«Учусь создавать проект»
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Учусь создавать проект»
Пояснительная записка
Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы. Дети испытывают трудности в организации своего поведения, чаще всего неадекватно реагируют на ситуацию и, как следствие, испытывают трудности в усвоении школьных программ.
В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства, с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации.
В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности.
Данная программа формирования навыка самоопределения спланирована с учетом возрастной специфики учащихся.
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника.
Задачи:
- Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).
- Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).
- Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).
- Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД)
Возрастное обоснование:
Социальное развитие. Возраст создания основы для саморазвития, завершение формирования самосознания.
Мысль становится лично-социализированной. Начинается поиск себя. Усваиваются новые социальные понятия, углубляется понимание мотивов поведения человека.
Мотивы раскрываются и дифференцируются. Ребенок начинает реально осознавать свою деятельность, поведение в системе отношений с окружающим миром. Мотивация – общественная оценка. Растет недовольство собой, появляется критичность к себе и окружающим людям.
Познавательные функции. Становится возможной перспективная регуляция внимания. Пик развития памяти. Ребенок запоминает схемами, по смыслу, воспроизводит по требованию. Восприятие в форме организованного, активного и дифференцированного наблюдения.
Мышление становится рефлексивным, творческим, доминирующим познавательным процессом.
Ребенок способен ставить познавательные цели, выбирать необходимую информацию, организовывать свою деятельность в связи с поставленными целями.
Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:
- Учащиеся обучаются работать с первичной идеей.
- Формируется навык планирования деятельности.
- Формируется умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на другие виды деятельности.
- Формируется опыт защиты своей идеи.
- Формируется опыт самоопределения.
- Формируется навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
- Учащиеся учатся взаимодействовать в паре, в группе.
- Формируется опыт первичной исследовательской деятельности.
Приобретенные навыки помогают ученику лучше ориентироваться в окружающей действительности, адекватно реагировать на нее.
Актуальность.
Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармонического сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная технология.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований.
Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей учебно-воспитательного процесса.
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.
2 класс
- слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
- осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
- вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
- вести рассказ от начала до конца;
- творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
- работать с книгами, уметь выбрать материал с определённой целью.
Содержание программы
Программа состоит из трёх разделов:
- Самые первые проекты (формирование понятия проектная деятельность и навыков сотрудничества.(формирование навыков сотрудничества. Что такое команда? Как работать в команде?
- Основы проектной деятельности. (От проблемы к цели. Работа со справочной литературой. Способы обработки информации. Основы риторики. Публичное выступление. Вопросы, направляющие проект: основополагающий, проблемный, учебный. Работа над проектами.)
- Работа над проектом. (Работа над полноценными групповыми и индивидуальными проектами.)
Во 2 классе на изучение курса отводится 34 часа в год, в неделю – 1 час.
Планируемые результаты:
Уровень сформированности коммуникативной кимпетентности:
-- устная презентация;
-- продуктивная коммуникация (работа в группе).
Уровень сформированности информационной компетентности:
-- поиск информации;
-- обработка информации;
Уровень сформированности компетентности решения проблем:
-- постановка проблемы;
--целеполагание и планирование;
-- оценка результата.
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы, ставить вопросы;
выдвигать гипотезы, давать определения понятиям;
- классифицировать, наблюдать;
- проводить эсперименты, делать умозаключения, выводы;
- защищать свои идеи.
Ожидаемый результат:
1.Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.
2.Умение работать с информацией.
3.Опыт целеполагания.
4.Ребёнок приобрёл опыт планирования.
5.Расширение кругозора.
6.Развитие мышления.
7.Развитие эмоциональной сферы.
8.Опыт публичного выступления.
- Общеучебные организационные умения.
- Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
- Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности
- Общеучебные умения поиска сведений.
- Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
- Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).
- Творческие общеучебные умения.
- Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
- Менеджерские умения и навыки.
- Умение проектировать процесс (изделие).
- Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
- Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
- Навыки анализа собственной деятельности.
- Коммуникативные умения.
- Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.
- Умение вести дискуссию.
- Умение отстаивать свою точку зрения.
- Умение находить компромисс.
- презентационные умения и навыки.
- Навыки монологической речи.
- Умение уверенно держать себя во время выступления.
- Артистические умения.
- Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
- Умение отвечать на незапланированные вопросы.
- Применение полученных знаний. Деятельностная компетентность.
- Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе.
- Привлечение родителей
- Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.
Программа «Учусь создавать проект» включает 34 часа по 1 занятию в неделю
Данная программа составлена на основе программы Р.И.Сизовой, Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект», А.И.Савенкова «Я – исследователь»
Тематическое планирование для 2 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов |
1 | Введение в курс «Что такое проект?» Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант | 1 |
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями | 1 |
4 | Выбор помощников в работе над проектом. С чего начинается самостоятельная работа. Почему её нужно планировать. | 1 |
5 | Этапы работы над проектом | 1 |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | 1 |
7 | Этапы работы над проектом . Проблема. Решение проблемы | 1 |
8 | Как выдвигать гипотезу. Выработка гипотезы-предположения | 1 |
9 | Цель проекта | 1 |
10 | Задачи проекта | 1 |
11-12 | Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «сбор», «интернет». Как делать выводы на основе полученной информации. | 2 |
13 | Систематизация материала, составление макета. | 1 |
14 | Обработка информации. Отбор значимой информации | 1 |
15 | Что такое продукт проекта? Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 |
16 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме проекта. (Мини-сообщение) | 1 |
17-19 | Значимость компьютера в создании проектов. Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | 3 |
20-22 | Первые шаги составления презентации на компьютере. Оформление презентации проекта. | 3 |
23-24 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 2 |
25 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 |
26-28 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 3 |
29 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 |
30-31 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 2 |
32 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 |
33 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
34 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта | 1 |
Список литературы
1. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. /
- Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
- Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
- Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 2 клласса: В 2-хчастях. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.)
5. А. И. Зиновьева «Проектная деятельность в начальной школе Тека: /СавенковА.И. – Самара: Учебная литература, 2008 г, 119 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа авторского факультатива "Учусь создавать проект" 2 класс
Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС стала основной. Такая деятельность связана с решением ученикам...
Пояснительная записка к обучающему и развивающему курсу для младших школьников "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей
Пояснительная записка включает общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмет...
Рабочая программа по обучающему и развивающему курсу "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей.
Рабочая программа составлена для второго класса и включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности по курсу, деятельность учителя и учащихся; формируемые УУД....

Презентация по теме "Цели и задачи проекта" 1 класс Курс "Учусь создавать проект" Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова
Презентация по теме "Цели и задачи проекта" 1 класс. Внеурочная деятельность. Обучающий и развивающий курс "Учусь создавать проект" Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова....

Внеурочное занятие по проектной деятельности для обучающихся 1 класса курса "Учусь создавать проект" по теме: "Цель проекта"
Занятие разработано по программе курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Учусь создавать проект" с учётом возрастных особенностей обучающихся и специфики самой программы. Отвечает требованиям постр...

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект» Тема: Выполнение презентации по теме проекта.
Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект»Тема: Выполнение презентации по теме проекта....

Технологическая карта занятия по курсу внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты" на тему "Знакомство с понятием "Этап". Этап работы над проектом"
Технологическая карта занятия "Знакомство с понятием "Этап". Этап работы над проектом". 2 класс...