Тему по самообразованию выбрала « Активизация познавательной деятельности на уроках математики». Хотелось мне, чтобы на уроках было интересно, материал запоминался лучше, способствовал развитию математических способностей у ребят в начальной школе. Главное, чтоб не боялись предмета, и всё усваивали легко без напряжения. Во втором классе знаний по математике составляло 41%, в третьем классе 42%, в четвертом 44%, успеваемость 100%. Дети в классе были разные медлительные и быстрые, одаренные и со средними способностями. Работать с ними мне очень нравилось. Они были добрые, послушные и покладистые к концу 4 класса научились понимать даже с одного взгляда, с полуслова. Крепко дружили, выступали на праздниках, играли в сценках, пели песни, танцевали. Участвовали в олимпиадах, различных конкурсах, играх. Сейчас учатся в 5 классе, меня не забывают, приходят, делятся своими впечатлениями, оценками, советуются со мной. понимаю, что они скучают, но мы поддерживаем связь с ними, помогают мне в работе с первоклассниками. Были на нашем празднике «День именинника». Исполнили роли, такие как Буратино, Фея радости, Мальвина, клоуны Гоша и Тоша, вели праздник двое ведущих детей, пела вокальная группа. Всем очень понравилось, попросили, чтоб ещё их позвали. Дети активно принимают участие в школьных олимпиадах и занимают I - II места. Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шарады, мегаграммы, логогрифы все это помогает активизировать познавательную деятельность детей и улучшает качество знаний. Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Одно из важнейших факторов интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем, как приступить к изучению какой – либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности. Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету дидактическая игра. она вызывает у детей интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче понять учебный материал. использую очень многие игры, например: «Определи маршрут самолета», «Десантники», «Помоги белке найти свое дупло» и др. Они очень известны, но, тем не менее, хочу напомнить, помогают учащимся быть внимательными и незаметно для себя добиваться хороших результатов. Игровые и занимательные задачи способствуют воспитанию интереса к математике, развитию внимания, мышления. Для развития активности и внимания учащимся провожу устный счет с элементами игры «Веселый счет».(порядок цифр разным цветом) 12 14 15 17 13 20 18 15 18 11 19 20 17 16 13 16 12 19 11 14 1. Назови и покажи все числа от 11 до 20, написанные черным цветом, затем красным. 2. Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные черным цветом, а затем красным 3. Назови и покажи все числа от 11 до 20 одновременно, написанные черным и красным цветом. 4. Назови и покажи числа от 20 до 11 одновременно, написанные красным и черным цветом. Число заданий на развитие внимания учащихся, построенных на математическом материале, очень велико. Приведу некоторые из них: Задание 1 1. найди сумму всех чисел, записанных красным цветом 2. найди сумму всех чисел, записанных черным цветом. запиши полученные суммы соответственно в красном и черном квадратах. 7 3 2 5 9 7 5 4 Задание 2 НАЙДИ: 1. Сумму чисел, которые встречаются два три раза. Запиши ее в первом квадрате 2. Сумму чисел, встречающихся в записи один раз. Запиши её во втором квадрате 3. Разность чисел запиши в третьем квадрате. 7 1 7 3 6 3 5 4 2 1 4 1 Задание 3 Из каких геометрических фигур составлены данные рисунки,? каких геометрических фигур больше в данном рисунке? на сколько? ( рисунки на свой взгляд)
При привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характере в рифмованной форме, например: У Аленки в гостях Я нашел в дупле у белки Два цыпленка в лаптях, Пять лесных орехов мелких. петушок в сапожках, Вот еще один лежит Курочка в серёжках, Мхом заботливо укрыт. Селезень в кафтане, Ну и белка, вот хозяйка! Утка в сарафане, Все орешки сосчитай-ка! А корова в юбке, В теплом полушубке. Сколько всего гостей? На лужайке у реки Рассердились мотыльки. Два сидели на ромашке Два сидели на ромашке. Восемь - на душистых кашках. Да один мотылек Сел на синий василек Кто из вас сказать готов, Сколько синих мотыльков? Собрали дети осенний букет В парке из листьев опавших Каких только листьев в букете их нет, Красками броско пылавших: Десять кленовых И двадцать осиновых, Восемь дубовых И десять рябиновых... Сколько же листьев собрали дети В этом нарядном осеннем букете? Дарит бабушка - лиса Трем внучатам рукавицы: «Это вам на зиму, внуки, Рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте» Сколько всех, пересчитайте. Модница сороконожка Стала примерять сапожки: Черных восемь пар надела И четыре пары белых. Сколько остается ножек Для коричневых сапожек? Подарил утятам ежик Восемь кожаных сапожек. Сколько ж маленьких утят Ежика благодарят? В первом классе начинаем, знакомится с цифрами. На каждую цифру у меня есть стихотворение: Поиграть решили дети, Встали в круг все, кроме Пети, Он один не захотел И, надувшись, в угол сел. Но прошла одна минутка. Разревелся не на шутку. Отгадали, почему? Стало скучно одному. Саша с Колей - два дружка, Два веселых рыбака. Два часа на речке были. Много рыбы наловили. Их добыча велика: Два ерша, два окунька Хороша была рыбалка! Жаль, что кончилась считалка Неразлучны три сестренки: Катя, Маша и Аленка. На Аленке, Маше, Кате Одинаковые платья. И сестренки так похожи - Отличить никто не может. Раз, два, три, четыре! В день рожденья подарили Мне четыре новых книжки, Я читаю их братишке. Именинницей была Я четвертого числа. Раз, два, три, четыре, пять! Дети в лес пошли гулять, И увидели ребята Возле пня грибы- опята. Стали их они считать: Раз, два, три, четыре, пять. Ребятишкам повезло: Пять хорошее число. Загадки На уроках математики и во внеклассных мероприятиях использую загадки. Они расширяют кругозор, тренируют память, мышление, внимание, повышают интерес. 1. У него четыре лапки, Лапки - цап - царапки, Пара чутких ушей, Он - гроза для мышей. (Кот) 3. Черненькая, хвостатенькая, Не лает, не кусает, А из класса в класс не пускает, (двойка) 3. Говорит она беззвучно. А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней - Станешь в десять раз умней, (книга) При знакомстве с новой цифрой загадка может служить исходным материалом для выделения изучаемого числа. Предлагаю детям отгадать загадку: Вспушит она свои бока, Свои четыре уголка. А тебя, как ночь настанет. Все равно к себе притянет, (подушка) Загадки можно использовать для устного счета и активизации, учащихся на уроке. 1. Все мы знаем сказку «Репка», Все умеем мы считать. Мы попробуем, ребята, Всех героев вам назвать: Внучка, Жучка, кошка, мышка. Дед и бабушка при нем, Ну, попробуйте, ребята, Всех назвать одним числом. (6) 2. Со двора шестнадцать веток. Принесла коза для деток, Положила на пол их. Как делить на четверых? (по 4) Тему «Меру времени» младшие школьники начинают с первого года обучения в школе. Первое представление об измерении времени дети приобретают еще в семье и детском саду. Так, понятием день они оперируют свободно, хотя понимают, может быть, по - разному. Кто - то представляет день как светлое время суток, а кто - то, как сутки. В процессе обучения ученики знакомятся с понятиями секунда, минута, час, сутки, месяц, год, учатся определять время по часам, знакомятся с календарем, усваивают последовательность названий дней недели, месяцев в году, отношения между единицами измерения времени. Чтобы активизировать внимание детей при изучении единиц измерения времени, я предлагаю им загадки, поговорки, ребусы. Вот некоторые из них. При помощи какого механизма мы определяем время? Он есть в каждом доме, и многие носят его при себе. Что мы определяем по часам? (время, т.е. час, минуты, секунды) Прежде чем познакомить детей с новыми величинами, предлагаю отгадать им ребусы. Очень долго время длится За событием, событие... Отгадали, дети, время? Это я - (столетие) Назовите пять дней подряд, не пользуясь числами и названиями дней недели, (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) Лебедь белая на землю села, все пухом одела, ( Зима) Пришла сестрица - снимай рукавицы, Растопила белые мосты, Я люблю ее, А ты? (весна) Желтой краской крашу я Поле, лес, долины. И люблю я шум дождя. Назови-ка - ты меня! (осень) Что за гость, что прогоняет ночь прочь? (день) Старенькая бабушка всю землю черным покрывалом укрыла, спать уложила. (ночь) Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. ( день и ночь) Вспомни название породы собаки, состоящей из трех букв. Если это слово прочитать справа налево, то получится название промежутка времени, длящегося 12 месяцев, (дог-год) Семь братьев рядом живут, а один к другому в гости не ходит, (дни недели) У меня есть малютки. Зовут их минутки. Если вмести их собрать Обо мне ты будешь знать. (Час или время) Ног нет, а хожу Рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать.( часы)) Пословицы и поговорки Летом одна неделя кормит. Как февраль не лютуй, а на весну брови не хмурь. Весна наш отец и мать: кто не посеет - не будет убирать. Зима спросит, где летом был. Осенью и воробей богат. Зимою солнце светит, да не греет. На час опоздал - за год не догонишь. В.А. Сухомлинский писал. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ». Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. Продолжительность игры 8-12 минут. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют навыки вычисления. Игра «Путешествие к Робинзону Крузо», игра «Борьба за цифру», игра «Найди лишний ряд», «Молчанка», «Назови соседей», «День ночь», «Кто быстрее», «Поднимись по лесенке», «Вперед' » космос1.», «В цирке», «Прогулка по лесу». Нравятся ребятам и следующие игры. Космонавты Класс делится на три экипажа, У каждого экипажа своя ракета, в которую вставлена карточка с записанными на ней примерами. По сигналу учителя ученики приступают к выполнению заданий по цепочке. Последний поднимает ракету. Если все ответы правильны, экипаж стартует в космос. Яблонька Детям дается задание — выбрать те яблоки, которые выросли на этой яблоне, т.е. те, на которых написаны примеры, например с ответом 15. Узнай имя гнома На доске написаны примеры. Дети решают их. Каждому числу в ответе соответствует определенная буква. Буква ставится по порядку. Мы узнали имя гнома. В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка (роль учителя, роль контролера, роль оценщика результатов учебной работы, и т. д.) При разработке игры слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все - таки играли. В играх — путешествиях ненавязчиво обогащается запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, и воспитываются нравственные качества, И главное - огромный эффект; ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляю! и доводят до автоматизированного навыка математические знания. Психологические исследования показывают, что место и роль наглядного материала в процессе обучения определяются отношениям деятельности учащихся с наглядным материалом к той деятельности, которая составляет суть процесса обучения. Целесообразность использования тех или иных средств наглядности зависит от того, способствует ли деятельность, непосредственной целью, которой является освоение этой наглядности, основной деятельности по овладению учащимся знаниями, ради усвоения которых и используются эти средства наглядности. ЕСЛИ ЭТИ две деятельности не связаны между собой, то наглядный материал бесполезен, а иногда даже может играть роль отвлекающего фактора. На уроках использую занимательные вопросы: 1. На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоят на столе? (три) 2. В комнате зажгли три свечи. Потом одну из них потушили. Сколько свечей осталось? (одна, две сгорели.) 3. Три человека ждали поезда три часа. Сколько времени ждали каждый из них? (три часа) 4. Назови три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (сегодня, завтра, послезавтра; вчера, сегодня, завтра) 5. У мальчика и девочки было одинаковое число орехов. Мальчик отдал девочке три ореха. На сколько орехов стало больше у девочки, чем у мальчика? (на три ) 6. Сколько ушей у трех мышей? (шесть) 7. Сколько лап у двух медвежат? (восемь) 8. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер? (одна) 9. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит три килограмма. Сколько будет весить цапля, если встанет на обе ноги? (три килограмма) Ю.Четверо играли в домино 20 минут. По сколько минут играл каждый? (по 20 минут) Шарады В шараде требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не сразу, а по частям. Впервой шараде, например, речь идет о слове «Волга», которое рассматривается по частям: Вол - га. 1. К названию животного приставь одну из мер. Получишь полноводную реку в России. ( Вол -га) 2. Предлог и малое число, За ними букву скажем. А в целом - ты найдешь его Почти под домом каждым, (по - два - л) 3. В танце первый слог найдете, Цифра - это первый слог, Ну а дальше вы возьмете И приставите предлог. (Па - три - от) 4. Число и нота рядом с ним, Да букву припиши согласную. А в целом - мастер есть один, Он мебель делает прекрасную. (Столяр) 5. Первая буква есть в слове «сурок», Но нет этой букве в слове «урок», А дальше подумай, и краткое слово У умных ребят ты найдешь у любого. Две буквы у «мамы» возьми без смущенья. И в целом получишь итог от сложенья, (сумма.) 7. Возьмите наименьшее трехзначное число И букву назовите рядом с ним одновременно, И вы одно получите из слов, Которым называют кучу сена, (стог) Метаграммы Я приношу с собою боль, В лице больного искажение, А «Ф» на «П» заменишь коль, То превращаюсь в знак сложения, ( флюс - плюс.) С буквой «Л» - в игре в футбол - Часто слышим слово... С «Д» уже в слове смысл не тот - Мерой стало, - Просто... (Год.) С «Д» давно я мерой стало. С «Т» уж нет и выше балла. ( пядь - пять.) Он грызун не очень мелкий, Ибо чуть побольше белки, А заменишь «У» на «О» - Будет круглое число. (Сурок - сорок.) Логогрифы 1.Арифметический я знак. В задачнике меня найдешь во многих строчках., Лишь «О» ты вставишь, зная как, И я - географическая точка. (Плюс - полюс) 2.Я не любимая оценка в дневнике, Из-за меня у школьника мрачнеет вся природа. Но если внутрь меня поставить «Е», То женского я рода, (два - дева) З.Сначало назови ты за городом дом. В котором лишь летом семьею живем, Две буквы к названью приставь заодно. Получится то, что решать суждено, (дача - задача) 4.Я важная деталь судна, И без меня оно по воле ветра мчится, Но вставленная буква «Б» одна Меняет слова смысл - я денежная единица, (руль – рубль) В 1-м классе в течение года на уроках математики проводится работа над формированием вычислительных навыков в пределах десяти. Перед учителями встаёт вопрос, как сделать привычную и, казалось бы, однообразную работу интересной и увлекательной. "Шестилетки", обладая огромной энергией, стремлением к знаниям, не имеют того трудолюбия, усидчивости, внимания, которые так необходимы педагогу для организации учебного процесса. Именно это и заставляет учителей постоянно придумывать что-то новое, совершенствовать уже известное. Присутствие в вычислительных упражнениях элемента занимательности, игры, догадки, сообразительности, использование интересного наглядного материала — вот те основные приёмы активизации познавательной деятельности, реализация которых позволит решить в практике обучения и задачу формирования прочных вычислительных навыков, и задачу развития познавательных способностей учащихся. Опираясь на свой опыт работы, хочу предложить некоторые приёмы, которые позволят учителю решить многие проблемы: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину. На первых уроках, когда дети только начинают писать цифры, готовлю индивидуальные карточки с заданиями, в изготовлении которых помогают родители. Решая примеры, дети соединяют шарики, грибы, письма с цифрами на числовой прямой. Индивидуальной работе предшествует фронтальная работа у доски. Интересно проходит игра "Помоги почтальону Печкину", идея которой взята из работ А. Зака. Почтальону необходимо отнести письмо из дома А в дом И. Домики связывают дорожки, но почтальон может идти только по тем дорожкам, которые соединяют дома, где живут примеры с разными (одинаковыми) ответами. "География" расположения домов разнообразна. После выполнения фронтальной работы на определённом этапе детям предлагаются индивидуальные карточки. Задание типа "Тучка" дети готовят на перемене сами. На уроке вписываем в тучку примеры с определённым ответом. Хорошим помощником в проведении устного счёта является игра "Молчанка", использование которой на уроках традиционно. Предлагаю свои варианты подобных заданий: Традиционные перфокарты связываю с известными детям литературными персонажами, героями мультфильмов, весёлыми человечками. Выполнение таких заданий сопровождается эмоциональным откликом детей. К изготовлению перфокарт я привлекала своих ребят-пятиклассников, которые эту работу выполняли с огромным интересом. На уроках использую физкультминутки. Показываю им картинки и говорю такие слова: «Мы присядем столько раз, сколько шариков у нас». «Кубики считаем, гири поднимаем», «Мы подпрыгнем столько раз, сколько ягодок у нас». Разучиваем вот такие: Руки подняли и покачали, Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем, Это к вам птицы летят, Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. В темном лесе есть избушка, Стоит задом наперед. В той избушке есть старушка. Бабушка Яга живет. Нос крючком, глаза большие, Словно угольки горят. Ух, сердитая какая, Дыбом волосы стоят. К нам на урок приходят игровые персонажи, которые служат не только для более глубокого понимания математических понятий. Они апперируют к эмоциям и воображению детей. В результате резко обогащается поисковая активность класса и обеспечивается более плавное вхождение ребенка в учебную деятельность через игровую. При изучении сложения и вычитания чисел в пределах 100 стремлюсь на уроке отвести 5-10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление учащихся. Для этого предлагаю: примеры с окошками и пропущенными знаками действий; сравнить числа и выражения; определить, по какому правилу записан ряд чисел, и продолжить его; найти и исправить ошибки в решении примеров; не решая пример, прикинуть возможный ответ (из трех данных) и обосновать свой выбор и т. п. Активизация деятельности учащихся на уроке - одно из направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознатель -ное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Различные виды занимательности целесообразно использовать на всех этапах урока в зависимости от ее дидактической направленности: при проведении устного счета, при подготовке к изучению и при изучении нового материала, при закреплении и повторении ранее пройденного материала. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. |