Программа курса «РИТОРИКА» разработана для внеурочных занятий с учащимися 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

ШИБАНОВА Юлия Геннадьевна

Программа курса «РИТОРИКА» разработана для внеурочных занятий с учащими­ся 4 класса  на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Детская риторика»  под редакцией Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской, рекомендованной  Министерством образования и науки РФ, соответствует ФГОС (второго поколения).

Цель программы - как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Задачи:

- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;

- формировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных , так и интегрированных жизненных задач;

обеспечить прочное и сознательное овладение системой лингвистических  знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для лингвистической  деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

сформировать умение учиться;

сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

выявить и развить  творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnaya_deyatelnost_ritorika_4_klass.docx46.6 КБ

Предварительный просмотр:

Шибанова Юлия Геннадьевна МБОУ «СШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижневартовск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «РИТОРИКА» разработана для внеурочных занятий с учащимися 4 класса  на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Детская риторика»  под редакцией Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской, рекомендованной  Министерством образования и науки РФ, соответствует ФГОС (второго поколения).

Цель программы - как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Задачи:

- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;

- формировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных , так и интегрированных жизненных задач;

обеспечить прочное и сознательное овладение системой лингвистических  знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для лингвистической  деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

сформировать умение учиться;

сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

выявить и развить  творческие способности.

Общая характеристика курса.

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика дает возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока: «Общение», «Речевые жанры». Каждый блок дает представление о:

Общение

Речевые жанры

- сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой ситуации;

- компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

- тексте как продукте речевой деятельности, его признаках и особенностях.

- типологии текстов (повествование, описание, рассуждение).

- речевых жанрах как разновидностях текстов (просьба, пересказ, вежливая оценка, объявление и т.д. )

Обучение риторике должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, решению практических задач. Преподавание риторики основано на деятельностном подходе.

  • Определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
  • Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
  • Мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
  • Создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

                                       Сроки реализации программы.

Курс риторики в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения. Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю.

Описание ценностных ориентиров.

Одним из результатов обучения  является осмысление интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы – основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как к среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность  истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование  эмоционально – позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны. Чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка, интерес к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Результаты формирования УУД концу прохождения программы предполагается достичь следующих результатов:

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

Планируемые предметные  результаты концу прохождения программы предполагается достичь следующих результатов:

 Формирование следующих умений:

  • Различать общение для контакта и для получения информации;
  • Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
  • Уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
  • Определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
  • Называть основные признаки текста, приводить их примеры;
  • Называть изученные разновидности текстов  - жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
  • Продуцировать этикетные жанры (вежливая оценка, утешение);
  • Вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
  • Анализировать типичную структуру рассказа;
  • Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
  • Знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
  • Продуцировать простые информационные жанры (типа что – где – когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
  • Объяснять значение фотографии в газетном тексте;
  • Создавать подписи под фотографиями семьи, класса с учетом коммуникативной ситуации.

Учебно-тематический план.

№п/п

Разделы

Количество часов

Авторская (примерная программа)

Рабочая программа

1

Общение.

9 ч

9 ч

2

Текст.

13 ч

13 ч

3

Речевые жанры.

8 ч

8 ч

4

Обобщение.

4 ч

4 ч

итого

34 ч

34 ч

Содержание программы.

Содержание раздела

Характеристика деятельности учащихся

Общение (9 ч)

Речевая ситуация (2 ч)

Улыбка, как важное несловесное средство общения (1 ч)

Особенности говорения. Речевые отрезки и паузы (2 ч)

Называть компоненты речевой ситуации.

Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным.

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией, поддержать контакт.

Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта.

Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях.

Называть словесные и несловесные средства устной речи.

Объяснять роль пауз, логических ударений.

Успокоить, утешить словом.

Утешить – помочь, утешить–поддержать (2 ч)

Я – слушатель, я – читатель (2 ч)

Называть этикетные формулы утешения.

Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации.

Оценивать себя как слушателя, как читателя.

Текст (13 ч)

Типы текстов (3 ч)

Запрет – предостережение, запрет – строгий и мягкий.

Знаки вокруг нас (2 ч)

Опорные конспекты (2 ч)

Описание деловое и художественное (1 ч)

Вежливая оценка (1 ч)

Аргументы в рассуждении (3 ч)

Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных абзацев.

Называть признаки текста.

Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершенным текстам.

Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации.

Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения.

Объяснять значение, роль знаков в современном мире. Различать знаки-символы, знаки-копии.

Называть языковые знаки.

Составлять опорный конспект в виде таблицы, схемы.

Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное.

Различать и реализовывать описание разных стилей.

Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер.

Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение в рассуждении.

Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств

Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами.

Речевые жанры (8 ч)

Словарная статья (2 ч)

Рассказ (2 ч)

Служба новостей. Газетная информация (4 ч)

Анализировать словарную статью, создавать словарную статью к новым словам.

Анализировать типичную структуру рассказа.

Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни.

Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию.

Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров.

Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям.

Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата.

Обобщение (4 ч)

Говорю, пишу, читаю, слушаю.

Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности.

Называть изученные речевые, этикетные жанры.

Разыгрывать этикетные диалоги.

Оценивать свои речевые привычки.

Формулировать правила эффективного общения.


Основные риторические умения:
Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:
• взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства, анализировать свое речевое поведение;
• правильность речи (с точки зрения норм литературного языка); точность речи (наличие ошибок);
•особенности речевых жанров.
Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:
• умение использовать адекватные приемы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;
• умение создавать ориентированные на адресат и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры и т.д.

Умения

Понятийные и инструментальные знания

Общение

У-1. Анализировать и оценивать свои успехи и неудачи в общении.

Разные речевые ситуации. Учет речевой ситуации для успешного общения.

Виды общения

У-1. Определить вид общения по его основной задаче (сообщить; запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.)

Общение для контакта и общение для получения информации.

У-1. Определять уместность употребления несловесных средств.

Особенности употребления несловесных средств.

Речевой этикет

У-1. Отличать истинную вежливость от показной.

Вежливая речь (повторение).

У-1. Вступать в этикетный диалог и поддерживать его в (пределах, обозначенных в разделе «Речевой этикет» 1–4-й кл.).

Речевые привычки.

У-1. Оценивать уместность использования выбранного средства.

Способы выражения вежливой оценки, утешения.

Речевая деятельность

У-1. Определять виды речевой деятельности; их связь.

Основные виды речевой деятельности. Их связь.

У-2. Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков.
У-2. Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное.

Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

У-1. Анализировать живую устную речь, определять ее особенности.
У-1. Определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность.

Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

У-2. Редактировать текст с недочетами, используя прием взаиморедактирования.

Письменная речь.
Редактирование и взаиморедактирование.

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная)

У-2. Пользоваться толковым словарем, словарем синонимов.

Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

Текст        Речевые жанры

У-1. Определять начальное и конечное предложения как признаки тематического и смыслового единства текста.
У-2. Подбирать конечное (завершающее) предложение к незавершенному тексту.

Тексты. Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.

У-2. Создавать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

Этикетные речевые жанры

У-2. Умение вежливо оценить чужую работу.

Вежливая оценка.

У-2. Умение утешить словом и делом.

Утешение.

Типы текстов

У-1. Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть в тексте).
У-1. Анализировать вывод в рассуждении, убедительность доказательств.
У-2. Создавать текст типа рассуждения с несколькими доказательствами.

Тезис и вывод в рассуждении. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты.
Несколько доказательств в рассуждении.

У-1. Различать описания разных стилей.
У-2. Создавать описания двух разных стилей.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

У-1. Анализировать словарные статьи.
У-2. Создавать к новым словам словарные статьи.

Словарные статьи в толковом и в других словарях.

У-1. Анализировать типичную структуру рассказа.
У-2. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях своей жизни.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Речевые информационные жанры

У-1. Отделять сообщение о самом сообытии и отношение автора к событию.
У-1. Определять особенности содержания и речевого оформления информационных жанров.
У-1. Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям.
У-2. Написать информационную заметку в газету типа что–где–когда и как произошло; письмо в редакцию.

Хроника.
Фотография в газетном тексте.
Подпись к фотографии.
Информационная заметка

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п./п.

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Предметные умения

  (УУД)

Вид контроля

Общение (9 ч)

Цели:

Формировать умение учитывать роль речевой ситуации.

Развивать умение использовать паузы, правильно подбирать слова в различных  речевых ситуациях.

Развивать умение слушать, слышать, делать выводы.

* Различать общение для контакта и для получения информации;

Личностные:

- оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Регулятивные:                                    – формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Познавательные:

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

1

Речевая ситуация.

*Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

*Уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

*Определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

*Называть основные признаки текста, приводить их примеры;

*Называть изученные разновидности текстов  - жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

*Продуцировать этикетные жанры (вежливая оценка, утешение);

*Вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

*Анализировать типичную структуру рассказа;

*Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

*Знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

*Продуцировать простые информационные жанры (типа что – где – когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

*Объяснять значение фотографии в газетном тексте;

*Создавать подписи под фотографиями семьи, класса с учетом коммуникативной ситуации.

*Называть изученные речевые, этикетные  жанры.

Оценивать свои речевые ошибки.

Текущий.

2

Учитывай с кем, почему, для чего ты общаешься

Текущий.

3

Улыбнись улыбкою своей.

Текущий.

4

Особенности говорения.

Текущий.

5

Речевые отрезки и паузы.

Текущий.

6

Успокоить, утешить словом.

Текущий.

7

Успокоить, утешить словом.

Текущий.

8

Какой я слушатель.

Текущий.

9

Я - читатель

Текущий.

Текст (13 ч)

Цели:

Формировать умение различать типы текстов.

Формировать умение составлять опорные конспекты, пользуясь таблицами, схемами.

Формировать умение приводить аргументы, доказательства.

10

Типы текстов.

Текущий.

11

Яркие признаки текста.

Текущий.

12

Абзац, завершающий абзац.

Текущий.

13

Запрет.

Текущий.

14

Знаки вокруг нас.

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Коммуникативные:

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

Текущий.

15

Знаки-символы, знаки-копии.

Текущий.

16

Опорные конспекты.

Текущий.

17

Опорные конспекты.

Текущий.

18

Описание – деловое и художественное.

Текущий.

19

Вежливая оценка.

Текущий.

20

Аргументы.

Текущий.

21

Рассуждение.

Текущий.

22

Вступление и заключение.

Текущий.

Речевые жанры (8 ч)

Цели:

Формировать умение различать речевые жанры,  применять их в соответствии с речевой ситуацией.

Развивать умение подбирать информацию к различным речевым жанрам.

Развивать умение подбирать подписи к фотографиям.

23

Словарная статья

Текущий.

24

Словарная статья.

Текущий.

25

Рассказ.

Текущий.

26

Рассказ.

Текущий.

27

Служба новостей.

Текущий.

28

Газетная информация.

Текущий.

29

Хроника, заметка.

Текущий.

30

Подпись под фотографией.

Текущий.

Обобщение (4 ч)

Цели:

Обобщить и систематизировать знания о типах текстов, речевых жанрах.

Развивать умение применять полученные знания на практике для решения различных жизненных задач.

Развивать умение связно и красиво строить свои высказывания.

Развивать умение оценивать и исправлять  свои речевые ошибки.

31

Говорю, пишу, читаю, слушаю

Текущий.

32

Речевые жанры.

Текущий.

33

Этикетные жанры.

Текущий.

34

Этикетные диалоги, речевые привычки.

Текущий.

Программно-методическое обеспечение.

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2012. – 400 с.
  2. Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская, О.В.Марысева «Детская риторика в рассказах и рисунках», 4 класс- М.: Баласс 2013г.
  3. Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская, О.В.Марысева «Детская риторика . Методические рекомендации для учителя», 4 класс- М.: Баласс 2013г.

Цифровые образовательные ресурсы:

Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ http://fsu.edu.ru/p1.html

    Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" http://www.ict.edu.ru

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования http://ndce.edu.ru

Учительская газета http://www.ug.ru

Газета "Первое сентября" http://ps.1september.ru

Газета "Начальная школа" http://nsc.1september.ru

Издательство «Баласс»        www.school2100.ru

edu.ru - ресурсы портала для общего образования        

school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Математика и конструирование" (внеурочная деятельность в 1 классе)

Программа предназначена для кружковой  работы с обучающимися 1 классов. Я использую эту программу для работы с детьми  условно готовыми к школьному обучению. Так как программа помогает разви...

Технологическая карта внеурочного занятия во 2 классе по курсу "Народная культура"

Познакомить детей с русским фольклором, помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками; воспитывать интерес к православным праздникам и их значимости; воспитывать чу...

Рабочая программа внеурочных занятий для учащихся 3 «А» класса «Умники и умнички» .

Рабочая программа внеурочных занятий разработана на основе авторской программы Н. Б. Истоминой...

Рабочая программа по курсу «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» для учащихся 3 «б» класса ТНР на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для 3 класса учащихся с ТНР разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ТНР, утвержденными Приказом Министерс...

Рабочая программа по курсу «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» для учащихся 3 «В» класса ТНР

Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для 3 «в» класса учащихся с ОНР разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образо...

Рабочая учебная программа курса «Риторика»

Рабочая учебная программа курса «Риторика» базовый уровень, 2 класс /адаптированная на основе  авторской программыТ.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской   ...

Рабочая программа курса "Риторике"

Рабочая программа направлена на формирование навыков общения со сверстниками, взрослыми, отработку умения готовить публичные выступления...