Статья "Особенности формирования учебных универсальных действий в процессе работы над каллиграфией в начальной школе."
статья (1 класс) на тему

В 1 ом классе одним из важнейших умений  является  овладение  каллиграфическим письмом. Эта проблема  остаётся актуальной  до сегодняшнего дня.

Систематически формировать почерк обучающихся - одна из главных задач школы. Для выработки у них четкого, красивого  и скорого  письма необходимо  постоянное  использование самых эффективных методов и приёмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности  формирования  учебных  универсальных  действий  в  процессе работы над  каллиграфией  в  начальной  школе.

       В связи с  введением  Федерального  государственного образовательного  стандарта  нового  поколения  одним из  требований, предъявляемых  к обучающимся начальной  школы, является   формирования  универсальных учебных  действий.  Термин  «универсальные  учебные  действия» можно определить как совокупность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая  организацию этого процесса, то есть формирование умения  учиться.

     Одним из важнейших  умений при поступлении ребёнка в 1 класс  является овладение каллиграфическим письмом.

       Проблема обучения письму была и остаётся актуальной до сегодняшнего дня. Систематическая работа по формированию почерка обучающихся – одна из главных задач  школы. Ведь от развития мелких моторных функций кисти рук зависит формирование многих психических процессов (мышление, память, речь). Каллиграфически правильное  письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности и  старательного отношения к выполнению  любой работы. И от того, какие навыки учитель  заложит в самом начале обучения, будет зависеть дальнейшее совершенствование почерка детей, их орфографическая зоркость.

       Что же означает слово «каллиграфия»? Каллиграфия – это  искусство писать чётким, красивым почерком. А для выработки у обучающихся чёткого, красивого и скорого письма необходимо систематическое использование самых эффективных  методов  и приёмов. Методика обучения письму постоянно развивается. И всё-таки трудностей в формировании  каллиграфии много. Прежде, чем научить детей правильно писать, нужно приложить  немало усилий. На уроках  чистописания необходимо,  путём правильного  отбора и  проведения специальных упражнений,  сформулировать у обучающихся такие  навыки,  которые  при переходе на скорое  письмо,  способствовали  бы сохранению чёткости почерка и  обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ  в  среднем  звене.    Свою  работу  в 1-ом  классе я начинаю  со  знакомства  с приёмами  для  письма, обращаясь  к  детям:  « Сделайте так,   чтобы  стол  был  свободным и на нём   хозяйкой  стала «Пропись»»,  « Вспомните, как мы  должны  сесть  при  письме»  и т. д.  Для  наглядности  демонстрируется  таблица « Правильно  сиди при  письме».                                            При изучении новой  буквы объясняю    написание буквы,  слова,  предложения, чтобы  дети  видели их  « рождение», даю разные  варианты   соединений, постоянно  прошу найти лучшую букву, учу  находить недочёты и причины  их  появления.

          Чтобы  уроки  были  не  монотонными  и  однообразными, стараюсь  их  разнообразить, вызывать  интерес, активизировать мыслительные  и творческие  способности ребят.  Наряду с традиционными  приёмами  письма  « под счёт», «в  воздухе» и тетради я  придаю  большое  значение развитию безотрывного  письма. При  написании слова  обращаю  внимание на  направление  соединительного  штриха, его соединение с последующей  буквой. Далее дети сами  избирают  наиболее в каждом  конкретном  случае  вариант  соединений  буквы  в  слове. Для  укрепления мелких  мышц  пальцев  ребятам  предлагается  начертить разные  фигуры  по  трафарету и заштриховать  их  в  соответствии направлением  стрелки.  Штрихуют  они  увлечённо.    Этот вид  работы  способствует развитию  мышления  и  речи у  детей, осуществляется  межпредметная  связь  и  опережающее обучение. В своей работе     применяю письмо с  «секретом» ( Илюхиной В. А.), конструирование буквы (Агарковой Н. Г.).Также  на уроках использую  игровые  приемы,  направленные  на  создание  более  прочного образа  письменной  буквы, закрепление  элементов  букв. Например, дети определяют, какие  буквы  обглодал  жук- буквоед и восстанавливают это  слово, помогают  зайцу  убежать  от  волка, учащиеся  находят  «кочки», по которым  можно перейти через  болото.  «Вставать» можно только на те кочки, на которых  представлены  буквы с одинаковыми элементами. Начиная писать слова и предложения, ребятам  нравится «пальчиковый» приём  письма. Суть в том, что работают  указательный и средний  пальцы левой  руки. При письме  пальчики  становятся  контролёрами.  Они не  позволяют  при письме  написать  лишнюю  букву или, наоборот,  потерять её. В результате  применения  этих  упражнений у детей  формируются  такие  универсальные  учебные действия: личностные ( умение  жить  по  правилам); регулятивные(контроль, коррекция ,оценка);познавательные(  общеучебные,  знако- символические, логические);коммуникативные  ( умение  слушать и в ступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении  проблем).

           Таким образом, процесс работы над  каллиграфией в начальной  школе имеет  большое  значение для  достижения основной  цели- формирования  универсальных учебных действий.  Несмотря на разные  изменения в системе  обучения  каллиграфии, произошедшие  за  последние десятилетия, процесс  формирования    умения писать  буквы  остаётся  сложным, поиски путей   дальнейшей оптимизации  этого процесса, безусловно,  продолжаются и будут продолжаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)

Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...