Рабочая программа кружка "Спортивные танцы",1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Введение
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Занятия спортивным танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Программа «Спортивные танцы» предназначена для преподавания основ спортивного танца в режиме внеурочной деятельности. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Цели и задачи обучения.
Образовательная цель программы:
приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного спортивного танца.
Развивающая цель программы:
воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;
Воспитательная цель программы:
профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.
Задачи:
- объяснить детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
- привить интерес к занятиям, любовь к танцам;
- гармонически развить танцевальные и музыкальные способности, память и внимание;
- узнать о разнообразии танцевальных образов;
- развить выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
- воспитать культуру поведения и общения;
- развить творческие способности;
- организовать здоровый и содержательный досуг.
Целевая аудитория
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки спортивного танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 7-8 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Планируемые результаты
Данный курс ориентирован на формирование гармонически развитой личности средствами курса «Спортивные танцы».
К числу планируемых результатов освоения курса программы отнесены:
- личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей
- метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий
- предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на необходимом уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Требования выполнения УУД к концу освоения курса
По окончании курса обучающийся сможет:
1. Спортивные танцы, элементы музыкальной грамоты:
- иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш- песня-танец;
- иметь понятия об основных танцевальных жанрах: эстрадный танец, диско;
- исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;
- знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;
- уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
- чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;
- уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;
- отмечать в движении сильную долю такта;
- выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
- иметь навыки актёрской выразительности;
2. Танцевальная азбука:
- знать 3 позиции ног и рук спортивного танца;
- усвоить правила постановки корпуса;
- уметь исполнять основные упражнения на середине зала;
- знать 3 танцевальных термина;
- знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник; элементы танца в простой комбинации;
- иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
- знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;
- знать 2 положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
- уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые,
3. Танец:
- Знать и уметь применять 5 понятий: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно)
По окончании реализации программы дети должны уметь исполнить: , спортивный танец, рок- н- ролл, свой национальный танец, танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях , современные танцы , иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру.
4. Творческая деятельность:
- раскрытие творческих способностей;
- развитие организованности и самостоятельности;
- иметь представления о народных танцах.
Принципы обучения.
Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на peaлизацию дидактических принципов.
Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.
Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:
- безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;
- глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;
создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.
Формы организации занятий во внеурочной деятельности
В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы и формы организации деятельности: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.
Метод использования слова — универсальный метод обучения. с его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие форм организации использования слова в обучении:
- рассказ,
- беседа,
- обсуждение,
- объяснение,
- словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям.
К этим формам организации можно отнести:
- показ упражнений,
- демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей,
- прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков.
Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Названные методы и формы организации внеурочной деятельности на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Формы организации занятий во внеурочной деятельности
- беседа
- рассказ
- демонстрация плакатов, видео
- презентация
- игра
- парад
- репетиция
- викторина
Формы контроля внеурочной деятельности
- Викторина
- «Угадай мелодию»
- Дефиле
- Конкурс
- Наблюдение
- Концерт
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Форма мероприятия | Основные понятия | Виды учебной деятельности | Предполагаемый результат | ||
2 четверть. «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»
| ||||||||
Введение. Что такое ритмика. | 1 | беседа | Знакомство с кружком, освоить первоначальные знания о танцах | Уметь правильно выполнять основные движения. Знать правила ТБ на уроках хореографии. | Организационные моменты, техника безопасности, беседа об искусстве танца | |||
Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса | 1 | Наблюдение. | Знакомства с понятиями: шеренга, колонна, интервал, дистанция. Построение и передвижение в танцевальном зале. Положение корпуса и головы; поклон; шаг с носка | Анализировать правильность упражнения. планировать последовательность его выполнения и правильностью под руководством учителя | Позиция ног(1,2,3,4).Определение различных музыкальных темпов. Виды шага(на п\п; на пяточках; | |||
Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп). Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса. | 1 | Отработка движений. | Анализировать правильность упражнения. планировать последовательность его выполнения и правильностью под руководством учителя. Оценивать правильность упражнений | Анализировать движения тела, планировать последовательность его выполнения и правильностью под руководством учителя. Оценивать правильность упражнений | Прыжки на месте, из стороны в сторону, кенгуру, кенгуру с поджатыми ногами).Упражнения на расслабление мышц: улитка, надуть и сдуть шарик, незнайка. Па полька. Присядка мячик. | |||
Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. | 1 | Обучение движениям. | Понимать истории и сюжета танца и обыграть. Синхронна двигаться в такт музыке. Вырабатывать правильность движения. | Понимать историю танца и сюжет. Выполнять комплекс движений под такт музыке. | Развивать музыкальный слух. | |||
Понятие о правой, левой руке,правой,левой стороне.Повороты и наклоны корпуса. | 1 | Знакомство с костюмом | Выполнять симметрично, синхронна, в такт музыки танец. Обыграть сюжет танца. | Теория: история и развитие бального танца. Терминология бального танца. Практика: подготовительные и основные движения танцев в ритме вальс, полька. | Уметь слышать такты музыки, окончание куплета, припева. Различать темпы музыки, ритм, настроение. | |||
Основные танцевальные точки, шаги .Диагональ ,середина | 1 | Отработка движений | Симметрично, синхронна, в такт музыки танец. Обыграть сюжет танца. | .Обучить основным танцевальным точкам зала. | Игры на определение музыкального ритма и длительности нот, на развитие образного мышления, скорость реакции и т.д. | |||
Понятие о рабочей и опорной ноге. | 1 | Отработка движений. | Оценивать правильность упражнений | Показать высоту шага ,научить равномерно распределять тяжесть корпуса на рабочую ногу. | Синхронна двигаться в такт музыке. Вырабатывать правильность движения. | |||
Понятие «шаг»,45,90,180 градусов .Растяжка. | 1 | Обучение движениям. | Синхронна двигаться в такт музыке. Вырабатывать правильность движения. | Подход к хореографической терминологии. | Выполнять комплекс движений под такт музыке. | |||
3 четверть «Танец » | ||||||||
9. | Первый танцевальный элемент «Квадрат», «Крест». | 1 | беседа | Танцевальный шаг. | Умение пользоваться движением «Крест» для рук ,,головы ,ног. | Иметь представления о хореографическом искусстве. | ||
10. | Постановка корпуса. Движения бёдрами ,животом ,плечами ,руками. | 1 | игра | Научиться не смотреть себе под ноги ,постановка корпуса. | Просмотр, наблюдение. Отработка движений. | Выполнять комплекс движений под такт музыке. | ||
11 | Простейшие танцевальные элементы .Танцевальный шаг ,подскоки вперёд ,назад ,галоп. | 1 | игра | Просмотр, наблюдение. Отработка танца. | Рассмотреть и разучить простейшие танцевальные движения. | Научиться правильно исполнять изученные движения. | ||
12. | Разучивание позиций рук и ног. | 1 | викторина | Ориентироваться в пространстве. | Выучить основные позиции рук и ног. | Уметь слышать такты музыки, окончание куплета, припева | ||
13. | Наклоны и повороты с хореографической точки зрения. | 1 | Отработка движений | Изучение оздоровительных видов упражнений. | Наклоны корпуса в различных направлениях. | Правильный наклон грудью вперёд ,голова на зрителя. | ||
14. | Гимнастические элементы. | 1 | беседа | Изучение оздоровительных видов упражнений. | Гимнастические элементы. | Правильно исполнять изученные оздоровительные упражнения. | ||
15. | Ритмические упражнения в различных комбинациях. | 1 | игра | Техника исполнения упражнений. | Составление комбинаций с использованием ритмических упражнений. | Артистично выполнять танцевальную постановку. | ||
16. | Упражнения на дыхание ,упражнения для развития правильной осанки. | 1 | игра | Техника исполнения упражнений | Разучивание танцевальных движений. | Научиться правильно дышать ,следить за осанкой во время учёбы. | ||
17 | Три подразделения в танце и музыке. | 1 | беседа | Музыкальные и танцевальные понятия. | Музыкальное понятие-помощник движений .Обсуждение вопроса из чего состоит музыка. | Правильно исполнять изученные оздоровительные упражнения. | ||
18 | Марш .Понятие о марше, ритмический счёт. | 1 | беседа. | Понятие марш. | Музыкальный счёт ,темп марша ,простукивание. | Научиться маршировать. | ||
19 | Три «Кита» в музыке .Песня и танец. | 1 | беседа | Понятия песня и танец. | Выполнение комплекса упражнений на расслабление мышц. | Понять из чего состоит песня. | ||
4 четверть «Творческая деятельность». | ||||||||
20 | Разучивание танцевальных шагов .Шаг с приседанием ,приставной ,с притопом. | 1 | Отработка движений | Знакомство с понятием пантомима и выполнение упражнений данной техники движений. | Подготовительные упражнения для выполнение движения | Научиться основным танцевальным шагам. | ||
21 | Танцевальный бег .Упражнения для профилактики плоскостопия. | 1 | беседа | Изучение оздоровительных видов упражнений | Соединение движений в танцевальную композицию. | Научиться правильно выполнять танцевальный бег. | ||
22 | Тройной шаг .Упражнения на ориентацию в пространстве. | 1 | репетиция | Построение рисунка танца. | Разучивание танцевальных движений. | Научиться правильно выполнять изученные тройные шаги в танце. | ||
23 | Урок-игра. «Ловушка» , «Выйди из круга» | 1 | игра | Увлечь танцевальными играми. | Разучивание игр. | Иметь представления об танцевальных играх. | ||
24 | Приставные шаги .Синхронность | 1 | беседа | Синхронно двигаться в такт музыке. Вырабатывать правильность движения | Развивать синхронность ,выполняя простейшие приставные шаги. | Выразительно исполнять изученные танцевальные композиции | ||
25 | Аэробика | 1 | репетиция | Знакомство с элементами аэробики | Выполнять комплекс движений под такт музыке | Иметь представления о музыкальном характере танца и характере исполнения движений | ||
26 | Аэробика | 1 | Репетиция | Знакомство с элементами аэробики. | Разучивание основных упражнений | Выполнять комплекс движений под такт музыке. | ||
27 | Итоговое занятие .Флешмоб . | 1 | Выступление. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 четверть «Ритмика, элементы музыкальной грамоты».
| ||||
1. | Введение. Что такое спортивные танцы. | 1 | ||
2. | Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса | 1 | ||
3. | Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп). Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса. | 1 | ||
4. | Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс. | 1 | ||
5. | Танцы народов РФ, их особенности и костюмы | 1 | ||
6. | Танцевальная зарядка. Упражнения для рук. | 1 | ||
7. | Ритмическая схема. Ритмическая игра. | 1 | ||
8. | Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, платок). | 1 | ||
2 четверть «Танец (народный,историко-бытовой,бальный,современный)» | ||||
1. | Простейшие танцевальные элементы в форме игры | 1 | ||
2. | Этюдная работа. Игры. Понятие пантомима | 1 | ||
3. | Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика. | 1 | ||
4. | Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения | 1 | ||
5. | Упражнения для профилактики плоскостопия. | 1 | ||
6. | Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки. | 1 | ||
7. | Упражнения для суставов. Разминка «Буратино». | 1 | ||
8. | Упражнения для суставов. Разминка «Буратино». | 1 | ||
3 четверть | ||||
1. | Упражнения на расслабление мышц. | 1 | ||
2. | Упражнения на расслабление мышц. | 1 | ||
3. | Этюдная работа. Пантомима. Игра «Телефон», «Замри». | 1 | ||
4. | Музыкальные, танцевальные темы. | 1 | ||
5. | Разучивание простейших танцевальных элементов «Часики», «Качели», «Мельница». | 1 | ||
6. | Настроение в музыке и танце. Характер исполнения | 1 | ||
7. | Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы | 1 | ||
8. | Правила танцевального этикета | 1 | ||
9. | Аэробика. | 1 | ||
10. | Аэробика. | 1 | ||
4 четверть | ||||
1. | Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце | 1 | ||
2. | Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха | 1 | ||
3. | Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии | 1 | ||
4. | Ритмические упражнения | 1 | ||
5. | Гимнастика Parter. | 1 | ||
6. | Гимнастика Parter. | 1 | ||
7. | Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, звездочка, воротца, змейка | 1 | ||
8. | Итоговое занятие. | 1 |
Используемая литература.
Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)
Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)
Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)
Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)
Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)
Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)
Учебно-методический комплекс.
Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях». (-Киев: Музична Украiна, 1985)
Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (- М.: МГИУ, 2008)
Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009)
Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (-М.: ВЛАДОС, 2008)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа Азбука танца (экспериментальная хореография) для 1 -4 классов на 2020 - 2021 учебный год.
Рабочая программаАзбука танца(экспериментальная хореография) для 1 -4 классов на 2020 - 2021 учебный год....
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...