«Развитие творческой личности в процессе деятельности кружка «Домовёнок»
проект на тему
Проект для педагогов для кружковой работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_sazhina.docx | 46.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт инновационного проекта | ||
1 | Тема проекта | «Развитие творческой личности в процессе деятельности кружка «Домовёнок» |
2 | Адресация проекта | Педагоги дополнительного образования, учителя ИЗО, технологии, начальных классов |
3 | Руководитель проекта | Сажина Елена Александровна |
4 | Участники проекта | Обучающиеся МБОУ СОШ №48 |
5 | Возрастная группа учащихся | 2-4 классы |
6 | Особенности проекта | По характеру проект инновационный; в нем участвуют ученики 2-4 классов посещающие кружок «Домовёнок», также он имеет долгосрочную продолжительность с открытой координацией. |
7 | Цель проекта | Воспитание творческой личности, способной самостоятельно видеть и создавать инновационные продукты. |
8 | Задачи проекта | 1.Вовлечение обучающихся в активную творческую, научно-техническую продуктивную деятельность на основе освоения инновационных технологий. 2.Формирование ключевых компетентностей обучающихся для успешной социализации личности в дальнейшей жизнедеятельности. 3.обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия интеллектуально –творческого потенциала детей дошкольного возраста через использование инновационных технологий |
9 | Ресурсы проекта |
|
10 | Предполагаемые результаты | 1. Удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких детей. 2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. 3. Адаптация обучающихся к социуму в настоящем времени и в будущем. 4. Повышение уровня овладения обучающимися метапредметными и социальными компетенциями, положительная динамика в количестве таких детей. 5. Объединение систем общего и дополнительного образования с целью создания единого творческого образовательного пространства, в котором обучается, развивается и самореализуется ребенок; -6. Положительная динамика участия детских работ в конкурсах и выставках, повышение самооценки учащихся 7. Повышение успеваемости, за счет творческого развития личных качеств учащихся. 8. Повышение социального престижа школы на местном, муниципальном и региональном уровне. |
II. Актуальность Проекта.
Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,
а на завтрашний день детского развития
Выготский Л.С.
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится крайне необходимой. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью – будущий расцвет государства.
В практику вошла новая область знания – педагогическая инноватика, сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Ей отводится важная роль в подготовке личности к быстро наступающим переменам в обществе, в подготовке к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления.
Одаренные дети -ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал,от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура. Выделяютсянесколько факторов одаренности: когнитивный, личностный, творческий и
др. Особо подчеркивается роль творческих возможностей и способностей ребенка, определяемых как креативность.
Она проявляется в мышлении, общении, разных видах деятельности и характеризует личность в целом или в рамках отдельных способностей.
Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова. Изучение
способностей высокого уровня, именно так в отечественной психологии понимала одаренность, всегда оставалось в поле зрения исследователей (В.М. Теплов, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Н.С.Лейтес и др.). Но глубокому и всестороннему изучению мешала, а часто делала его невозможным господствовавшая в системе школьногообучения воспитания «ориентация на среднего ребенка».
Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что машина не может заменить человека. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Оно может рассматриваться в двух аспектах: философском и психологическом. Творчество врожденно присуще человеку, но оно требует от него работы, раскрытия и развития своих креативных способностей. Характерно, что творческий процесс непосредственно связан с окружающей реальностью. Одним из важнейших и необходимых условий его является внутренняя свобода ученика, которая позволяет ему полностью проявить свою индивидуальность. Главной загадкой творческого процесса является, несомненно кульминация – момент открытия, озарения. В этот узел стягивается все: противоречивая напряженность поискового мышления, и насыщенность психики переживаниями, и скрытая работа бессознательного.
Импульсами вдохновения могут служить запахи, звуки, цветы, времена года и бесчисленное множество других, сугубо индивидуальных благоприятных условий творчества.
Творческий процесс состоит из следующих звеньев:
- Звено столкновения с новым. Варианты нового, лежащего в основе творческих ситуаций, практически бесконечны. Новым может оказаться все что угодно. Это, как правило, новина переживаний художника, настроение, которое ведет к новому образу.
- Звено творческой неопределенности. Неопределенности потому, что здесь человек еще не может сделать правильный выбор из возможных действий; он переживает то, что называют «муками творчества».
- Звено скрытой работы – это разрешение различных творческих ситуаций.
- Звено нахождения решения. Здесь осознаются стратегии решения проблемы, идея, замысел.
- Звено развития. Идея развивается, конкретизируется, однако этого звена не всегда бывает достаточно для подтверждения верности разрешения творческой ситуации.
- Звено критики, подтверждения и воплощения. Правильность и ценность полученного результата доказываются, и происходит воплощение в разных формах результата творчества.
Данные звенья не выступают в чистом виде, грани между ними условны, подвижны.
III. Цель и задачи Проекта
Цель Проекта:
Воспитание творческой личности, способной самостоятельно видеть и создавать инновационные продукты
Задачи Проекта:
1. Вовлечение обучающихся в активную творческую, научно-техническую продуктивную деятельность на основе освоения инновационных технологий.
2. Формирование ключевых компетентностей обучающихся для успешной социализации личности в дальнейшей жизнедеятельности.
3. обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия интеллектуально –творческого потенциала детей дошкольного возрастачерез использование инновационных технологий
IV. Этапы реализации Проекта
1 этап(подготовительный) (сентябрь – декабрь 2014 года.) | Содержание: изучение социального запроса и степени готовности всех участников, анализ условий, планирование, определение сфер совместной деятельности, формирование нормативно-правовой базы, системы мониторинга. |
2 этап (организационно-практический) (2014 - 2017 г.г.) | Содержание:нормативно-правовое, программно-методическое, научно-методическое, материально-техническое обеспечение Проекта, анализ планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов. Организация деятельности творческих групп по реализации проекта, корректировка подпроектов, и анализ результатов, полученных от их реализации, разработка индивидуальных образовательных маршрутов для талантливых и одарённых обучающихся, мониторинг всех видов результатов обучающихся, мониторинг эффективности, условий реализации проекта, распространение опыта работы учителей на различных уровнях, участие в школьных, городских и областных проблемно-творческих группах, организация преемственности между ступенями школы по вопросам одарённости. |
3 этап (рефлексивно-аналитический) (апрель-май 2017 г.) | корректировка проекта на основе рефлексивного анализа, определение перспективные направлений, обобщение и распространение инновационного опыта, подготовка и издание методических рекомендаций, информирование всех участников образовательного процесса о результатах реализации проекта. |
V. Концепция Проекта
В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.
Сократ
Существуют две точки зрения: «все дети талантливы» и «талантливые дети встречаются крайне редко».Какой будем придерживаться мы и почему?
Рис.1
На основании схемы можно выделить следующие категории одаренных детей:
- дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
- дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;
- дети с высокими творческими (художественными, музыкальными и т.п.) способностями;
- дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
- дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Наша стратегия работы с талантливыми и одаренными детьми заключается в создании условий для их успешного развития, включая просто способных детей, а также детей, чья одаренность ещё не проявилась, но у них есть желание развить какие-то способности.
При выявлении одаренных детей мы будем учитывать:
1) уровень развития способностей, достигнутый на данном возрастном этапе;
2) особенности индивидуальных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка.
Этапы работы по выявлению талантливых и одаренных детей:
- Этап предварительного поиска (сбор информации о ребенке).
- Этап оценочно – коррекционный (уточнение, конкретизация полученной на этапе поиска информации)
- Этап самостоятельной оценки (выбор продолжения дополнительных занятий)
- Этап заключительного отбора
Мы утверждаем: нет априори неталантливых детей. Если ребёнок не выделяется особыми успехами в изучении общеобразовательных предметов и его знания в предметных областях на среднем уровне или ниже, это не повод объявить его неуспешным и потерять к нему интерес. Необходимо побудить егок раскрытию способностей и талантов в видах деятельности, создав благоприятную творческую атмосферу поиска, развития познавательного интереса.
В рамках реализации инновационного Проекта перед деятельностью кружка поставлена задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями.
VI. Система показателей по оценке достижения цели проекта
Критерии | Показатели | Методы диагностики |
Самооценка личности |
|
|
Конкурентоспособность талантливых и одаренных обучающихся |
|
|
VII. Ресурсы
Для получения ожидаемых результатов и успешной реализации инновационного проекта в системе работы с талантливыми и одаренными детьми необходимы следующие ресурсы.
- Научно-методическое обеспечение кружковой работы.
- Наглядные пособия
- Кабинет для работы кружка «Домовёнок»
VIII. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
3. Адаптация обучающихся к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Повышение уровня овладения обучающимися метапредметными и социальными компетенциями, положительная динамика в количестве таких детей.
5. Объединение систем общего и дополнительного образования с целью создания единого творческого образовательного пространства, в котором обучается, развивается и самореализуется ребенок;
6. Положительная динамика участия детских работ в конкурсах и выставках, повышение самооценки учащихся
7. Повышение успеваемости, за счет творческого развития личных качеств учащихся.
8. Повышение социального престижа школы на местном, муниципальном и региональном уровне.
IX. Литература
- Вихарева О.А.. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. // Дополнительное образование, №5 – 2005 г.
- Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
- Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань, 1996 г.
- Канарская О.В. Инновационное обучение. СПб., 1997
- Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 48 г. Новосибирск.
Проект «Развитие творческой личности в процессе деятельности кружка «Домовёнок»
Новосибирск 2014г
Содержание
- Паспорт проекта
- Актуальность Проекта
- Цель и задачи Проекта
- Этапы реализации Проекта
- Концепция Проекта
- Система показателей по оценке достижения цели проекта
- Ресурсы
- Ожидаемые результаты реализации проекта
- Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...
Организация проектной деятельности как средство эффективного развития творческой личности
В материале рассказывается об опыте организации проектной деятельности в начальной школе...
Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности.
Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности. Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе техники р...
Развитие творческой личности младшего школьника посредством системно-деятельностного подхода при организации проектно-исследовательской деятельности
Педагогический опыт «Развитие творческой личности младшего школьника посредством системно-деятельностного подхода при организации проектно-исследовательской деятельности» Адониной Е.В. реализуется в м...
Развитие творческой личности средствами театральной деятельности. Сценарий сказки «Куйгорож».Пьеса по мотивам мордовской народной сказки.
Театральная деятельность, помогает решить многие педагогические вопросы. Поэтому, перед выбором репертуара на год я обращаю внимание на сложившуюся обстановку, актуальну...
Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности
Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность прин...
Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"
Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"...