Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе
учебно-методическое пособие по математике на тему
Описание опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakovleva_t.e._mkou_sosh_no9_opisanie_opyta_raboty_i_dopolnitelnye_materialy.docx | 90.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы.
Тема: «Активизация мыслительной деятельности на уроках математики в начальной школе»
Цель опыта: выявить условия для активизации деятельности у учащихся начальных классов на уроках математики.
Задачи опыта:
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме.
- Рассмотреть существующие средства активизации познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.
- Использовать средства активизации познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.
Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а также творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся.
До поступления в школу ведущим видом деятельности ребенка была игра. С началом систематического обучения в школе на смену приходит учебная деятельность. Но все же игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников, способствует формированию учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов.
Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.
Одним из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».
Идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов в начале 19 века развивал швейцарский ученый И. Г.Песталоцци.
За развитие умственных способностей ребенка и внедрение обучение исследовательского подхода вел борьбу французский философ Ж.Ж.Руссо «Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял». В этих словах Руссо четко выражена идея обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом доступности, идея самостоятельного решения учеником сложных вопросов.
Эта идея активизации обучения с помощью самостоятельного решения учеником сложных вопросов получила свое дальнейшие развитие в трудах Ф.К.Дистервега. Он утверждал, что хорош только тот метод обучения, который активизирует его только на запоминание изучаемого материала. То, чего человек не приобрел путем своей самостоятельности, - не его.
Совершенствование принципов в учении Ф.А.Дистервега, позволило создать дидактическую систему, направляемую на развитие умственных сил учащихся. Будучи сторонником активного обучения, К.Д. Ушинский выдвинул идею познавательной самостоятельности учащихся. Он писал: «Ученикам передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».
На учение К.Д.Ушинского опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.
Во второй половине 19 века, с критикой схоластических методов обучения выступал английский педагог Армстронг, который опытным путем ввел в преподавание химии «Эвристический метод», развивающий мыслительные способности учащихся. Суть его состояла в том, что ученик ставится в положение исследователя, когда вместо изложения учителем фактов и выводов науки ученик сам их добывает и делает нужные выводы.
В поисках новых активных методов обучения большого успеха добился русский методист естествознания А.Я.Герд, который формулировал важные положения развивающего обучения. Он довольно полно выразил суть процесса самостоятельного приобретения новых знаний, утверждая, что если ученик сам наблюдает и сам сравнивает, то «знание его отчетливее, определеннее и составляют его собственность, приобретенную им самим и поэтому ценную».
Разработкой методов активного обучения, занимались и советские педагоги 20-х годов: В.3.Половцев, С.Т.Шацкий, Г.Т.Ягодовский и другие. Исследуя работы советских педагогов 20-х годов, М.И.Махмутов пришел к выводу, что в то время была сделана лишь неудачная попытка создать дидактическую систему проблемного обучения, и соответствующие взгляды не имели необходимой гносеологической, социологической, психологической и практической базы.
Начиная со второй половины 50-х годов, советские дидакты по-новому и более остро ставят вопрос о необходимости активизации учебного процесса.
Определенных успехов добился В.Оконь, известный польский педагог. В книге «Основа проблемного обучения» он исследовал основы возникновения проблемных ситуаций на материале различных предметов. Совместно с И.Куписевечем В.Оконь доказал преимущество обучения путем решения проблем для развития умственных способностей учащихся. С начала 60-х годов настойчиво развивается мысль о необходимости использования достижений педагогики 20-х годов, и в частности об усилении роли исследовательского метода в обучении не только естественных, но и гуманитарных предметов.
Во второй половине 60-х годов и начале 70-х годов в советской педагогике и педагогической психологии идея проблемного обучения начинает белее широко разрабатываться. Появляется ряд статей, сборников, кандидатских диссертаций, посвященных отдельным его аспектам. Сущность проблемного обучения они видят в том, что учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе. В этом определении ученик главным образом решает их самостоятельно (под руководством учителя или с его помощью), т.е. настоятельно выдвигается деятельностный подход к проведению учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время согласно ФГОС НОО, « в целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа».
Объектом исследования является процесс обучения математике в начальной школе.
Методологическую основу исследования составили: идеи Я.А. Коменского; теория Ф.К. Дистервега об активизации обучения; идея познавательной самостоятельности учащихся К.Д. Ушинского; теории русских педагогов В.З. Половцева, С.Т. Шацкого и др.
Данный опыт проводился на преддипломной практике, которая проходила на базе МКОУ Началовская СОШ, в 3 классе. Дети обучаются по программе «Школа России».
В классе 17 человек, из них - 8 девочек и 9 мальчиков. В классе нет неуспевающих детей, но есть дети с пониженной мотивацией учения и повышенной физической активностью, дети с неустойчивой психикой.
Класс по уровню знаний находится на среднем уровне. Все дети справляются с заданиями, но с разными результатами.
Таблица 1. Успеваемость по математике.
№ | Фамилия, имя | I четверть | II четверть | III четверть |
1 | Расул А. | 4 | 4 | 4 |
2 | Анастасия Б. | 4 | 4 | 4 |
3 | Егор В. | 5 | 5 | 5 |
4 | Иван Д. | 4 | 4 | 3 |
5 | Илья З. | 4 | 4 | 4 |
6 | Александр К. | 3 | 3 | 3 |
7 | Арина Л. | 4 | 4 | 4 |
8 | Анастасия Л. | 3 | 3 | 3 |
9 | Валентина Л. | 4 | 5 | 4 |
10 | Данила П. | 4 | 4 | 4 |
11 | Яна П. | 3 | 3 | 3 |
12 | Анастасия П. | 4 | 4 | 4 |
13 | Ангелина П. | 3 | 3 | 3 |
14 | Кирилл С. | 4 | 5 | 5 |
15 | Данила Т. | 4 | 4 | 4 |
16 | Дмитрий Ш. | 5 | 4 | 5 |
17 | Ангелина Ш. | 3 | 3 | 3 |
Перед нами стояла задача повысить уровень обученности детей посредством использования заданий, активизирующих мыслительную деятельность младших школьников.
Необходимо было разработать систему заданий, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся; апробировать данную систему в работе с детьми.
Большое внимание мы уделили математическим диктантам. Математический диктант — это один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся. Система математических диктантов, с одной стороны, должна обеспечивать усвоение необходимых знаний и умений, с другой стороны, их проверку. Математические диктанты — хорошо известная форма контроля знаний. Учитель сам или с помощью звукозаписи задает вопросы, учащиеся записывают под номерами краткие ответы на них. Как правило, ребятам трудно воспринимать задания на слух. Но если диктанты проводить часто, то школьники овладевают этим навыком. Для активизации внимания мы постарались использовать для диктантов занимательный материал. Из диаграмм видны результаты математического диктанта, проведенного в первый день практики и в последний день.
Первый день. В математическом диктанте участвовало 17 детей. Пример математического диктанта, который использовался, дан в Приложении 7. Ребята получили следующие оценки:
«5» - 4 человека;
«4» - 5 человек;
«3» - 7 человек;
«2» - 1 человек.
Последний день. В математическом диктанте участвовало 17 детей. Пример математического диктанта, который использовался, дан в Приложении 6. Ребята получили следующие оценки:
«5» - 5 человек;
«4» - 8 человек;
«3» - 4 человека;
«2» - нет.
Таким образом, можно предположить, что систематическое использование математических диктантов помогает активизировать мыслительную деятельность детей, тренирует память и внимание.
Так же перед нами стояла задача проследить за тем, как элементы занимательности влияют на активизацию учебно-познавательной деятельности в обучении математике в начальной школе и показать их положительное влияние на усвоение детьми материала, формирование универсальных учебных действий.
На уроках математики мы использовали множество разнообразного занимательного материала. Было замечено, что дети выполняли все предложенные задания с удовольствием. В качестве занимательного материала использовались игры, задачи на сообразительность, задачи в стихах, веселые задачи, ребусы, блиц - турнир и т.д., некоторые из них представлены в Приложении 8.
Занимательные и игровые моменты были использованы на всех этапах урока.
Использование разных видов занимательности помогало создать на уроках игровую атмосферу, повысить интерес учащихся, снять усталость, а также позволило в течение урока удерживать внимание детей. Все виды работы не занимают много времени на уроке, но позволяют достичь видимых результатов. Пассивные дети включились в работу, улучшилась дисциплина и повысилась работоспособность.
Результаты работы показали, что элементы занимательности и наглядности в обучении повышают уровень познавательной активности детей, активизируют память, мышление, развивают смекалку. Они помогают не только повысить качество запоминания и осознания изучаемого материала, но и делает процесс обучения интересным и легким.
Наглядность и занимательный материал играют большую роль в формировании творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, при выполнении разного вида творческих заданий.
Мы убедились, что использование элементов занимательности повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, развивает скорость и гибкость мыслительных операций, воспитывает любовь к математике. Но не следует забывать о том, что занимательный материал должен быть связан с темой урока и помогать раскрывать цели и задачи урока. При использовании занимательности очень важно следить за ее дозировкой и ролью, отводимой ей на конкретном уроке.
Список литературы
- Безручко Л.В. Развитие и изучение мыслительной деятельности на уроках математики / Л.В. Безручко // Начальная школа. – 2007. - №8. – С.50-53.
- Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей у детей на уроках математики / С.И. Волкова, Н.Н. Столярова. - М.: Просвещение, 2005. – 184с.
- Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.П. Внеклассная работа по математике в 1-4 классах. / В.А. Гусев, А.И. Орлов, А.П. Розенталь.- М.: Просвещение, 2010. – 230с.
- Зайцева С.А. Активация математической деятельности младших школьников / С.А. Зайцева // Начальное образование. – 2009. - №1.- С.12 – 19.
- Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроке математики в начальных классах / Н.Б. Истомина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 288с.
- Крившенко Л.П. Педагогика / Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2013. – 488с.
- Никифорова Е.Ю. Активизация мыслительной деятельности в процессе работы над задачей / Е.Ю. Никифорова // Начальная школа. – 2008. - №8. – С.45-47.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2014. – 35с.
Приложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Дидактические игры.
Дидактические игры по формированию числовых понятий.
"Магазин игрушек"
Цель: закрепить знания о свойстве предметов, отличающихся по размеру. Практически использовать в игре отношения: больше, меньше.
Материал: одинаковые, но разных размеров игрушки: зайчики, куклы, мальчики.
Ход игры: игрушки расставлены по полочке, около которой стоит продавец - один из детей. Педагог рассказывает, как сделать покупку в магазине игрушек: выбрать игрушку, описать ее, не называя. Если покупатель правильно опишет предмет, он получает свою покупку. Педагог следит за тем, чтобы участники правильно формировали высказывания.
Игры при закреплении приемов сложения и вычитания.
В классе, при закреплении приемов прибавления и вычитания в пределах 10, эффективны такие дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший летчик", "Самый лучший почтальон", "математический футбол" и другие.
При изучении нумерации чисел в пределах 20 - игра "Лучший следопыт", "Математическая эстафета".
При закреплении приемов вычитания в пределах 20 "Определи маршрут самолета", "Путешествие по городам".
При изучении табличного деления и умножения "Быстро сосчитайте","Множители".
"Прочитай пожелания морского льва".
Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
Ход игры: морской лев, подбрасывает шарики в воздух, образовав из них 4 "букета". Каждый шарик зашифрован буквой. Дети располагают буквы в порядке решения круговых примеров, начинается с того из них, ответ которого равен единице.
Затем они читают слова в каждом "букете" из шариков, двигаясь слева, вверх, направо и вниз.
Игры по формированию геометрических понятий.
"Команда внимательных".
Цель: совершенствовать знания по теме "Геометрический материал", формировать умение активно оперировать геометрическими понятиями, развивать внимание, память, чувство коллективизма.
Ход игры: на доске вывешены 3 таблицы. Детям предлагается хорошо рассмотреть их и запомнить расположение геометрического материала. От каждой команды к доске приглашается по одному человеку.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 .
Примеры логических задач и упражнений.
"Придумай рисунок"
Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, развивать умение видеть в предметах их форму, формировать творческое воображение.
Ход игры: учитель рисует на доске четыре геометрические фигуры.
Затем предлагает их нарисовать у себя в тетрадях и обращается к детям: "Подумайте, что можно дорисовать из каждой из этих фигур, чтобы превратить ее в рисунок. Сначала нарисуйте все в своих тетрадях, а потом желающие выйдут к доске и покажут, как они справились с этой задачей».
Использование логических задач при формулировании темы урока.
1. "На грядке сидит 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?" Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Неправильно сформулирован вопрос к задаче. На вопрос ответить нельзя).
2. Сегодня цифра спряталась в дне недели, который предшествует субботе. Какая это цифра? Какая тема урока? (Цифра и число 5).
3. Внимательно посмотрите на запись и найдите лишнее число: 1,3,9,11,7,5. Определите тему урока. (Двузначные числа)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Математический диктант для учащихся 4 класса по теме: «Нумерация многозначных чисел».
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Примеры сказочных задач.
Сказочная задача 1.
Лиса Алиса и кот Базилио привели Буратино на пустырь - это Поле Чудес: если закопать золотые монеты, то на утро вырастет дерево, на котором в 3 раза больше золотых монет. Затем полученные монеты можно снова закопать в землю и снова вырастет дерево с монетами. Так можно снять несколько урожаев. Они предложили посторожить ночью монеты. В награду за услугу лиса и кот потребовали отдавать с каждого урожая 9 монет. Подумав немного, Буратино не согласился с их требованиями. Он заявил, что после двух урожаев у него совсем не останется денег. Уж лучше он сам посторожит. Сколько золотых монет было у Буратино?
Решение:
Второй урожай дает 9 монет, значит, во второй раз Буратино посадит 9:3=3 (монеты).
Первый урожай дал 3+9=12 (монет). Значит, в первый раз Буратино посадил 12: 3=4 (монеты).
Сказочная задача 2.
Поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф бежали от Волка к домику Наф-Нафа. Волку бежать до поросят (если бы они стояли на месте) 4 минуты. Поросятам бежать до домика 6 минут. Волк бежит вдвое быстрее поросят. Успеют ли поросята добежать до домика Наф-Нафа?
Решение:
Волку бежать до домика Наф-Нафа 4 +6: 2=7 минут.6 минут меньше, чем 7 минут. Значит, поросята успеют добежать до домика Наф-Нафа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Пример математического кроссворда для 3 класса.
По горизонтали:
3) Выражение с неизвестными.
4) Результат вычитания.
5) Угол 90 градусов.
7) Некоторое количество предметов, сходных по определенным свойствам.
8) Промежуток времени в 52 недели.
9) Десять сантиметров.
По вертикали:
1) Тысяча грамм.
2) На какую цифру делить невозможно?
6) Четырехугольник, у которого все стороны равны, а углы прямые.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Математический диктант №1.
1. В кинозале находятся 78 кресел. Для проведения концерта принесли ещё 67 кресел. Сколько кресел стало в кинозале?
2. Вчера туристический автобус проехал 120 км, а сегодня проехал ещё 140. Сколько километров проехал туристический автобус за 2 дня?
3. Коля за весь день собрал 230 кг картофеля. А его брат собрал на 30 кг больше. Сколько кг собрал брат Коли? Сколько они собрали вместе?
4. Какое число нужно увеличить в 9 раз, чтобы получить 81?
5. Когда Винни-Пух лез за медом, пчелы ужалили его 80 раз, а когда летел вниз — на 35 раз больше. Сколько раз ужалили пчелы Винни-Пуха, пока он летел вниз?
6. От дерева падала тень 70 см. А от куста в 7 раз меньше. Какой длины тень от куста?
7. В саду посадили 7 рядов вишен по 6 деревьев в ряду. Сколько вишен посадили?
8. На одной улице 7 домов, а на другой в 3 раза больше. Сколько домов было на другой улице?
9. За неделю столовая расходует 28 кг сахара. Сколько кг сахара столовая расходует в день?
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Итоговый математический диктант.
- Винни-Пух за месяц съел 75 баночек меда, а Пятачок — 15 баночек. Во сколько раз меньше съел за неделю Пятачок, чем Винни-Пух?
- Винни-Пух съел за обедом у Кролика 32 бутерброда со сгущенкой, а с медом — в 2 раза больше. Сколько бутербродов не позволили Винни-Пуху вылезти из домика Кролика?
- У Кролика на полке стояли 6 больших баночек меда и 78 маленьких баночек. На сколько больше маленьких баночек меда на полке у Кролика?
- Один гусь и одна утка весят вместе столько же, сколько весит один поросенок. Гусь весит 7 кг, поросенок 12 кг. Определите вес утки?
- В одной комнате 16 стульев, а в другой 10. Сколько стульев нужно переместить из первой комнаты во вторую, чтобы стульев в каждой комнате стало одинаковое число стульев?
- Площадь коридора равна 20 кв.м, чему равна длина коридора, если ширина 2м?
- На праздник сделали 5 подарков. В каждый подарок положили 3 апельсина и 4 яблока. Сколько всего фруктов положили в подарки?
- Три ящика с яблоками весят 36 кг. Сколько весят 6 таких ящиков?
- Одна пятая часть отрезка равна 10 см. Чему равна длина всего отрезка?
ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
Средства активизации мыслительной деятельности, которые использовались на преддипломной практике.
Задачи в стихах.
Десять грустных лягушат
Под кустом сидят, молчат;
Комаров принести хотели,
Да нечаянно их съели.
Но учитель не суров:
Если каждый съел по паре –
Будет меньше комаров!
- Сколько комаров съели лягушата?
Сколько насекомых в воздухе кружат?
Сколько насекомых в ухо мне жужжат?
2 жука и 2 пчелы,
Мухи 2, 2 стрекозы,
2 осы, 2 комара.
Называть ответ пора.
Кормушки повесили дети для птиц.
Туда прилетело 10 синиц,
4 вороны, 6 снегирей,
Сорока – воровка и с ней воробей.
Кто же нам здесь побыстрее ответит,
Сколько же птичек увидели дети?
Есть у нашего Андрейки
Шесть монет по 2 копейки.
На покупку сладкой плюшки.
Сколько денег у Андрюшки?
В зоопарке он стоял,
Обезьянок всё считал:
Две играли на песке,
Три уселись на доске,
А двенадцать спинки грели.
Сосчитать вы всех успели?
Веселые задачи.
- Жили-были бабушка и дедушка, и у них был огород прямоугольной формы. Длина огорода 20 м, а площадь 200 кв. м. Однажды дедушка и бабушка поссорились и решили разделить огород поровну. Теперь у дедушки огород квадратной формы, длина одной стороны которого 10 м. Узнайте, честно ли разделили дедушка с бабушкой свой огород?
- В одном лифте ехали 40 бабушек и застряли между этажами. Половина бабушек стала готовиться к худшему, 18 бабушек спокойно стояли и надеялись на скорое спасение. Остальные бабушки оказались нервными, они стали нажимать на все кнопки подряд, кричать «Помогите!» и ругать правительство. Сколько нервных бабушек застряло между этажами?
- На именины к дедушке пришли 40 бабушек. Каждая бабушка принесла в подарок по 2 расчески. Сколько расчесок получил от бабушек совершенно лысый именинник?
Блиц - турнир
- С одной грядки собрали 27 кабачков, а с другой 13 кабачков. Их разложили в корзины по 10 кабачков в каждую. Сколько корзин потребовалось?
- Дети собрали 4 банки малины по 2 кг в каждой банке. На варенье израсходовали 3 кг. Сколько кг малины ещё осталось?
- Максим нашёл 7 грибов, а Павел в 4 раза больше? Сколько грибов нашёл Павел?
- На сколько грибов нашёл Павел больше, чем Максим?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе
Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе. Именно на это я направляю усилия в работе с учениками. Тяга к творчеству, которая (как и всякая ...
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из важнейших задач учителя. Познавательный интерес на уроке является важным мотивом учебной деятельности. Он не только активизирует познавательн...
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе
В работе рассмотрена проблема активизации познавательной деятельности на уроках матматики младшего школьника, приведены упражнения, занимательные задания и методика работы над данной темой....
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе
Важнейшими условиями активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время являются умение самостоятельно работать и получать знания. Одна из главных задач учител...
"Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе"
Современные методы и приемы, используемые на уроках математики в начальной школе....
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....