Внимание младших школьников
материал на тему
Попытаемся разобраться, почему ребенок невнимателен?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimanie_mladshih_shkolnikov.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности.
Учебная деятельность — это ведущая деятельность младшего школьного возраста, в которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта и когнитивного, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.
Деятельность, направленная на воспитание и развитие младшего школьника в процессе обучения, требует овладения не только частными, но и общими методическими умениями. Их можно назвать дидактическими, так как они могут быть использованы учителем при обучении математике, русскому языку, чтению, природоведению и т.д. Например, умение целенаправленно применять различные способы организации внимания детей также является компонентом методической деятельности учителя. Основу этих умений составляют его психолого-педагогические знания. Так, отсутствие у учителя психологических знаний об особенностях внимания младших школьников приводит к тому, что, организуя их внимание, он пользуется, как правило, только приемом установки, то есть говорит: «Будьте внимательны». Если же эта установка не действует, он использует различные меры наказания. Но достаточно разобраться в психологической сути его действий, чтобы понять их ошибочность. А именно: установка «Будьте внимательны» рассчитана, в основном, на произвольное внимание детей. Этот вид внимания требует волевых усилий и быстро их утомляет. Поэтому действенность данной установки очень кратковременна. Пытаясь усилить ее, некоторые учителя, задавая вопрос всему классу, спрашивают именно того ученика, который в данный момент отвлекся. Естественно, он не может ответить. Учитель начинает стыдить его, читать нотацию, наказывать. Но это только увеличивает психическую нагрузку и вызывает у ребенка отрицательные эмоции: чувство страха, неуверенности, тревожности. Знание психологических закономерностей поможет учителю ответить на этот вопрос. В психологии, например, установлена такая закономерность: внимание учеников активизируется, если:
а) мыслительная деятельность сопровождается моторной;
б) объекты, которыми оперирует ученик, воспринимаются зрительно. Помимо закономерностей, в психологической науке выделены условия, под влиянием которых поддерживается внимание. К ним относятся:
а) интенсивность, новизна, неожиданность появления раздражителей и контраст между ними;
б) ожидание конкретного события;
в) положительные эмоции.
Методические приемы призваны реализовывать эти закономерности и условия при обучении конкретному содержанию. Проводя, например, устный счет на уроках математики, учителя используют карточки с записанными на них математическими выражениями, «светофоры» для контроля, математические диктанты, всевозможные игровые ситуации. Применение различных методических приемов позволяет организовать деятельность учащихся на основе послепроизвольного внимания, т. е. в соответствии с поставленной целью, но без волевых усилий. Это играет большую роль в построении обучения, так как открывает перед учителем перспективу целенаправленного управления вниманием детей. Но вполне возможно, что могут быть и такие ситуации, когда даже проверенные методические приемы оказываются недостаточными. В этом случае необходимы меры педагогического воздействия. Например, можно обратиться к невнимательному ученику с таким предложением: «А теперь задания для устного счета, которые выписаны на карточках, вам предложит Коля. Он будет контролировать и правильность их решения». В результате Коля включается в работу, испытывая положительные эмоции, вызванные тем доверием, которое оказал ему учитель. Приёмы для привлечения и удержания внимания младших школьников, а также приёмы, позволяющие управлять процессами внимания в учебной деятельности, представлены в таблице № 2 и 3.
Таблица №2.
Приёмы привлечения и удерживания внимания
младших школьников
№ п/п | Название приема | Описание приема |
1. | Голосовая и эмоциональная модуляция. | Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота). |
2. | Модуляция темпа речи. | Выдерживание паузы: изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки. Резкое изменение скорости речи. |
3. | Прерывание речи, использование антиципации (догадки). | Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для учеников с требованием произносить их вслух всем, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно либо отметкой (баллами). |
4. | «Провалы памяти». | Якобы забывание достаточно очевидных для учеников элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п. с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных. |
5. | Жестикуляция. | Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободны |
6. | Наводящие вопросы | В случае затруднения с ответом на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения. |
7. | Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы. | На основании изложенного, задается вопрос-предложение, требующий для ответа смысловой догадки о чем далее пойдет речь и какие выводы можно сделать по изложенному материалу. |
8. | Свободное конспектирование. Пересказ. | Предлагается слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль в виде очередного пересказа темы с использованием личного конспекта. |
9. | Конспект-рисунок. Ассоциативный рисунок. | Ученикам предлагается зарисовать возникающие по ходу изложения ассоциации, раскрывающие их понимание сути. Контроль в виде конкурса рисунков, их обсуждение. |
10. | Активное ассистирование. Усвоение. (Конвейер) | Учитель начинает чтение материала, затем передает учебник одному из учеников (можно в случайном порядке), который продолжает чтение. Затем учебник передается другому ребёнку и т.д. |
12. | Активное ассистирование. Закрепление. | Учитель начинает пересказ материала, затем передает эстафету пересказа (карандаш, указку и т.п.) одному из учеников, тот по команде преподавателя (хлопок ладонями) следующему слушателю и т.п. |
13. | Активное ассистирование. Контроль. (Бейсбол) | Учитель задает вопрос и бросает мячик одному из учеников. Тот отвечает (исчерпывающий ответ – 3 балла, правильный – 1 балл), задает свой вопрос и бросает мяч другому из одноклассников или преподавателю. Кто первый наберет 10 баллов, тот получает получает 5. |
Таблица №3.
Приёмы, позволяющие управлять процессами внимания
младших школьников
Приёмы | Влияние на процессы внимания |
Замена слуховой информации на зрительную (и наоборот); изменение на короткое время темпа работы. | Уменьшается утомление от монотонности, сохраняется необходимый уровень внимания. |
Фактор новизны: парадоксальный случай, спорное утверждение; необычный предмет в поле зрения («помощник»). | Интригует; концентрирует внимание. |
Использование системы звуковых сигналов. | Концентрирует внимание. |
Неполное представление содержания. | Привлечение внимания (все, что изображено неполно, незакончено, намеком, штрихом, пробуждает и поддерживает интерес). |
Возможность (для учащегося) личной интерпретации неопределенного содержания. | Привлечение внимания; внимание получает толчок и тогда, когда информация неожиданно прерывается и временно переключается на другую мысль. |
Эмоциональная насыщенность материала: придание интереса вещам, которые сами собой неинтересны; создание зрительных образов (визуальный ряд). | Формируется произвольное внимание. |
Разнообразие материала и видов деятельности. | Привлечение внимания; устойчивость внимания. |
Систематизация материала, различного рода схемы. | Организация внимания, облегчение синтеза полученных знаний |
Установка на внимание перед изучением определенной части материала. | Активизация внимания, сосредоточенность; учащийся ясно знает и представляет, на что именно он должен обратить особое внимание. |
Укрупнение информационных единиц. | Увеличение объема интеллектуального внимания. |
Использование динамических особенностей объектов – мерцающий свет, прерывистые звуки, ритмически организованные раздражители и др. | Активизация, привлечение внимания. |
Сложность и напряженность учебной деятельности (адекватная возможностям) | Формирование устойчивости внимания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"
В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....
Развитие внимания младших школьников с проблемами гиперактивности посредством уроков математики
Трудности в развитии внимания, его объема, точности распределения у учащихся с проблемами гиперактивности в аспекте дифференцированного обучения....
Банк игр на развитие внимания младших школьников
Систематизированный материал на развитие всех видов внимания у младших школьников собран из разных источников. ...
Игровые приёмы развития произвольного внимания младших школьников
Игровые приёмы развития основного компонента успешной учебной деятельности младших школьников -произвольного внимания- для учителей и родителей....
Развитие памяти и внимания младшего школьника
Материал для проведения родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями...
Упражнения для развития внимания младших школьников на урока русского языка.
Собраны упражнения для развития внимания младших школьников на уроках русского языка. Позволит учителю совмещать данные упражнения с некоторыми темами уроков русского языка и одновре...