Описание опыта работы
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В описании дается практическое обоснование обеспечивающее успех работы учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
optisanie_opyta_raboty_marinoy_e.p.docx | 187.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы Марьиной Елены Павловны
учителя начальной школы МБОУ «СОШ № 51» г. Казани
«Внедрение системно – деятельностного подхода в учебный процесс».
«Уча других, мы учимся сами»
Л. Сенека
Я, Марьина Елена Павловна работаю в должности учителя начальной школы с 1993 года, в данном учреждении 21 год. На протяжении многих лет моей педагогической практики неоднократно менялись методы и подходы к образовательному процессу. Принципиальным отличием современного системно – деятельностного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способны к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Система требований к современному уроку определяется:
- концепцией федеральных государственных образовательных стандартов, принципами современной дидактики, позицией системно-деятельностного подхода;
- направленностью образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектированием и конструированием социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активной учебно-познавательной деятельностью обучающихся;
- построением образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и компетентностного подхода.
Современный урок - это урок самореализации ученика, это урок создания
образовательного продукта через развитие компетенций, метапредметных связей и рефлексии. Классификация универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - позволяет учителю развивать свой творческий потенциал и разрабатывать различные типовые задания.
Моя педагогическая идея – создание образовательной среды, в которой бы формировалась личность ребёнка. В последние годы я активно внедряю в педагогическую деятельность методику системно – деятельностного подхода в обучении учащихся, т.к считаю, что именно она позволяет обеспечивать новое качество образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно – ориентированной направленности образования.
Наличие теоретической базы опыта.
Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган и др.) и психологии (А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.).
Технология опыта.
Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельность - это всегда целеустремленная система, которая нацелена на результат. Он может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). В деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.
Цель опыта: раскрыть потенциал системно - деятельностного метода для формирования универсальных учебных действий младших школьников и возможности его реализации в урочной и внеурочной деятельности.
Задачи опыта: выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность системно - деятельностного подхода; обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования данного метода для формирования и развития универсальных учебных действий у младших школьников. Для успешного развития умений важно учитывать степень подготовленности обучающихся к этой деятельности. Для определения уровня развития на уроках ведётся наблюдение за тем, как обучающиеся воспринимают знания, решают различные учебные задачи, работают в паре и группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий.
Уровень сформированности коммуникативных умений определяется на основе наблюдений за активной и интерактивной работой обучающихся. Обращается внимание на способность детей следовать «Правилам общения»; договариваться; учитывать иное мнение в диалоге.
Учитывая уровень развития мышления обучающихся, я планирую формирование определенных мыслительных операций на всех урока поэлементно и поэтапно. Использую разные рефлексивные методики, которые стимулируют развитие умений планировать свою работу, оценивать результаты своих действий как бы со стороны, формируют способность к самоконтролю. Позиция учителя: он превращается в организатора деятельности, консультанта-помощника и коллегу по решению проблемы - добыванию необходимых знаний.
Требования, которые я ставлю перед собой и учащимися на уроке:
- цели должны быть конкретными, достижимыми, понятными;
- учителем должен быть сформирован интерес не только к предмету, но и к достижению конечного результата;
- ученикам необходимо показать возможность применения полученных знаний на практике;
- отбор содержания урока должен быть качественным, не перегружая учащихся, но обеспечивающий усвоение программного материала;
- материал урока должен быть доступным, но выводить детей в определённой ситуации из зоны комфорта, тем самым заставляя их искать новые пути и решения поставленных перед ними задач;
- выводы на уроке должны делать сами ученики;
- максимальное внедрение в урок системно-деятельностного подхода;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей класса;
- обратная связь;
- урок должен быть связан с жизнью;
- дети должны уметь работать в парах, постоянных и сменных группах;
- обязательным моментом является рефлексия;
- вариативность домашнего задания;
- здоровьесберегающая среда на уроке;
- положительный эмоциональный настрой на уроке.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.
Анализ результативности. Анализируя результативность работы учащихся в технологии системно - деятельностного подхода, можно сделать следующие выводы:
- значительно расширяется кругозор учащихся в предметных областях;
- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;
- формирует социальный опыт учащихся в труде и общении;
- изменяется отношение « учитель-ученик» в сторону сотрудничества;
- активнее применяются учащимися информационные технологии.
Результаты моей педагогической деятельности показали оптимальность использования системно – деятельностного подхода в начальных классах. Доказательством является то, что мои ученики становились победителями и призёрами конкурсов, олимпиад.
Технологическая карта урока «Окружающий мир»
УМК «Перспектива» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая
1 класс
Тема | Какие бывают животные | ||||||
Цели урока | Дать учащимся общее представление о том, как разнообразен мир животных, о делении животных на группы (звери, птицы, насекомые, рыбы); ознакомить обучающихся с признаками каждой группы животных; учить определять принадлежность животного к своей группе; воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь ко всему живому. | ||||||
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия | |||||
Узнавать и правильно называть животных на слайдах и рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку; Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя); Классифицировать животных по их существенным признакам; Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям; Формировать представление об охране животных. | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; Коммуникативные: овладение способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учебы) Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; | ||||||
Организация пространства | |||||||
Формы работы | Ресурсы | ||||||
Фронтальная, в малых группах, индивидуальная, в парах. | Плешаков А.А., М.Ю. Новицкая Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011. ч.1, с 42 – 43. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2015. ч.1, с 42 – 43. ч. 1, с 32 – 33. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Окружающий мир 1 класс Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Наглядный и раздаточный материал. | ||||||
Тип урока | Открытие нового знания. | ||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||||
Организационный | Организует детей на работу. Начинается урок, Начинаем урок «Окружающий мир» | Рассаживаются по группам (4 группы) Осуществляют самооценку готовности к уроку Повторяют правила работы в группе | Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности. | ||||
Актуализация знаний Постановка учебной цели | - С чего вы начнете работу? (С повторения.) − Какую цель вы поставите перед собой, повторяя материал? (Вспомнить эталоны, которые мы открыли на прошлых уроках.) Отгадайте загадки. Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка) Что за птичка на суку На поляне возле елок (Муравьи) В воде мы живем, - Как одним словом сказать: кто это? - Как вы думаете: о чём или оком мы сегодня будем говорить на уроке? - Тема нашего урока: «Какие бывают животные». Чему будем учиться на уроке? Что будем выявлять?
Слайд 1- Говоря о животных, мы представляем себе своего верного четвероногого друга-собаку, белочку или красавца оленя. А может быть это пёстрые бабочки или мохнатые шмели, летающие над лугом. Вы спросите: разве бабочки и шмели тоже животные? Да, конечно! Бабочки, шмели и все другие насекомые- это настоящие животные. И птицы, и рыбы, и змеи, и ящерицы, и лягушки, и черви-всё это животные. Когда вы называли знакомых вам животных, вы перечисляли только животных одной группы. Их называют звери. Как вы думаете, существуют другие группы животных? Определим задачи урока с помощью вопросительных предложений: На какие группы…? Как они … ? Чем … животные… ? | Учащиеся отгадывают загадки Обучающиеся предлагают варианты ответов Ученики дают ответ, что это всё животные. - О животных. - Наблюдать за животными. Выяснять чем отлиаются они друг от друга. Дети называют животных. - Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое. | Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формирование умения вести диалог, умения слушать одноклассников; оформлять свои мысли в устной речи Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Познавательные: выполняется логические действия анализа и синтеза | ||||
Изучение нового материала | 1). Организация работы в группах. Откройте учебник с. 42- 43, - почему животные находятся на разных цветных площадках? -Кто изображен на розовом фоне? Назовите животных. - Кто - на голубом? - Кто - на жёлтом? - Кто - на зелёном? - А дальше мы будем исследовать группы животных, выявлять отличитеные признаки каждой группы животных. Капитаны команд подойдут и выберут карточку с названием группы животных. Задание. - Рассмотрите внимательно изображённых животных на вашем компьютере, постарайтесь увидеть и назвать отличитеные признаки вашей группы животных. Время работы 5 мин) Диск ((Слайды: №2 «Насекомые», №3 «Рыбы», №4 «Птицы», №5 «Звери», у каждой группы один ) - Не забывайте о правилах работы в группе. (Обеспечивается контроль за выполнением индивидуального задания в каждой группе. Оказывается необходимая помощь. Организует работу с информацией, помещенной в учебнике) Выступления детей по отчёту групп. (Демонстрация слайдов, сопровождающих высказывания учащихся и учителя) (Слайды: №2 «Насекомые», №3 «Рыбы», №4 «Птицы», №5 «Звери», Учитель дополняет ответы детей. Рыбы На слайде изображена 1 группа животных это рыбы! - Чем ониотличаются от других животных? / нет ног, а есть плавники, которые помогают плавать, тело покрыто чешуей/ А знаете ли вы что рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растет быстро и колечки широкие, а зимой колечко узкое. По этим колечкам широким и узким можно узнать, сколько рыбе зим и лет. Мы знаем, что рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. ПТИЦЫ Тело птицы хитроумно устроенный аппарат, и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму. Пух, находящийся под пером, согревает тело. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки. С наступление холодов птицам приходится особенно трудно. - Что вы можете сказать об этом? Многие птицы улетают в теплые края (примеры), а те которые остаются зимовать (примеры) - как мы можем им помочь? НАСЕКОМЫЕ Слово «насекомое» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно посмотреть на брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно брюшко насечено. На нашей планете живет 2 млн. видов насекомых. Более чем всех остальных животных, да и растений вместе взятых. Они обитают в почве, на земле и в воде, в воздухе - везде. Учитель показывает паука. - А можно его, назвать насекомым? ЗВЕРИ - Чем отличаются от других животных? / Их тело покрыто шерстью, у них 4 ноги/ Звери и только звери выкармливают своих детенышей молоком. Поэтому их называют млекопитающими. Шерсть помогает им выжить в суровых условиях нашего климата.
Животных нужно беречь и защищать!!! | Дети поделены на 4 группы.(3 группы по 6 учеников и 1 - 5 уч.) Ученики участвуют в работе по названию групп животных и каждого представителя в группе, сообщают где их видели: в природе, живом уголке, зоопарке… Дети делятся своими знаниями о них. Ученики работают в группах, выявляют отличитеные признаки каждой группы животных (птицы, звери, рыбы, насекомые). Работают в группе со слайдом на компьютере, информацией в учебнике и атласом – определителем «От земли до неба» Выслушиваются варианты сообщений детей. Ученики предлагают сообщения: о группах животных, чем они отличаются друг от друга, главные признаки каждой группы - Главный признак – тело покрыто чешуёй и есть плавники. - Главный признак птиц - тело покрыто перьями. А ещё у них есть клюв и две ноги. Сделать кормушки для птиц и не забывать класть в них корм - Главный признак насекомых – 6 ног - Нет, у него 8 ног - Главный признак зверей - тело покрыто шерстью, у них 4 ноги. - Не ловить и не трогать бабочек, не убивать животных, а если увидели что кто-то их обижает.нужно защитить или предупредить взрослых. | Коммуникативные: формирование умения работать с информацией; организация учебного взаимодействия в группе (распределять роли, договариваться друг с другом) Логические: формирование умения выявлять сущность, делать выводы. Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в учебнике; расширение знаний обучающихся: получение дополнительной информации со слайдов Коммуникативные: организация учебного взаимодействия в группе; формирование умения слушать других Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: формирование умения обобщать и классифицировать по главным признакам | ||||
Динамическая пауза | Хомка, Хомка, хомячок Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Шейку моет, щёчки трёт. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять Хочет хомка сильным стать | Наклоны головы влево, вправо. Наклоны туловища влево, вправо. Потягиваемся. Трём шейку и щёчки Движения руками. Ходьба на месте. Руки вытянуты на уровне плеч в стороны, сгибание и разгбание рук. | |||||
Первичное закрепление | 1). Организуется работа по заполнению сводной таблицы отличительных признаков каждой из изученных групп животных. (Приложение 2,3) - У вас на партах лежит листочек, на котором таблица. Рассмотрите её. Как вы думаете, что надо сделать? - В пустых строчках справа приклеить основноые отличительные признаки. 2). Организуется проверка работы групп. Демонстрируется образец работы.
| Ученики в группах заполняют сводную таблицу, вклеивая основной признак группы животных по всем представленным группам животных. Показывают свою работу и делют выводы. | Коммуникативные: формирование умения работать в группах. Познавательные: формирование умения обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью проверки правильности выполнения задания или обнаружения отклонений от образца | ||||
Тренировочные упражнения | - Сейчас мы будем работать в паре. Какие правила надо соблюдать при такой работе? Игра «Кто лишний?» (Приложение 4) Карточки на каждую парту - У вас на партах лежат листочки с изображением животных. Рассмотрите их. - Я предлагаю вам, работая в паре, обсудить и зачеркнуть в каждой строчке лишнее животное. - Назовите лишнее животное в 1ом ряду. Докажите выбор. - Назовите лишнее животное во 2ом ряду. Докажите выбор. - Назовите лишнее животное в 3ем ряду. Докажите выбор. - Назовите лишнее животное в 4ом ряду. Докажите выбор. - Что помогло вам найти лишнее животное? !?- Можно ли сказать, что животные каждой группы имеют свои общие признаки? Попробуйте это доказать. - Итак, пока мы с вами будем учиться различать животных по данным признакам. | Дети работают в паре. Обсуждают животных в каждой строке и доказывают свой выбор. Учебник стр. 43, чтение вывода. | Познавательные: выполняются универсальные логические действия: относить объекты к известным понятиям; выстраивать логическую цепь рассуждений; выбирать основания для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные: Формирование умения работать в парах, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументирую её; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | ||||
Итог урока. Рефлексия деятельности | - Завершился наш урок. Что важного из изученного на уроке вы узнали и запомнил? Какое задание понравилось больше всего, а что вызвало затруднение? - Оцените свои достижения на уроке. В этом вам могут помочь высказывания ( «Я – ЗНАЮ, УМЕЮ, МОГУ, ХОЧУ УЗНАТЬ» Итак, что вы сейчас делали? (Учились применять знания.) | Учащиеся рассказывают по схеме: «Я – ЗНАЮ, УМЕЮ, МОГУ, ХОЧУ УЗНАТЬ» или высказываются самостоятельно и оценивают свои достижения на уроке | Регулятивные: формируется умение соотносить цель и результат учебной деятельности |
Результаты педагогической диагностики успешности качества обучения учащихся.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Представление опыта деятельности, подведение её результатов проводится в различных формах:
- Размещение материалов на сайте « Социальная сеть работников образования» мини – сайт Марьина Елена Павловна.
- Работа в экспериментально-проблемной группы по реализации курсов ОРКСЭ и ОДНКНР в рамках ФГОС по нормативно - правовой базе. (Управление образования города Казани Приказ № 88 от 16.09.2015)
|
4. Дистанционный образовательный ресурс «Академия педагогического мастерства».
5. Центр дистанционного образования «Прояви себя».
6. Информационно – Методический Центр «Алые паруса» Российская Федерация.
7.Центр профессионального развития «Росконкурс».
8.Сайт «МИНОБР.ОРГ». Моё интернет образование. Всероссийский портал.
9. Выступления на педагогических советах школы, районных, городских и республиканских семинарах и конференциях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы
Здесь я представила свою систему работы как классного руководителя, а также результаты моей работы за последние 3 года....
Описание опыта работы по теме "Новые подходы к использованию дидактических игр в обучении младших школьников".
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно – психического напряжения....
Описание опыта работы классного руководителя
Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....
описание опыта работы
Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить спос...
Технология работы над проектом.Описание опыта работы.
С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...
Описание опыта работы
Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции в сфере социальной деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и поддержки. В центре вн...
Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"
Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....