Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.
статья по теме
Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.
Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе. Именно на это я направляю усилия в работе с учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminar.doc | 435 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.
Подготовила учитель начальных классов
МБУ «Лицей №60» г.о. Тольятти
Самарской области
Юсупова Елена Евгеньевна
2016 г.
1. Проблема развития познавательного интереса у младшего школьника.
- Роль задачи в формировании познавательного интереса
1.2.Структура проблемного урока.
2. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры
2.1 Дидактические игры на уроках в начальной школе
Введение
Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.
Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе. Именно на это я направляю усилия в работе с учениками. Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания, может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более успешно.
В наших руках, чтобы ученик чувствовал себя - успешным. Успешный ученик - это ученик, у которого сформированы познавательный интерес и познавательная активность.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.
Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.
Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в своей работе стремлюсь не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.
Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математике – это появление необходимых, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых “почему”, там, где, казалось бы, все ясно и понятно. Размышлять, объяснять полученные результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, наблюдать, обобщать и делать выводы – это главное чему надо научить ребенка при обучении математике в начальной школе. Реализация поставленной цели осуществляется с помощью упражнений, направленных на развитие внимания, наблюдательности, памяти.
Современная педагогика исходит из того, что ученик должен быть не только объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию учителя, но и быть активным субъектом его, самостоятельно владеющим знаниями и решающим познавательные задачи. Для этого у него необходимо вырабатывать не только навыки внимательного восприятия учебной информации, но и самостоятельность учения, умение выполнять учебные упражнения, проводить опыты, а также решать проблемные задачи.
Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.
Курс математики своей строгостью и логической последовательностью создает большие возможности для проблемного обучения. Отдельные темы курса настолько связаны между собой, что сознательное усвоение одной из них создает условия для предвидения проблем, которые возникают при изучении последующих.
Основой проблемного обучения на уроках математики является знакомство учащихся с новыми математическими фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.
Структура проблемного урока.
1.Организационный момент
- включение детей в деятельность;
- выделение содержательной области.
2. Актуализация знаний
- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных
для «открытия» нового знания;
- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.
3. Постановка учебной проблемы
- определение затруднения, его место.
- определение необходимости нового знания.
4. «Открытие» учащимися нового знания
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы.
5. Первичное закрепление
- внешнее оформление новых алгоритмов;
- фиксирование уже оформленного знания.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;
- самостоятельное решение типовых заданий;
- самостоятельная проверка учащимися своей работы.
7. Повторение
- включение нового материала в систему знаний;
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
8. Итог занятия
- рефлексия деятельности на уроке;
- самооценка учащимися собственной деятельности
На проблемном уроке созданы все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем идёт обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Пример: перед изучением деления столбиком многозначного числа на однозначное на доске пишу несколько примеров для устного счета на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4 и,например,12765:3.
Предлагаю объяснить прием вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ. Напряжение передается и слабым. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос КАК?, а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научиться. А это желание – залог успешного освоения нового.
Сильные ученики справляются с заданием, заменяя делимое удобным слагаемыми. Естественно, я поощряю этих учеников, но отмечаю, что они затратили много времени на нахождение результата, а пример решить очень быстро и справиться с решением может каждый. Как? Глаза у всех горят любопытством. В эту напряженную минуту я быстро решаю пример на доске столбиком, не задерживая их внимания на объяснении. Важна быстрота получения ответа. Дети не ожидали, что так быстро можно решить сложный пример. А вот для объяснения приема решения тоже нужно выбрать удобный момент или создать ситуацию, когда учащиеся поймут, что им необходимо послушать, и послушать внимательно.
Вернёмся к этому уроку математики.
После АХ! Я спросила: ПРОСТО? Все радостно заулыбались. Я не стала объяснять прием решения, так как поняла, что должного внимания не будет. Решение стерла.
Дети верили, что все они поняли и решать подобные примеры очень просто. Я предложила им сразу же решить пример самостоятельно. Они с радостью взялись за дело, веря в быстрый успех. Наблюдаю: одни глаза смотрят на меня вопросительно, другие, третьи … И так большая часть класса, и главное – у всех в глазах вопрос А КАК? Почему не получается, хотя показалось так просто?
У детей появляется желание поскорее найти ответ на вопрос. Настало время для объяснения. Внимание полное. После объяснения опять даю самостоятельное задание, чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях.
Суть любой игры – победа. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков.
Игра может проводиться на разных этапах урока. Если я использую игру в начале урока, то она помогает мне организовать и заинтересовать детей. В середине урока игра призвана решать задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер.
На уроках математики я применяю несколько видов игр: настольные (Лото), дидактические, сюжетно-ролевые , путешествия ( "В цирке", "Веселые страты", "Плывем на остров сокровищ", "В зоопарке", "Полет на Луну" и др.)
Для упражнения в вычислениях можно предложить ребятам поиграть в такие игры как, «Собери фрукты», «Собери грибы», «Лови снежинки», «Дождик» и т. д. на обратной стороне снежинок, цветов, грибов и т. д. написаны примеры.
Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала - кроссворды. Работать с ними можно с первого класса. Кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися.
В строчках:
1. Действие, обратное умножению.2. Знак, показывающий отсутствие единиц.3. Название знака вычитания.4. Наименьшее однозначное число.
В столбцах: 5. Наименьшая единица времени.6. Число, выраженное единицей шестого разряда.7. Фигура, ограниченная окружностью.
Ответы: В строчках:
1. Деление.2. Нуль.3. Минус.4. Один.
В столбцах: 5. Секунда.6. Миллион.7. Круг.
Вот некоторые фрагменты моих уроков с использованием игр.
1. Урок для первоклассников по теме «Сказки». Урок составлен в форме игры-беседы (диалога). В основе лежит общение учителя с детьми. Такая игра воспитывает умение слушать и слышать, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Основным средством игры-беседы является слово ,словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.
Учитель: Здравствуйте, гости дорогие!
Не стесняйтесь! Располагайтесь поудобнее!
Давайте знакомиться. Я хозяйка этого дома. Зовут меня Елена Евгеньевна.
А вы как в нашу страну попали?
Небось сказки любите.
Вижу раненько встали, притомились уже.
Вот и отдохните у меня.
Домик у меня небольшой, да уютный.
Сама все сделала, люблю порукадельничать.
Не подумайте, что хвастаюсь.
Нас таких в сказках много.
Может и вы вспомните героинь сказок, которые были прекрасными хозяйками, хорошо шили, готовили?
Дети называют такие сказки. Например, «Морозко», «Царевна-лягушка», «Марья-искусница», «12 месяцев» и т.д.
Учитель: Молодцы! Хорошо знаете героинь сказок. А эту знаете?
Красна- девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Как зовут героиню? Из какой сказки?
«Снегурочка»
Учитель: Назовите главную причину исчезновения Снегурочки
Учитель: Отгадайте следующую загадку
Ой, вы гости-господа
Долго ль ездили, куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Учитель: Узнали из какой сказки?
А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Следующим видом дидактической игры являются игры-загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Например в 1 классе по теме «Прибавить и вычесть 2. Название чисел при сложении».
Это решение веселых задач :
1) Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел.
Два под березой,
Один у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине?
2) На поляне у дубка
Крот увидел три грибка.
А подальше у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов
Сколько крот нашел грибов?
3) В два уселись в электричку мы на станции «Пески». Ну а в семь все как обычно прибыли на «Васильки». Сколько времени в пути были мы? Ответ найди.
4) Дядя ежик в сад зашел, десять спелых груш нашел. Две из них он дал ежатам, остальные же зайчатам. Сколько груш отдано зайчатам?
«Математический лабиринт» - на доске или карточке нарисован лабиринт с числами-входами и числом в центре. Вызванный ученик должен показать путь в центр, чтобы в сумме набрать данное число. Остальные ищут другие пути.
«Молчанка» - на доске или карточке записаны числа по кругу, а в центре знак действия. Учитель молча показывает на два числа и на кого-то из учащихся. Тот должен выполнить с ними определённое действие и назвать ответ. Остальные сигнализируют о правильности решения.
"Угадай число".
Ученики используют дидактическое пособие—веер с числами от 0 до 9.
Учитель: - Задумайте любое число в пределах 10, увеличьте его на 3, покажите ответ на веере.
- Угадайте, какое число задумал каждый?
- Какой компонент был неизвестен? Как найти неизвестное слагаемое?
Также можно узнать неизвестное уменьшаемое, вычитаемое, или множитель, делимое, делитель, их взаимосвязь.
Таким образом, игра “Угадай число» совершенствует знания взаимосвязи чисел между компонентами.
Игра «Веселый счет».
Учитель:
- Незнайка предложил нам игру. Сам он в счете не силен и хочет посмотреть, как вы это делаете.
(На доске вывешена таблица с числами до 20 вразброс).
- Надо назвать и показать числа по порядку. К доске выходят 2 человека. Тот, кто быстрее сосчитает до 20, будет победителем.
В этой игре формируется навык беглого счёта.
Игра«Глаз-фотограф».
При изучении любой таблицы сложения и вычитания отводится время для ее запоминания. Чтобы оно было более продуктивным и целенаправленным, я провожу эту игру.
Учитель говорит: «Сейчас я проверю, у кого глаз, как фотоаппарат, сфотографирует таблицу» (ученик должен запомнить ее за определённое время). Таблица дается с ответами. Через некоторое время ответы стираются. Учащиеся воспроизводят таблицу вразбивку.
Таким образом, у учащихся развивается память, устойчивое внимание, активизируется логическое мышление.
10. Игра «Счётная машина» в виде математической шутки.
«Дикобраз в подарок сыну
Сделал счётную машину.
К сожалению она
Недостаточно точна.
Результаты перед вами
Быстро всё исправьте сами»
Ученики стараются быстро и правильно исправить ошибки в данных примерах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Но все же хотелось бы предостеречь учителей. Слишком частое использование игр может привести к тому, что детям надоест играть. Поэтому урок-игру следует проводить не чаще 1-2 раз в месяц, а вот игровые моменты можно и нужно применять на каждом уроке в начальной школе. Задача учителя- научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.
Для меня принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы. Ведь уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако учителю важно помнить, что этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе всего обучения.
Литература:
1. Богданова Е.А., Локоть Н.В. Задачник школы "Интеллект".
2.http://cs622216.vk.me/v622216473/e939/sBmfrxSNp0o.jpg(снегурочка)
3. http://www.playing-field.ru/img/2015/052022/0158086(царь -Салтан)
4. http://www.playcast.ru/uploads/2016/01/16/16845000.jpg(морозко)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе
Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе. Именно на это я направляю усилия в работе с учениками. Тяга к творчеству, которая (как и всякая ...
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из важнейших задач учителя. Познавательный интерес на уроке является важным мотивом учебной деятельности. Он не только активизирует познавательн...
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе
В работе рассмотрена проблема активизации познавательной деятельности на уроках матматики младшего школьника, приведены упражнения, занимательные задания и методика работы над данной темой....
Мастер-класс:"Приемы организации учебно- познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе"
Рассказать о приемах организации учебно-познавательной деятельности на уроках математики...
Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе
Описание опыта работы....
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....