Развитие внимания младших школьников с проблемами гиперактивности посредством уроков математики
методическая разработка по математике по теме

Трудности в развитии внимания, его объема, точности распределения у учащихся с проблемами гиперактивности в аспекте дифференцированного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие внимания младших школьников с проблемами гиперактивности
посредством уроков математики

(из опыта работы)

1.Условия возникновения проблемы, становление опыта:

Трудности в развитии внимания, его объема, точности распределения у учащихся с проблемами гиперактивности в аспекте дифференцированного обучения.

2.Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса:

Необходимость разработки принципов обучения и воспитания детей с синдромом дефицита внимания, методов, приемов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к обучению детей с признаками данного расстройства..

Теоретическая база опыта: Исследования Л С Выготского, П Я Гальперина,  и др..

3.Новизна опыта:

Внедрение комплекса коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики  направленных на увеличение объема внимания, точности его распределения с целью повышения уровня  вычислительных навыков гиперактивных учащихся .

4. Технология опыта:
- определение детей с проблемами гиперактивности,

- подготовка и предъявление учащимся заданий с целью развития объема внимания, точности распределения,

- контроль знаний, умений, навыков каждого ученика.

5. Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности): Отсутствие отрицательных результатов. Развитие объема внимания, точности распределения у каждого ученика с учетом его индивидуально-типологических особенностей.Формирование начальных основ психической культуры : владение навыками самоконтроля.

6. Адресная направленность опыта:

Предназначена для учителей начальных классов.

7. При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты:

Учет особенностей развития внимания, создание соответствующих педагогических условий для развития внимания. Совместная работа психолога, учителя и воспитателя.

В данной работе обобщены результаты исследования уровня внимания младших школьников, имеющих проблемы. В эксперименте использовались следующие методы и методики :

Педагогические:

- метод беседы;

- метод наблюдения;

Группа «А».

- Материалы бесед и наблюдений показали, что все дети отнеслись с интересом и пониманием к работе. Все инструкции понимались правильно, с первого предъявления. Дети работали самостоятельно. Интересовались результатами работы.

Группа «Б».

- Материалы бесед и наблюдений показали, что все дети согласились на эксперимент. Но инструкция выполнения заданий была не понята с первого раза всеми детьми. Некоторые начинали работу, недослушав инструкцию ее выполнения. Многие обращались к помощи экспериментатора или отвлекались на других детей.

- К.Д.Ушинский говорил о роли внимания : «.. внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Внимание не есть самостоятельный процесс, но оно есть главное условие осуществления других познавательных функций. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Это есть направленность, настроенность и сосредоточенность психической деятельности. От собранности внимания зависит и четкое восприятие материала, его понимание, быстрое усвоение знаний и дисциплина во время учебных занятий. Умение быть внимательным имеет значение в развитии личности. Организовать внимание школьников на уроке- значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать. При использовании специальных упражнений на уроках математики развитие внимания идет быстро.

Все предметы школьного курса требуют грамотного владения русским языком: высокой скорописи, техники чтения, умения четко излагать свои мысли, умения работать с текстами (выделять главное, находить объяснение конкретными предметами и явлениями), и главное, грамотно выполнять все это, именно с точки зрения орфографии.

Одновременно, работа подобного вида позволяет повысить уровень распределения внимания.

Упражнения вида « Перенеси каждую букву в квадрат при помощи дорожек и прочитай слова», « Прочитай имена детей по стрелкам, начиная от точки», «Найди выделенные фрагменты и обведи их», «Найди в квадрате слова» и др. Эффективным дополнением применения рекомендуемых упражнений будет проговаривание вслух.

Упражнения вида «Расставь цифры в фигурах в соответствии с образцом», «Сосчитай сколько на картинке каждых фигурок», «Найди продолжение гирлянды», « Расставь знаки в соответствии с цифрами» и др.

Трудности школьного обучения и поведения с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью прежде всего обусловлен нарушениями внимания, чрезмерной двигательной активностью, несоблюдением правил поведения. Формирование функций внимания в детском возрасте - длительный процесс, определяющийся, с одной стороны, созреванием структур центральной нервной системы, а с другой- обучением.

Для повышения уровня знаний теоретической базы проблемы необходимо изучить литературу:

1.Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику.

2.Земцов Л.И. и др. Готовность к школьному обучению. Учебная деятельность школьников.

3.Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей.

4.Раттер М. Помощь трудным детям.

5.Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"

В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....

Банк игр на развитие внимания младших школьников

Систематизированный материал на развитие всех видов внимания у младших школьников собран из разных источников. ...

Упражнения для развития внимания младших школьников на урока русского языка.

Собраны  упражнения для развития внимания младших школьников на уроках русского языка. Позволит учителю   совмещать данные упражнения с некоторыми темами уроков русского языка и одновре...

Целенаправленное восприятие произведений живописи на уроках как средство развития внимания младших школьников

Проблема внимания – одна из старейших психолого-педагогических проблем.  Ее сложность состоит в том, что внимание является  индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает о...

Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития

В работе описывается:Понятие внимания детей с нарушениями в развитии интеллекта  в психолого-педагогической литературеОсобенности внимания детей с задержкой психического развитияОсобенности...

Развитие внимания младших школьников на уроках математики

Проблема развития внимания младших школьников на уроках математики...


 

Комментарии

Необходимость разработки принципов обучения и воспитания детей с синдромом дефицита внимания, методов, приемов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к обучению детей с признаками данного расстройства.. Теоретическая база опыта: Исследования Л С Выготского, П Я Гальперина, и др..