Развитие ИКТ компетентности первоклассников
статья (1 класс) на тему
сообщение из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_ikt_kompetentnosti_pervoklassnikov.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
(Выступление на городском семинаре)
Развитие ИКТ компетентности первоклассников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
учитель начальных классов
ГБОУ ООШ№34:
Кондаратцева И.Н.
I Важнейшим результатом реализации Федерального государственного стандарта второго поколения становится формирование ИКТ-компетентности обучающегося.
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими становятся в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому уже младших школьников необходимо не только знакомить с информационными технологиями, но и учить применять их в своей деятельности, способствуя тем самым формированию ИКТ-компетенций.
Что же это такое ИКТ – компетентность? ИКТ-компетентность обучающихся – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе». Следовательно, мы можем сделать вывод о необходимости уделения пристального внимания формированию ИКТ-компетентности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.
II Перед учителем всегда встают вопросы: где?, как?, с чего начинать? когда начать? Поэтому уже с первых уроков мы ориентируем первоклассников в информационных и коммуникативных технологиях и начинаем формировать у них способность их грамотно применять. Планируя свою работу нельзя забывать о возрастных особенностях первоклассников. Главная их особенность - первичное осознание позиции школьника, прежде всего, через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, а для ребенка это означает то же, что быть хорошим и любимым. Но вот первые трудности и утрачивается праздничное настроение. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Дети с нетерпением уже ждут не урока, а звонка на перемену, когда можно переключиться на привычные игры и общение со сверстниками. Первые дни в школе перед учителем стоит задача целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок лучше всего запоминает информацию, когда не только слышит ее, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать изучаемый объект. Внимание и память пока еще в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации).
Необходимо научить каждого учащегося за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практи/ ческой деятельности огромные массивы ин/ формации. Очень важно организовать про/ цесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
III. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности обучающихся в первом классе происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана и в процессе организации внеурочной деятельности. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Небольшой опыт сегодняшнего первоклассника позволяет ему начать использовать ИКТ для образовательных задач уже на начальной стадии обучения в школе. Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более привлекательной.
Для полноценной работы первоклассникам необходимо дать начальные основы работы с компьютером, а именно:
1. включение, выключение, запуск программ;
2. свободное владение мышью
3. первоначальные навыки работы с клавиатурой
4. запись информации с помощью различных технических средств
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребёнок сразу начинает осваивать клавиатуру, набор текста. И так на этапе обучения грамоте компьютер используем для дифференцированного обучения: читающие и нечитающие учащиеся. Выполняем упражнения в паре, например: вставь или замени букву; чтение текстов; просмотр фильмов. Наверное, многие согласятся, что на уроках письма, чтения в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут или читают дети. Мне кажется, что мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи или учебника на белую доску, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать "рассеивания” внимания первоклассников.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материала учебника, также наблюдение и опыты используя фотоаппарат, видеокамеру, измерительные приборы. Пример: наблюдать небо ночью и днём (сделать снимки или видео).При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.
Помощниками учителю, первоклассникам и родителям являются и электронные приложения к учебникам. Их материал можно использовать как для работы в классе на различных этапах урока, так и индивидуально, самостоятельно дома.
Формированию ИКТ компетентности способствует выполнение практических, интегрированных самостоятельных и творческих работ, содержание которых предусматривает использование различных источников информации, критическое оценивание и анализ ее достоверности, а также перевод информации из одного вида в другой. Первый опыт такой деятельности – это выполнение мини проектов по предметам. Конечно, первоклассники не готовы самостоятельно переводить информацию из одного вида в другой. Здесь вполне оправдана помощь родителей и учителя.
При формировании ИКТ-компетентности у первоклассников успешно применяют традиционные подходы:
∙ словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);
∙ наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций, фильмов);
∙ практические методы .
Используя ИКТ – технологии на различных этапах урока, видно, как урок становится интересен, привлекателен для учащихся, а это значит плодотворен.
IV. Таким образом, использование современных цифровых инструментов и коммуникативных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, куда включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Поэтому, использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...
Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».
Современный этап развития школы в России характеризуется изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования. Обновление и инновация учебных дисциплин требуют включения в ...
Развитие творческой компетентности у учащихся на уроках английского языка.
На начальном этапе обучения детей необходимо заинтересовать тем или иным видом работы, только после этого можно приступать к достижению поставленной цели и реализации выдвинутых задач. «Draw and Writ...
Развитие информационной компетентности у младших школьников на уроках окружающего мира. Конспект урока "Когда жили динозавры?"
ФГОС формулирует ряд требований к изучению окружающего мира, одно из которых – ИКТ в достижении предметных результатов – для данного раздела является ключевым. Речь идет об освоении...
Развитие информационной компетентности учащихся на уроках и во внеурочное деятельности
Опыт работы...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Проблема формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования в настоящее время является актуальной. Владение современными ИКТ-технологиями составляют основу грамотности современног...