Народные промыслы
методическая разработка (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Красновосходская средняя общеобразовательная школа муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области Рассмотрено на заседании ШМО «Утверждаю» начальных классов Директор школы: Ишукова А.А. Протокол №____от ______2015г Приказ № от 31.08.2015г Согласовано ЗДВР: /Купцова М.Г./ Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народные промыслы» Разработано учителем начальных классов МОУ Красновосходской СОШ с.Карабаевка. Зотовой Г.А. 2015 г. 1. Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы являются: *Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009); *Приказ МОиН №1241 от 26 ноября 2010 года « О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. №373»; *Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы(Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000); *О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999); *Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002); *Рекомендации по разработке учебного плана начальной школы на 2011-2012 учебный год (Приказ министерства образования Ульяновской области №04.02/6529 от 29.07.2011). -Рабочая программа «Народные промыслы» 1-4 класс составлена с учётом требований ФГОС начального образования . Сборник программ «Организация внеурочной деятельности в начальной школе» Москва . «Планета» 2015 год |
Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов, начальной школы и призвана помочь детям, имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений – художественной обработки материалов. Занятия разными видами творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда. В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к отбору учебного материала. Общая ее часть содержит краткие сведения по истории народных художественных ремесел, использование в современном декоративно-прикладном искусстве национальных традиций.
Цель данной программы - помочь учителю пробудить творческое начало в ребенке, организовать и провести интересные, запоминающиеся уроки и мероприятия по ознакомлению детей с истоками отечественной культуры, с появлением и развитием декоративно-прикладного искусства: изготовления игрушки, резьбы по дереву, шитья, вышивки, росписи, обеспечить условия, способствующие формированию познавательной деятельности, социального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
1. Познакомить учащихся с миром профессий,связанных с народными промыслами, показать их особенности.
2. Развивать нравственные и эстетические чувства, осуществлять межпредметные связи с историей, литературой, музыкой.
3. Способствовать развитию интереса к предмету и воспитанию чувства любви к Родине.
4. Показать образцы изделий и иллюстраций – “Жостово”, “Живая гжель”, “Дымка”, “Русское кружево и вышивка”, “Русские шали”, “Городецкая роспись”, “Русские матрешки”.
5. Использовать диск с презентацией “Народные промыслы России”.
В программе представлен дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии, систематизированный в соответствии с содержанием раздела «Декоративно-прикладное искусство».
Общая характеристика внеурочной деятельности.
Ведущие принципы образования
– Принцип гуманизации предписывает обязательное отражение в содержании нравственных и правовых нормативов.
– Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации с учётом новейших достижений науки.
– Принцип систематичности и последовательности обучения обеспечивает системную организацию образования на основе всех компонентов: целей, содержания, методов и приёмов, средств обучения, форм организации различных видов деятельности.
– Принцип индивидуализации дифференциации образовательного процесса, поисковой и научно-исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат обучения:
- воспитание познавательного интереса, включённость в активную творческую деятельность;
- взаимопроникновение культур разных поколений;
- развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, расширение круга общения;
- удовлетворение образовательных потребностей через призовые места в творческих конкурсах;
- умение ценить красоту народных традиций.
Описание места внеурочной деятельности в учебном плане.
В соответствии с учебным планом , календарным учебным графиком МОУ Красновосходская СОШ программа разработана для учащихся 1-4 классов , 35 часов в год , 1 час в неделю.
Планируемые результаты (личностные , метапредметные, предметные) освоении учебного курса внеурочной деятельности 1-4 класс.
Личностные результаты
С оздание условий для формирования следующих умений:
-объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
-уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
-понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-о пределять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
-учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
-учиться планировать практическую деятельность на уроке;
-учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
-учиться планировать практическую деятельность на уроке;
-под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
-учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
-работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
-определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
-наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
-сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
-учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
-находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
-с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
-самостоятельно делать простейшие обобщения ивыводы.
Коммуникативные УУД:
-уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
-уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
-вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
-учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Требования к окончанию изучения курса
Знать/понимать:
- характерные черты народного промысла – вышивки нетрадиционными материалами; технологический процесс изготовления изделия;
- правила безопасности труда;
- способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;
- основные законы построения композиции;
- уход за изделиями с вышивкой.
Уметь:
- работать с информацией и технологической документацией;
- разрабатывать технологическую документацию;
- составлять цветовое решение по данной учителем композиции;
- классифицировать изготовленную продукцию;
- составлять композиции для изделия;
- владеть навыками вышивки нетрадиционными материалами.
-наблюдать традиции и творчество мастеров ремесел и профессий;
-сравнивать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.
-анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать оптимальные средства и способы работы
-работать с разными источниками информации: сравнивать, анализировать, выбирать; классифицировать, устанавливать связи, и т.д.
.
Минимальные требования к оснащенности учебного процесса.
Для осуществления работы кружка необходимо:
- Краски (гуашь), белила, клей, кисти, карандаши, бумага, картон, пластилин.
- Заготовки деревянной посуды под роспись.
- Лен, природные материалы.
- Аудиокассеты с русскими сказками.
- Наглядные пособия, демонстрационные таблицы элементов росписи.
Методы обучения
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные, наглядные, практические;
- индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи учебных сведений педагога обучающимся);
- репродуктивные, проблемно-поисковые (отражают степень самостоятельности обучающихся при усвоении учебного материала);
- самостоятельные, несамостоятельные (характеризует степень управления педагогом познавательной деятельности обучающихся).
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- стимулирование и мотивации интереса к учению (учебные дискуссии, деловые и познавательные игры, создание эмоциональных ситуаций);
- стимулирование долга и ответственности в учении (предъявление требований, поощрение).
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- практический контроль и самоконтроль (диагностика и мониторинг уровня развития навыков и учений обучаемых).
- Метод проектов (способствует формированию навыков целеполагания и позволяет обучающимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога).
В учебно-воспитательном плане данная программа предусматривает мероприятия, которые направлены на повышение интереса учащихся к данному курсу:
- Встречи и беседы с родителями учащихся, творческие мастерские, мастер-классы;
- Размещение на сайте Интернета;
- Участие в конкурсах и выставках на муниципальном и региональном уровнях;
- Проведение экскурсий в краеведческий, исторический музеи.
Содержание программы.
Темы 1. Работа с природными материалами.
Поделки из природных материалов – камни, ветки, шишки, ракушки, гербарии– в сочетании с тканью и бумагой. Создание поделок, предметов интерьера, икебаны.
Выставка “Узоры матушки природы”, “Вернисаж осенних букетов”.
Всего 13 часов.
Тема 2. Работа с тканью. Мягкая игрушка. Лоскутное шитье. Поделки из ниток.
Работа с лоскутами: куклы, салфетки, техника лоскутного шитья, игрушки на елку. Шары из ниток, плетение, создание аппликаций из ткани. Вышивание.
Выставка “Чудесное превращение лоскутка”.
Всего 15 часов.
Тема 3. Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремесла. Знакомство с народными ремеслами, традициями праздниками. Хохломская роспись, Жостовская роспись, Дымковская игрушка, Гжель, Городецкая роспись. Цвета, сюжеты, роспись посудных заготовок.
Выставка “Город мастеров. Народные ремесла”.
Всего 22 часов.
Тема 4. Работа с бумагой. Техники: оригами, аппликации, кливлинг. Знакомство с видами бумаги и техникой ее обработки. Работа с разными видами клея. Бесклеевые технологии создания поделок из бумаги – оригами. Поделки из разных видов бумаги – аппликации. Украшение предметов обихода из бумаги – кливлинг.
Выставка “Бумажная страна”.
Всего 18 часов.
Календарно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Теор | прак | Форма работы |
Тема 1. Работа с природными материалами | 9 | 2 | 7 | ||
1 2 | Создание поделок из камушек, ракушек с росписью | 2 | 1 | 1 | Инструктаж. Экскурсия. |
3 4 5 | Создание поделок из веток, шишек, листьев. | 3 | 3 | Беседа. Наблюдение Работа по образцу | |
6 7 | Создание икебаны | 2 | 1 | 1 | Экскурсия. Эксперимент.. |
8 | Создание осенних букетов с использованием всех природных материалов | 1 | 1 | Создание букетов | |
9 | Выставка “Узоры матушки природы” “Вернисаж осенних букетов” | 1 | 1 | Выставка | |
Тема 2. Работа с тканью. Мягкая игрушка. Лоскутное шитье-печворк. Поделки из ниток. | 7 | 2 | 5 | ||
10 11 | Мягкая игрушка: кукла “Скоморох” из лоскутов. | 2 | 1 | 1 | Инструктаж. |
12 | Шары и игрушки из ниток | 1 | 1 | Работа по образцу | |
13 | Салфетки в технике лоскутного шитья. | 1 | 1 | Рассматривание иллюстраций | |
14 15 | Аппликаций из ткани “Новогодний огонек” | 2 | 1 | 1 | |
16 | Выставка “Чудесное превращение лоскутка” | 1 | 1 | Выставка | |
Тема 3. Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремесла. | 10 | 5 | 5 | ||
17 | Знакомство с народными ремеслами, традициями праздниками. Хохломская роспись. Роспись предметов быта . | 1 | 1 | Рассматривание иллюстраций | |
18 19 | Гжель. Цвета, мотивы, традиции. Роспись посудных форм. | 2 | 1 | 1 | Работа по образцу |
20 21 | Городецкая роспись. Роспись посудных форм. | 2 | 1 | 1 | Роспись |
22 23 | Жостовская роспись. Эскизы подносов. | 2 | 1 | 1 | Работа по образцу |
24 25 | Дымковская игрушка. Роспись заготовок из пластилина. | 2 | 1 | 1 | Роспись |
26 | Выставка “Город мастеров. Народные ремесла”. | 1 | 1 | Выставка | |
Тема 4 .Работа с бумагой. Техники: оригами, аппликации, кливлинг. | 9 | 2 | 7 | ||
27 28 | Знакомство с видами бумаги и техникой ее обработки. Создание заготовок к аппликации. | 2 | 1 | 1 | Инструктаж. Создание заготовок |
29 30 | Композиции и аппликация. | 2 | 1 | 1 | Композиции |
31 | Создание объемных форм из бумаги (шары, фонарики) | 1 | 1 | Работа по образцу | |
32 | Поделки в технике оригами: пароход, журавлик, цветы. Техника складывания. | 1 | 1 | Работа по образцу | |
33 | Составление композиции из элементов в технике оригами. | 1 | 1 | Составление композиции | |
34 | Украшение предметов обихода из бумаги– кливлинг. | 1 | 1 | Украшение предметов | |
35 | Выставка “Бумажная страна” | 1 | 1 | Выставка | |
35 | 11 | 24 |
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
22 |
|
| ||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
|
Описание материально-технического обеспечения программы .
1. / авт.-сост. И. А. Хапилина. - Волгоград : Учитель, 2011. - 199 с.
3. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика.
Автор-составитель: О. Я. Воробьева
4. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия
Составитель: Ватаман В.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Народные промыслы"
Презентация использовалась при защите детских проектов...
Народные промыслы России
Презентация содержит 10 слайдов. Может использоваться на уроках изобразительного искусства и технологии, а также во внеклассной работе....
Проектная деятельность "Ярмарка народных промыслов"3 класс
Проектная деятельность по технологии после изучения темы"Народные промыслы России".Ученики, работая в группах, представили свои презентации , таблицы "Гжель", "Золотая Хохлома", "Дымковска...
Конспект урока литературного чтения "Народные промыслы в литературе"
Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской...
Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"
Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....
Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов – Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки.
разработка урока ИЗО для 3 класса...
Внеурочное занятие на тему«Русская народная глиняная игрушка. Особенности игрушек традиционных центров народных промыслов (Филимоново, Дымково, Каргополь)».
Внеурочное занятие по технологии на тему Внеурочное занятие по технологии «Русская народная глиняная игрушка. Особенности игрушек традиционных центров...