Описание опыта работы
статья (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty_petrovoy_t.n._gbou_oosh_12.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание системы работы учителя начальных классов
ГБОУ ООШ № 12 пос.Шмидта г.о.Новокуйбышевск
Петровой Татьяны Николаевны, участницы
первого (территориального) этапа
всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года России» - «Учитель года Поволжского управления»
Компетентностный подход к обучению школьников
сотрудничеству в процессе интерактивного общения
План описания опыта работы:
- Пояснительная записка.
- Целеполагание.
- Задачи.
- Содержание.
1. Пояснительная записка
Я иду на работу с радостью, а возвращаюсь с чувством глубокого удовлетворения, потому что в моём классе порядок и уют после капитального ремонта здания школы, а замечательный коллектив учеников регулярно радует меня своими успехами, а родители, законные представители моих школьников,- постоянные помощники наших нужных и важных дел. И все мы живем в комфортной для нас атмосфере понимания, сотрудничества, поддержки.
Важной составляющей качества образования, имеющей принципиальную новизну для современного российского образования, выступают ключевые компетенции. Сегодня компетентный школьник должен быть способен мобилизовать в данной конкретной ситуации полученные знания и опыт. Есть смысл говорить о компетентностях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации: непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, является не компетенцией, а скрытой возможностью. Но компетентный выпускник не сформируется как личность в условиях использования наглядно – демонстрационных методов обучения, когда в большей степени активен учитель. Компетенция становится сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике.
Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции в сфере социальной деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и поддержки. Задача развития у учеников начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками очень важна. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
Взаимодействие – это совместная деятельность людей для достижения определенной цели. Ядром ситуации взаимодействия является совместное принятие решения. По классификации стилей взаимодействия К.У.Томаса и Р.Х. Килменна только сотрудничество ориентировано на наиболее полное удовлетворение интересов всех участников взаимодействия. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.
Условием возникновения и становления опыта явилось то, что в эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в образовательном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации в социуме. Ученые, методисты и учителя-практики отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к увеличению конфликтности среди учеников в процессе школьного образования. Педагоги испытывают большие сложности во время формирования толерантного общения у детей, а именно в этом формате ученик может добиться позитивных результатов образовательной деятельности.
Вместе с тем, современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от учителя реализации идей сотрудничества в условиях массового образования.
За основу системы работы принята технология интерактивного обучения, основанная на принципах погружения в общение. Используется важнейшая особенность интерактивного обучения – процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Цель групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт человек мог перенести во внешний мир и успешно использовать его.
Обучение осуществляется через использование групповых форм творческой деятельности, с учетом возрастных особенностей младших школьников. Творческая деятельность – это процесс, у которого нет единственно верного результата, и существует несколько путей достижения поставленной цели. При выполнении творческих заданий не создаются условия, провоцирующие развитие соперничества (конкуренции) внутри групп и между ними. Конкуренция лишь возникает в тех условиях, когда ход и результаты работы можно сравнить с некоторым эталоном. Это порождает соперничество. Основной критерий оценки творческой работы состоит в том, что ее продукт оценивается, прежде всего, своей уникальностью. .
Таким образом, творческую групповую деятельность младших школьников объединяет основная функциональная направленность:
- творчество как процесс получения положительных эмоций;
- творчество как компенсация за неудачи в других видах деятельности;
- творчество как источник переживания;
- творчество как способ познания окружающего мира;
- творчество как канал передачи общественного опыта.
Компетенция взаимоотношений и сотрудничества включает в себя два важных и равноценных блока: технологию интерактивного обучения и обучение через творчество.
- Целеполагание.
Цель системы работы: Организация деятельности, способствующей формированию и развитию у детей навыков общения, эффективного бесконфликтного взаимодействия и результативного сотрудничества.
В основе лежит использование групповой творческой деятельности во внеурочное время. Работа проводится с учениками начальных классов школы, классным руководителем которых я являюсь.
- Задачи.
Задачи системы работы:
- Сформировать коллектив единомышленников в процессе эмоциально положительного сотрудничества.
- Обеспечить выработку привычек у младших школьников по согласованию личных интересов с интересами других.
- Обучить детей правилам эффективной организации совместной работы.
- Продолжить результативное сотрудничество учащихся через увеличение количества призовых мест и благодарностей за участие в областных, окружных, региональных и всероссийских мероприятиях в целом по классному коллективу.
- Содержание.
Используемые принципы:
- Обучение в деятельности.
- Участие детей в групповых работах дает им непосредственные навыки взаимодействия, отсутствие которых ничем нельзя пополнить.
- Предоставление возможности самостоятельности в деятельности
- Лишение учеников права на инициативу снимает с них ответственность за происходящее. Тогда у детей не возникает потребности вникать в суть человеческих отношений и учиться их налаживать и поддерживать.
- Обеспечение позитивного опыта деятельности.
- Позитивный опыт это тот, при котором удовлетворение, полученное от участия в групповой работе, компенсирует чувство напряжения и негативные эмоции, которые могут возникнуть в ее процессе.
- Обеспечение результативного сотрудничества учащихся.
- Анализ результатов контрольных работ учеников, сочинений, проектные работы, рост задействованности во внеклассных мероприятиях, а также процентное соотношение уровня обученности школьников, количества призовых мест по итогам различных дел в начале учётного периода (цикл, триместр, полугодие, учебный год) и на последующих этапах школьной жизни, позволяет сделать следующий вывод: у детей качественно улучшается техника чтения и письма, счёта, увлечения информационными технологиями способствуют расширению круга общения, в том числе по сети Интернет, формируется коллектив единомышленников.
- Использование сотруднических техник
- Учитель действует совместно с коллективом, уважает мнения и решения школьников.
- Приоритетное внимание педагога к отношениям, которые складываются между детьми по ходу работы.
- Привлекательность содержания деятельности.
Занятия, предусмотренные технологией, проходят в основном в классно-урочной форме, также используются такие формы как: экскурсия, консультирование учащихся, научно-исследовательская конференция, кружки, занятия в клубе выходного дня «Здоровье-это мы». Занятия проводятся не менее одного раза в неделю. Начинается работа с занятий- приветствий в начале учебного дня, которые позволяют быстрее познакомиться. Постепенно в соответствии с изменением опыта и возраста детей акценты смещаются с формирования мотивации сотрудничества на развитие привычки согласовывать личные интересы с интересами других, обучение правилам эффективной организации совместной работы и становление эмоциональной сферы.
В ходе занятий учащимся предлагаются задания различных видов:
Тренинги общения
Проведение тренингов общения, направленных на знакомство, установление контакта, выработку правил поведения в группе, обучение корректному выражению собственных чувств, эмоций, «Я – высказывание».
Задания совместно – индивидуального характера
Предлагаются для выполнения индивидуальные задания, которые потом объединяют так, что они образуют единое целое. С точки зрения обучения детей сотрудничеству эти задания позволяют эффективно решать одну из поставленных задач – создание у детей мотивации взаимодействия. Выполняя данные задания, ребята убеждаются, что, объединив усилия, они получают качественно новый продукт, который не могли бы произвести самостоятельно. Возникают положительные эмоции и чувство сопричастности к группе.
Задания совместно – последовательного характера
Группа детей получает задание создать общее произведение, текст, сообщение, выполняя работу пошагово, в порядке очередности. Выполняя такие задания, дети учатся принимать тот факт, что другие участники вносят свой вклад в разработку и реализацию замысла; убеждаются, что результат совместного творчества привлекателен; получают эмоциональный опыт взаимодействия; испытывают чувство принадлежности к группе.
Задания на создание совместных композиций
Работа состоит из двух последовательных этапов: выполнения каждым ребенком индивидуального задания и совместной деятельности по объединению личных результатов в одно целое. Поиск способа композиционного объединения элементов в одно целое составляет содержание взаимодействия ребят.
Задания на конструирование из модулей
Данные задания состоят из нескольких этапов. На первом этапе каждый ребенок в группе изготавливает по установленному образцу определенное количество одинаковых модулей – элементов будущей общей работы. Далее все модули объединяются в общую работу. Найти способ сложения элементов в единое целое – основное содержание работы. Выполняя задания данного типа, ребенок осваивает элементарные навыки руководства – подчинения, пробует себя в ролях организатора, исполнителя.
Задания на коллективное принятие решений (усложненные задания)
Выполняя задания такого типа, дети учатся: получать опыт коллективного обсуждения и осваивать соответствующие правила; обосновывать свою точку зрения; уступать друг другу.
Предлагаемые задания характеризуются:
- большим объемом работы;
-направленностью на развитие творческого мышления, в которых генерируется максимальное количество оригинальных идей;
- требованием принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности группы.
Занятия проводятся в соответствии с тематическим планированием педагога. Контроль и оценивание учебной деятельности школьников основывается на критериях уровня и качества выполняемых творческих работ: по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным ростом учащегося в ходе работы. В ходе реализации данной системы работы возможно использование различных форм контроля достижений учащихся:
- анкетирование,
- беседа,
- оценка работы в группах,
- контроль выполнения творческой работы
- презентация работы, проекта,
- представление работы на школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» и другие.
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через:
- вербальную,
- содержательную,
- прогностическую оценку,
- оценку по конечному результату,
- рецензирование,
- проблемную ситуацию,
- самооценку,
- взаимооценку,
- создание определенного общественного мнения,
- самоконтроль,
- взаимоконтроль.
С помощью « Листа контроля» в конце каждого занятия дети осуществляют самооценку.
Лист контроля ученика «___» класса
даты | |||
Критерии / оценки | сентябрь | октябрь | ноябрь |
Самооценка | |||
Оценка работы в группе | |||
Оценка педагога | |||
Комфортность во время работы |
Цветовое решение оценивания:
1. Самооценка:
- красный цвет- любопытная информация,
- жёлтый цвет- интересные сведения,
- синий цвет- полезная информация.
2. Оценка работы группы:
- серый цвет- не очень активен,
- зелёный цвет- достаточный уровень активности,
- жёлтый цвет- согласованная оценка, хорошая активность.
3. Оценка педагога:
+ 1, +2 балла-
за активный интерес к занятию и бесконфликтное, толерантное общение,
0 баллов-
за пассивность на занятии, не участие в общем деле
- 1, -2 балла-
ученик получает за создание конфликтной ситуации на занятии, неумение конструктивно решать возникающие проблемные ситуации.
4. Комфортность во время работы (впечатление от урока, занятия)
- очень доволен
- равнодушное отношение
- я огорчён
В конце каждого урока, занятия проводится анализ. Педагог по методике профессора П.И.Третьякова предполагает детям провести самоанализ своей деятельности. Анализ производится на различных уровнях:
- на репродуктивном уровне ученик ищет ответы на вопросы:
- Что я делал?
- Что для этого сделал?
- Как нужно было сделать?
- на конструктивном уровне находит ответы на вопросы:
- Какую модель сделал?
- Для чего она нужна?
- Как сделать лучше?
- Какие варианты могут быть?
- на творческом уровне:
- Что я сделал нового?
- Как сделать по - новому?
Занятия в первом классе безотметочные, далее проводятся как по системе «зачет – незачет», так и по привычной для всех системе. Результаты образовательной деятельности школьника заносятся в портфолио ученика и в сводную рейтинговую таблицу. Применение такой системы оценивания повышает интерес учащихся к занятиям, стимулирует их активность, позволяет осуществлять рейтингование.
Методическим обеспечением системы работы выступают:
- ведущие методы: частично-поисковый, проблемно-поисковый, исследовательский, беседа, метод проектов.
- приемы: создание ситуации успеха, сотрудничество учителя и ученика, ученика и ученика, привлечение обучающихся к оценочной деятельности, занимательность обучения, создание проблемных ситуаций, применение мер поощрения, наглядность;
- технологии: технология интерактивного обучения Л.И. Уманского, технология встречных усилий Г.А. Цукерман (технология развития творческой деятельности), система оценивания по методике профессора П.И.Третьякова; технология КТД Н.Е.Щурковой;
- организационные формы обучения: классная, индивидуально-групповая, групповая, коллективная.
Использование данной системы работы учит детей рецензировать групповые творческие работы своих одноклассников, постоянно заниматься самооценкой, совершенствовать коммуникативные функции речи.
Таким образом осуществляется компетентностный подход: ребенок становится субъектом обучения, реализуется в творческом процессе; формируется положительная «Я- концепция»: я - могу, я- умею, я- нравлюсь, я- думаю, я- добиваюсь хороших результатов, я- участник полезных дел…» Работа в группе способствует развитию действия целеполагания, выбору оптимального пути достижения цели, построению алгоритма действий, выполнению , анализу, оцениванию, коррекции и т. д.
Используемая система работы направлена на достижение главного результата- личности школьника в соответствии с миссией школы № 12: реализация образовательных услуг в интересах воспитанника и обучающегося, общества и государства, воспитание социально-адаптированной личности, готовой к продолжению образования, мотивированной к здоровому образу жизни, имеющей возможности к обучению и обладающей сформированными базовыми компетенциями.
А именно:
Компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности |
|
Компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности |
|
Компетенции в сфере социальной деятельности |
|
Компетенции в бытовой сфере |
|
Компетенции в сфере культурно-досуговой деятельности |
|
Результативностью использования системы работы является:
1. Стабильно высокие результаты итоговой аттестации учащихся за последние 3 года: | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Предмет | 2008-2009 уч.год | 2009-2010 уч.год | 2010-2011 уч.год | |||||||||
"5" | "4" | "3" | Средний балл 2008-2009 уч.год | "5" | "4" | "3" | Средний балл 2009-2010 уч.год | "5" | "4" | "3" | Средний балл 2010-2011 уч.год | |
Русский язык | 3 | 4 | 6 | 3,8 | 3 | 3 | 7 | 3,7 | 3 | 3 | 7 | 3,7 |
Математика | 4 | 4 | 5 | 3,9 | 5 | 3 | 5 | 4 | 5 | 3 | 5 | 4 |
Чтение | 3 | 6 | 4 | 3,9 | 6 | 3 | 4 | 4,2 | 6 | 3 | 4 | 4,2 |
Окруж.мир | 7 | 3 | 3 | 4,3 | 8 | 2 | 3 | 4,4 | 8 | 2 | 3 | 4,4 |
средний балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
за год |
|
|
| 4 |
|
|
| 4,1 |
|
|
| 4,1 |
- Снижение уровня заболеваемости в 3 классе с 7,8 дней (учитель Петрова Т.Н.) в 2009-2010 учебном году до 6 дней в 2010-2011 учебном году.
- Показатель уровня сплоченности данного классного коллектива находится на отметке 6,3 балла по 10-бальной шкале оценивания, степень активности обучающихся в делах класса и школы – 6,2 балла, уровень актуальности, нужности и полезности проводимых мероприятий ученики оценивают на 9,3 балла, что соответствует оптимальному результату.
- Наблюдается увеличение количества участников и качественная составляющая работ- победителей учащихся, представляемых в заочном формате на всероссийском и международном уровне и в очных территориальных, областных и городских мероприятиях:
- 2009-2010 учебный год – 3 лауреата в разных номинациях,
- 2010-2011 учебный год – 4 победителя Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» Национальная образовательная программа «Интеллектуально- творческий потенциал России» (одно второе место и три третьих места) в различных номинациях «Я знаю русский язык», «Лингвистическая археология», «Тайны животного мира»; два третьих места в Территориальном компьютерном интеллектуальном марафоне «Инфотешка» у Селезнёвой Анастасии, ученицы 3 класса (номинации русский язык и окружающий мир); 1 место во Всероссийском творческом конкурсе «Сказочная страна детства» в номинации «Литературное творчество» (май, 2011) у Зяблова Юрия, ученика 3 класса,
- 2011-2012 учебный год – 1 победитель и 1 участник Всероссийского заочного конкурса «Интеллект- экспресс» (первое место у Зяблова Юрия, ученика 4 класса); Селезнёва Анастасия, ученица 4 класса - победитель Всероссийского творческого конкурса «Моё увлечение», организованного заочным консультативно-психологическим центром «Талант с колыбели»; Командное участие в IV Летнем Чемпионате студентов и школьников «Эрудиты планеты – лето-2011», из них 3 победителя (1,2 и 3 места) у учеников 4 класса (Зяблов Юрий, Прокофьева Анастасия, Бескрылова Арина); 6 участников VIII Международной олимпиады по основам наук (начальная школа) по русскому языку, математике и окружающему миру; участие 7 школьников во Всероссийской олимпиаде «Олимпус» (итоги неизвестны); Первое место во Втором Территориальном компьютерном интеллектуальном марафоне «Инфотешка» у Селезнёвой Анастасии, ученицы 4 класса (номинация - окружающий мир);
- участие в областном конкурсе «Война глазами детей» (май, 2011)
- участие в областном конкурсе литературных работ «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам» (ноябрь, 2011)
- участие в областном конкурсе новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка» (декабрь, 2010)
- участие в областном конкурсе детского творчества «Мое любимое животное» (декабрь, 2010)
- участие в областном конкурсе детского прикладного творчества «Зеркало природы» (декабрь, 2011).
- Участие в проектно-исследовательской деятельности на уровне школьной научно-практической конференции, бессменным организатором которой на протяжении трёх лет для всех дошкольников и школьников сельского учреждения является Петрова Т.Н.:
- 2009 год- два диплома за участие у первоклассников;
- 2010 год- первое место у Зяблова Юрия, ученика 2 класса;
- 2011 год- два первых места и сертификат участника у учеников 3 класса.
- Позитивный опыт представления своих исследовательских работ и творческих проектов на школьном уровне позволяет достойно представлять ученикам Татьяны Николаевны сельское образовательное учреждение на городских мероприятиях. По итогам муниципального этапа областного конкурса «Зелёная планета - 2010» в конкурсе исследовательских работ «Природа - бесценный дар, один на всех» первое место у Зяблова Юрия, 3 класс. Дети под руководством своего педагога:
- участвовали в городском конкурсе научно – исследовательских работ «Космос: настоящее, прошлое, будущее» (апрель, 2011)
- участвовали в фотовыставке в рамках городского фестиваля «Мы дети твои, Земля!» (апрель, 2011)
- участвовали в XII городских Серафимовских чтениях (январь, 2011)
- в конкурсе литературных публикаций «Жизнь леса и судьбы людей» 2 место у Прокофьевой Анастасии, 3класс.
- Ученики Татьяны Николаевны Петровой активные участники школьных мероприятий и победители городских конкурсов:
- Диплом за 1 место в конкурсе социальной рекламы «Молодёжь за здоровый образ жизни!», 2009
- Дипломы за 1 место и за 3 место в городском конкурсе карнавального костюма «В гостях у сказки», 2009
- Диплом за 1 место в городском конкурсе литературных произведений «Что такое культура здоровья?» в рамках экологического фестиваля «Если не мы, то кто поможет тебе, Земля!», 2010
- Татьяна Николаевна Петрова распространяет свой положительный опыт работы в сети Интернет на портале http://zavuch.info/mladshie_klassy/index.html и www.proshkolu.ru. Постоянно совершенствуя своё педагогическое мастерство, педагог уделяет большое внимание самообразованию, упорно работает над повышением своей квалификации, делится опытом с коллегами на различных уровнях. В её активе:
- Участие во Всероссийских видеоконференциях «Портрет выпускника» (апрель 2011), «Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений» (ноябрь, 2011)
- Сертификат за организацию, проведение, руководство и активное участие в IV Летнем Чемпионате студентов и школьников «Эрудиты планеты», сентябрь, 2011
- Диплом за 3 место в областном и территориальном этапе Всероссийского конкурса методических материалов «Растим патриотов России», 2010
- Участие в областном конкурсе проектов «Идея. Действие. Успех», 2010
- Участие в областном конкурсе профилактических программ и проектов «Строим будущее вместе», 2009
- Участие в областном конкурсе профилактических программ и проектов (проект «Здоровое поколение 21 века»), 2010
- Диплом за 3 место в Первом территориальном конкурсе «Виртуальная библиотека XXI века», декабрь 2010
- Сертификат участника территориального конкурса методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся «Растим патриотов России», апрель 2011
- Благодарственное письмо за участие в XII городских Серафимовских чтениях, январь 2011
- Благодарственное письмо Администрации городского округа Новокуйбышевск за значительные успехи в учебно-воспитательном процессе школы 2010-2011 учебного года и добросовестный труд, май, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы
Здесь я представила свою систему работы как классного руководителя, а также результаты моей работы за последние 3 года....
Описание опыта работы по теме "Новые подходы к использованию дидактических игр в обучении младших школьников".
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно – психического напряжения....
Описание опыта работы классного руководителя
Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....
описание опыта работы
Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить спос...
Технология работы над проектом.Описание опыта работы.
С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...
Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"
Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....
Описание опыта работы
Описание опыта работы...