«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
методическая разработка по технологии

Андреева Наталья Петровна

Работа с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx214.98 КБ

Предварительный просмотр:

 «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Содержание

1.Пояснительная записка-----------------------------------------------------------------------    2

2.Цель и задачи проекта--------------------------------------------------------------------------  3

3.1Особенности развития воображения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.-------------------------------------------------------------------------------   6

3.2Развитие воображения в процессе обучения.-------------------------------------------   7

3.3Основные педагогические технологии, методы и приемы

инклюзивного образования, направленные на развитие творческого воображения-----------------------------------------------------------------------------------  9

4.        Заключение-----------------------------------------------------------------------------------   20

5.Список использованных источников        22

6.Приложение 1-----------------------------------------------------------------------------------23

Цель : выявить эффективные  методы и приемы современных педагогических технологий , обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся с ОВЗ.

 Задачи:

1)Изучить особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников.

2)Выполнить исследование литературы по проблеме ;

3) Определить возможные направления коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения младших школьников с умственной отсталостью.

Пояснительная записка

Современная  система образования характеризуется процессами модернизации во всех ее структурных компонентах, включая закон об образовании. Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство принципиально новое для нашего общества понятие: инклюзивное образование. Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так .Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей .Это законодательно закрепляет право каждого ребенка получать образование с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей. Учет разнообразия потребностей обучающихся определяет новую характеристику современного

образования.

   Возможность учиться и общаться со здоровыми сверстниками для учащихся, имеющих недостатки развития, позволяет в дальнейшем учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем мире, легче адаптироваться в жизни.  Для здоровых  обучающихся общение с такими детьми позволяет быть терпимее и доброжелательнее по отношению к ним.

       В состав учащихся с ограниченными возможностями здоровья входят дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Умственную отсталость связывают с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от внутриутробного до трех лет). Общим признаком у всех детей с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности.

          На основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации разработан ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В основу Стандарта  положены  деятельностный  и дифференцированный

подходы, осуществление которых предполагает… развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;

разработку содержания и технологий образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей; разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.

               Многие аспекты проблемы развития познавательной сферы у умственно отсталых учащихся глубоко изучены, однако такой познавательный процесс, как воображение изучен недостаточно, в отечественной психологической  науке мало исследований, методических  разработок по его проблематике.

            При определении понятия воображения многие авторы научных исследований придерживаются  позиции Л.С.Выготского, который считал, что всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, представляет собой сущность воображения. Оно позволяет, минуя цепочку выводов, доказательств, как бы увидеть что-то совсем новое [1, с. 14]

         Как и при нормальном развитии, умственно отсталый ребенок проходит ряд возрастных этапов, на каждом из которых воображение приобретает новые качества.

         Проблемой изучения специфических особенностей  младших школьников с интеллектуальными нарушениями занимались О.В.Боровик, М.М.Нудельман , С.Д.Забрамная, В.С.Мухина, Ж.И.Шиф и некоторые другие ученые.

    Многие аспекты этой актуальной проблемы остаются недостаточно изученными; не разработаны  программы диагностики творческого воображения у этих детей; ряд противоречий, связанных с коррекцией развития творческого воображения таких учащихся еще требует разрешения.

Особенности развития воображения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

     У умственно отсталых детей воображение отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.

      Воображение развивается в творческих видах деятельности, таких как рисование, лепка, конструирование, вследствие чего можно сделать вывод, что при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью именно на этих занятиях будет уделяться больше внимания развитию воображения.

  Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностных проявлений и познания.

             В исследованиях О. П. Гаврилушкиной, Т. Н. Головиной, И. А. Грошенкова, А. М. Липкиной, В. С. Мухиной, М. М. Нудельман, Н. П. Павловой, И. Н. Палагиной, Ж. И. Шиф подтверждается, что у умственно отсталых детей из-за органических или функциональных нарушений, имевших место в раннем возрасте, воображение оказывается на низком уровне развития. Страдают все виды воображения. У детей не сформированы как структурный, так и операциональный компоненты воображения, имеются трудности в использовании образов памяти, восприятия, страдает целостность создания образов, речь не выполняет своей регулирующей функции. В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать и такие их особенности, как: недостатки зрительно-двигательной координации; узость объема восприятия, а также его фрагментарность, замедленность и недифференцированность; трудности актуализации представлений, узнавания предметов в необычном положении, различения фигуры и фона, целого и части; слабость аналитико-синтетической функции мышления и недоразвитие функции речи. Наблюдаются познавательная пассивность, с вязанная со снижением интересов, а также несформированные произвольная деятельность и самоконтроль. У умственно отсталых детей воображение по отношению к мышлению выполняет компенсаторную функцию. При этом установлено, что уровень развития воображения взаимосвязан со степенью тяжести нарушения. Важен вывод, который делают многие исследователи, прежде всего М. М. Нудельман и Ж. И. Шиф, о положительной динамике развития воображения умственно отсталых детей в процессе целенаправленного обучения. Материал, содержащийся в их работах дает возможность судить о некоторых особенностях воображения умственно отсталых детей, но он не раскрывает всего круга вопросов, касающихся путей и средств его развития.  

Развитие воображения в процессе обучения.

          Как уже говорилось раньше, воображение проявляется в творческих видах деятельности, следовательно, уроки изобразительного искусства, технологии, развития речи будут в наибольшей степени способствовать развитию воображения детей с интеллектуальной недостаточностью.

             Основной мотив творческой деятельности в начальной стадии ее формирования заключается для ребенка в самом процессе выражения чувств. Несколько позже ему свойственны сознательные поиски средств выражения, но у многих детей возникает разочарование в изобразительной деятельности, поскольку уровень их общего развития вступает в противоречие с теми детскими способами изображения, которыми они владеют. На первом этапе обучения рисованию дается установка не на художественный образ, а на воображаемое игровое действие, выполняемое графическим способом. Воображение учащихся развивается и в процессе самого композиционного рисования. Как правило, отмечает Кузин В.С.: «в тематических рисунках особенно наглядно проявляется индивидуальность учащегося, уровень развития его художественных способностей, запас наблюдений и впечатлений от окружающей действительности».

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Исследуя  изучение возрастных и индивидуальных  особенностей развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников, автор научных работ по данной проблеме Юдина В.А.  доказывает, что творческое воображение у умственно отсталых младших школьников развивается по тем же объективным законам, что у нормально развивающихся сверстников, 

получен значительный индивидуальный разброс данных по уровням в каждом классе, т.е. строгой зависимости качества результата только от возраста  не получен; общий невысокий качественный результат развития творческого воображения обусловлен и тем, что в типичных условиях обучения детей в специальной школе учитель главным образом ориентируется на развитие воссоздающего, а не творческого воображения. Часто обучение и воспитание  детей с интеллектуальными нарушениями сводится к запоминанию и воспроизведению однотипных приемов действия, однообразных способов решения заданий. Педагоги специальных школ не владеют достаточной теоретической и методической базой для проведения коррекционной работы в этом направлении.[8,с.9]Следует отметить ,что исследование Юдиной В.А. было проведено среди учащихся специальной школы VIII вида и учениками младших классов общеобразовательной  школы.

Основные педагогические технологии,методы и приемы

инклюзивного образования,направленные на развитие творческого воображения

  С  1 сентября 2016 года ,реализовывая принципы инклюзивного образования, у педагога начальных классов общеобразовательной школы возникает необходимость менять методы, формы и технологии работы.

Под технологиями инклюзивного образования мы понимаем те

технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей. Работа учителя в инклюзивном классе специфична и требует освоения новых профессиональных умений, овладения новыми педагогическими технологиями. При этом основой профессиональной деятельности становится уверенность в том, что при создании тех или иных специальных условий каждый ребенок способен учиться.

Этим целям наиболее соответствуют педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

• Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);

• Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

• Коллективный способ обучения.

• Технологии адаптивной системы обучения;

• Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

• Технология КТД;

• Технология ТРИЗ;

• Коммуникативная технология;

• Технология программированного обучения;

• Игровые технологии и т. д.

Рассматривая приемы и методы вышеуказанных технологий ,следует отметить ,что для развития творческого воображения детей младшего школьного возраста реально действующая и дающая положительный результат является технология ТРИЗ. Использование элементов технологии ТРИЗ – РТВ (теория решения изобретательских задач – развитие творческого воображения) снижает утомляемость и, соответственно, повышает работоспособность и активность детей, сохраняет их интерес к деятельности в течение длительного времени.

Отдельные, адаптированные приемы ТРИЗ – РТВ – технологии  позволяют не только пополнить активный словарь, повысить качество связного высказывания детей, но и развить их мышление, внимание, память, воображение, улучшить коммуникативные способности

Отличительная особенность использования методов ТРИЗ - РТВ

заключается в том, что ребёнок с интеллектуальными нарушениями усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой деятельности.Методы ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Так же предложенные ниже методы универсальны и применимы в любой области педагогики. 

Методы ТРИЗ, их характеристика

Чтобы стимулировать творческую активность детей  и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:

  1. Синектика

Это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:изобрази будильник, который забыли выключить; покажи походку человека, которому жмут ботинки;изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Солнечный круг…" и т.д.;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем. Используя этот метод педагог может попросить ребенка изобразить прямую аналогию.

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д.

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

2. Морфологический анализ

Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Например, изобретаем новый стул. На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы, на другой (горизонтальной) - возможный материал, из которого он может быть сделан.

дерев. железн. стекл. пластм.

Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул - для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул - для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т.д.). Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой - приспособления для игры: мяч, ракетка, скакалка и т.д.).Приведем пример применения метода с использованием "ящика", т.е. таблицы.Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу.

Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!

Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.

Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто - добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие - мешать и т.д.

3. Метод фокальных объектов (МФО).  Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Это усовершенствованный метод каталога. Он позволяет найти идеи новых, оригинальных товаров широкого ассортимента: различных сувениров, игр, реклам. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.

Цель МФО - установление ассоциативных с различными случайными объектами.

Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй - рукотворного, третий - вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.

Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.

стол

метеорит

круглый

искрящийся

кухонный

горячий

пластмассовый

стремительный

Например:  

Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства.

Например, машина:

стремительная - быстро едет;

горячая - везет горячий хлеб;

искрящаяся - летающая тарелка;

кухонная - с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т.д.

Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

4. Данетка.

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Педагог обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

5. Метод Робинзона.

 Этот метод формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Педагог предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т.д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много жвачек. Как, используя только их, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды из оберток и фантиков, строят дома из жвачек и т.д.

6. Типовое фантазирование.

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

7. Системный оператор

Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизации полученных знаний. В теории формирования сильного мышления (одно из направлений ТРИЗ) есть такое понятие: системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например,пылесос - это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника. Если учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи таблицы,

Н/С

Н/С

Н/С

С

С

С

П/С

П/С

П/С

прошлое

настоящее

будущее

где С - система, т.е. объект, который находится в центре рассмотрения; Н/С - надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект; П/С - подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.

Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.п. Информация заносится в таблицу.

Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).

В случае, когда объектом, т.е. системой, является пылесос, данная таблица может выглядеть следующим образом

домашняя утварь

бытовая техника

бытовая техника

веник

пылесос

скоростной аппарат по уборке помещений

прутья и верёвка, скрепляющая и удерживающая прутья вместе

корпус, шланг, щётка, колёсики, шнур с вилкой, кнопка для включения

составляющие пылесоса в будущее полностью

зависят от фантазии и воображения детей

прошлое

настоящее

будущее

Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.

Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование, синектика и др.), успешно применяемыми в обучении детей. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления обучающегося, проявление творчества как детьми, так и педагогами. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

В теоретическом исследовании показано, что для развития творческого воображения школьников с умственной отсталостью с успехом могут использоваться данные методы и приемы ТРИЗ технологии.

В  Приложении 1 представлены дополнительные примеры игровых приемов развития творческого воображения детей с интеллектуальными нарушениями

Заключение

Исследуя научную литературу  по вышеуказанной проблеме , убеждаемся, что конкретной технологии, целенаправленной  на коррекцию развития творческого воображения у детей с интеллектуальными нарушениями нет. Успешность применения  технологии ТРИЗ   зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей. Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.

Таким образом, педагог при внедрении данной  технологии  в образовательный процесс должен уметь:

  1. применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
  2. проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
  3. научить детей новым методам работы;
  4. оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

В сфере образования (в отличие от производственной) многое зависит от человека, использующего ту или иную технологию. Поэтому личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - все это условия успешности применения любой образовательной технологии.

Ученики с особенностями компенсируют свои недостатки, развивая личностные способности, такие как упорство, настойчивость, позитивное отношение к жизни, стремление повысить свой уровень жизни и привер-

женность высоким стандартам. Поэтому включение детей с особенностями в общество, начиная с инклюзивного детского сада, будет

положительным, а не отрицательным примером для здоровых детей,

которые также будут стремиться к высоким стандартам жизни.

Список использованных источников

1.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 2005. 14

2.Инклюзивное образование / сост.: М. Р. Битянова; –

М. : «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – 85

3.Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник

материалов III Международной научно-практической конференции /

под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 87 с.

4. Методические рекомендации по составлению адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /сост. С. О. Брызгалова, С. Н. Малофеева, Т. Р. Тенкачева, Н. А. Персидская, Л. М. Полякова, С. П. Цой.– Урал. гос. пед. университет. – Екатеринбург, 2015. – 93с.

5. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : учебное пособие [Электронный ресурс] / под ред. Б. П. Пузанова. – Режим доступа : http://www.twirpx.com/file/593263/.

6.Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Катринка без запинки  /методика рассказа по картине/. - Спб.: Из-во ТОО ”ТРИЗ-ШАНС”, 1995.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф

8.Психологические особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: http://nauka-pedagogika.com/viewer/321924/a?#?page=1

Приложение 1

 Методика рассказывания по картинке «Картинки без запинки»( авторы Валюмс и Мурашковска) позволяет обогатить словарь детей, найти новый подход к развитию психических функций. Данная методика позволяет обогатить работу с сюжетной картиной, на уроках чтения, заинтересовать детей, и внести нестандартные упражнения позволяющие активизировать познавательную деятельность детей.

Работа в соответствии с авторскими рекомендациями состоит из следующих шагов:

1. «Состав картинки»

У детей с умственной отсталостью вследствие нарушения процесса восприятия, нарушено восприятие окружающей действительности, дети затрудняются в выделении объектов из иллюстрации, а привносят объекты из вне, не относящиеся к заданию или выделяют частные не существенные признаки.

Поэтому анализ иллюстрации должен проходить со стимулирующей помощью со стороны педагога. Возьмем, предыдущий пример картину «Кошка с котятами» из серии «Домашние животные». На помощь нам придут волшебные очки, они помогут нам увидеть, что же нарисовано.

Теперь картина проясняется: через очки дети видят каждую деталь и называют, кто, что обнаружил. Но здесь нам мешает особенности психической деятельности, педагог на данном этапе должен самостоятельно направлять взгляд ребёнка на определённые детали:

- Какие животные изображены на картинке?

- Сколько кошек?

- Где лежит мама кошка?

- Что делают котята?

-  Сколько котят?

- Что кушают котята?

- Где они находятся, в комнате или на улице?

Круг вопросов расширяется в зависимости от длительности прохождения этапа, первые 4 – 5 занятий достаточно от 3 до 5 объектов. Важен подбор наглядного материала, предпочтение отдаётся иллюстрациям с малой насыщенностью предметами и натуральной, а не схематической композицией.

 Каждую находку можно схематично фиксировать на доске, обводя в круг: кошка, котята, корзина, тарелка и т.д. при этом обращая внимание детей на схему.

Если первые навыки уже освоены, возможен более глубокий анализ картины (какого цвета котята, мама кошка, какой формы тарелка и т

  2. Связи и взаимодействия между объектами.

Волшебник «Дели – давай» умеет и объединять. Теперь посмотрим, ведь мы разобрали картину на части, а обратно не собрали.

И в этот момент дети начинают искать, у них формируется поисковая деятельность или синтез. На этом этапе следует прослеживать и контролировать речевые высказывания, приучать к высказыванию полными предложениями, оценивать лексику и грамматический строй фразы.

Ну а главное правило: все выше изложенные действия должен продемонстрировать педагог, ведь дети учатся по подражанию.

Итак, шаг второй, «давай» (нахождение связей). Соединяем между собой два объекта и объясняем их взаимосвязь.

3.      Характеристика объектов и действий.

Чтобы их применить необходимо, перешагнуть рамки картины:

- Закройте глаза и представьте, что вы попали в картину, вот здесь вы стоите.

- Что слышат наши уши? (мурлыканье котят, голос хозяйки и т.д.)

- Мы вошли в картину, давайте походим по ней, послушаем, потрогаем, понюхаем: котята мягкие, пол твёрдый и т.д.

- Вдохнули носиком, что мы почувствовали, какой запах поймали? (запах молока, супа, который готовит хозяйка и т.д.)

- А теперь давайте попробуем этот вкусный суп, только не обожгитесь, ведь он горячий, подуйте.

Цель этого этапа: обучение детей использованию всех органов чувств при исследование объекта, научение контролировать и дифференцировать свои ощущения, умение выражать их в вербальной форме.

4.      Копилка образных характеристик.

Трудно «разбудить» пассивную память детей, в которой хранятся забытые слова, фразы. А пополнение словарного запаса образных характеристик проходит в несколько этапов:

- пассивный: ребёнку объясняют значение нового слова;

- полуактивный: ребёнок включает новое слова в лексикон в ответах на поставленные вопросы воспитателя;

- автоматический: новое слово закреплено в активном словаре, использование слова без побуждения со стороны педагога. Ребёнок самостоятельно подбирает характеристику одному из объектов на картине.

Рассмотрим данный этап на примере: котята сонные и подвижные.

Сонный – погружённый в сон, спящий.

Подвижный – быстрый, в движении.

Находим на иллюстрации сонных и подвижных котят, сравниваем их по наглядным характеристикам. На полуактивном этапе попросим детей найти сонные и подвижные объекты на примере другой иллюстрации. Для активного этапа, используем задания с применением сравнения, составление загадок.

Используем схему, в которой загадываемый объект описывается взрослым,

                  Какой?                                         Что такое же?

Котёнок  - сонный                                                     - девочка

                - пушистый                                     -  тигр

                - тёплый                                          -  одеяло

Поставим между столбиками «но не», загадка будет звучать:

 Сонный, но не девочка,

Пушистый, но не тигр,

                                                               Тёплый, но не одеяло.

Итак, на четвёртом этапе дети узнают значение новых слов, упражняются во введение новых терминов в активный словарь, на примере работы с иллюстрациями.

5.      События предшествующие и последующие.

Наш бинокль «Дели – давай» рассмотрел все участки картины. Закончилась ли его работа? Нет. Ведь у нас есть ещё один друг и помощник – «Отставай – забегай». Он поможет нам узнать, что было, а что будет, выстроить события в нужной последовательности.

Этот этап работы над иллюстрацией поможет в выстраивании временных последовательностей. Выбираем одного из героев и представим, что он делал раньше, до появления на этой картине, а что будет делать потом.

6. Разные точки зрения.

 Рассказ по картине зависит от рассказчика, от его точки зрения.

Итак, этот шаг подразумевает переход на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев, превращаемся в персонаж (с детьми, возможно, разыграть ситуацию из жизни героя), и описываем события с точки зрения этого героя. Ситуации предлагает педагог, а затем и дети.

Игровы приемы ,способствующие развитию творческого воображения

«Волшебные очки» У большинства детей с интеллектуальными нарушениями  имеются отклонения в развитие мелкой моторики, и даже не существенный этап требует отдельного внимания. Учим детей складывать пальчики  (большой с указательным) в виде волшебных очков, которые помогают лучше видеть.  В усвоение данного навыка могут помочь пальчиковые игры.

.д.)

Итак, первым шагом мы называем шаг «смотри и дели».

Нарисуем картину, с помощью слов.

Мы убираем иллюстрацию и просим детей нарисовать картину с помощью слов, каждому ребёнку необходимо вспомнить  какие объекты он видел и соответственно высказыванием, выставляем наши схематические изображения.

На последующих этапах возможно объединение этих схематичных изображений в единый сюжет (Связи и взаимодействия между объектами). Здесь работа осуществляется преемственно с работой по ИЗО деятельности, это может быть изготовление коллажа, аппликации, применение различных техник рисования, в зависимости от насыщенности иллюстрации.

Во время рисования дети вспоминают, что было изображено на картине, сопровождают речью свои действия, на этих интегрированных занятиях можно ставить разнообразные цели: работу с предлогами, сенсорное развитие (закрепление представлений о цвете и форме, пространственных отношениях и т.д.)

И в этот момент дети начинают искать, у них формируется поисковая деятельность или синтез. На этом этапе следует прослеживать и контролировать речевые высказывания, приучать к высказыванию полными предложениями, оценивать лексику и грамматический строй фразы.

Итак, шаг второй, нахождение связей. Соединяем между собой два объекта и объясняем их взаимосвязь. Закрепляя полученный опыт в интегрированных занятиях по ИЗО деятельности.

Маленькие волшебники (Путешествуем по картине).

Работа с детьми должна идти на полисенсорной основе, это правило имеет первостепенную важность с детьми с ЗПР. Низкий уровень мнестических функций, не даёт возможности плодотворной работы, использование всех анализаторов расширяют рамки возможностей.

 Чтобы их применить необходимо, перешагнуть рамки картины:

Наши глазки закрываем

В мир волшебный попадаем

Руки вверх, руки вниз

Глаза открой и удивись.

На использование этого этапа отводится целое занятие,  немаловажно использование элементарных декораций, и изготовленного на предыдущем этапе  детьми панно или картины, опираясь на собственные переживания во время рисования, у детей в последующем активизируется двигательная и зрительная память.

Анализ идёт по этапам с использованием нескольких анализаторов (слух, обоняние, осязание, вкусовой анализатор):

- Что слышат наши уши? (мурлыканье котят, как мяукает мама кошка)

- Вдохнули носиком, что мы почувствовали, какой запах поймали? (запах молока, супа, который готовит хозяйка и т.д.)

- Потрогайте ручками, что вы чувствуете? (какая мягкая, пушистая кошка)

В зависимости от состава картина, к работе можно привлекать различные анализаторы, если это иллюстрация «Сбора овощей» овощи можно давать попробовать на вкус и на ощупь.

На этом этапе мы используем приём вхождения в картину, приёмы активного исследования с помощью органов чувств. Цель этого этапа: обучение детей использованию всех органов чувств при исследование объекта, научение контролировать и дифференцировать свои ощущения, умение выражать их в вербальной форме. 

Использование этих методических шагов возможно, как в совокупности, так и в отдельном виде.

При составлении описательных рассказов по модели «Объект – признак – значение признака»

- Введение признака объекта (использование на начальном этапе натуральных предметов, затем их картинное изображение)

- Схематизация признака

- Проведение серии тренингов:

  • Группировка объектов по заданному признаку и заполнение морфотаблицОписание: Картотека для загадок

 (всё по вкусу кислое, всё по цвету зелёное и т.д.),

  • сравнение объектов по данному признаку (огурец по форме овальный, а помидор по форме круглый),

  • выделение «лишнего» предмета в ряду (лишняя слива, у неё внутри есть косточка, а у остальных фруктов есть семечки)
  • Составление загадок об объекте (по методике

А. Нестеренко), выбирая подходящий признак: Что? Что такое же?

  • Плоскостная «Да – нетка»

  • Составление описательного рассказа об объекте, используя круг.

 При обучении рассказыванию детей с интеллектуальными нарушениями по картине используются

  • Дидактическая игра «Бинокль»

Цель: подготовить  словарный запас, составить тематический словарь.

Методические рекомендации: побуждать детей к выделению и называнию объектов на картине.

Правило игры: дети делают  имитацию бинокля руками, наводят на один объект и  называем его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.

  • Развивающая игра «Сыщик»

Цель: определение деталей одного объекта.

Методические рекомендации: научить детей классифицировать объекты на картине по определенному признаку: рукотворности, природности, функциональности и т.д.

Правило игры: на доске или большом листке бумаги располагаем модели аналогично композиции картины.

  • Дидактическая игра «Ищу друзей» или  «Ищу недругов».

Цель: установление взаимосвязи между объектами на картине.

Методические рекомендации: найти объекты на картине, которые  между собой связаны по взаимному расположению лексическому значению, или которые, казалось бы, совершенно не связаны. Оценка взаимоотношений объектов на картине субъективна.

Правило игры: педагог указывает на два объекта на картине и просит  объяснить, почему они дружат или не дружат. Затем дети самостоятельно устанавливают взаимосвязь между объектами

  • Развивающая игра « Кто - то теряет, кто –то находит, и что из этого

выходит»

Цель: привести к кратким рассказам – рассуждениям, состоящим из трех предложений:

- что с чем связано;

- зачем, почему;

- вывод.

Методические рекомендации: объекты на картине связаны, важно доказать это. Последовательность может быть любая и зависит от выбора детей, с которыми следует согласиться, поэтому педагог должен проявить

терпимость.

Правило игры: Педагог после установления взаимосвязей между объектами подводит итог в виде рассказа – рассуждения.

Например:  "Девочка сидит на траве, ей удобно, а траве больно – она помялась. Не нужно сидеть на траве».

  • Дидактическая игра «Волшебники».

Цель: учить детей составлять рассказы – описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

   Описание: C:\07072014\Desktop\2013\СХЕМЫ ДЛЯ КАРТИНЫ ТРИЗ\Копия (5) Копия Рисунок 1 (2).jpgОписание: C:\07072014\Desktop\2013\СХЕМЫ ДЛЯ КАРТИНЫ ТРИЗ\Копия (6) Копия Рисунок 1 (2).jpg

Методические рекомендации: дети должны описать объекты на картине, используя прием «Вхождения в картину». Словесная зарисовка на основе ощущений дает представление о температуре, влажности, материале, форме объекта и т.д. Задача педагога активизировать в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения.

Правило игры: В гости пришли волшебники: «Я - слышу», « Я - вижу», «Я – чувствую вкус», «Я - трогаю». Один любит все понюхать, другой послушать, третий попробовать, а четвертый потрогать. Они предлагают «попутешествовать» с ребятами по картине. Педагог призывает обратиться к помощи волшебников и  «прислушаться повнимательней», «вдохнуть запах», «дотронуться рукой», «попробовать на вкус». «Волшебники»  должны начать речевую зарисовку со слов «Я чувствую запах…», «Я слышу..», «Когда я трогаю руками…», а дети продолжают:

«Если потрогать ёлку, иголки у неё колючие, а ствол шершавый. Я чувствую, что лесу пахнет мокрыми листьями и грибами. Я слышу, как с ветки падает яблоко»

  • Дидактическая игра «Машина времени».

Цель: учить детей составлять рассказ - фантазию о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Методические рекомендации: дети должны составить рассказ – фантазию, развивая сюжет во времени. Для этого педагог использует прием перемещения во времени, определяя настоящее, прошлое, будущее, время года, части суток и т.д.. Объекты, выбранные на картине лучше описывать по группам (растительный, животный мир, живая, неживая природа, предметы созданные руками человека).

Правило игры: вам понадобиться магнитная доска, схематично изображенный объект.

Педагог: Ребята, пристегните ремни, мы отправляемся в путешествие на машине времени. С собой вам необходимо взять друга с картине и посмотреть, что с вашим другом было в прошлом или будет в будущем , а когда вернетесь в настоящее, расскажете нам о вашем путешествии. Приготовились, закрыли глаза (играет космическая музыка), открыли глаза:

«мы в прошлом». Педагог предлагает подумать, кем и чем выбранный объект был в прошлом и т.д.. В рассказе следует употреблять фразы (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того –после того).

Объекты изменяются по следующим принципам:

Растительный мир

Изменяется в зависимости от времени года.

Животный мир

Изменяется в зависимости от времени суток.

Предметы, созданные руками человека

Изменяются с момента появление и вторичного использования.

Педагог в процессе рассказа перемещает схематизированный объект стрелками в право влево показывать линию прошлого и будущего. Таким образом стимулируя ребенка продолжать рассказ.«Зимой ветки яблони накрывал снег и она спала. А когда наступила весна, на яблоне появились цветочки. Когда было лето, на ветках вырастали яблоки. Осенью они стали большими, спелыми, сладкими. Их можно собирать».

  • Дидактическая игра: «В кинотеатре 3D».

Цель:  учить детей пространственной ориентировки на картине; активизировать словарный запас; учить детей составлять  рассказ, используя слова, обозначающие пространственные ориентировки.              

Методические рекомендации: Педагог помогает детям перенести объект на картине из 2 –х мерного пространства в 3 – х мерное (например: ковер).

Для  2- х мерного пространства дети работают со словами: центральная часть, левая – правая, нижняя – верхняя часть картины; правый – левый, нижний – верхние углы картины.

Для 3- х мерного пространства вводим слова: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после.

Правило игры: Сегодня мы с Вами отправляемся в кинотеатр 3D . Все ли, ребята, знают, что такое 3D кинотеатр. Вот и нам придется оживить объекты на картине и перенести их в трехмерное пространство (например: на ковер).

Итак, выбираем объект (схематично педагог может обозначить объект любым предметом: водоем – платок синего цвета, дом – конструктор, дерево – цветок, птицы - прищепки и т.д.). Сначала  дети описывают его местонахождение на картине, затем ставят объект на ковер и описывает его местонахождение на ковре, используя слова, обозначающие ориентировку в пространстве.

  • Развивающая игра «Да - нетка».

Цель: продолжить развивать у детей умение ориентироваться в пространстве;  закрепить в речи слова, обозначающие ориентировку в пространстве; продолжить развивать связную речь, составляя рассказ – описание.

Методические рекомендации: педагог загадывает объект на картине, а дети  с помощью вопросов устанавливают его местонахождение, употребляя слова, обозначающие пространственную ориентировку.

Однако, вовремя поиска необходимо использовать прием отсечения, таким образом сужать поля поиска. Ориентирами сужения могут служить: мел, палочки, веревка.

Очень важно проводить занятие в быстром режиме, чтобы вызвать эффект соревнования у детей «Кто быстрее отгадает, где преступники спрятали клад?»  

Правило игры: В гости к детям пришел известный сыщик Шерлок – Холмс, чтобы  ребята помогли ему отыскать преступников и сокровища, которые они спрятали в одном из объектов на картине. Сыщик примерно знает, где они находятся, но может отвечать только «да» и «нет», поэтому поисками должны заняться ребята. В конце поиска объект с кладом найден на картине, и его нужно оживить и перенести на сцену (можно использовать маленький сюрпризный момент в виде клада).

Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.

  • Сюжетно – ролевая игра «Мастерская».

Цель:   обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний;  уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; составлять связный творческий рассказ от третьего лица (от первого лица детям с интеллектуальными нарушениями крайне трудно составить рассказ).

Методические рекомендации: педагог помогает детям с помощью  эмпатии  (вхождение в эмоциональное  состояние объекта)  составить связный творческий рассказа от третьего лица, используя знания детей о разнообразных эмоциональных состояниях, настроениях и разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп, ритм, сила голоса и т.д.). С целью предания образу ребенка реальные черты, педагог может использовать маски, схематичные картинки изображенного на картине объекта.

  •    Правила игры: Педагог загадывает объект на картине  и описывает

его внешние признаки. Отгадавший ребенок получает картинку (маску) данного объекта и описывает свое эмоциональное состояние, настроение, характер, таким образом, составляя связный творческий рассказ с использованием словосочетаний, средств интонационной выразительности речи: «Красивое красное яблоко висело на ветке. Сильный ветер на него подул, и яблоко упало на землю. Ему было очень больно. На боку появился синяк. Яблоко заплакало»

  • Дидактическая игра «Волшебная палочка».

Цель: учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить детей составлять рассказы фантастического содержания.

Методические рекомендации: педагог учит детей составлять рассказы – фантазии, используя основные приемы фантазирования:

"Увеличение - уменьшение" (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта);

"Деление-объединение" (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями);

"Оживление-окаменение" (объект наделяется свойствами динамики или статики);

"Специализация - универсализация" (расширение либо ограничение ресурсов объекта);

"Наоборот" (приобретение объектом инверсных свойств);

"Ускорение - замедление" (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.).

Используя данные приемы, можно преобразовать какой-либо объект на картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения. Составляется рассказ, в котором главной идеей является согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром.

Для преобразования объектов на картине педагогу понадобиться предмет, напоминающий волшебную палочку.

Примечание: волшебная палочка может один объект преобразовывать разными приемами фантазирования. Дети с умственной отсталостью составляют один коллективный рассказ – фантазию, используя прием «волшебный клубочек»(поочередно каждый ребенок, как по цепочке повторяет сказанное, а затем добавляет, используя волшебную палочку что – то свое).

Правило игры: педагог достает из волшебного сундучка волшебную палочку, которая обладает свойством «преобразования».

Педагог предлагает детям попробовать самим дотронуться до объекта на картине и увеличить его часть или:

- уменьшить;

- поделить (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре);

- объединить (меняется своими частями с другими объектами);

- оживить (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными);

- обездвижить  (лишить объект возможности перемещаться в пространстве);

- наделить объект неограниченными возможностями;

-  ограничить объект в своих свойствах;

-  выявить у объекта какое-либо свойство и поменять на противоположное;

«Преобразование» сопровождается вопросами:

-   Что происходит с этим объектом? Яблоко стало огромным.

-   Какие ощущения он испытывает?  Внутри у яблока очень много сока, оно может лопнуть

-   Как он теперь воспринимает окружающий мир? Яблонька ему кажется маленьким деревцем

-   Как окружающий мир относится к преобразованному объекту? Яблоне трудно держать такое огромное яблоко, а ветер никак не может его сдуть.

 -  Каковы положительные и отрицательные последствия преобразований? Это очень хорошо – можно из такого яблока сделать целую коробку сока, это плохо – яблоня больше не выдержит других  яблок

3. При обучении рассказыванию детей с интеллектуальными нарушениями по серии картин используются

  • Дидактическая игра «Паровозик».

Цель: учить детей выкладывать картинки слева - направо

Методические рекомендации: педагог учит детей слева – направо, не соблюдая логической последовательности

Правило игры: педагог раздаёт детям перемешанные картинки серии (можно по 1 каждому ребёнку, можно сразу все) и предлагает выложить картинки в одну линию слева – направо. Правило, которое должно соблюдаться: нельзя перемешивать картинки после того, как построен «Паровозик»

  • Дидактические игры «Подзорная труба», «Бинокль»

Цель: научить выделять главный действующий объект и второстепенные объекты.

Методические рекомендации: побуждать детей к выделению и называнию объектов на картине. Одушевлённым объектам придумываются имена.

Правило игры: дети делают  имитацию подзорной трубы и назвать главного героя, сделать бинокля руками, и найти других героев сюжета

  • Дидактическая игра «Гоночная машина»

Цель: учить детей определять место происходящих событий

Методические рекомендации: дети должны определить место событий. Оно может быть одно (полянка в лесу), или меняться в зависимости от сюжета (двор – квартира)

Правило игры: Ребята, пристегните ремни, мы отправляемся в путешествие на гоночной машине. Приготовились, закрыли глаза (играет космическая музыка), открыли глаза: «Мы приехали. Где мы?». Педагог предлагает употреблять фразы (на полянке около леса, в комнате под столом и т.д.)

  • Дидактическая игра «Машина времени».Описание: C:\07072014\Desktop\2013\СХЕМЫ ДЛЯ КАРТИНЫ ТРИЗ\Копия (9) Копия Рисунок 1 (2).jpg

Цель: учить детей определять время происходящих событий

Методические рекомендации: дети должны определить время событий. Оно может быть одно (днём), или меняться в зависимости от сюжета (утро - вечер)

Правило игры: Ребята, пристегните ремни, мы отправляемся в путешествие на машине времени. Приготовились, закрыли глаза (играет космическая музыка), открыли глаза: «Мы приехали. Какое время года? Часть суток?». Педагог предлагает употреблять фразы (Была зима.Наступило утро и т.д.)

  • Дидактические игры «Что делает? Зачем?»

Цель: научить выделять действующий объект и второстепенные действия объекта.

Методические рекомендации: дети должны описать действия объектов на картине, используя прием «Вхождения в картину».

Правило игры: В гости пришёлволшебник: «Я - делаю», Он любит что-то делать. И предлагает «попутешествовать» с ребятами по картине. Педагог призывает обратиться к помощи волшебника начать речевую зарисовку со слов «Маша собирает грибы…», «Мышонок сидит под табуреткой..», а дети продолжают:

«Маша собирает грибы и складывает их в корзинку»

  • Дидактическая игра «Что было раньше – что будет позже».

Цель: учить детей устанавливать последовательность событий

Методические рекомендации: Дети с ЗПР не могут сами контролировать правильность логического ряда, поэтому педагог задаёт уточняющие вопросы для установления причинно – следственных связей (последовательность времён года или частей суток, места последующего события, изменения признака объекта – целая - разбитая и т.д.)

Правило игры: ребёнку предлагается взять любую понравившуюся картинку и переложить ее ближе к себе, назвать действие объекта и его цель. Затем выстроить картинки в логический ряд.

  • Дидактическая игра «Режиссёры фильма».

Цель: учитьдетей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок

Методические рекомендации: ребенку предлагается составить рассказ по картинкам, используя следующую модель:

  1. однажды (указание времени года, части суток)
  2. в таком - то месте (указание  либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре),
  3. такой - то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре),  
  4. делал (делали) то - то для того - то.
  5. Потом  этот же объект (переход ко второму кадру) делал (действие и цель действия)
  6. и далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий
  7. В результате получилось то - то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои)  такой - то.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: «Социальная адаптация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуального развития».

Социальной адаптацией называется активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе. У детей с интеллектуальными н...

Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

«Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»

  Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса....

Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данный материал будет полезен учителям, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями....

Доклад: «Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста на уроках ручного труда»

       В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев....

Методы и приемы развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В работе с детьми с умственной отсталостью я использую следующие методы и приемы развития мелкой моторики. Это различные упражнения и игры для развития мелкой моторики – по традиционны...