«Развитие творческой личности в процессе деятельности кружка «Домовёнок»
проект на тему

Сажина Елена Александровна

Проект для педагогов для кружковой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_sazhina.docx46.67 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт инновационного проекта

1

Тема проекта

«Развитие творческой личности в процессе деятельности кружка «Домовёнок»

2

Адресация проекта

Педагоги дополнительного образования, учителя ИЗО, технологии, начальных классов

3

Руководитель проекта

Сажина Елена Александровна

4

Участники проекта

Обучающиеся МБОУ СОШ №48

5

Возрастная группа учащихся

2-4 классы

6

Особенности проекта

По характеру проект инновационный; в нем участвуют ученики 2-4 классов посещающие кружок «Домовёнок», также он имеет долгосрочную продолжительность с открытой координацией.

7

Цель проекта

Воспитание творческой личности, способной самостоятельно видеть и создавать инновационные продукты.

8

Задачи проекта

1.Вовлечение обучающихся в активную творческую, научно-техническую продуктивную деятельность на основе освоения инновационных технологий.

2.Формирование ключевых компетентностей обучающихся для успешной социализации личности  в дальнейшей жизнедеятельности.

3.обеспечение максимально

благоприятных условий для раскрытия интеллектуально –творческого

потенциала детей дошкольного возраста

через использование

инновационных технологий

9

Ресурсы проекта

  1. Научно-методическое обеспечение кружковой работы.
  2. Наглядные пособия
  3. Кабинет для работы кружка «Домовёнок»

10

Предполагаемые результаты

1. Удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к  которым у них есть способности.

3. Адаптация обучающихся  к социуму в настоящем времени и в будущем.

4. Повышение уровня овладения обучающимися метапредметными  и социальными компетенциями, положительная динамика в количестве  таких детей.

5. Объединение систем общего и дополнительного образования с целью создания единого творческого образовательного пространства, в котором обучается, развивается и самореализуется ребенок;

-6. Положительная динамика участия детских работ в конкурсах и выставках, повышение самооценки учащихся

7. Повышение успеваемости, за счет творческого развития личных качеств учащихся.

8. Повышение социального престижа школы на местном, муниципальном  и региональном уровне.

II. Актуальность Проекта.

Педагогика должна ориентироваться не на  вчерашний,

 а на завтрашний день детского развития

Выготский Л.С.

В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится  крайне необходимой. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью – будущий расцвет государства.

В практику вошла новая область знания – педагогическая инноватика, сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Ей отводится важная роль в подготовке личности к быстро наступающим переменам в обществе, в подготовке к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления.

Одаренные дети -ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал,от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура. Выделяютсянесколько факторов одаренности: когнитивный, личностный, творческий и

др. Особо подчеркивается роль творческих возможностей и способностей ребенка, определяемых как креативность.

Она проявляется в мышлении, общении, разных видах деятельности и характеризует личность в целом или в рамках отдельных способностей.

Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова. Изучение

способностей высокого уровня, именно так в отечественной психологии понимала одаренность, всегда оставалось в поле зрения исследователей (В.М. Теплов, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Н.С.Лейтес и др.). Но глубокому и всестороннему изучению мешала, а часто делала его невозможным господствовавшая в системе школьногообучения воспитания «ориентация на среднего ребенка».

Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что машина не может заменить человека. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Оно может рассматриваться в двух аспектах: философском и психологическом. Творчество врожденно присуще человеку, но оно требует от него работы, раскрытия и развития своих креативных способностей. Характерно, что творческий процесс непосредственно связан с окружающей реальностью. Одним из важнейших и необходимых условий его является внутренняя свобода ученика, которая позволяет ему полностью проявить свою индивидуальность. Главной загадкой творческого процесса является, несомненно кульминация – момент открытия, озарения. В этот узел стягивается все: противоречивая напряженность поискового мышления, и насыщенность психики переживаниями, и скрытая работа бессознательного.

Импульсами вдохновения могут служить запахи, звуки, цветы, времена года и бесчисленное множество других, сугубо индивидуальных благоприятных условий творчества.

Творческий процесс состоит из следующих звеньев:

  1. Звено столкновения с новым. Варианты нового, лежащего в основе творческих ситуаций, практически бесконечны. Новым может оказаться все что угодно. Это, как правило, новина переживаний художника, настроение, которое ведет к новому образу.
  2. Звено творческой неопределенности. Неопределенности потому, что здесь человек еще не может сделать правильный выбор из возможных действий; он переживает то, что называют «муками творчества».
  3. Звено скрытой работы – это разрешение различных творческих ситуаций.
  4. Звено нахождения решения. Здесь осознаются стратегии решения проблемы, идея, замысел.
  5. Звено развития. Идея развивается, конкретизируется, однако этого звена не всегда бывает достаточно для подтверждения верности разрешения творческой ситуации.
  6. Звено критики, подтверждения и воплощения. Правильность и ценность полученного результата доказываются, и происходит воплощение в разных формах результата творчества.

Данные звенья не выступают в чистом виде, грани между ними условны, подвижны.

III. Цель и задачи Проекта

Цель Проекта:

Воспитание творческой личности, способной самостоятельно видеть и создавать инновационные продукты

Задачи Проекта:

1. Вовлечение обучающихся в активную творческую, научно-техническую продуктивную деятельность на основе освоения инновационных технологий.

2. Формирование ключевых компетентностей обучающихся для успешной социализации личности  в дальнейшей жизнедеятельности.

3. обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия интеллектуально –творческого потенциала детей дошкольного возрастачерез использование инновационных технологий

IV. Этапы реализации Проекта

1 этап(подготовительный)

(сентябрь – декабрь 2014 года.)

Содержание: изучение социального запроса и степени готовности всех участников, анализ условий, планирование, определение сфер совместной деятельности, формирование нормативно-правовой базы, системы мониторинга.

2 этап  (организационно-практический)

(2014 - 2017 г.г.)

Содержание:нормативно-правовое,  программно-методическое, научно-методическое,  материально-техническое обеспечение Проекта, анализ планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов. Организация деятельности творческих групп по реализации  проекта, корректировка подпроектов, и анализ результатов, полученных от их реализации, разработка индивидуальных образовательных маршрутов для талантливых и одарённых обучающихся, мониторинг всех видов результатов обучающихся, мониторинг эффективности, условий реализации проекта, распространение опыта работы учителей на различных уровнях, участие в школьных, городских и областных  проблемно-творческих группах, организация преемственности между ступенями школы по вопросам одарённости.

3 этап (рефлексивно-аналитический)

(апрель-май 2017 г.)

корректировка проекта на основе рефлексивного анализа, определение перспективные направлений, обобщение и распространение инновационного опыта, подготовка и издание методических рекомендаций, информирование всех участников образовательного процесса о результатах реализации проекта.

V. Концепция  Проекта

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.

Сократ

Существуют две точки зрения: «все дети талантливы» и «талантливые дети встречаются крайне редко».Какой будем придерживаться мы и почему?

Рис.1

На основании схемы можно выделить следующие категории одаренных детей:

  • дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
  • дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;
  • дети с высокими творческими (художественными, музыкальными и т.п.) способностями;
  • дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
  • дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Наша стратегия работы с талантливыми и одаренными детьми заключается в создании условий для их успешного развития, включая просто способных детей, а также детей, чья одаренность ещё не проявилась, но у них есть желание развить какие-то способности.

При выявлении одаренных детей мы будем учитывать:
1) уровень развития способностей, достигнутый на данном возрастном этапе;
2) особенности индивидуальных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка.

Этапы работы по выявлению талантливых и одаренных детей:

  1. Этап предварительного поиска (сбор информации о ребенке).
  2. Этап оценочно – коррекционный (уточнение, конкретизация полученной на этапе поиска информации)
  3. Этап самостоятельной оценки (выбор продолжения дополнительных занятий)
  4. Этап заключительного отбора

Мы утверждаем: нет априори неталантливых детей. Если ребёнок не выделяется особыми успехами в изучении общеобразовательных предметов и его знания в предметных областях на среднем уровне или ниже, это не повод объявить его неуспешным и потерять к нему интерес. Необходимо побудить егок раскрытию способностей и талантов в видах деятельности, создав благоприятную творческую атмосферу поиска, развития познавательного интереса.

В рамках реализации инновационного Проекта перед деятельностью кружка поставлена задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями.

VI. Система показателей по оценке достижения цели проекта

Критерии

Показатели

Методы диагностики

Самооценка личности

  1. Познавательный интерес и проявление своих возможностей.
  2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
  3. Адекватная  положительная самооценка.
  4. Способность к рефлексии.
  5. Мотивационная  сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.

  • Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.

  • Тест творческого мышления П.Торренса, «Портфолио» обучающихся.

  • Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.

Конкурентоспособность талантливых и одаренных обучающихся

  1. Эффективность и качество подготовки талантливых и одаренных обучающихся.
  2. Участие обучающихся, педагогов в конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.п.
  3. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных и талантливых выпускников.
  • Методики статистического анализа данных, их динамики.

VII. Ресурсы

Для получения ожидаемых результатов и успешной реализации инновационного проекта  в системе работы с талантливыми и одаренными детьми необходимы следующие ресурсы.

- Научно-методическое обеспечение кружковой работы.

- Наглядные пособия

- Кабинет для работы кружка «Домовёнок»

VIII. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к  которым у них есть способности.

3. Адаптация обучающихся  к социуму в настоящем времени и в будущем.

4. Повышение уровня овладения обучающимися метапредметными  и социальными компетенциями, положительная динамика в количестве  таких детей.

5. Объединение систем общего и дополнительного образования с целью создания единого творческого образовательного пространства, в котором обучается, развивается и самореализуется ребенок;

6. Положительная динамика участия детских работ в конкурсах и выставках, повышение самооценки учащихся

7. Повышение успеваемости, за счет творческого развития личных качеств учащихся.

8. Повышение социального престижа школы на местном, муниципальном  и региональном уровне.

IX. Литература

  1. Вихарева О.А.. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. // Дополнительное образование, №5 – 2005 г.
  2. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
  3. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
  4. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
  5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань, 1996 г.
  6. Канарская О.В. Инновационное обучение. СПб., 1997
  7. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 48 г. Новосибирск.

Проект «Развитие творческой личности в процессе деятельности кружка «Домовёнок»

Новосибирск 2014г


Содержание

  1. Паспорт проекта
  2. Актуальность Проекта
  3. Цель и задачи Проекта
  4. Этапы реализации Проекта
  5. Концепция  Проекта
  6. Система показателей по оценке достижения цели проекта
  7. Ресурсы
  8. Ожидаемые результаты реализации проекта
  9. Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...

Организация проектной деятельности как средство эффективного развития творческой личности

В материале рассказывается об опыте организации проектной деятельности в начальной школе...

Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности.

Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности. Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе техники р...

Развитие творческой личности младшего школьника посредством системно-деятельностного подхода при организации проектно-исследовательской деятельности

Педагогический опыт «Развитие творческой личности младшего школьника посредством системно-деятельностного подхода при организации проектно-исследовательской деятельности» Адониной Е.В. реализуется в м...

Развитие творческой личности средствами театральной деятельности. Сценарий сказки «Куйгорож».Пьеса по мотивам мордовской народной сказки.

Театральная деятельность, помогает решить многие педагогические вопросы. Поэтому, перед выбором репертуара на год я обращаю внимание на  сложившуюся обстановку, актуальну...

Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей – важ­нейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность прин...

Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"

Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"...