Программа курса «РИТОРИКА» разработана для внеурочных занятий с учащимися 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Программа курса «РИТОРИКА» разработана для внеурочных занятий с учащимися 4 класса на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Детская риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, соответствует ФГОС (второго поколения).
Цель программы - как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- формировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных , так и интегрированных жизненных задач;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой лингвистических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для лингвистической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать умение учиться;
сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
выявить и развить творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnaya_deyatelnost_ritorika_4_klass.docx | 46.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Шибанова Юлия Геннадьевна МБОУ «СШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижневартовск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «РИТОРИКА» разработана для внеурочных занятий с учащимися 4 класса на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Детская риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, соответствует ФГОС (второго поколения).
Цель программы - как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- формировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных , так и интегрированных жизненных задач;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой лингвистических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для лингвистической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать умение учиться;
сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
выявить и развить творческие способности.
Общая характеристика курса.
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика дает возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока: «Общение», «Речевые жанры». Каждый блок дает представление о:
Общение | Речевые жанры |
- сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой ситуации; - компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). | - тексте как продукте речевой деятельности, его признаках и особенностях. - типологии текстов (повествование, описание, рассуждение). - речевых жанрах как разновидностях текстов (просьба, пересказ, вежливая оценка, объявление и т.д. ) |
Обучение риторике должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, решению практических задач. Преподавание риторики основано на деятельностном подходе.
- Определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
- Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
- Мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
- Создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
Сроки реализации программы.
Курс риторики в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения. Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю.
Описание ценностных ориентиров.
Одним из результатов обучения является осмысление интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы – основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как к среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально – позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны. Чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка, интерес к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Результаты формирования УУД концу прохождения программы предполагается достичь следующих результатов:
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
–оценивать свою вежливость; – определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); – осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; – осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; – понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. | – формулировать тему урока после предварительного обсуждения; – определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; | – продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры; – перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; – осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; – анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; – аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; – продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. | – критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; – осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; – учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; – анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; |
Планируемые предметные результаты концу прохождения программы предполагается достичь следующих результатов:
Формирование следующих умений:
- Различать общение для контакта и для получения информации;
- Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
- Уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
- Определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
- Называть основные признаки текста, приводить их примеры;
- Называть изученные разновидности текстов - жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
- Продуцировать этикетные жанры (вежливая оценка, утешение);
- Вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
- Анализировать типичную структуру рассказа;
- Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
- Знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
- Продуцировать простые информационные жанры (типа что – где – когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
- Объяснять значение фотографии в газетном тексте;
- Создавать подписи под фотографиями семьи, класса с учетом коммуникативной ситуации.
Учебно-тематический план.
№п/п | Разделы | Количество часов | |
Авторская (примерная программа) | Рабочая программа | ||
1 | Общение. | 9 ч | 9 ч |
2 | Текст. | 13 ч | 13 ч |
3 | Речевые жанры. | 8 ч | 8 ч |
4 | Обобщение. | 4 ч | 4 ч |
итого | 34 ч | 34 ч |
Содержание программы.
Содержание раздела | Характеристика деятельности учащихся |
Общение (9 ч) Речевая ситуация (2 ч) Улыбка, как важное несловесное средство общения (1 ч) Особенности говорения. Речевые отрезки и паузы (2 ч) | Называть компоненты речевой ситуации. Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией, поддержать контакт. Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта. Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях. Называть словесные и несловесные средства устной речи. Объяснять роль пауз, логических ударений. |
Успокоить, утешить словом. Утешить – помочь, утешить–поддержать (2 ч) Я – слушатель, я – читатель (2 ч) | Называть этикетные формулы утешения. Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации. Оценивать себя как слушателя, как читателя. |
Текст (13 ч) Типы текстов (3 ч) Запрет – предостережение, запрет – строгий и мягкий. Знаки вокруг нас (2 ч) Опорные конспекты (2 ч) Описание деловое и художественное (1 ч) Вежливая оценка (1 ч) Аргументы в рассуждении (3 ч) | Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных абзацев. Называть признаки текста. Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершенным текстам. Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации. Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения. Объяснять значение, роль знаков в современном мире. Различать знаки-символы, знаки-копии. Называть языковые знаки. Составлять опорный конспект в виде таблицы, схемы. Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное. Различать и реализовывать описание разных стилей. Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер. Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение в рассуждении. Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами. |
Речевые жанры (8 ч) Словарная статья (2 ч) Рассказ (2 ч) Служба новостей. Газетная информация (4 ч) | Анализировать словарную статью, создавать словарную статью к новым словам. Анализировать типичную структуру рассказа. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни. Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию. Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров. Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям. Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата. |
Обобщение (4 ч) Говорю, пишу, читаю, слушаю. | Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности. Называть изученные речевые, этикетные жанры. Разыгрывать этикетные диалоги. Оценивать свои речевые привычки. Формулировать правила эффективного общения. |
Основные риторические умения:
Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:
• взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства, анализировать свое речевое поведение;
• правильность речи (с точки зрения норм литературного языка); точность речи (наличие ошибок);
•особенности речевых жанров.
Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:
• умение использовать адекватные приемы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;
• умение создавать ориентированные на адресат и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры и т.д.
Умения | Понятийные и инструментальные знания |
Общение | |
У-1. Анализировать и оценивать свои успехи и неудачи в общении. | Разные речевые ситуации. Учет речевой ситуации для успешного общения. |
Виды общения | |
У-1. Определить вид общения по его основной задаче (сообщить; запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.) | Общение для контакта и общение для получения информации. |
У-1. Определять уместность употребления несловесных средств. | Особенности употребления несловесных средств. |
Речевой этикет | |
У-1. Отличать истинную вежливость от показной. | Вежливая речь (повторение). |
У-1. Вступать в этикетный диалог и поддерживать его в (пределах, обозначенных в разделе «Речевой этикет» 1–4-й кл.). | Речевые привычки. |
У-1. Оценивать уместность использования выбранного средства. | Способы выражения вежливой оценки, утешения. |
Речевая деятельность | |
У-1. Определять виды речевой деятельности; их связь. | Основные виды речевой деятельности. Их связь. |
У-2. Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков. | Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. |
У-1. Анализировать живую устную речь, определять ее особенности. | Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. |
У-2. Редактировать текст с недочетами, используя прием взаиморедактирования. | Письменная речь. |
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная) | |
У-2. Пользоваться толковым словарем, словарем синонимов. | Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др. |
Текст Речевые жанры | |
У-1. Определять начальное и конечное предложения как признаки тематического и смыслового единства текста. | Тексты. Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста. |
У-2. Создавать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения. | Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы). |
Этикетные речевые жанры | |
У-2. Умение вежливо оценить чужую работу. | Вежливая оценка. |
У-2. Умение утешить словом и делом. | Утешение. |
Типы текстов | |
У-1. Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть в тексте). | Тезис и вывод в рассуждении. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. |
У-1. Различать описания разных стилей. | Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. |
У-1. Анализировать словарные статьи. | Словарные статьи в толковом и в других словарях. |
У-1. Анализировать типичную структуру рассказа. | Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. |
Речевые информационные жанры | |
У-1. Отделять сообщение о самом сообытии и отношение автора к событию. | Хроника. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п./п. | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Предметные умения | (УУД) | Вид контроля | ||||
Общение (9 ч) Цели: Формировать умение учитывать роль речевой ситуации. Развивать умение использовать паузы, правильно подбирать слова в различных речевых ситуациях. Развивать умение слушать, слышать, делать выводы. | * Различать общение для контакта и для получения информации; | Личностные: - оценивать свою вежливость; – определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); – осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; – осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; – понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Регулятивные: – формулировать тему урока после предварительного обсуждения; – определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; Познавательные: – продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры; – перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; – осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; | ||||||||
1 | Речевая ситуация. | *Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания; *Уместно использовать изученные несловесные средства при общении; *Определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь; *Называть основные признаки текста, приводить их примеры; *Называть изученные разновидности текстов - жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач; *Продуцировать этикетные жанры (вежливая оценка, утешение); *Вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе; *Анализировать типичную структуру рассказа; *Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни; *Знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки; *Продуцировать простые информационные жанры (типа что – где – когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации; *Объяснять значение фотографии в газетном тексте; *Создавать подписи под фотографиями семьи, класса с учетом коммуникативной ситуации. *Называть изученные речевые, этикетные жанры. Оценивать свои речевые ошибки. | Текущий. | |||||||
2 | Учитывай с кем, почему, для чего ты общаешься | Текущий. | ||||||||
3 | Улыбнись улыбкою своей. | Текущий. | ||||||||
4 | Особенности говорения. | Текущий. | ||||||||
5 | Речевые отрезки и паузы. | Текущий. | ||||||||
6 | Успокоить, утешить словом. | Текущий. | ||||||||
7 | Успокоить, утешить словом. | Текущий. | ||||||||
8 | Какой я слушатель. | Текущий. | ||||||||
9 | Я - читатель | Текущий. | ||||||||
Текст (13 ч) Цели: Формировать умение различать типы текстов. Формировать умение составлять опорные конспекты, пользуясь таблицами, схемами. Формировать умение приводить аргументы, доказательства. | ||||||||||
10 | Типы текстов. | Текущий. | ||||||||
11 | Яркие признаки текста. | Текущий. | ||||||||
12 | Абзац, завершающий абзац. | Текущий. | ||||||||
13 | Запрет. | Текущий. | ||||||||
14 | Знаки вокруг нас. | – анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; – аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; – продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Коммуникативные: – критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; – осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; – учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; – анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; | Текущий. | |||||||
15 | Знаки-символы, знаки-копии. | Текущий. | ||||||||
16 | Опорные конспекты. | Текущий. | ||||||||
17 | Опорные конспекты. | Текущий. | ||||||||
18 | Описание – деловое и художественное. | Текущий. | ||||||||
19 | Вежливая оценка. | Текущий. | ||||||||
20 | Аргументы. | Текущий. | ||||||||
21 | Рассуждение. | Текущий. | ||||||||
22 | Вступление и заключение. | Текущий. | ||||||||
Речевые жанры (8 ч) Цели: Формировать умение различать речевые жанры, применять их в соответствии с речевой ситуацией. Развивать умение подбирать информацию к различным речевым жанрам. Развивать умение подбирать подписи к фотографиям. | ||||||||||
23 | Словарная статья | Текущий. | ||||||||
24 | Словарная статья. | Текущий. | ||||||||
25 | Рассказ. | Текущий. | ||||||||
26 | Рассказ. | Текущий. | ||||||||
27 | Служба новостей. | Текущий. | ||||||||
28 | Газетная информация. | Текущий. | ||||||||
29 | Хроника, заметка. | Текущий. | ||||||||
30 | Подпись под фотографией. | Текущий. | ||||||||
Обобщение (4 ч) Цели: Обобщить и систематизировать знания о типах текстов, речевых жанрах. Развивать умение применять полученные знания на практике для решения различных жизненных задач. Развивать умение связно и красиво строить свои высказывания. Развивать умение оценивать и исправлять свои речевые ошибки. | ||||||||||
31 | Говорю, пишу, читаю, слушаю | Текущий. | ||||||||
32 | Речевые жанры. | Текущий. | ||||||||
33 | Этикетные жанры. | Текущий. | ||||||||
34 | Этикетные диалоги, речевые привычки. | Текущий. |
Программно-методическое обеспечение.
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2012. – 400 с.
- Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская, О.В.Марысева «Детская риторика в рассказах и рисунках», 4 класс- М.: Баласс 2013г.
- Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская, О.В.Марысева «Детская риторика . Методические рекомендации для учителя», 4 класс- М.: Баласс 2013г.
Цифровые образовательные ресурсы:
Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ http://fsu.edu.ru/p1.html
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" http://www.ict.edu.ru
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования http://ndce.edu.ru
Учительская газета http://www.ug.ru
Газета "Первое сентября" http://ps.1september.ru
Газета "Начальная школа" http://nsc.1september.ru
Издательство «Баласс» www.school2100.ru
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Математика и конструирование" (внеурочная деятельность в 1 классе)
Программа предназначена для кружковой работы с обучающимися 1 классов. Я использую эту программу для работы с детьми условно готовыми к школьному обучению. Так как программа помогает разви...
Технологическая карта внеурочного занятия во 2 классе по курсу "Народная культура"
Познакомить детей с русским фольклором, помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками; воспитывать интерес к православным праздникам и их значимости; воспитывать чу...
Рабочая программа внеурочных занятий для учащихся 3 «А» класса «Умники и умнички» .
Рабочая программа внеурочных занятий разработана на основе авторской программы Н. Б. Истоминой...
Рабочая программа по курсу «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» для учащихся 3 «б» класса ТНР на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для 3 класса учащихся с ТНР разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ТНР, утвержденными Приказом Министерс...
Рабочая программа по курсу «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» для учащихся 3 «В» класса ТНР
Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для 3 «в» класса учащихся с ОНР разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образо...
Рабочая учебная программа курса «Риторика»
Рабочая учебная программа курса «Риторика» базовый уровень, 2 класс /адаптированная на основе авторской программыТ.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской ...
Рабочая программа курса "Риторике"
Рабочая программа направлена на формирование навыков общения со сверстниками, взрослыми, отработку умения готовить публичные выступления...