Технологическая карта урока
план-конспект урока по теме
Технологическая карта урока математике, русскому языку, ОРКСЭ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока | ||||
Учитель: | Аминева Зимфира Хусаеновна | |||
Класс: | 1 | |||
Предмет: | математика | |||
Тема урока. | Математическое выражение. | |||
Тип урока: | изучение нового материала | |||
Цель: | формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и практическому применению понятия «математическое выражение» | |||
Задачи: | - актуализировать знания о многообразии групп знаков; - организовать деятельность по определению понятия «математическое выражение» и нового способа классификации математических понятий «равенство», «неравенство», «математическое выражение»; - отработать навык составления и нахождения числовых выражений среди математических записей. | |||
Результаты: | Личностные: - формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности; формирование познавательного интереса к математической науке; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; Метапредметные: РУУД, ПУУД, КУУД - умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение находить способы решения учебной задачи по нахождению математических выражений; формулировать учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы; формировать умение пользоваться различными ИКТ средствами; - умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение работать в малой группе; умение провести рефлексию своих действий на уроке; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; Предметные: - умение разграничивать понятие «математическое выражение», «равенство», «неравенство»; - умение составлять и находить математические выражения среди других математических записей. | |||
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат |
Орг. момент | Развитие умений самооценки готовности к уроку | Организует работу учащихся с положительным эмоциональным настроем, создает комфортную обстановку. Мотивирует на деятельность. | Оценивают свою готовность. Отражает личностную готовность ко взаимодействию, предполагающее общение. | Включение в работу на личностно-значимом уровне по формированию и развитию ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности. |
Актуализация знаний | Актуализация знаний о многообразии групп знаков | 1. Создает ситуацию по определению групп знаков На интерактивной доске расположены картинки различных знаков: дорожные знаки знаки действий знаки сравнения цифры буквы знаки препинания - Как одним словом можно назвать то, что вы видите? 2. Организует наблюдение детей за ходом выполнения задания, Организует коллективную дискуссию, подводящую к тому, что существует различные варианты группировки знаков. - На сколько групп можно разделить все знаки? - Какие знаки связаны с математикой? | 1. Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют взаимопроверку, предъявляют результат. Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения. Работают на интерактивной доске, группируя знаки. - Знаки - На две группы можно разделить. - А я думаю, на 6 групп. (возникает диалог, где каждый ребенок доказывает свое мнение) - На две: знаки, относящиеся к математике и другие. - На 6 групп: дорожные знаки, знаки действий, знаки сравнения, цифры, буквы, знаки препинания (по общим признакам) - С математикой связаны знаки цифр, знаки действий, знаки сравнения. | Знание способа классификации групп по общему признаку. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Оценивание выполнения собственной работы по предъявленному на доске результату. Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности. Умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; формировать умение пользоваться различными ИКТ средствами. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. |
Постановка учебной задачи | Организация работы по представлению темы и цели урока | Организует и управляет ситуацией целеполагания. Мотивирует учащихся на дальнейшую работу. -Эти математические знаки вы увидите и на с. 46 в учебнике. Рассмотрите страницу, на которой мы будем сегодня работать. Сформулируйте тему вашего урока. - На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на уроке? - Сформулируйте цель нашего урока. | Исследуют записи на странице учебника. Анализируют полученную информацию. Формулируют тему и цель урока. - Тема урока «Выражение» - Что такое выражение? - Как связано с математикой выражение? - Узнать, что такое выражение. | Самостоятельное определение темы и цели урока. Формирование познавательного интереса к математической науке. Формулировать учебную задачу. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; |
Открытие нового знания | Организация деятельности по определению понятия «математическое выражение» и нового способа классификации математических понятий «равенство», «неравенство», «математическое выражение» | Организует деятельность по наблюдению за математическими записями. На интерактивной доске расположена группа равенств и группа неравенств. По ходу дискуссии открывает названия групп. 9-5>3 4+2=6 7-3<6 3+5=8 1+4<7 7-4=3 6>2 5=5 - Как называются записи каждой группы? Почему их так называют? На интерактивной доске открывается следующая запись: 4+1 6-3 4+2 1+2 7-4 3-2 5+2 8-5 6+1 - Как можно назвать эти записи одним словом? Можно ли назвать суммой? Разностью? Почему? - Да, такие записи называются числовыми выражениями или математическими. - Вы слышали когда-нибудь слово «выражение»? Что оно означает? Организует работу с дополнительной справочной литературой (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка» с. 117) - Где можно уточнить значение понятия «выражение»? Организует деятельность учащихся по формулировки понятия «математическое выражение» - Итак, перед нами числовые выражения. Чем они похожи? Чем они отличаются от равенств и неравенств? -Можете ли вы сформулировать свой вывод , что же такое числовое выражение? Задает значимый вопрос на осознание обучающимися ценности учебной литературы, как ориентира в поиске необходимой информации для выполнения учебных заданий. - Наш вывод и вывод в учебнике совпадают. Зачем тогда нужен учебник? | Выполняют задание, наблюдают, сравнивают, анализируют, делают вывод. - Первая группа – это неравенства, потому что в этих записях есть знаки сравнения «больше», «меньше». Вторая группа – это равенства, потому что в этих записях есть знак «равно». Высказывают свои мнения, доказывают. Вступают в полемику по определению названия записей на доске. Формулируют вывод. -Мы не можем назвать эти записи ни суммой, ни разностью. Скорее это примеры. Или просто математические записи. - Я не знаю, как можно одним словом назвать. - Может быть это выражение? Высказывают свои мнения. Организуют деятельность по определению понятия «выражение». - Можно узнать в толковом словаре, в интернете. Самостоятельно формулируют понятие «математическое выражение», сравнивают с выводом в учебнике на с. 46 № 104 Формулируют вывод о значимости учебной литературы. | Совместное решение проблемы по определению понятия «математическое выражение». Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности; формирование познавательного интереса к математической науке; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение провести рефлексию своих действий на уроке; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Умение разграничивать понятие «математическое выражение», «равенство», «неравенство». |
Первичное закрепление | Организация практической деятельности с использованием новых знаний. | Предлагает самостоятельную работу по решению практической задачи на составление математических выражений. - Напишите в тетради 4 выражения. | Выполняют задание, опираясь на новые знания. Осуществляют взаимопроверку в паре. | Положительная мотивация, осознание значимости полученных знаний в практической деятельности. Умение работать в малой группе; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Умение составлять математические выражения. |
Обобщение и систематизация знаний | Закрепление полученных знаний | Организует работу учащихся по закреплению знаний. На интерактивной доске появляется герой Незнайка, записи 3=3, 8>4. - Незнайка выполнил задание так: 3=3, 8>4. Согласны ли вы с ним? Как можно исправить записи, чтобы получились выражения? -Найдите значения получившихся выражений. - Можно ли назвать получившиеся записи выражениями? Почему? Организует игру «Да. Нет». На интерактивной доске показываются различные математические записи. Если появляется числовое выражение, дети говорят: «Да». Если это не числовое выражение: «Нет» | Анализируют записи на доске. Высказывают свои мнения, доказывают. Работают на интерактивной доске, исправляя ошибки Незнайки. Находят значения выражений, делают вывод. - Получились равенства, потому что есть знак «равно». Играют в игру, если ошибаются, то исправляют ошибки, доказывая свое мнение. | Применение полученных знаний в практической деятельности. Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности. Умение находить способы решения учебной задачи по нахождению математических выражений. Формировать умение пользоваться различными ИКТ средствами. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Умение разграничивать понятие «математическое выражение», «равенство», «неравенство»; умение составлять и находить математические выражения среди других математических записей. |
Рефлексия | Формирование ценностного отношения к совместной деятельности | Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Что особенно понравилось? - Определите свою успешность на уроке. | Высказывают свои мнения, доказывают. Оценивают свою успешность на уроке, рефлексия в световом спектре: я успешен мог работать лучше сегодня не мой день | Осознание ценности полученных знаний, определение успешности на уроке. Устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Умение провести рефлексию своих действий на уроке. |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык. Урок русского языка в 1 классе.
Учитель: Аминева Зимфира Хусаеновна
Технологическая карта урока.
Тема | Предложение. |
Цели: | Образовательный аспект: Закрепление знаний о предложении; обобщение знаний о различных видах предложения; развивать умения выделять отличительные признаки слов и объединять их в группы по существенным признакам, учить высказывать своё мнение, учить обобщать, анализировать. Развивающий аспект: Развитие умений добывать информацию, использовать ее для обогащения личного опыта; развитие интереса к предмету, способствовать развитию связной речи, совершенствование устной речи у учащихся. Совершенствование коммуникативных навыков - умения слушать других, договариваться друг с другом и высказывать своё мнение. Воспитательный аспект: Воспитание любознательности, интереса к родному языку, желание учиться и делать открытия; воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку и уважительное отношение к животным. Формировать УУД: - Личностные УУД: эмоциональная отзывчивость на жизненные события: способность сопереживать человеку и «братьям нашим меньшим», способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь; формирование мотивации к освоению содержания предмета «Русский язык», формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке. - Регулятивные УУД: Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, умение самостоятельно ставить новые учебные задачи, определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей, самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности, самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. - Коммуникативные УУД:. Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации, формулировать точку зрения, аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы для получения от партнера сведений, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, адекватно оценить поведение окружающих и собственное поведение в ходе решения совместной учебной задачи. - Познавательные УУД: Умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных признаков, «синтез». «сравнение» по самостоятельно выбранным критериям, « классификация» по самостоятельно выбранным критериям, «обобщение». Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации, использовать знаково-символические средства для создания моделей, обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения, владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем. |
Межпредметные связи | Русский язык, изобразительное искусство, окружающий мир. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - конверты с раздаточным материалом (звуки, буквы, слова) -карточка – кластер и алгоритм работы с кластером - карточки слов - орфографический словарь - компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Power Point, |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, в группах. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Формирование УУД |
1. Этап мотивации к учебной деятельности (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: создание эмоционального настроя на совместную деятельность и познавательную активность. | Проговаривают стихотворение, в котором находим правила работы и пожелания к уроку. Определяют по записи на доске, какой это урок и находят лишний предмет, оценивают готовность к уроку. Микроитог: готовы к уроку русского языка. | Создаёт условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся, условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | 1.Приветствие. - Читаем на слайде стихотворение. Слайд 1. Прозвенел уже звонок! Начинается урок В путешествие пойдём, В страну знаний попадём. Слушай, думай, наблюдай. И конечно рассуждай! - Понравилось ли вам стихотворение? - Что мы должны делать, чтобы попасть в страну знаний? (Слушать, думать, наблюдать и конечно рассуждать!) - Какие пожелания даёт автор нам на урок? -А на каком уроке автор пожелал нам попасть в страну Знаний? - Как вы догадались, что это урок русского языка? (ответы учеников) | Коммуникативные: - умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; - умение оформлять свои мысли в устной форме; - умение слушать и понимать речь других. Личностные: - умение чувствовать необходимость учения |
2. Этап актуализации знаний. Цель обеспечение мотивации принятия учащимися цели. учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений. | Организация работы в парах: классификация по самостоятельно выбранным критериям, обобщение и анализ. Самоконтроль-исправление допущенных ошибок. Доказывать свои действия . Микроитог: обобщение знаний о предложении. | Организует повторение изученного материала через применение системно-деятельностного подхода (работа в парах) обучение планированию предстоящих действий. | Слайд 2. ( на доске написаны буквы, схемы звуков и слова и одна цифра) - Всё ли подойдёт к уроку русского языка? (выявления лишнего предмета, убираем цифру) Слайд 3 - Какое задание предлагаете выполнить с оставшимися объектами? (разделить на группы) -Подумайте, на какие группы их можно разделить, постарайтесь дать название группам. (работа в парах, у ребят эти объекты в конвертах, одна пара у доски) - Проверяет пара работающая у доски. (получаем три группы: буквы- с о, б, а, к,а; звуки – гласные, согласные твёрдые и согласные мягкие; слова - предложение и составить). - Если связь между этими группами? (Да, звуки - слышим, обозначаем их буквами, а из букв составляем слова) - В какой группе находится объект, о котором мы говорили на предыдущих уроках? ( Предложение) - Составь из слов третьей группы тему нашего урока. (Мы будем учиться составлять предложения ) | Познавательные: - умение добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, выполнять классификацию. Регулятивные: - умение проговаривать последовательность действий на уроке; осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли; - умение слушать и понимать речь других обучающихся; |
3.Этап формулирования темы урока, постановка цели и планирования действий. Цель: Обеспечение готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. | С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель урока, участвуют в планировании предстоящих действий. Микроитог: умение планировать деятельность. | Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. | - Что мы знаем уже о предложениях? (составляется план) Слайд 4 1. Предложение состоит из слов. 2. Начинаем записывать предложение с большой буквы и в конце . ! ? . 3. Предложение имеет смысл. 4. Слова в предложении связаны вопросом. 5. Одно предложение можно прочитать с разной интонацией.( последний пункт плана закрыт) -Мы уже много знаем о предложении, может и не стоит нам работать над данной темой? ( Нет, последний пункт нашего плана закрыт, значит - новое в работе будет) - Что нового мы будем узнавать, я вам не скажу. Лишь сделаю небольшую подсказку, что связана она будет со вторым пунктом нашего плана. (Делаем предположение, что составлять будем разные по цели высказывания предложения) -Как можем узнать, что нового будет в нашей работе? (Нужно начать выполнять упражнения) | Познавательные: - умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Регулятивные: - умение высказывать свое предположение. Коммуникативные: - умение точно и полно выражать свои мысли. Личностные - умение устанавливать связи между знаниями и жизненными ситуациями |
4. Этап усвоение новых знаний и способов действий. Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Решают поставленную проблему, находят пути реализации поставленной цели и способы , обсуждают пути решения проблемы. Микроитог: предложение можно прочитать с разной интонацией. | Организует, помогает. направляет, дает советы. Осуществляет проверку умения учащихся работать с дополнительной информацией и умение представлять данную информацию обучающимся.. | - Сегодня для составления предложений предлагаю использовать кластер. Но к сожалению я забыла взять слово с которым мы будем составлять предложения. Как же нам поступить? (Ребята предлагают разные варианты, но останавливаемся на составлении слова из букв, которые были в первой группе и получаем слово СОБАКА) -Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря, ставим ударение, определяем гласную, где может возникнуть трудность при написании.) - Что обозначает это слово ? (Предмет) - Значит слово- магнит будет предмет, ставим его в кластер на центральное место. Сейчас из файла достаём слова ,которые будем использовать в предложениях. (Работа по алгоритму в парах) Слайд 5 Алгоритм работы. 1. выбери слово (предмет) 2. остальные слова раздели на группы (признаки и действия) 3.распредели слова в кластере по группам (цвет). Постарайся поставить на одну линию слова, которые легче связать в одном предложении. 4.составь разные предложения (слово предмет, как магнит притягивает к себе по одному слову из группы) 5.Запиши предложение (Вспомни, как оформляется предложение) Проверку начинает группа работающая у доски, Получаем в кластере три дорожки: 1. собака, усталая. спит 2.собака, грустная, скулит 3. собака, голодный. облизывается (Заслушиваем разные варианты предложений, у нас их получилось 9) Дойдя до третьей дорожки, возникает проблема, не согласованы существительное и прилагательное, предлагают поменять род у прилагательного на женский. (В тетрадь записываем на усмотрение учителя несколько предложений и предлагаем поставить разные знаки ) Облизывается голодная собака! Голодная собака облизывается? Собака голодная облизывается. - Кто догадался, что же нового сегодня было в предложениях? Вывод: Одно и тоже предложение можно прочитать с разной интонацией. | - Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя; - планировать свою деятельность; -определять последователь- ность действий на уроке. Познавательные: - добывать новые знания: - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности |
Физкультминутка Цель: создать условия для эмоциональной разгрузки, снять напряжение и усталость обучающихся создать условия для обеспечения позитивной мотивации. | Выполняют физические упражнения, развивают умение концентрировать свое внимание на определенных действиях. Микроитог: выпол- няли физические упражнения. | Организует, выполнение движений . | Слайд 6 Физминутка для пальчиков под музыку. | Коммуникативные - умение выполнять физические упражнения по команде, вместе. |
5.Этап закрепления знаний и способов действий Цель: Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. | Активные действия учащихся с объемом изученного; максимальное использование самостоятельности в применении знаний и овладении способами действий. Микроитог: приме- няли полученные знания при выполнении дифференцированных заданий. | Организует, помогает. направляет. Организует проверку умения работать с информацией. | -Ребята , а какие у нас получились все предложения ? (Грустные, даже в предложениях с восклицательным знаком было сострадание и жалость) -А когда возникают такие чувства к животным? (Когда они брошенные, голодные и беззащитные ) Слайд 7(учащиеся просматривают 1-2 мин фильм о тяжёлой судьбе бездомных животных) -Как сделать ,чтобы наш урок закончить не на грустной ноте. (Составить свои предложения, вспоминают ,как сами помогали приюту бездомных животных) Работа в группах (дифференцированные задания) 1 группа : выписывают из серии предложенных предложений, только о хорошей жизни собак. 2 группа: вставляют свои слова в предложения. 3 группа: составляют предложения к своим рисункам. (отчёт групп о проделанной работе, учащиеся определяют по интонации, какое это предложение и можно ли его прочитать по -другому) | Познавательные: - умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли - умение слушать и понимать речь других Личностные УУД -умение проявлять интерес к способу решения и общему способу действия. |
Динамическая пауза. Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки. | Проговаривают стихотворение, выполняют физические упражнения. Микроитог: выпол- няли физические упражнения, проговаривали стих. | Организует проговаривание, выполнение движений | Слайд 8 Кто любит собак Или прочих животных, Серьёзных котят И щенков беззаботных, Кто может любить И кота и осла, Тот людям вовеки не сделает зла! -Чему нас учит это стихотворение? | - Личностные УУД: эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать «братьям нашим меньшим», способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, |
6.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока и ставят задачи к следующему. Дают оценку своей деятельности на уроке. Рассказывают, что узнали. Микроитог: подводили итоги, ставили задачи на следующий урок. | Организует итоговую беседу. Организует самооценку учебной деятельности. Организует рефлексию. | Подведение итогов - Что нового мы сегодня узнали? -Научились ли мы читать одно и тоже предложение по-разному? - Можем теперь дополнить наш план новым пунктом? -Расскажи, что ты знаешь о предложении.( по плану) - Были ли у вас затруднения? А теперь обозначьте своё настроение в кластере. (Учащиеся закрашивают в один из указанных цветов и зарисовывают настроение.) Вывод: качественная оценка приобретённых знаний и умений учащихся. | Регулятивные: - умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками , - умение давать оценку деятельности на уроке; - умение выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Личностные УУД - умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли. |
Предварительный просмотр:
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика (4-й класс).
Урок 3.
Тема: «Граница между добром и злом».
Цель: формирование этических и культурных ценностей у школьника
Задачи:
1. Проанализировать понятия ценности, идеалы, духовность.
2. Ориентировать обучающихся в определении своего отношения к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения и традиций культуры народов России.
3. Учить оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Объяснять понятия: добро, зло.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Личностные результаты
1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формулируемые УУД |
Организацион-ный момент | Учитель организует эмоциональный настрой на урок. | Дети читают стихотворение хором. Прозвенел для нас звонок. Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску поглядели. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Мы хороший дружный класс Всё получится у нас! | Регулятивные УУД; Личностные УУД. |
Мотивация Целеполагание | Учитель мотивирует детей на получение хороших знаний, корректирует предложенную детьми тему урока и помогает определить цель. - Я уверена, что у вас все получится. Желаю вам успехов и удачи! - А сейчас, предлагаю вам прослушать песенку из мультфильма «Кот Леопольд» и определите тему нашего урока. - Ребята, исходя из темы урока, скажите какая цель нашего занятия? - Что означает слово граница? – В толковом словаре Ожегова есть такое значение этого слова: «Область соприкосновения разных, но связанных между собою процессов, явлений и т.п.». – Почему нужна граница между добром и злом? – Какой вопрос возникает? Вопросы и мнения детей принимаются без обсуждения. | Дети слушают песню, формулируют тему урока и определяют цель. - Тема урока «Граница между добром и злом». - Цель урока – определить границу между добром и злом. - То, что отделяет, отличает одно от другого, разграничивает что-то. - Это противоположные, но связанные друг с другом понятия. - Как отличить добро от зла? Где находится эта граница? | Коммуникативные УУД; Познавательные УУД; Личностные УУД; |
Актуализация знаний | Постановка проблемного вопроса. - Дополните пословицу недостающими словами и объясните ее смысл. Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. | Дети отвечают и объясняют ее смысл. - Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. | Личностные УУД; |
Создание образовательной напряженности (постановка проблемы) | Учитель организует работу с учащимися по учебнику. – Давайте обратимся к тексту на с. 16. Работа с текстом на с. 16 после чтения: – Что удивляет Игоря и что непонятно Оле? – Вот почему мы говорим о границе. Чтобы знать, что правильно, а что неправильно, надо знать, как определить правила, общие для всех. – Что нельзя переступать, как государственную границу? – Как определить, какой поступок хороший, добрый, а какой – злой? – Сравните мнения Оли и Игоря о правилах поведения людей. – Какой вопрос возникает в этой ситуации? – Сравните свой вопрос с авторским на с. 75. | Учащиеся читают текст и отвечают на заданные вопросы учителя по заданию. – Оля была удивлена, что Игорь не поздоровался с ней, не откликнулся на её доброе приветствие. А он не понимал, почему надо выполнять какие-то правила. - Принятые среди людей правила, нормы поведения. - Зависит от ситуации, нужно прислушаться к мнению значимых для тебя людей, знать, какие нормы поведения существуют. - Мнение Оли: «Люди живут по определённым правилам и приучают к ним детей с раннего возраста». - Мнение Игоря: «Откуда взрослые знают эти правила? Может быть, их исполнение совсем необязательно». - По каким правилам живут люди? Кто их придумал? Обязательно ли всем их соблюдать? - «На чём основаны правила поведения людей? Откуда они берутся?» | Познавательные УУД; Регулятивные УУД; Коммуникативные УУД, |
Решение проблемы, открытие новых знаний. | Учитель организует с детьми игру «Твой номер» и составляет на доске пронумерованный список понятий. – Повторить понятия, которые нам сегодня пригодятся на уроке, поможет игра «Твой номер». 1. Ценности. 2. Идеалы. 3. Духовность. 4. Вежливость. 5. Культура. Каждый учащийся получает номер от 1 до 5. Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу. Остальные в это время показывают своё отношение к ответу сигнальными карточками или другим принятым в классе способом. – Вспомним уроки вежливости из учебника литературного чтения 1-го класса «Капельки солнца». Чему научили вас эти уроки? Учитель подводит учащихся к выводу. – Верно, вы научились соблюдать определённые правила, чтобы быть вежливыми, культурными и добрыми людьми. | Учащиеся формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу. - Как относиться к своим игрушкам, беречь их. Как правильно дружить и не ссориться, помогать друзьям. - Соблюдать определенные правила жизненных ситуаций. | |
Учитель организует беседу перед прочтением текста учебника: «В чём заключается мудрость сказок?», затем работу по учебнику с текстом и беседу после прочтения. – Вспомните, что обычно читают маленьким детям взрослые. - Что читали вам в детстве родители? - А вы не задумывались, зачем? – Может быть, текст нам поможет? - Давайте прочитаем, в чём заключается мудрость сказок. Работа с текстом «В чём заключается мудрость сказок?» после чтения. – Зачем в детстве читать сказки? – В чём заключается мудрость сказок? – Кто же определяет запреты на неправильные поступки? – На основе чего? – Помните, на одном из уроков вежливости мы говорили о пожеланиях и приветствиях? – А на чём же основаны правила приветствия? – Вернёмся к Оле и Игорю. Почему Оля ждала от Игоря доброго приветствия? – А может быть, Оле надо было сказать Игорю именно эти слова: «Смотри, ты ведь не рад, и я расстроилась. Давай вернём всё назад, как в сказке, и пожелаем друг другу доброго утра»? – Есть ли какой-нибудь справочник, в который можно было бы заглянуть и прочитать все правила поведения и даже их названия? Учитель организует беседу перед прочтением текста учебника: «Названия для правил поведения», затем работу по учебнику с текстом и беседу после прочтения. – Просмотрите текст и найдите в нём слова, выделенные жирным шрифтом. Почему авторы их выделили? Зачем? – Можете ли вы до чтения текста объяснить своими словами, что они означают? – Прочитайте текст и подчеркните правила поведения. Работа с текстом «Названия для правил поведения» после чтения. – Прочитайте правила, которые вы подчеркнули. – Какие же качества человека называют нравственностью? – Прочитайте, что утверждает мораль. – А вы согласны, что добрые качества дороже богатства? Почему? – Так кто же определяет, что дороже: деньги или доброта, дружба, честность? – А есть ли справочник по этим правилам? Учитель подводит учащихся к выводу, что наука «Этика» изучает и формулирует правила поведения…. – Сравните свой вывод с авторским на с. 19. | Дети отвечают на поставленные вопросы учителя. - Сказки. - Они нас чему-то учат. - ….. Дети читают текст самостоятельно, ведя диалог с автором. - Чтобы объяснить ребёнку, что хорошо, а что плохо. - «Сказки учат, как правильно себя вести, помогают разобраться в себе и в отношениях с другими людьми». - Общее мнение всех людей. - На основе культуры. Она началась с формирования представлений о добре и зле. - На том, что помогает людям в жизни. Пожелание добра приносит радость, поднимает настроение. Учащиеся работают с текстом под руководством учителя. - Мораль, нравственность, этика. - Правильное поведение людей, желание поступать правильно, хорошие поступки…. Дети работают с текстом в парах (подчеркивают правила поведения). Дети зачитывают те правила, которые по их мнению верны. - Добрые качества человека. - Утверждение - добрые поступки человека гораздо важнее, чем красивое лицо или богатство. - Каждый человек сам для себя. - Мы не знаем, возможно, есть. - Есть наука этика, она изучает и формулирует правила поведения. Правила устанавливает общество на основе традиций культуры поведения, этики, нравственности, морали. | Познавательные УУД; Личностные УУД; Регулятивные УУД; | |
Выполнение продуктивных заданий по теме. | Учитель предлагает учащимся выполнить продуктивные задания по теме урока (с. 14). – Объясните своими словами, как вы понимаете смысл выражений. Можете использовать свой жизненный и читательский опыт, а также тексты учебника (с. 8–13). Учитель предлагает учащимся решить жизненную ситуацию (с. 14). Ситуация. Ты очень спешишь домой, где тебя ждут вкусный обед, интересная книга, увлекательная игра. Открыв дверь подъезда, ты видишь соседку, которая пытается выйти на улицу, держа на руках маленького ребёнка и толкая перед собой коляску. Не останавливаясь, ты пробегаешь первые ступеньки лестницы и только тогда соображаешь, что соседке будет очень непросто самой открыть дверь подъезда. – Как поступить в этой ситуации, чтобы почувствовать себя настоящим человеком? – А теперь попробуйте придумать другую похожую жизненную задачу. | Выступление каждой группы заслушивается и оценивается. 1-я группа: духовные ценности общества. 2-я группа: духовные идеалы общества. 3-я группа: название учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Заслушиваются мнения детей. Учащиеся предлагают свои ситуации и обсуждают их. | Коммуникативные УУД; Личностные УУД; Регулятивные УУД; |
Итог урока. Рефлексия. | Учитель подводит итог урока. - От кого и от чего зависит наличие зла в жизни? - Можно ли рассматривать предательство, как зло? Например: вы взяли домой щенка, а потом по какой-то причине выбросили его на улицу? Будет ли виновата собака, выброшенная за дверь, которая голодала, мерзла, мокла, когда вырастет и будет бросаться на людей, а ее будут называть злой? - У Л.Н.Толстого есть хорошие слова: « Не будь, побеждаем злом, но побеждай зло добром». Поразмыслите, как следует над этими словами; выищите каждую причину зла, какую вы только можете себе представить, и проследите ее до исходной точки – и вы разрешите одну треть всей проблемы зла. Зла самого по себе нет, а есть лишь отсутствие добра. | Коммуникативные УУД; Личностные УУД; | |
Домашнее задание. | 1. Выберите по желанию один из вариантов домашнего задания, предложенных на странице 19 учебника. 2. По любой пословице о добре и зле написать мини - сочинение. | Регулятивные УУД; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...