Внеурочное занятие по риторике по теме "Рифма"
план-конспект урока (1 класс) на тему
Дается понятие "рифма" в игровой форме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие кружка по теме «Рифма» (1класс)
Цели:
- Познакомить с текстом-стихотворением как разновидностью речевого жанра
- Познакомить с понятиями ритм, рифма как отличительными особенностями текста-стихотворения
- Формировать коммуникативно-речевую компетентность
- Совершенствовать коммуникативные умения
- Развивать все виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение)
- Развивать способности связанные с общением (коммуникабельность, эмпатия)
УУД:
Личностные:
- ориентироваться на понимание успешности или неуспешности речевого поведения
- знать о речевом общении, его роли в жизни современного человека, принципах и правилах эффективного общения
- проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание
Регулятивные:
- определять цель выполнения задания под руководством учителя
- адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей и действовать на основе результатов обсуждения
- выполнять учебные действия в материале, в устной и письменной речи
Познавательные:
- высказываться в устной и письменной форме
- анализировать, контролировать и совершенствовать собственную коммуникативную практику в каждой конкретной речевой ситуации
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике или в других источниках
Коммуникативные:
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета
- слушать и понимать речь других
- уметь работать в паре
- участвовать в диалоге на занятии
Ход занятия
Речевая гимнастика
Беззвучно произнесите звуки: А О И Э У Ы О Э У А И Ы (Слайд №1)
Проведите языком по верхним зубам, по нижним зубам, по кругу( по 2 раза вправо, влево)
Попробуйте достать языком до носа, до подбородка, вправо, влево
Улыбнитесь друг другу
Прочитайте запись (Слайд №2)
РЕБЯТАНАПЛОЩАДКЕИГРАЛИВПРЯТКИ
Можно ли назвать эту запись предложением? Докажите.
Сколько слов в этом предложении?
РЕБЯТА НА ПЛОЩАДКЕ ИГРАЛИ В ПРЯТКИ.
Давайте прочитаем его, делая логическое ударение на каждое слово по-очереди. (Слайд №3)
А теперь поработаем в парах.
Произнесите предложение: ласково – сердито
жалобно – удивленно
радостно – грустно
испуганно – восторженно
Послушайте одну историю.
- РАЗДАЛСЯ ЗВОНОК ТЕЛЕФОНА. ЭТО ПОЗВОНИЛ НОСОРОГ. ОН ПРОСИЛ МЕНЯ О ПОМОЩИ, ПОТОМУ ЧТО БЕГЕМОТ ПРОВАЛИЛСЯ В БОЛОТО И МОЖЕТ УТОНУТЬ. Я ОБЕЩАЛ ПОМОЧЬ.
Можно ли назвать это текстом? Почему?
А вот как её можно было рассказать по-другому. (Слайд №4)
ЗВОНОК! –КТО ГОВОРИТ? - НОСОРОГ! – ЧТО ТАКОЕ? – БЕДА! БЕДА!
БЕГИТЕ СКОРЕЕ СЮДА! – В ЧЕМ ДЕЛО? – СПАСИТЕ! – КОГО? – БЕГЕМОТА! НАШ БЕГЕМОТ ПРОВАЛИЛСЯ В БОЛОТО. – ПРОВАЛИЛСЯ В БОЛОТО? – ДА! И НИ ТУДА, НИ СЮДА!
О, ЕСЛИ ВЫ НЕ ПРИДЕТЕ – ОН УТОНЕТ, УТОНЕТ В БОЛОТЕ, УМРЕТ ПРПАДЕТ БЕГЕМОТ!!! – ЛАДНО! БЕГУ! БЕГУ! ЕСЛИ СМОГУ, ПОМОГУ!
Чем этот текст отличается от первого? Как догадались?
Что такое рифма? Что такое ритм?
Кто помнит автора и название ?
РИФМА – СОЗВУЧИЕ КОНЦОВ СЛОВ, СТРОК (Слайд №5)
РИТМ – РАВНОМЕРНОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА.
Игра «Доскажи словечко»
ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ ПИРОГ
Я ЗАХОТЕЛ УСТРОИТЬ БАЛ
И Я ГОСТЕЙ К СЕБЕ позвал.
КУПИЛ МУКУ, КУПИЛ ТВОРОГ,
ИСПЕК РАССЫПЧАТЫЙ пирог.
ПИРОГ, НОЖИ И ВИЛКИ ТУТ
НО ЧТО-ТО ГОСТИ не идут.
Я ЖДАЛ, ПОКА ХВАТИЛО СИЛ
ПОТОМ КУСОЧЕК откусил.
ПОТОМ ПОДВИНУЛ СТУЛ И СЕЛ
И ВЕСЬ ПИРОГ В МИНУТУ съел.
КОГДА ЖЕ ГОСТИ ПОДОШЛИ,
ТО ДАЖЕ КРОШЕК не нашли.
Ну а теперь давайте сами попробуем подобрать рифмы к словам. Я называю слово, а вы придумываете к нему рифму.
МИСКА ДРОЖИТ ДОМИК КАРМАН ГВОЗДЬ БОЧКА СЛОН ДЕНЬ СЕЛИ
Физминутка
Маша шла, шла, шла.
Подберезовик нашла.
Вова шел, шел, шел.
Мухомор нашел.
Послушайте стихотворение, которое сочинил ослик Иа-Иа. (Слайд №6)
КРИСТОФЕР РОБИН УХОДИТ ОТ НАС.
ПО-МОЕМУ, ЭТО ФАКТ.
КУДА? НИКТО НЕ ЗНАЕТ.
НО ОН УХОДИТ, УВЫ!
ДА, ОН НАС ПОКИДАЕТ.
(ВОТ РИФМА К СЛОВУ («ЗНАЕТ».)
МЫ ВСЕ ОГОРЧЕНЫ.
(ТУТ РИФМА К СЛОВУ «УВЫ».)
НАМ ВСЕМ И ПРАВДА ГРУСТНО.
ТЕРПЕТЬ ВСЁ ЭТО ТРУДНО. (НЕПЛОХО!)
(ТАК И НЕТ РИФМЫ К СЛОВУ «ФАКТ». ДОСАДНО!)
А ВЕДЬ ТЕПЕРЬ НУЖНО РИФМУ К СЛОВУ «ДОСАДНО». ДОСАДНО!
ПУСТЬ ЭТИ ДВА «ДОСАДНО» РИФМУЮТ ДРУГ С ДРУГОМ, ЛАДНО?
МЫ ВСЕ ЗДЕСЬ ТВОИ
ДРУЗЬИ… (НЕ ТАК)
МЫ ВСЕ ЗДЕСЬ ДРУЗЬЯ. (ТВОЯ? ОПЯТЬ НЕ ТАК!)
В ОБЩЕМ, ПРИМИ НА ПРОЩАНЬЕ ОТ ВСЕХ
ПОЖЕЛАНЬЕ УСПЕХ…(НЕ ТАК!)
ПРИМИ ПОЖЕЛАНЬЕ УСПЕХОВ
ОТ ВСЕХОВ!
СЛОВОМ, МЫ ВСЕ ТЕБЕ ИХ ЖЕЛАЕМ,
ТЫ, МОЛОДЕЦ!
Можно ли назвать это стихотворением? Почему?
Я составляла рифмы и перепутала слова. Помогите мне их собрать.
(Слова прикреплены к фасаду стола для каждой пары) (Слайд №7 – проверка хором)
Я напечатала стихотворение, но некоторые слова в нем пропущены.
Попробуйте , поработав в парах, его восстановить, используя получившиеся у вас рифмы.
(карточка со стихотворением на столе). Проверка. (Слайд №8
К НАМ ВЕСНА _________________
БЫСТРЫМИ _________________
И СУГРОБЫ _________________
ПОД ЕЁ _________________
ЧЁРНЫЕ ПРОТАЛИНЫ
НА ПОЛЯХ __________________
ВЕРНО, ОЧЕНЬ ТЁПЛЫЕ
НОГИ __________________
ИТОГ:
С каким текстом мы сегодня работали?
Чем он отличается от обычного?
Завершим мы занятие игрой «Мои впечатления».
Назовите одним словом самое яркое впечатление, которое у вас осталось от занятия.
Вариант №2.
Возьмите на столе карточку №1
Раскрасьте лепестки со словами-рифмами одинаковым цветом
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ребятанаплощадкеиграливпрятки Ребята на площадке играли в прятки.
Ребята на площадке играли в прятки. Ребята на площадке играли в прятки. Ребята на площадке играли в прятки. Ребята на площадке играли в прятки .
РИФМА СОЗВУЧИЕ КОНЦОВ СЛОВ, СТРОК РИТМ РАВНОМЕРНОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА
К НАМ ВЕСНА _________________ БЫСТРЫМИ _________________ И СУГРОБЫ _________________ ПОД ЕЁ _________________ ЧЁРНЫЕ ПРОТАЛИНЫ НА ПОЛЯХ __________________ ВЕРНО, ОЧЕНЬ ТЁПЛЫЕ НОГИ __________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-332294-1383328898.jpg)
Презентация к занятию по риторике № 2. Чему учит наука риторика
Риторика 2 класс. Занятие № 2. Тема: Чему учит наука риторика...
Для внеурочных занятий по риторике
Для внеурочных инсценировок...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/07/picture-45781-1641561497.jpg)
Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий "Учимся общаться" (3 класс) .Использование программы Т. Ладыженской "Детская риторика"
В данном календарно-тематическом планировании представлены 34 темы внеклассных занятий. состоящие из 2 разделов: 1раздел- "Общение" (15ч), 2 раздел- "Речевые жанры (19ч).В планировании указаны ф...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/13/picture-642424-1465817149.jpg)
Программа курса «РИТОРИКА» разработана для внеурочных занятий с учащимися 4 класса
Программа курса «РИТОРИКА» разработана для внеурочных занятий с учащимися 4 класса на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/07/picture-45781-1641561497.jpg)
Рабочая программа внеурочных занятий по курсу риторики. 1 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "В гостях у Риторика" составлена на основе авторской программы Т.А.Ладыженской и в соответствии с ФГОС. Направлена на достижение личностных, предметных и мета...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/21/picture-109202-1592739523.jpg)
Внеурочное занятие по курсу "Детская риторика" на тему "Как хорошо уметь читать!"
Внеурочное занятие по курсу "Детская риторика" на тему "Как хорошо уметь читать!"...