Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения школьников (адаптивный этап обучения в школе).
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Методика проведения дидактических игр на уроках обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_rabota_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения школьников (адаптивный этап обучения в школе)
Материал для игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с требованиями преподавателя и возможностями обучающихся. Желательно иллюстрирование каждой из игр и использование различных игрушек (мяч, кукла и др.).
Игра 1. «Полслова за вами»
Цель: Развивать речь школьников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.
Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.
Игра 2. « Опиши предмет»
Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.
Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.
Игра 3. «Я знаю»
Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.
Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:
- Я знаю пять имен мальчиков:
Саша - раз,
Дима - два,
Игорь - три,
Денис - четыре,
Володя - пять.
Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.) .
Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима)
Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.
Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.
Игра 5. «Расшифруй письмо»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.
Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.
Игра 6. «Кто лучше»
Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя, кто лучше сумел зашифровать слово.
Игра 7.«Кто наблюдательнее»
Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.
Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву.
Игра 8. «Сочини сказку о предмете».
Цель: Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса.
Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.
Игра 9. «День - ночь»
Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.
Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.
Игра 10. «Подружи букву»
Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги - слияния)
Игра 11. «Идем в гости»
Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».
Игра 12. «Составь слово»
Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.
Игра 13. «Разложи по порядку»
Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по порядку.
Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши»
Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.
Игра 15. «Молоточки»
Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.
Игра 16. « Буква заблудилась»
Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.
Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.
Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони»
Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.
Игра 18. «Когда это бывает»
Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.
Игра 19. «Колокольчики»
Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.
Игра 20. «Исправь ошибки»
Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.
Игра 21. «Слова»
Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.
Игра 22. «Узелки на память»
Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем.
Упражнения для развития речи
Развитие слуха.
Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.
Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).
Задание №1.
"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).
Задание №2.
"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).
Задание №3.
"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).
Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).
Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.
1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".
Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.
2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.
Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.
Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).
Задание №1.
"Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".
Задание №2.
"Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.".
Задание №3.
"Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т.д.".
Задание №4.
"Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".
Упражнение №4. "Путаница".
"Послушай внимательно стихотворение.
Кто на дереве сидит? |
Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"
Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
Упражнение №5. "Придумай новое слово".
Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
Упражнение №6. "Кружок".
Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.
Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три".
Образец: МАК - 000
Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н']. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.
Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.
Упражнение №7. "Длиннее-короче".
Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".
Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.
Развитие словарного запаса.
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.
Упражнение №8. "Игра в слова".
Задание №1.
"Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).
Задание №2.
"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".
Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.
Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"
Упражнение №9. "Признак".
Задание №1.
"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"
железо -
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло -
Задание №2.
"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).
Задание №3.
"Сравни:
по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".
Упражнение №10. "Угадайка".
Задание: "Отгадай загадку:
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит -
Сядет и укусит.
(Комар)
Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал -
Кушайте, пожалуйста.
(Арбуз)
Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".
Упражнение №11. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).
Задание №1.
"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"
Задание №2.
"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"
Задание №3.
"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"
Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.
Упражнение №12. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).
Задание: "Скажи наоборот:
холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.
Упражнение №13. "Один и много" (изменение слов по числам).
Задание №1.
"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".
книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.
Задание №2.
"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".
когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.
Упражнение №14. "Уменьшение".
Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".
трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.
Упражнение №15. "Закончи слово".
Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.
Упражнение №16. "Объясни слово".
Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?"
нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
стихотворение, азартная игра.
Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.
Развитие грамматических навыков.
Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.
Упражнение №17. "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).
Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,
Кто? Что делает? Что?
Например: Кошка лакает молоко"'.
Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)
Упражнение №18. "Закончи предложение".
Задание: "Попробуй угадать конец фразы".
Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и ... . Зимой бывает хо... .
Упражнение №19. "Добавь слова" (распространение предложений).
Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"
Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.
Упражнение №20. "Составь фразу" (образование предложений из слов).
Задание №1.
"Придумай предложения, используя следующие слова:
забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,
колючий куст, лесное озеро".
Задание №2.
"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"
1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
Упражнение №21. "Пропавшие слова".
Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".
1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .
2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .
3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .
Упражнение №22. "Найди ошибку".
Задание №1.
"Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.
Задание №2.
"Как нужно исправить предложение?"
Упражнение №23. "Объясни".
Задание: "Послушай фразу:
Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
Объясни, почему кошка недовольна.
Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.
Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.
Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.
Кто что рисовал? Объясни".
Упражнение №24. "Что имеется в виду?" (тренировка на понимание переносного смысла).
"Скажи, как ты понимаешь эти выражения:
железный топор - железный человек
золотая стрела - золотые руки
ядовитый укус - ядовитый взгляд
острый нож - острое слово
низкий стол - низкий поступок
черствый хлеб - черствый человек".
Упражнение №25. "Правильно или нет?".
Задание: "Как ты думаешь, можно ли так сказать?"
Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.
Спросите ребенка: "Почему предложения неточные?"
Упражнение №26. "Где начало рассказа?"
Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок
Задание: "Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем она".
Упражнение №27. "Рассказ по картинке".
Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.
Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.
Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.
- О чем эта картинка?
- Кто главный герой?
- Что происходит?
- Какие герои нарисованы на картинке?
- Какой у них характер?
- Как можно назвать этот рассказ?
С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.
Упражнение №28. "Подбери рифму".
Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол - гол.
Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:
каша, вой, подушка, сок;
снег, кошка, кружок, миска;
речка, тучка, бочка.
Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.
Упражнение №29. "Составь предложение".
Задание: "Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например, я произношу предложение: "В лесу идет дождь. Гремит гром". Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика "и", тогда из двух получится одно. "В лесу идет дождь, и гремит гром".
Теперь попробуй сам".
Ярко светит солнце. Поют птицы.
Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка закончить фразу.
Дети вышли гулять и ...
По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами "а", "но", "хотя", "зато", "если, ... то".
Игры. Развитие речи
Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточностью грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как можно раньше начинать работу с развития их орфографической зоркости. Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм начинается главным образом в процессе звуко-буквенного анализа слов. Для становления соответствующего умения полезны следующие упражнения:
1. Игры: «Найди опасное место»
—Я буду произносить слова, а вы хлопните, как только услышите звук, которому при письме нельзя доверять. А какому (каким) звуку (звукам) нельзя доверять? Как его найти? ( Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных гласных, то есть два «опасных места».
«Светофор»
Покажите красный сигнал светофора или зажгите красный огонек, как только найдете «опасное место».
«Зажги маячок»
Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под «опасными местами». При этом с помощью вопроса («Как будете искать «опасные места»?) отрабатывается необходимый способ действия.
2. По следам звукового анализа печатание или выкладывание из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». При этом снова обращается внимание на способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю буквой, если нет — ставлю на его месте сигнал опасности».
Для совершенствования речевого аппарата могут быть использованы следующие скороговорки, четверостишия, рифмовки:
1. ПОКУПАЛ БАРАН БАРАНКИ
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил —
Про себя не позабыл!
А для женушки —
Подсолнушки.
2. СОРОК СОРОК (скороговорка)
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек,
Не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок —
Сразу поссорились
Сорок сорок.
3. А - Рот пошире открываем,
Руки кверху поднимаем.
У - Губы трубочкой вперед.
И руки вперед.
4. Шорох, шептание, шумок под окном,
Шлепанье легкое ...
Кто это — гном?
Ш—ш—ш!
Там, за шторами,
Возле окна
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
5. Дрожу от страха до сих пор!
— Воскликнуло полено,
— Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
6. Мчится поезд скрежеща:
же — че — ща,
же — че — ща.
7. По утрам мой брат
Кирилл
Трех крольчат травой
кормил.
8. Произнесите на одном дыхании:
ВДОХ - СИ-СЭ-СА-СО-СУ-СЫ - ВЫДОХ
ВДОХ - ЗИ-ЗЭ-ЗА-ЗО- ЗУ-ЗЫ - ВЫДОХ
Для успешного изучения гласных звуков и букв используется прием изучения «пения»:
На доске нарисован вот такой треугольник:
И Ы У
Э О
А
Дети поют сначала звуки верхнего этажа: И-Ы-У и наблюдают за тем, как открывается рот во время пения. Делают вывод, что рот открывается не очень, лишь чуть-чуть. Получаются «узкие» гласные звуки.
Потом дети поют звуки среднего этажа: Э-О. Заметили, что рот открывается нормально, как обычно, средне. Значит, это - «средние» гласные звуки.
Наконец, поют гласный нижнего этажа: А. Здесь рот широко открывается, и дети называют этот звук «широким».
Данная игра поможет детям раскрыть секрет произношения гласных. Оказывается, все гласные звуки - ртораскрыватели! Этот вывод поможет научиться правильно определять количество слогов в словах, подставив ладошку под подбородок.
Игры. Чтение. Обучение грамоте.
В ходе занятий для активизации мыслительной деятельности используются следующие задания:
1. Чтение слоговой таблицы
(в быстром и медленном темпе)
КОР
УТ
НОР
СЫР КИ
МЫШ
МОШ
2. ЧТЕНИЕ СЛОГОВОЙ ЦЕПОЧКИ:
СА СИ ША
ЛИ ЛО МА РЫ
3. КОЛЛЕКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ СЛОГОВОЙ ТАБЛИЦЫ И СЛОВ В ТЕМПЕ, ЗАДАННОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ.
СО | ВЫ | ВЫ |
СЫ | РО | ЛО |
НА | ТА | КА |
КО | ВА | РО |
Вова | сорока |
совы | ворона |
сова | высота |
косы | волосы |
росы | корова |
ПА | РЫ |
ЦА | РИ |
ЦЕ | НЫ |
пары | пари |
царица | цари |
цены | рыцари |
паны |
4. Преобразуй слово путем замены букв:
ГРАЧ - ВРАЧ; ДОЧКА - ТОЧКА - КОЧКА - БОЧКА; ПЕЧКА - ПАЧКА - ПОЧКА и т.д.
5. Чтение слогов с договариванием до целого слова:
ФИ... лин | ФЕ... дя |
ФА... я | ФО... ма |
Ло... шадь | Ле... та |
То... ня | Те... тя |
6. Игра со словом КОЛОБОК
(кол, лоб, бок, око)
7. Отвечай быстро!
Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)
Вкусный, алый, сочный ... (арбуз)
Бурый, неуклюжий, косолапый ...(медведь)
Желтые, красные, осенние ... (листья)
8. Измени слово, используя прием наращения и замены буквы:
Верь - дверь - зверь
Езда - звезда - поезда
Сети - дети, Лена – Лина
9. «Где цифры, где буквы?»
Выбрать только буквы.
Составь из них слово
И 1 8 Г 6
Р 10 У 5 Ш
4 К 2 А 7
10. Чистоговорки
Та-та-та -у нас дома чистота.
Те-те-те - отложи свое шитье.
То-то-то - стали мы играть в лото.
Ать-ать-ать - мы идем гулять
Ат-ат-ат - берем с собою самокат
Ча-ча-ча - горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу - молоточком я стучу.
Оч-оч-оч - наступила ночь.
Цо-цо-цо -на руке кольцо
Цы -цы - цы - поспели огурцы
Ец-ец-ец - очень вкусный огурец
Обучение грамоте - один из самых ответственных периодов в жизни ребенка. И результат обучения во многом зависит от учителя, от его терпения, доброты, ласки. Надо дать ребенку возможность поверить в собственные силы. Обучение не должно быть связано с негативными эмоциями в общении с педагогом. Каждый из учеников должен почувствовать успех, познать радость «открытия» для себя и с желанием и хорошим настроением идти на каждый урок. Пусть ученик думает, фантазирует, творит!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа по теме: "Элементы медитационной психотехники, используемые в процессе обучения в начальной школе".
Методический материал....
Методическая работа по теме: "Элементы медитационной психотехники, используемые в процессе обучения в начальной школе".
Методический материал....
Психолого-педагогическая технология "Сохранение психологического здоровья первоклассников в процессе адаптации к обучению в школе"
В связи с введением новых Федеральных Государственных образовательных стандартов, проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт...
Дидактические пособия используемые на уроках надомного обучения для формирования двигательных и моторных навыков ,
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ИЗ ЛЕНОЛЕУМА....
«Сопровождение первоклассника в процессе адаптации к обучению в школе»
Разработана программа сопровождения процесса адаптации первоклассника к обучению в школе. Рассмотрена актуальность проблемы, причины и критерии дезадаптации. программа состоит из 3 блоков: блок ...
Краткое описание дидактических игр Паршина Т. П.
Применение дидактических игр на уроках активизирует деятельность детей. делает работу более интересной и разнообразной....
Классификация дидактических игр, используемых на уроках русского языка в начальной школе
в данной материале приводится классификация дидактических игр, используемых на уроках русского языка в начальной школе...