».
- Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями. Изучение и осваивание возможности программы Microsoft Power Point.
- Требования к компьютерной презентации. Программа МРР. Изучение и осваивание возможности программы Microsoft Power Point.
- Закрепление полученных знаний, умений и навыков в работе с программой МРР. Изучение и осваивание возможности программы Microsoft Power Point.
- Работа над проектом «Юный патриот». Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации
- Карта и эмблема проекта. План работы над проектом. Выполнение исследования и работа над проектом, анализ информации.
- Этапы работы над проектом. Создание собственных творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте.
- Подготовка паспорта проекта. Защита проекта. Составление паспорта проекта под руководством учителя.
- Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. Знакомство с понятием «презентация проекта» .Индивидуальная помощь детям по созданию презентации на бумаге.
- Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.
- Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
- Твои впечатления от работы над проектом. Составление устных рекомендательных писем будущим проектантам.
- Пожелания будущим проектантам. Творческая работа . Составление и оформление рекомендательных писем будущим проектантам
- Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году
- Советы на лето от Мудрого дельфина
4 класс
Тема 1: «Введение» (1ч)
Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение и другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.
Виды проектов.
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.
Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико - ориентированные (практические). Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.
Тема 2: Проект “Моя семья”. (6 ч)
Семья - это одна из главных ценностей для человека в жизни; небходимо знать историю своей семьи, уважать своих родственников и помнить о них. Необходимо знать: часто о человеке судят по его семье; следовательно, свою семью надо создавать на принципах любви и уважения. Понять это, должна помочь поисковая работа в виде проекта.
- Проведение беседы: «О понимание роли семьи в жизни человека» (изучить историю данной семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения, понять свою роль в этой семье.) (1 ч)
- Сбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни отдельно взятой семьи. (1 ч)
- Оформление небольшого семейного альбома исследуемой семьи. (1 ч)
- Написание эссе о путешествиях, труде и отдыхе данной семьи. (1 ч)
- Изобразить дерево, на плакатном листе данной семьи. Провести конкурс «Моя родословная». (1 ч)
- Завершить проект презентацией перед всем классом. (1 ч)
Тема 3: Проект «Наши бабушки и мамы» (3 ч)
- Подготовка и выпуск рисунков, портретов: «Это мамочка моя», «Это бабушка моя». (1 ч)
- Подготовить и провести экскурсию на работу одной из мам. (1 ч)
- Защита проекта «Наши бабушки и мамы». (1 ч)
Тема 4: Проект “Новый год в моих фантазиях». (4 ч)
- Проведение беседы на тему: «Новый год в моих фантазиях». Обогатить представления детей о празднике. Обратить внимания, откуда к нам пришел этот праздник, когда и почему мы начали праздновать новый год? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки проекта.) Откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать? Какие украшения вешали люди в далекой старине на елку? Какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины? (1 ч)
- Изготовление новогодних украшений для елки. (1 ч)
- Защита проекта в виде новогоднего представления. (1 ч)
- Завершить проект конкурсом «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей). (1 ч)
Тема 5: Проект “Красная книга родного края”. (5 ч)
- Познакомить с растениями и животными родного края, дать задание о сборе материала о редких растениях и животных нашего края. (1 ч)
- Создать Красную книгу растений и животных родного края. (1 ч)
- Оформить стенд «Как прекрасен наш край». (1 ч)
- Подготовить выставку рисунков и поделок о родном крае. (1 ч)
- Провести защиту проекта. (1 ч)
Тема 6: Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”.(7 ч)
- Провести «Урок – экскурсию» по школе и прилегающей к ней территории. (1 ч)
- Определить с помощью тестирования экологическое состояние территории школы и пришкольного участка. (1 ч)
- Провести анкету «Что ты можешь сделать для улучшения экологического состояния коридора, класса в здании своей школы». (1 ч)
- Предоставить детям возможность написать сочинения на тему: «Экологическое состояние школы и его улучшение по моим представлениям» (изложить свою точку зрения на предмет улучшения экологического состояния школы и пришкольного участка.) (1 ч)
- Сформировать группу детей для улучшения экологического состояния школьного коридора, своего отдельно взятого школьного кабинета, выдвинуть перед ними определенные задачи, сформулировать правила по которым будет существовать данная группа (озеленение, развешивание гардин, влажная уборка подоконников на большой перемене). (1 ч)
- Приведения в порядок школьной территории (уборка осенней и весенней листвы, подравнивание кустарников силами детей, высадка однолетних и многолетних цветов и трав). (1 ч)
- Провести презентацию проекта. (1 ч)
Тема 7: Проект “Перемена”.(4 ч)
- Провести беседу: «Развлекательная игра на перемене». В беседе дети узнают о том, что бывают игры, отличающиеся: по динамике, по целям воспитания. Дети должны понять, что одни игры подходят для игры на перемене, а другие нет, потому, что не соответствуют правилам поведения в школе. (1 ч)
- Нахождение и подбор игр детьми с 1 по 4 класс, в которые можно играть на перемене. (1 ч)
- Провести неделю «Переменка» (каждая группа представляет и показывает найденные игры) (1 ч)
- Провести презентацию проекта. (1 ч)
Тема 8: Проект «До свидания четвёртый класс!» (4 ч)
- Подбор стихов, загадок, песен о школьных принадлежностях (1 ч)
- Подготовка и проведение конкурса мини-сочинений: «Мой любимый предмет» (1 ч)
- Сбор материала и изготовление газет: «Прощай четвёртый класс», оформление зала. (1 ч)
- Защита проекта в виде праздничного концерта: «До свидания четвёртый класс!» (1 ч)
Тематический план
1 класс
№ | Наименование раздела | Формы организации внеурочной деятельности | Количество часов |
1. | Кто я? Моя семья | Парная. Работа в малых группах.Вводная беседа. Беседа – размышление. Просмотр видеофрагмента об увлечениях | 1 |
2. | Чем я люблю заниматься. Хобби. О чем я хочу рассказать. | 2 | |
3. | Как собирать материал? Твои помощники. | 2 | |
4. | Проблема. Решение проблемы. | Индивидуально-групповая. Информационно-поисковая деятельность . Беседа-рассуждение Мини-выступления | 2 |
5. | Гипотеза проекта. Предположение | 2 | |
6. | Цель проекта | 1 | |
7. | Задача проекта. Выбор нужной информации | Работа в группах. Ролевые игры. Мини - проекты | 2 |
8. | Интересные люди – твои помощники. | 1 | |
9 | Продукт проекта. | Исследовательская работа: составление сообщений | 1 |
10 | Виды проекта, повторение. | 2 | |
11 | Как правильно составить визитку к проекту | Дифференцированно-групповая Исследовательская работа: мини-доклад. Выставка детских работ. Практическая работа. Исследовательская деятельность | 2 |
12 | Мини-сообщение | 2 | |
13 | Выступление перед знакомой аудиторией | 1 | |
14 | Играем в учёных. | 2 | |
15 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | 3 | |
16 | Повторение. | 1 | |
17 | Играем в учёных Практическая работа. | Групповая. Индивидуальная Самооценка и самоконтроль Проектная работа. . Решение теста. Мини-сообщения. Практическая работа Творческая мастерская. Ролевые игры | 3 |
18 | Чему ты научился. | 2 | |
19 | Памятка для учащегося-проектанта | 1 | |
Всего | 33 часа |
Тематический план
2 класс
№ | Наименование раздела | Формы организации внеурочной деятельности | Количество часов |
1. | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | Парная. Работа в малых группах. Вводная беседа. Беседа – размышление. Просмотр видеофрагмента об увлечениях. | 1 |
2. | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». | Работа в группах. Игры.Диалог | 1 |
3. | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. | Беседа – размышление. | 1 |
4. | Выбор помощников в работе над проектом. | Работа в группах. Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир». | 1 |
5. | Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап». | Ролевые игры. | 1 |
6. | Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность». | Дифференцированно-групповая. Беседа-рассуждение. | 1 |
7. | Проблема. Решение проблемы. | Беседа. Индивидуально-групповая | 1 |
8. | Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение». | Беседа-рассуждение. | 1 |
9 | Цель проекта. | Мини-выступления. | 1 |
10 | Задачи проекта. | Мини-выступления. | 1 |
11 | Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», «энциклопедия», «интернет», «книги», «газеты», «журналы». | Работа в группах. | 1 |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | Ролевые игры. | 1 |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». | Мини – проекты. | 1 |
14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка». | Исследовательская работа: составление сообщений. | 1 |
15 | Играем в учёных. Это интересно. | Ролевые игры. | 1 |
16 | Тест «Чему ты научился?». | Решение теста. | 1 |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение). | Мини-сообщения. | 1 |
18 | Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация». | Исследовательская работа. Практическая работа. Творческая мастерская. | 1 |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. | Исследовательская работа: мини-доклад. Выставка детских работ. | 1 |
20 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | Работа с компьютером. | 1 |
21 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | Работа с компьютером. | 1 |
22-23 | Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиториями. | Ролевые игры. | 2 |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. | Работа в малых группах. | 1 |
25 | Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | Решение теста. | 1 |
26-27 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. | Творческая работа. Составление визитки. | 2 |
28 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». | Самостоятельная работа по оценке умений и навыков приобретённых в процессе проектной деятельности. | 1 |
29 | Играем в учёных. Это интересно. | Практическая работа (опыты). | 1 |
30 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | Конкурсы проектно-исследовательской работы. | 1 |
31 | Памятка жюри конкурса. | Творческая работа. Составление памятки. | 1 |
32 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | Индивидуальная .Пробное выступление. | 1 |
33 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. | Групповая. Ролевые игры. | 1 |
34 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта. Пожелания будущим проектантам | Групповая. Индивидуальная Самооценка и самоконтроль Практическая работа. Творческая работа | 1 |
Всего | 34 часа |
Тематический план
3 класс
№ | Наименование раздела | Формы организации внеурочной деятельности | Количество часов |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом. | Парная. Работа в малых группах. Вводная беседа. Занятие-беседа | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | Работа в группах. Игровое занятие | 1 |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. | Беседа – размышление. | 1 |
4-5 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Практические занятия | Работа в группах. Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир». Групповое занятие- размышление | 2 |
6-7 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | Ролевые игры. Занятие- рассуждение, анкетирование | 2 |
8 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | Дифференцированно-групповая. Беседа-рассуждение. Творческая работа | 1 |
9-10 | Практическая работа. Создание мини-постера | Индивидуально-групповая. Практическое занятие: Создание мини-постера | 2 |
11,12,13 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | Работа с компьютером | 3 |
14,15.16 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | Работа с компьютером | 3 |
17,18.19 | Программа МРР. Дизайн | Работа с компьютером | 3 |
20-21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографией на слайдах | Работа в группах. Работа с компьютером | 2 |
22-23 | Требования к компьютерной презентации. | Работа с компьютером | 2 |
24-25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | Практическое занятие .Мини – проекты. Дискуссия | 2 |
26,27.28 | Составление первой презентации по заданному тексту | Исследовательская работа: составление сообщений. Практическое занятие. | 3 |
29-30 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | Ролевые игры. | 2 |
31 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | Решение теста. | 1 |
32 | Твои впечатления работы над проектом | Мини-сообщения. | 1 |
33 | Пожелания будущим проектантам | Исследовательская работа. Практическая работа. Творческая мастерская. | 1 |
34 | Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году | Исследовательская работа: мини-доклад. Выставка детских работ. | 1 |
Всего | 34 часа |
Тематический план
4 класс
№ | Наименование раздела | Формы организации внеурочной деятельности | Количество часов |
1. | Введение. | Индивидуальная | 1 |
2. | Проект “Красная книга родного края”. | Практическая. Групповая. Исследовательская работа: мини-доклад. Выставка детских работ. Творческая мастерская.Самооценка и самоконтроль. Взаимооценка и взаимоконтроль | 5 |
3. | Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”. | 7 | |
4. | Проект “Новый год в моих фантазиях». | 4 | |
5. | Проект “Моя семья”. | 6 | |
6. | Проект «Наши бабушки и мамы». | 3 | |
7. | Проект “Перемена”. | 4 | |
8. | Проект «До свидания четвёртый класс!» | 4 | |
Всего | 34 часа |
Календарно – тематическое планирование
1 класс
№ | Тема | Дата проведения | Примечания | |
1 | Кто я? Моя семья. | 07.09 | ||
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби. | 14.09 | ||
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | 21.09 | ||
4 | Как собирать материал? Твои помощники. Этап. | 28.09 | ||
5 | Повторение. Давай вспомним. | 05.10 | ||
6 | Проблема. | 12.10 | ||
7 | Проблема. Решение проблемы. | 19.10 | ||
8 | Гипотеза. Предположение. | 26.10 | ||
9 | Гипотеза. Играем в предположения. | 09.11 | ||
10 | Цель проекта. | 16.11 | ||
11 | Задача проекта. | 23.11 | ||
12 | Выбор нужной информации. | 30.11 | ||
13 | Интересные люди - твои помощники. | 07.12 | ||
14 | Продукт проекта. | 14.12 | ||
15 | Виды продукта. Макет. | 21.12 | ||
16 | Повторение пройденных проектных понятий. | 11.01 | ||
17-18 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | 18.01. 25.01 | ||
19-20 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | 01.02 08.02 | ||
21 | Выступление перед знакомой аудиторией. | 22.02 | ||
22-23 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. | 01.03 08.03 | ||
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | 15.03 | ||
25-26 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | 22.03 05.04 | ||
27 | Повторение. Давай вспомним. | 12.04 | ||
28 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. | 19.04 | ||
29 | Играем в ученых. Поилка для цветов. | 26.04 | ||
30 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | 03.05 | ||
31 | Тест «Чему я научился?» | 10.05 | ||
32-33 | Памятка для учащегося-проектанта. Советы на лето от Мудрого Дельфина | 17.05 24.05 |
Календарно – тематическое планирование
2 класс
№ | Тема | Дата проведения | Примечания | |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 07.09 | ||
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант | 14.09 | ||
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями | 21.09 | ||
4 | Выбор помощников в работе над проектом | 28.09 | ||
5 | Этапы работы над проектом | 05.10 | ||
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | 12.10 | ||
7 | Проблема. Решение проблемы | 19.10 | ||
8 | Выработка гипотезы-предположения | 26.10 | ||
9 | Цель проекта | 09.11 | ||
10 | Задачи проекта | 16.11 | ||
11 | Сбор информации для проекта | 23.11 | ||
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | 30.11 | ||
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации | 07.12 | ||
14 | Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 14.12 | ||
15 | Играем в ученых. Это интересно | 21.12 | ||
16 | Тест «Чему ты научился?» | 11.01 | ||
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 18.01. | ||
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | 25.01 | ||
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 01.02 | ||
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | 08.02 | ||
21 | Программа МРР | 15.02 | ||
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 22.02 | ||
23 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 01.03 | ||
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 08.03 | ||
25 | Тест «Советы проектанту» | 15.03 | ||
26 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 22.03 | ||
27 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 05.04 | ||
28 | Играем в ученых. Это интересно | 12.04 | ||
29 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 19.04 | ||
30 | Памятка жюри конкурсов | 26.04 | ||
31 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 03.05 | ||
32 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 10.05 | ||
33 | Играем в ученых. Это интересно | 17.05 | ||
34 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта | 24.05 |
Календарно – тематическое планирование
3 класс
№ | Тема | Дата проведения | Примечания | |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 07.09 | ||
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 14.09 | ||
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. | 21.09 | ||
4 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | 28.09 | ||
5, 6 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 05.10 12.10 | ||
7, 8 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 19.10 26.10 | ||
9 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | 09.11 | ||
10 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 16.11 | ||
11, 12 | Практическая работа. Создание мини-постера | 23.11 30.11 | ||
13, 14, 15 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 07.12 14.12 21.12 | ||
16, 17 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 11.01 18.01 | ||
18, 19 | Программа МРР. Дизайн | 25.01 01.02 | ||
20, 21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | 08.02 15.02 | ||
22, 23 | Требования к компьютерной презентации. | 22.02 01.03 | ||
24, 25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | 08.03 15.03 | ||
26, 27, 28 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | 22.03 05.04 12.04 | ||
29, 30 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | 19.04 26.04 | ||
31 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 03.05 | ||
32 | Твои впечатления работы над проектом | 10.05 | ||
33 | Пожелания будущим проектантам | 17.05 | ||
34 | Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. | 24.05 |
Календарно – тематическое планирование
4 класс
№ | Тема | Дата проведения | Примечания | |
1 | «Введение». Что такое технология проектного обучения? Источники, из которых берется материал | 07.09 | ||
2 | Роль семьи в жизни человека | 14.09 | ||
3-4 | Наблюдение и наблюдательность. Сбор фотографий .Оформление небольшого семейного альбома | 21.09 28.09 | ||
5 | Написание эссе о путешествиях, труде и отдыхе данной семьи | 05.10 | ||
6 | Изобразить дерево, на плакатном листе данной семьи. Провести конкурс «Моя родословная». | 12.10 | ||
7 | Завершить проект презентацией перед всем классом | 19.10 | ||
8 | Подготовка и выпуск рисунков, портретов: «Это мамочка моя», «Это бабушка моя» | 26.10 | ||
9 | Подготовить и провести экскурсию на работу одной из мам | 09.11 | ||
10 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них Защита проекта «Наши бабушки и мамы» | 16.11 | ||
11 | «Новый год в моих фантазиях» | 23.11 | ||
12 | Изготовление новогодних украшений для елки | 30.11 | ||
13 | Защита проекта в виде новогоднего представления | 07.12 | ||
14 | Завершить проект конкурсом «Образ зимы» | 14.12 | ||
15 | Познакомить с растениями и животными родного края, дать задание о сборе материала о редких растениях и животных нашего края. | 21.12 | ||
16 | Создать Красную книгу растений и животных родного края | 11.01 | ||
17 | Оформить стенд «Как прекрасен наш край» | 18.01 | ||
18 | Подготовить выставку рисунков и поделок о родном крае | 25.01 | ||
19 | Провести защиту проекта. Проект “Красная книга родного края”. | 01.02 | ||
20 | Провести «Урок – экскурсию» по школе и прилегающей к ней территории | 08.02 | ||
21 | Определить с помощью тестирования экологическое состояние территории школы и пришкольного участка | 15.02 | ||
22 | Провести анкету «Что ты можешь сделать дляулучшения экологического состояния коридора, класса в здании своей школы». | 22.02 | ||
23 | Сочинение на тему: «Экологическое состояние школы и его улучшение по моим представлениям» | 01.03 | ||
24 | Озеленение, развешивание гардин, влажная уборка подоконников на большой перемене | 08.03 | ||
25 | Приведения в порядок школьной территории | 15.03 | ||
26 | Провести презентацию проекта. Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе” | 22.03 | ||
27 | «Развлекательная игра на перемене». | 05.04 | ||
28 | Нахождение и подбор игр | 12.04 | ||
29 | Провести неделю «Переменка» | 19.04 | ||
30 | Провести презентацию проекта “Перемена” | 26.04 | ||
31 | Подбор стихов, загадок, песен о школьных принадлежностях | 03.05 | ||
32 | Подготовка и проведение конкурса мини-сочинений: «Мой любимый предмет» | 10.05 | ||
33 | Сбор материала и изготовление газет: «Прощай четвёртый класс», | 17.05 | ||
34 | Проект «До свидания четвёртый класс!» | 24.05 |
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса.
Обучающийся будет знать:
• основы проведения исследовательской работы;
• что такое мини – проект и творческий проект;
• методы исследования: наблюдение, опыт;
• способы поиска необходимой для исследования информации;
• правила сотрудничества в процессе исследования;
• основные логические операции, их отличительные особенности;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
• подбирать материал, необходимый для исследования;
• оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
• сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов;
2-3 класса.
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследовательской работы;
• что такое информационный проект и практико– ориентированный проект;
• методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
• правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;
• правила осуществления самоконтроля;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• выбирать пути решения задачи исследования ;
• классифицировать предметы, явления и события;
• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
• осуществлять сотрудничество со взрослыми;
• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов;
4 класса.
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследовательской работы;
• метод исследования: анкетирование, моделирование;
• основы работы с компьютером;
• что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
• способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
• пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
• осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов.
Перечень учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для учителя:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3, 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем,
доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность школьников (методический конструктор)
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 класса.
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая»
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.
com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального
общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]
http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова
[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности Мои проекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мои проекты", разработана в соответствии с ФГОС. Реализация данной программы 1-2 класс начальной школы....
Программа внеурочной деятельности "Мой проект"
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...
Программа кружка "Учусь создавать проект"
Рабочая программа по внеурочной деятельности (научно-познавательная направленность), курса «Учусь создавать проект» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО и авторской программы обучающего и развив...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мои проекты» проектного направления
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мои проекты» проектного направления (Базовый уровень) 2 класс...
программа курса "Учусь создавать проекты" 2-4 классы
Программа курса "Учусь создавать проекты" составлена в соответствии ФГОС для 2-4 классов....
Рабочая программа кружка: "Учусь создавать проект" 4 класс .
Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего к...
Календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему: Рабочая программа внеурочной деятельности «Мои проекты» проектного направления
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мои проекты» проектного направления (Базовый уровень) 2 класс...