Выступление на августовском совещании "Реализация пилотного проекта «Шахматы – школе»
консультация на тему
Шахматы учат детей мыслить, оценивать ситуацию и делать свой выбор, организовывать свою деятельность, общаться и взаимодействовать с людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_shahmatam.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация пилотного проекта «Шахматы – школе»
в МБОУ «Гимназия №32»
Современная школа динамична, она предъявляет к ребенку, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. С первых дней учебы первоклассники должны ответственно к ней относиться, выполнять требования и правила школьной жизни, обладать развитыми волевыми качествами. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление.
В решении многих из вышеперечисленных вопросов в состоянии помочь более широкое введение шахмат в сетку школьных занятий. Ведь игровая деятельность детей сильно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у ребят развиваются произвольное внимание и память, дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Понимая необходимость и значимость введения шахматного всеобуча, администрация гимназии создала условия для продуктивного проведения занятий: с 2003г. был открыт отдельный кабинет, приобретено необходимое оборудование – демонстрационная шахматная доска, шахматные партии, методическая литература. Занятия с детьми вел педагог дополнительного образования, мастер спорта по щахматам – Талипов В.Р.
Следует отметить, что шахматные уроки во многих школах проводили хорошие игроки-практики (перворазрядники и кандидаты в мастера спорта по шахматам), блестяще владеющие теорией шахматной игры, но не специалисты в детской психологии и педагогике. Они не знают в должной мере психофизиологических возможностей детей каждой возрастной группы и не всегда четко представляют себе, как учить детей. Каждый из них применяет свою программу, подчас весьма сложную и зачастую ставит перед детьми спортивные задачи. Так получилось и в нашей гимназии. Хороший специалист по шахматам не всегда мог организовать работу с классом или группой, найти подход к каждому ребенку. Ведь только учитель начальных классов, знающий психологию, может ввести детей в удивительный мир шахмат, используя сказки, загадки и викторины, понимая, чтобы переварить знания надо поглощать их с аппетитом.
Именно поэтому уроки шахмат в нашей гимназии начали проводить учителя начальных классов, а дополнительные занятия с детьми, проявляющими особый интерес к игре, специалист. В этом случае учителя задались вопросом: «Как можем мы обучить детей игре, если сами в должной степени не владеем необходимыми знаниям и умениями?» Здесь необходимо вспомнить цель проекта: не столько дать методику обучения будущих чемпионов, сколько привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь ребенку самому разобраться в сравнительной силе фигур и, главная содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы в школе.
Все учителя прошли курсовую подготовку по шахматам. В кабинетах имеются демонстрационные шахматные доски, шахматные партии, методическая литература, в этом году во всех кабинетах установлены компьютеры, имеются шахматные программы. Неоднократно в нашей гимназии проводились семинары по теме «Реализация пилотного проекта «Шахматы – школе». Учителя показывают открытые уроки и внеклассные мероприятия, а за «круглым» столом обмениваются опытом. В 2008 году мы получили диплом I степени в номинации «Шахматная школа года» и переходящий кубок, который удерживали до 2011г.
Традиционно в школе проводятся внеклассные мероприятия, шахматные турниры среди учеников, родителей, а так же учителей.
С сентября 2010 года мы начали работать по новым стандартам образования. Помимо других вопросов, возник вопрос об организации внеурочной деятельности.
Всегда говорилось о важности внеурочной работы, при этом она находилась в стороне. Теперь же нужно понимать, что результаты, которые должны продемонстрировать выпускники начальной школы, зависят, в том числе от эффективности внеурочной работы. Поскольку каждая школа должна работать на достижении результатов, определенных стандартом, без такой важнейшей составляющей школьной жизни, как внеурочная работа, этих результатов не достичь.
В базисном учебном плане определяется 5 направлений внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, проектная деятельность. Возможна работа в таких формах как экскурсии, кружки, секции, школьные научные общества и т. д.
И бесспорно первое направление, которое мы планировали организовать, это были шахматы. Ведь именно шахматы учат детей мыслить, оценивать ситуацию и делать свой выбор, организовывать свою деятельность, общаться и взаимодействовать с людьми. Занятия проводит учитель начальных классов – Клещевникова И.М. Педагог, который сам с детства влюблен в шахматы, не раз проводивший занятия по шахматам на городских семинарах. Её воспитанники являются победителями и призерами различных шахматных турниров.
Главная задача, которую ставят перед собой педагоги нашей гимназии - помочь ребенку войти в удивительный мир шахматных королей, а затем он сам решит, будет ли просто любителем мудрой игры или будущим чемпионом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на августовской конференции
Выступление на августовской конференции учителя начальных классовМБОУ «Новоибрайкинская СОШ»Хайруллиной Альфии ГалимзяновныТема выступления:«Погружение в развивающую среду младших школьников на ...
Выступление на Августовской конференции работников образования.
Выступление на секции "Управление внедрением ФГОС в образовательной организации" по теме "Проблемы реализации ФГОС, выявленные на ступени начального общего образования и опыт их разрешения"...
Выступление на августовской конференции 2012
Выступление на августовской конференции - 2012...
Выступление на августовской конференции на тему: Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами проблемного обучения
Из опыта учителя начальных классов МБОУ «Средней школы №9» ЕМР РТ Соловьевой Ирины ИвановныФормирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами пробл...
Выступление на августовской конференции 2016 год.
Приветствуется на уроке парная и групповая работа т.к. пассивное сидение на своих местах не дает эффективного результата. Применение сингапурских структур способствует живому мышлению и общению среди ...
Выступление на августовском районном заседании учителей начальной школы по теме "Методическая помощь молодым учителям в подготовке и проведении урока в соответствии с реализацией ФГОС НОО"
Выступление было адресовано молодым учителям, которые начинают свою педагогическую деятельность....