Адаптивная система обучения в начальной школе
методическая разработка на тему
Адаптивная система обучения в начальной школе.
Работа содержит текстовый документ и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptivnaya_sistema.docx | 494.88 КБ |
adaptivnaya_sistema_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.pptx | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
2015г.
Сл 1 Адаптивная система обучения в начальной школе
1 часть Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания младших школьников. И с 2011г начальная школа реализует государственный стандарт второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно изменилось, существенно изменялась роль учителя, которому необходимо выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.
Но какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, учитель остается главным действующим лицом на любом уроке, особенно, если это креативный, творческий, нестандартный учитель.
Сл 2 Определить уровень своей креативности можно быстро с помощью теста «Стандартный- нестандартный учитель» Образец теста – на столах.
? Указаны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «плюс» те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком «минус» то, что вам в них не нравится:
1. Дисциплинированный.
2. Организованный.
3. Неровно успевающий.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддерживать общее дело.
8. Стабильно успевающий.
9. Занятый своими делами.
10. Быстро, «на лету» схватывающий.
11. Не умеющий общаться, конфликтный.
12. Выскакивающий на уроке с непонятными замечаниями.
13. Приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для вас выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководств
Каких знаков «плюс» у вас больше – на четных номерах или на нечетных? Если «четных плюсов» больше, мы вас поздравляем: вы совершенно нестандартный учитель, Вы можете работать в инновационном режиме.
Сл 3 Учителя, работающие в инновационном режиме, постоянно ищут ответы на вопросы:
-Как приобщить всех к работе на уроке
-Как повысить эффективность современного урока
-Как сделать урок результативным
2 часть На все эти вопросы мы нашли ответы отвечает адаптивная система обучения в начальной школе. (АСО)
-Что такое АдаптивнаяСО?
Это принципиально новая модель организации обучения, возникшая на основе анализа, наметившихся за последнее время тенденций, совершенствования учебного процесса, под влиянием воздействия на формирование творческого мышления учителя, новейших психологических теорий.
Сл 4 Цель адаптивной СО
Сл 5 Учащиеся работают на адаптивном уроке в трех режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально, самостоятельно под руководством учителя. Работа на уроке проходит в статических, вариационных парах, малых группах .Программы многоуровневые мы еще не разработали, но задания многоуровневые на уроках детям предлагаются. Комплексный блок контроля включает: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль. В условиях
сл 6 Адаптивной СО обучение –это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, сл 7 иметь и доказывать свое мнение, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Умение самостоятельно работать- это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком АСО является резкое увеличение самостоятельной работы на уроке, и как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней работой
-сл 8 В чем значимость АСО
- Повышает качества образования
- Формирует целостную систему универсальных знаний и умений, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся
- Обеспечивает право каждого ученика на индивидуальное развитие, которое не противоречит его природным возможностям, склонностям, интересам и создать хорошие условия для обучения, развития, здоровья ученика с разными возможностями – это и есть адаптивность
- На адаптивном уроке интегрируются несколько технологий. Но особое внимание обращаю на такие технологии, как развивающее и дифференцированное обучение,технология деятельностного метода, методики коллективных способов обучения, информационно-коммуникационные технологии. Все эти технологии помогают грамотно организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся и являются здоровьесберегающими.
Сл КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТИВНОГО УРОКА:
1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока, принцип деятельностного подхода является ведущим в развитии обучающегося, нужно планировать деятельность каждого ученика на разных этапах урока. Учитель планирует не только собственную деятельность, но и деятельность ученика, начиная с совместного вывода темы и целеполагания.
2. Обеспечение эмоциональной сопричастности обучающегося к собственной деятельности и деятельности других.
«Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров», - писал педагог-психолог Л.С. Выготский.
3. Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке. Мотивация связана с поддержанием интереса к изучению материала. Существуют различные методы мотивации, которые в обязательном порядке нужно использовать на современном адаптивном уроке в начальных классах:
- эмоциональные (поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания,создание ярких наглядно-образных представлений);
- познавательные (опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации, выполнение творческих и развивающих заданий);
- волевые (предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, самооценка своей деятельности, коррекция, рефлексия);
- социальные ( взаимопомощь, сотрудничество, заинтересованность результатами коллективной работы, взаимопроверка).
Данные методы позволяют создать комфортные условия для мотивации труда обучающих на уроках.
4. Обеспечение самоконтроля в процессе деятельности в течение всего урока.
Ученик отслеживает свои результаты ил с помощью учителя оценивает их. Например, во время проверки домашнего задания используются самопроверка, сверка по ключу, по образцу, по схеме-опоре, через обратную связь или взаимопроверка по критериям, которые дает учитель. Обучающийся должен уметь проверять, анализировать, что он знает и умеет по изучаемой теме. В этом ему поможет технологическая карта, составленная по теме.
В этом учебном году творческая группа учителей начальных классов приступила к изучению адаптивной системы обучения.
На уроке учитель помощник –консультант, демократичный, гуманный стиль общения, методы обучения: рефлексивные, проблемные, развивающие, поисковые, целеполагание в полном объеме. оценочная деятельность+ рефлексифная (по технологичной карте, Оценка себя в режиме самоконтроля, самостоятельная работа учащихся до 30 минут
Адаптивная система обучения влияет на интеллектуальное развитие школьников, ученики 4-х классов являются победителями олимпиад (2 место – окр.мир,3 место по математике н
сл муниципальном уровне), Считаю, что адаптивный урок – это урок, который приносит удивление, удовольствие, усилие и успех!
Уроки с использованием АСО интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Итак, Научиться учить себя- вот та цель, которая поставлена сегодня перед обучающимися, начиная с младшего школьного возраста.
Сл Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.. УУД – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Также нельзя не понимать, что за процесс формирования УУД , начиная с 1 класса, становится ответственным учитель. Возникают вопросы:
- достаточно ли компетентен учитель, пусть даже самый опытный, решить данную задачу
- достаточно ли будет учителю для работы общих рекомендаций по формированию УУД, изложенных в стандартах
- достаточно ли явно - понятно для учителя прослеживается система формирования УУД в учебных программах, УМК
Сл Вот поэтому 2013 году наша начальная школа с целью принципиально нового пути формирования УУД и умению учиться в целом был выбран надпредметный
Сл курс «Мир деятельности», разработанный Людмилой Георгиевной Петерсон, автор дидактической системы деятельностного метода обучения
Мир деятельности» - актуальный, современный учебный курс, который способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы.
Он помогает ученику запомнить открытые им знания об учебной деятельности, применять их как в школе, так и дома, проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно.
Сл Курс «Мир деятельности» позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО. Благодаря этому способ формирования метапредметных результатов ФГОС приобретает целостность и завершенность.
Знания, полученные на занятиях внеурочной деятельности, ученики активно применяют на предметных уроках. в классах изучающих Мир деятельности, отмечаю, что дети свободно ставят перед собою учебные задачи, удерживают их до конца урока, составляют план выполнения учебных задач, используют алгоритмы, которые дети изучали на М.Д .Дети оценивают себя по лесенке успеха, работают в парах, группах на общий результат, выявляют причину затруднения, построят проект выхода из затруднения, рефлексивная деятельность в конце урока. идет активный процесс формирования УУД.
Сл Отношение родителей к курсу положительное
Для выявления уровня сформированности УУД проводится диагностика.
Сл Мониторинг сформированности УУД показал, что выше результаты в классах, где реализуется надпредметный курс.
Сл.Адаптивная система обучения, надпредметный курс «Мир деятельности» строятся на принципах гуманной педагогики: не навреди, не сравнивай успехи ученика с другими, поощряй любые успехи ребенка, будь ему хорошим наставником, а главное, замени традиционное «детовождение» на адаптивное «детосопровождение».
Спасибо
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тест «Стандартный- нестандартный учитель» Ключ: Чётных плюсов больше – мы Вас поздравляем: Вы нестандартный учитель !
На все эти вопросы отвечает АСО Как приобщить всех к работе? Как повысить эффективность современного урока? Как сделать урок результативным?
Цель АСО обучение приёмам самостоятельной работы развитие умений добывать знания адаптация учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся Возможности АСО – учитель меньше учит , учащийся больше учится
Учащиеся работают в трёх режимах : совместно с учителем; с учителем индивидуально; самостоятельно под руководством учителя. Работа на уроке проходит в статических, динамических, вариационных парах, малых группах.
Знаю, умею
У меня своя точка зрения
Значимость АСО : Повышает качество образования Формирует целостную систему универсальных знаний и умений, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся Обеспечивает право каждого ученика на индивидуальное развитие
Критерии эффективности адаптивного урока : 1.Активная мыслительная деятельность 2. Эмоциональная сопричастность к собственной деятельности и деятельности других « Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров», писал педагог-психолог Л.С.Выготский
3 Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке 4. Самоконтроль в процессе деятельности в течение всего урока Критерии эффективности адаптивного урока :
Адаптивный урок- это удивление, удовольствие, успех ! Использование АСО позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса
За процесс формирования УУД отвечает учитель - Достаточно ли компетентен учитель -Достаточно ли рекомендаций, изложенных в стандартах - Достаточно ли понятно для учителя прослеживается система формирования УУД в учебных программах
« Надпредметный курс «Мир деятельности» – недостающее ключевое звено в формировании УУД школьников.
« Мир деятельности» автор Л.Г.Петерсон актуальный, современный курс, способствует повышению мотивации поможет обучающемуся запомнить открытые им знания позволяет системно формировать УУД
ФГОС выдвигает задачу- формирование метапредметных умений Все новое - хорошо забытое старое ! К.Д.Ушинский, Д.И. Писарев, Л.С. Выготский , А.Н.Леонтьев, П.Я Гальперин, Л.В. Занков и В.В.Давыдов
Мнение родителей о «Мире деятельности»
Тестирование 2014 год - Высокий - Средний - Выше среднего - Низкий Изучают 11% 11% 38% 38% Не изучают 44% 20% 36%
Тестирование 2015 год - Высокий - Средний - Выше среднего - Низкий Изучают Не изучают
Адаптивная система обучения, надпредметный курс «Мир деятельности» строятся на принципах гуманной педагогики: не навреди не сравнивай успехи ученика с другими, поощряй любые успехи ребенка будь ему хорошим наставником а главное, замени традиционное « детовождение » на адаптивное « детосопровождени е ».
Пожелание учителю: Н е потерять интереса к своей работе. Без желания преподавать в этой профессии делать просто нечего. Желать учиться самому, ведь без этого желания никого другого ничему не научишь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
Адаптивная система обучения (АСО).
Современный учитель -" мастер своего труда", инноватор, его роль в учебно-воспитательном процессе велика. Меня привлекла эта система (элементы этой системы использую давно) тем, что деятельность...
«Адаптивная технология обучения»
Адаптивная технология обучения....
Адаптивная система обучения (АСО) как средство повышения эффективности и качества образования в начальной школе для учащихся с разными образовательными возможностями.
Адаптивная система обучения (АСО) А.С.Границкой помогает учителю так организовать урок, чтобы учесть по возможности особенности детей....
Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения школьников (адаптивный этап обучения в школе).
Методика проведения дидактических игр на уроках обучения грамоте....
Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...
«Одно из эффективных условий создания адаптивной среды обучения для детей с ОВЗ - использование интерактивного оборудования в коррекционно-развивающем процессе»
Использование интерактивных игр на коррекционных и логопедических занятиях заметно усиливает эффект коррекционного обучения. Дети с большей мотивацией вовлекаются в процесс, проявляют активность при в...