Внимание младших школьников
материал на тему

Трапезникова Татьяна Рифовна

Попытаемся разобраться, почему ребенок невнимателен?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimanie_mladshih_shkolnikov.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  внимания младших школьников в учебной деятельности.

        Учебная деятельность —  это ведущая деятельность младшего школьного возраста,  в которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта  и когнитивного, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.

        Деятельность, направленная на воспитание и развитие младшего школьника в процессе обучения, требует овладения не только частными, но и общими методическими умениями. Их можно назвать дидактическими, так как они могут быть использованы учителем при обучении математике, русскому языку, чтению, природоведению и т.д. Например, умение целенаправленно применять различные способы организации внимания детей также является компонентом методической деятельности учителя. Основу этих умений составляют его психолого-педагогические знания. Так, отсутствие у учителя психологических знаний об особенностях внимания младших школьников приводит к тому, что, организуя их внимание, он пользуется, как правило, только приемом установки, то есть говорит: «Будьте внимательны». Если же эта установка не действует, он использует различные меры наказания. Но достаточно разобраться в психологической сути его действий, чтобы понять их ошибочность. А именно: установка «Будьте внимательны» рассчитана, в основном, на произвольное внимание детей. Этот вид внимания требует волевых усилий и быстро их утомляет. Поэтому действенность данной установки очень кратковременна. Пытаясь усилить ее, некоторые учителя, задавая вопрос всему классу, спрашивают именно того ученика, который в данный момент отвлекся. Естественно, он не может ответить. Учитель начинает стыдить его, читать нотацию, наказывать. Но это только увеличивает психическую нагрузку и вызывает у ребенка отрицательные эмоции: чувство страха, неуверенности, тревожности. Знание психологических закономерностей поможет учителю ответить на этот вопрос. В психологии, например, установлена такая закономерность: внимание учеников активизируется, если:

        а) мыслительная деятельность сопровождается моторной;

        б) объекты, которыми оперирует ученик, воспринимаются зрительно. Помимо закономерностей, в психологической науке выделены условия, под влиянием которых поддерживается внимание. К ним относятся:

        а) интенсивность, новизна, неожиданность появления раздражителей и контраст между ними;

        б) ожидание конкретного события;

        в) положительные эмоции.

        Методические приемы призваны реализовывать эти закономерности и условия при обучении конкретному содержанию. Проводя, например, устный счет на уроках математики, учителя используют карточки с записанными на них математическими выражениями, «светофоры» для контроля, математические диктанты, всевозможные игровые ситуации. Применение различных методических приемов позволяет организовать деятельность учащихся на основе послепроизвольного внимания, т. е. в соответствии с поставленной целью, но без волевых усилий. Это играет большую роль в построении обучения, так как открывает перед учителем перспективу целенаправленного управления вниманием детей. Но вполне возможно, что могут быть и такие ситуации, когда даже проверенные методические приемы оказываются недостаточными. В этом случае необходимы меры педагогического воздействия. Например, можно обратиться к невнимательному ученику с таким предложением: «А теперь задания для устного счета, которые выписаны на карточках, вам предложит Коля. Он будет контролировать и правильность их решения». В результате Коля включается в работу, испытывая положительные эмоции, вызванные тем доверием, которое оказал ему учитель. Приёмы для привлечения и удержания внимания младших школьников, а также приёмы, позволяющие управлять процессами внимания в учебной деятельности, представлены в таблице № 2 и 3.

Таблица №2.

Приёмы привлечения и удерживания внимания

младших школьников

п/п

Название приема

Описание приема

1.

Голосовая и эмоциональная модуляция.

Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота).

2.

Модуляция темпа речи.

Выдерживание паузы: изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки. Резкое изменение скорости речи.

3.

Прерывание речи, использование антиципации (догадки).

Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для учеников с требованием произносить их вслух всем, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно либо отметкой (баллами).

4.

«Провалы памяти».

Якобы забывание достаточно очевидных для учеников элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п. с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных.

5.

Жестикуляция.

Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободны

6.

Наводящие вопросы

В случае затруднения с ответом на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения.

7.

Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы.

На основании изложенного, задается вопрос-предложение, требующий для ответа смысловой догадки о чем далее пойдет речь и какие выводы можно сделать по изложенному материалу.

8.

Свободное конспектирование. Пересказ.

Предлагается слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль в виде очередного пересказа темы с использованием личного конспекта.

9.

Конспект-рисунок. Ассоциативный рисунок.

Ученикам предлагается зарисовать возникающие по ходу изложения ассоциации, раскрывающие их понимание сути. Контроль в виде конкурса рисунков, их обсуждение.

10.

Активное ассистирование. Усвоение. (Конвейер)

Учитель начинает чтение материала, затем передает учебник одному из учеников (можно в случайном порядке), который продолжает чтение. Затем учебник передается другому ребёнку и т.д.

12.

Активное ассистирование. Закрепление.

Учитель начинает пересказ материала, затем передает эстафету пересказа (карандаш, указку и т.п.) одному из учеников, тот по команде преподавателя (хлопок ладонями) следующему слушателю и т.п.

13.

Активное ассистирование. Контроль. (Бейсбол)

Учитель задает вопрос и бросает мячик одному из учеников. Тот отвечает (исчерпывающий ответ – 3 балла, правильный – 1 балл), задает свой вопрос и бросает мяч другому из одноклассников или преподавателю. Кто первый наберет 10 баллов, тот получает получает 5.

Таблица №3. 

Приёмы, позволяющие управлять процессами внимания

младших школьников

Приёмы

Влияние на процессы внимания

Замена слуховой информации на зрительную (и наоборот); изменение на короткое время темпа работы.

Уменьшается утомление от монотонности, сохраняется необходимый уровень внимания. 

Фактор новизны: парадоксальный случай, спорное утверждение; необычный предмет в поле зрения («помощник»).

Интригует; концентрирует внимание.

Использование системы звуковых сигналов.

Концентрирует внимание.

Неполное представление содержания.

Привлечение внимания (все, что изображено неполно, незакончено, намеком, штрихом, пробуждает и поддерживает интерес).

Возможность (для учащегося) личной интерпретации неопределенного содержания.

Привлечение внимания; внимание получает толчок и тогда, когда информация неожиданно прерывается и временно переключается на другую мысль.

Эмоциональная насыщенность материала: придание интереса вещам, которые сами собой неинтересны; создание зрительных образов (визуальный ряд).

Формируется произвольное внимание.

Разнообразие материала и видов деятельности.

Привлечение внимания; устойчивость внимания.

Систематизация материала, различного рода схемы.

Организация внимания, облегчение синтеза полученных знаний

Установка на внимание перед изучением определенной части материала.

Активизация внимания, сосредоточенность; учащийся ясно знает и представляет, на что именно он должен обратить особое внимание.

Укрупнение информационных единиц.

Увеличение объема интеллектуального внимания.

Использование динамических особенностей объектов – мерцающий свет, прерывистые звуки, ритмически организованные раздражители и др.

Активизация, привлечение внимания.

Сложность и напряженность учебной  деятельности (адекватная возможностям)

Формирование устойчивости внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"

В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....

Развитие внимания младших школьников с проблемами гиперактивности посредством уроков математики

Трудности в развитии внимания, его объема, точности распределения у учащихся с проблемами гиперактивности в аспекте дифференцированного обучения....

Банк игр на развитие внимания младших школьников

Систематизированный материал на развитие всех видов внимания у младших школьников собран из разных источников. ...

Игровые приёмы развития произвольного внимания младших школьников

Игровые приёмы развития основного компонента успешной учебной деятельности младших школьников -произвольного внимания-  для учителей и родителей....

Развитие памяти и внимания младшего школьника

Материал для проведения родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями...

Упражнения для развития внимания младших школьников на урока русского языка.

Собраны  упражнения для развития внимания младших школьников на уроках русского языка. Позволит учителю   совмещать данные упражнения с некоторыми темами уроков русского языка и одновре...