Свой голос
рабочая программа на тему

Гисматуллина (Шадрина)Ирина Сергеевна

Свой голос

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoy_golos_2g_10-16l.docx45.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы «Истоки»

 г. Челябинска

Утверждено:                                                                                                                          Утверждаю:

Решение педагогического совета                                                                                            Директор

МУ ДОД ЦВР «Истоки»                                                                              МУ ДОД ЦВР «Истоки»

Протокол №__________________                                                             _____________________

от « _____» _____________20___г.                                                                                       Ежов А.В.

                                                                                                                             «___» __________20___г.

Согласовано:

_____________________________

_____________________________

_____________________________

от «_____»_____________ 20 ___г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«СВОЙ ГОЛОС»

срок реализации программы 2 года

(возраст воспитанников: 10-16 лет)

Автор-составитель:

Шадрина Ирина Сергеевна

педагог дополнительного образования

МУ ДОД ЦВР «Истоки»

Челябинск, 2014.

Информационная карта

Тип программы: адаптированная

Образовательная область: лингвистическая

Направленность деятельности: культурологическая

Способ освоения содержания образования: репродуктивный

Уровень освоения содержания образования: общекультурный

Возрастной уровень реализации программы: 10-16 лет

Форма реализации программы: индивидуально - групповая

Продолжительность реализации программы: 2 года

Содержание программы

1. Пояснительная записка

1.1 Направленность дополнительной образовательной программы

1.2 Актуальность дополнительной образовательной программы

1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы

1.4 Организация образовательного процесса

1.5 Технологии, методы, формы, средства обучения

1.6 Предполагаемые результаты по годам обучения

1.7 Формы подведения итогов реализации образовательной программы

2. Учебно-тематический план

2.1 Учебно-тематический план первого года обучения

2.2Учебно-тематический план второго года обучения

3. Содержание образовательной программы

3.1 Содержание программы первого года обучения

3.2Содержание программы второго года обучения

4. Механизм отслеживания результатов (Мониторинг)

5. Материально-техническое обеспечение программы

6. Литература

7. Приложения

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Направленность дополнительной образовательной программы

Образовательная программа «Свой голос» имеет направленность и составлена на основе авторской программы Н.В. Кумановой «Учимся  писать». Программа адаптирована для воспитанников 10 -16 лет и создана с учетом опыта преподавания  в школе, а также опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:

— широкое использование в учебном процессе литературных произведений различных жанров и форм;

— применение нестандартных дидактических заданий и игр;

— детальное изучение возможностей каждого жанра;

— разработка конкретных блоков для написания собственных творческих произведений;

Данная программа полностью соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. При составлении данной программы были использованы следующие законы и документы:

•        Федеральный закон «Об образовании» (от 23.12.2003г.№ 186-ФЗ);

•        Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (N 124-ФЗ от 24 июля 1998 г.) статья 9;

•        Конвенция о правах ребенка;

•        Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования от 07.12.2006 г. № 752

•        Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17.11.2008г.№ 1662-р);

•        Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для учреждений дополнительного и профессионального образования (Сан. ПиН. 2.4.4.1251- 03);

•        Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МУДОД ЦВР «Истоки».

1.2 Актуальность дополнительной образовательной программы

Программа «Свой голос» разработана в соответствии с социальным заказом Управления по делам образования и жителей (родителей и детей) Центрального района г. Челябинска, программа актуальна в сфере образовательной деятельности МУ ДОД ЦВР «Истоки» и удовлетворяет запрос МОУ СОШ № 30 (филиал) (на базе, которой она реализуется).

В ХХI веке и последующих столетиях человечеству придется решать ряд сложнейших проблем, назревших к концу ХХ века, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этими проблемами смогут только высокообразованные и высоконравственные люди. Важность современного образования в новом веке настолько велика, что ЮНЕСКО провозгласила ХХI век веком образования. Чтобы подготовить таких людей, нужна гибкая система образования, в которой люди учились бы думать самостоятельно и принимать ответственность за собственные решения. Эту модель каждый человек создает для себя сам, и важнейшая цель воспитания личности – достижение высокого уровня культуры жизненного самоопределения, которая характеризует человека как творца собственной жизни и собственного счастья.

В образовании происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности воспитанников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Программа "Свой голос" позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Это положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением, развитием устной и письменной речи, правильно выражать свои мысли, обоснованно отстаивать свое мнение.

Данное обучение помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Общей целью развития воспитанников является: формирование умения рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач, то есть умение принимать обоснованные решения. Исходя из вышеизложенного и из специфики данного курса, определяем главную цель как развитие мышления воспитанника, в том числе:

1.Развитие наглядно – образного мышления

2.Развитие наглядно – действенного мышления

3.Развитие словесно – логического мышления

4.Развитие последовательного логического мышления

5.Развитие стратегического мышления

6.Развитие тактического мышления

7.Развитие комбинаторного мышления

8.Развитие творческого и алгоритмического мышления (в том числе, на основе моделирования)

9.Развитие способности к рефлексии

10.Развитие памяти, в том числе оперативной

11.Развитие внимания

12.Развитие воображения

13.Развитие письменной и устной речи.

Прокомментируем некоторые из целей.

Выбранные цели группируются по разным признакам. По видам мышления – цели №№ 1-9, по видам функций психики – цели 10-12, особняком стоит цель 13, которая является общей целью начального образования. Прокомментируем некоторые из них. Первые три цели сформулированы исходя из общепринятой в психологии классификации трех основных видов мышления по форме.

Главная цель – активизация творческого начала. Курс призван давать учащимся необходимые навыки сочинения в различных жанрах; дать возможность раскрыться творческим потенциям учащимся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определенный набор качеств, которыми должен обладать любой учащийся, помочь развитию личности.

Цель 1 формулируется для своего курса по развитию наглядно – образного мышления как «развитие умений мысленно решать задачи» данный курс также может быть использован для достижения этой цели.

Цель 2 (развитие наглядно – действенного мышления) применительно к курсу может быть реализована в процессе анализа, когда в процессе принятия решения разрешается переставлять определенные фрагменты текста.

Цель 3 (словесно – логическое мышление) широко применяется в ходе размышления (внутренняя речь) и при выполнении конкретных задач на занятии – при обосновании решения учебных задач.

Важность четвертой - роль и значение слова в воспитании культуры мышления, умственном развитии воспитанника. В воспитании культуры мышления большое место отводится  как устному так и письменному слову.

Известно, что человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения. На занятиях дети в ранней стадии своего развития, конечно, неосознанно приучаются к диалектическому, стратегическому и тактическому методам мышления.

Курс представляет собой универсальную дисциплину игрового характера, направленная на воспитание общей культуры, в том числе логического и творческого мышления, и способная эффективно восполнить отсутствие логики в школьном обучении. Во время занятий: и там, и здесь надо помнить о нескольких намеченных целей».

Теоретического мышления – это способность ребенка проводить рассмотрение оснований своих предметно – умственных действий. Рассмотрение оснований своих действий – это рефлексия. Вот когда ребенок, сделав неверное решение, вдруг останавливается и рассуждает (и желательно вслух по просьбе педагога), почему у него получается неверно – это уже начало рефлексии. Чтобы искать другой способ решения задачи, обязательно нужно микрорефлексией обладает. Как дети планируют свои действия. Это, кстати, обнаруживается уже в рефлексии. Какой сложности задачи они могут решать. Одни воспитанники могут усмотреть свои действия через два, три шага, некоторые через десять шагов. Здесь лучше всего выявить (если дети умеют верно выполнять поставленные задачи), на сколько четко и близко  выполняются запланированные шаги вперед. Планирование – важнейшая функция менеджмента. Ещё есть действия мыслительного анализа: что главное, что не главное. А дальше в зависимости от учебных предметов – можно рассуждать, как выявить развитие мышления. Это прежде всего уровень развитости рефлексии, планирования и анализа].

Последняя, 13-ая цель определена имеющейся в образовании тенденцией, на которую указывает американский ученый Тоффлер: «В современном мире знание остается всё более смертным. Сегодняшний факт становится завтрашним заблуждением. Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники и студенты должны научиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться…Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет считать, а тот, кто не научился учиться».

Программа направлена на достижение следующих задач:

Задачи программы:

• познавательная: развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность; научить понимать специфические особенности различных жанров сочинений, определять пригодность того или иного жанра к данной теме, к данному материалу, к данному адресату;

• развивающая: развитие личности, активности, самостоятельности, общения; освоить культуру устной и письменной речи;

• мотивационная (мотивация - побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности): создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности и сотрудничества, включение в активную деятельность и т.д.;

• обучающая: формирование специальных знаний и умений в области шахмат; которое пробуждает подлинный интерес к написанию сочинений различных жанров; раскрыть особенности текста;

• эстетическая: аккуратность, опрятность, умение ценить красоту, культура поведения; привить учащимся авторское достоинство, воспитывать ответственность за творческую работу.

• оздоровительная: формирование здорового образа жизни.

1.4 Организация образовательного процесса

Образовательная программа «Свой голос» рассчитана на воспитанников 10-16 лет. Срок реализации программы 2 года. Занятия в группах проходят по 1,5 часа 3 раза в неделю.

Начальный курс по обучению максимально прост и доступен воспитанникам. Важное значение при изучении курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант распределения программного материала, приводится перечень игр, а также дидактических игрушек. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для педагога.

Распределение учебного времени по годам обучения

Год обучения

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 год

1,5 часа

3 раза

4,5 часа

153 часа

2 год

1,5 часа

3 раза

4,5 часа

153 часа

1.5 Технологии, методы, формы, средства обучения

В системе дополнительного образования детей наиболее часто используются следующие педагогические технологии (в соответствии с классификацией Селевко Г.К.):

I. По подходу к ребенку.

• Личностно-ориентированные технологии (работа с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника).

• Технологии сотрудничества (использование различных методов работ: групповая, работа в парах).

II. По преобладающему методу:

1. Репродуктивные технологии

• Объяснительно - иллюстративные (объяснение, рассказ, беседа, иллюстрация, демонстрация). Данные технологии на этапе объяснения нового материала.

2. Технологии проблемного обучения

• Проблемное изложение. Данная технология используется на этапе закрепления при решении шахматных этюдов.

3. Игровые технологии. Используются в практической части при закреплении материала.

1. Технология КСО (коллективный способ обучения) - предполагает работу в динамических парах.

2. Технология дифференцированного обучения (степень усвоения материала различная, данная технология способствует обучению воспитанников с различной степенью усвоения нового)

IV. По категории обучающихся:

1. Массовая технология - рассчитана на усредненного ученика.

2. Технологии работы с особыми детьми: с трудными воспитанникам, с одаренными воспитанникам.

1.6 Предполагаемые результаты по годам обучения

К концу первого года обучения дети должны знать:

•        литературоведческие термины: загадка, сказка, баллада, басня, новелла, пьеса-сказка;

•         названия видов отдельных жанров: загадка, сказка, баллада, басня, новелла, пьеса-сказка;

•        особенности литературных жанров.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

•        уметь различать литературные жанры;

•        создавать свои произведения, используя подсказки;

•        правильно применять приобретенные знания, навыки и умения;

•        правильно отбирать материал для произведения;

•        составлять план для написания творческого произведения;

1.7 Формы подведения итогов реализации образовательной программы: диагностика; мониторинг; соревнования в группе (в парах), соревнования между группами; стартовый контроль, текущий и итоговый контроль.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2.1 Учебно-тематический план первого года обучения

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

I

Как написать загадку

3

17

20

1

Инструктаж. Чтение и инсценировка дидактической сказки.

1

1

2

2

Загадка. Знакомство с жанром. Выведение определения. Основные признаки жанра.

1

1,5

2,5

3

Работа с предметами окружающего мира. Дидактическое задание: «Как построить вопрос, который уже содержит в самом себе намек ответа?»

-

2

2

4

Работа с предметами окружающего мира. Дидактическое задание: «Ищем рифму к последнему слову».

1

1,5

2,5

5

Работа с предметами окружающего мира. Дидактическое задание: Загадка с подсказкой.

-

2

2

6

Работа с предметами окружающего мира. Дидактическое задание: «Составление коротких стихотворений из ответов на вопросы».

-

2,5

2,5

7

Работа с предметами окружающего мира. Дидактическое задание: «Пробуем писать загадку о самых обычных игрушках».

-

2

2

8

Создание маленького произведения искусства самостоятельно, используя предметы окружающего мира.

-

2,5

2,5

9

Создание маленького произведения искусства самостоятельно, используя предметы окружающего мира. Оформление загадок в сборник.

-

2

2

II

Как написать сказку

3

12,5

15,5

10

Сказка. Знакомство с жанром. Выведение определения. Основные признаки жанра.

1

1

2

11

Работа с основными терминами. Инсценировка сказки.

1

1,5

2,5

12

Сказки и их виды. Дидактическое задание: «Качества и черты людей через соответствующих этим качеством животных».

1

1

2

13

Дидактическое задание: «Выразить частями речи повадки и поведение  животных». Составление сюжета будущей сказки о животных. Работа с героями.

-

2,5

2,5

14

Дидактическое задание: «Признаки жанра в сказке. Качества человека и портрет человека». Создание сказки.

-

2

2

15

Дидактическое задание: «Придумай фантастические события. В основе должны лежать реальные происшествия». Создание сказки.

-

2,5

2,5

16

Создание маленького произведения искусства самостоятельно, используя предметы окружающего мира. Оформление сказок в сборник.

-

2

2

III

Анализ сказки

9

45

54

17

Отличия народной сказки от авторской.

1

1,5

2,5

18

Герои народной сказки.

-

2

2

19

Герои авторской сказки.

1

1,5

2,5

20

Сказочные герои. Их отличия.

-

2

2

21

Сказочные герои. Использование антитезы. Дидактическое задание: «Сравни героев».

1

1,5

2,5

22

Сказочные герои. Использование антитезы. Дидактическое задание: «Сравни героев».

1

1

2

23

Сказочные герои. Использование антитезы. Дидактическое задание: «Сравни героев».

-

2,5

2,5

24

«В некотором царстве, в некотором государстве…». Одинаковы ли они? Дидактическое задание.

0,5

1,5

2

25

«В некотором царстве, в некотором государстве…». Одинаковы ли они? Дидактическое задание.

-

2,5

2,5

26

Художественные приемы при пересказах (письменном, устном). Дидактическое задание: «Волшебные события».

1

1

2

27

Художественные приемы при пересказах (письменном, устном). Дидактическое задание: «Волшебные события».

0,5

2

2,5

28

Дидактическое задание: «Волшебные испытания в народной сказке».

-

2

2

29

Дидактическое задание: «Волшебные испытания в авторской сказке».

1

1,5

2,5

30

Дидактические задания: «Фантастические герои в народной сказке».

-

2

2

31

Дидактические задания: «Фантастические герои в авторской сказке».

1

1,5

2,5

32

Дидактические задания: «Добро и зло в народной сказке».

-

2

2

33

Дидактические задания: «Добро и зло в авторской сказке».

-

2,5

2,5

34

Дидактические задания: «Правда и ложь в народной сказке».

-

2

2

35

Дидактические задания: «Правда и ложь в авторской сказке».

-

2,5

2,5

36

Дидактические задания: «Анализируем свое произведение».

-

2

2

37

Дидактические задания: «Чтение произведений самостоятельного сочинения». Исправление ошибок.

1

1,5

2,5

38

Дидактические задания: «Чтение произведений самостоятельного сочинения». Исправление ошибок.

-

2

2

39

Инсценировка сказки.

-

2,5

2,5

40

Инсценировка сказки.

-

2

2

IV

Как написать балладу

1,5

7,5

9

41

Знакомство с жанром.

0,5

1

1,5

42

Выведение определения. Основные признаки жанра.

0,5

2,5

3

43

Определение вида баллады по ее тематике. Дидактическое задание: «Баллада и ее жанровые черты».

0,5

1,5

2

44

Рекомендации по написанию баллады. Дидактическое задание: «Напиши балладу»

-

2,5

2,5

V

Как написать басню

4,5

22,5

27

45

Знакомство с жанром.

1

1

2

46

Выведение определения. Основные признаки жанра.

1

1,5

2,5

47

Определение видов басни по тематике.

0,5

1,5

2

48

Учимся читать и слушать басню. Дидактическое задание: «Качество, черты характера, которые олицетворяют птицы, звери».

0,5

2

2,5

49

Учимся читать и слушать басню. Дидактическое задание: «Качество, черты характера, которые олицетворяют растения, предметы».

-

2

2

50

Учимся читать и слушать басню. Дидактическое задание: «Качество, черты характера, которые олицетворяют растения, предметы».

0,5

2

2,5

51

Дидактическое задание: «Мораль басни».

-

2

2

52

Работа над оформлением басни.

-

2,5

2,5

53

Дидактическое задание: « Объясни скрытый (аллегорический) смысл басни».

1

1

2

54

Дидактическое задание: « Объясни скрытый (аллегорический) смысл басни».

-

2,5

2,5

55

Рекомендации по написанию басни. Дидактическое задание: «Создание басни».

-

2

2

56

Определение аллегорического смысла басни. Дидактическое задание: Найди в своей басне мораль твоей басни».

-

2,5

2,5

Анализ басни.

2

7

9

57

Дидактическое задание: «Можно ли считать это произведение басней?». Работа над баснями Ж. Эзопа, Г. Эмина, И. Крылова,  С. Михалкова.

1

1

2

58

Дидактическое задание: «Имеет ли это произведение воспитательное значение?» Работа над баснями Ж. Эзопа, Г. Эмина, И. Крылова,  С. Михалкова.

1

1,5

2,5

59

Дидактическое задание: «Кто главные герои произведения?», «Прост ли сюжет произведения?»

-

2

2

60

Формы написания басни. Дидактическое задание: «Определи в стихотворной или прозаической форме произведение»

-

2,5

2,5

VII

Новелла (рассказ)

2

4,5

6,5

61

Знакомство с жанром. Выведение определения. Основные признаки жанра.

1

1

2

62

Определения новеллы и рассказа. Отличия и сходство жанров. Дидактическое задание: «Перечисли известные новеллы».

1

1,5

2,5

63

Работа с новеллой Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Дидактическое задание: «Сравнительная характеристика», «Написание работы с помощью подсказок».

-

2

2

VIII

Пьеса - сказка

1

6,5

7,5

64

Знакомство с жанром .Выведение определения. Основные признаки жанра. Дидактическое задние:» Черты пьесы и сказки».

-

2,5

2,5

65

Чтение пьесы –сказки Т.Г. Габбе «Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах». Дидактическое задание: «Составь сравнительную характеристику Караколя и Клик-Кляка», «Составление вопросов к произведению».

1

1,5

2,5

66

Дидактическое задание»: « По составленным вопросам напиши сочинение, используя выдержки (цитаты) из текста»ю

-

2,5

2,5

IX

Повторение пройденного материала.

-

4,5

4,5

67

Составление творческого сборника.

-

2

2

68

Презентация творческих работ.

-

2,5

2,5

Итого:

33

120

153

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Содержание программы первого года обучения

Все дидактические игры и задания программы  моделируют в доступном для детей те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются учащиеся на занятиях. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

I Как написать загадку.        

II        Как написать сказку.

III        Анализ сказки.

IV        Как написать балладу.

V        Как написать басню.

VII        Новелла (рассказ).

VIII        Пьеса – сказка.

IX        Повторение пройденного материала.

4. МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Мониторинг (оценка результативности) и критерии оценки реализации

образовательной программы

Дополнительное образование детей, хотя и не имеет единых стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить уровень обученности детей, подчиняется общим требованиям педагогической деятельности (имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка).

Все это актуализирует необходимость системного выявления результативности и критериев оценки образовательной деятельности.

Мониторинг результативности в объединениях МУДОД ЦВР «Истоки» – это процесс внутренней экспертизы результатов деятельности педагога и его воспитанников, цель и содержание которого совпадает с образовательной программой.

В МУДОД ЦВР «Истоки» принята единая система мониторинга и разработаны общие критерии оценки реализации образовательной программы:

1.карта «Мониторинг результатов обучения воспитанников МУДОД ЦВР «Истоки» по образовательной программе»;

2.карта «Мониторинг личностного развития воспитанников МУДОД ЦВР «Истоки» в процессе освоения образовательной программы»;

3. карта «Реализация творческого потенциала воспитанников МУДОД ЦВР «Истоки»».

(См. Карты мониторинга и критерии оценки в Приложении №1,2,3.), целью которых является выявление индивидуальных особенностей детей, влияющих на эффективность занятия; отслеживание развития личностных качеств под влиянием целенаправленной работы с воспитанниками и, соответственно, корректировка методики работы с каждым ребенком.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования детей предполагает не только обучение воспитанников определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся – поэтому о результатах образовательной деятельности необходимо судить по трем группам показателей:

1.учебным, (которые фиксируют приобретенные ребенком в процессе освоения дополнительной образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения и навыки);

2.личностным, (которые выражают изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении по данной образовательной программе);

3.творческим, (которые фиксируют уровень реализации творческого потенциала воспитанников, а, следовательно, и уровень реализации образовательной программы).

Работа по предложенной технологии позволяет содействовать личностному росту ребенка: выявлять то, каким он пришел в объединение, чему научился в процессе освоения образовательной программы, каким стал через некоторое время.

В качестве методов диагностики результатов обучения можно использовать тестирование, опросы, викторины, выставки, творческие задания, работы, спортивные нормативы, соревнования, концерты, спектакли, творческие отчеты и т. п.

Результаты обучения воспитанников МУДОД ЦВР «Истоки» фиксируются в Карте №1 «Мониторинг результатов обучения» по четырем основным направлениям: теоретическая подготовка, практическая подготовка, общеучебные умения и навыки, учебно-организационные умения и навыки. Эти направления рассматриваются по следующим параметрам: оцениваемые показатели, критерии оценки, степень выраженности оцениваемого качества и методы диагностик, которые педагог выбирает в соответствии со своей образовательной программой. Первую графу – оцениваемые показатели – педагог также наполняет в соответствии со своей образовательной программой. (См. Приложение №1).

В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и др.

Результаты личностного развития воспитанников МУДОД ЦВР «Истоки» фиксируются в Карте №2 «Мониторинг личностного развития». (См. Приложение №2).

1 группа показателей – организационно-волевые качества: терпение, воля, самоконтроль.

2 группа показателей – ориентационные качества: интерес к занятиям, самооценка.

3 группа показателей – поведенческие качества: конфликтность, тип сотрудничества.

В совокупности, приведенные в таблице, личностные качества (свойства) отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка; легко наблюдаемые, доступные для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов.

Предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы.

Уровень реализации образовательной программы фиксируется в Карте №3 «Реализация творческого потенциала воспитанников МУДОД ЦВР «Истоки» » (См. Приложение №3), где отмечаются уровневые (район, город, регион, федерация и т. д.) достижения воспитанников в реализации образовательной программы.

Контроль за реализацией образовательной программы проводится два раза в год (в конце 1 полугодия – промежуточный; в конце учебного года – итоговый). В группах первого года обучения проводится 0-срез на начало учебного года для фиксации уровня подготовки вновь поступивших воспитанников.

Работа по утвержденной в МУДОД ЦВР «Истоки» единой системе мониторинга позволяет проследить за продвижением каждого воспитанника (в учебной деятельности, в личностном развитии, в реализации творческого потенциала) в период освоения образовательной программы, а также проконтролировать работу педагога по реализации дополнительной образовательной программы.

5. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Условия реализации дополнительной образовательной программы: средства, необходимые для реализации программы (ТСО, оборудование и материалы).

Мультфильмы. Презентации по теме: «Загадка», «Сказка», «Басня», «Сказка-пьеса», «Новелла», «Баллада», «История слова», «Значение слова». Карточки с жанровыми, лингвистическими задачами.

6. ЛИТЕРАТУРА

Методическая литература для педагогов

  1. Есенина С.А. «Как научиться писать?», Издательство Грамотей,  2010.
  2. Козлова Р.П. «Мастерская», Издательство ВАКО - 2008
  3. Куманова Н.В. «Как научиться писать?», Издательство Грамотей,  2010.
  4. Павлова Т.П. «Учимся писать», Издательство Легион,-2010.
  5. Савко И.Э. «Русский язык. Правильность речи»,Издательство Харвест - 2008
  6. Тикунова Л.И. «Учимся писать», Издательство Росткнига, – 2011
  7. Тикунова Л.И. «Юным умницам и умникам», часть 1, Издательство Росткнига, – 2011
  8. Тикунова Л.И. «Юным умницам и умникам», часть 2, Издательство Росткнига, – 2011
  9. Трунцева Т.Н. . «Как научиться писать?», Издательство Грамотей,  2010.
  10. Шклярова Т.А. «Как научить писать без ошибок? » Издательство Грамотей,  2010.

Список литературы для воспитанников

  1. Есенина С.А. «Как научиться писать?», Издательство Грамотей,  2010.
  2. Куманова Н.В. «Как научиться писать?», Издательство Грамотей,  2010.
  3. Павлова Т.П. «Учимся писать», Издательство Легион,-2010.
  4. Савко И.Э. «Русский язык. Правильность речи»,Издательство Харвест - 2008
  5. Тикунова Л.И. «Учимся писать», Издательство Росткнига, – 2011
  6. Тикунова Л.И. «Юным умницам и умникам», часть 1, Издательство Росткнига, – 2011
  7. Тикунова Л.И. «Юным умницам и умникам», часть 2, Издательство Росткнига, – 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голоса леса

Познакомить  детей  с  лесными  птицами, с  голосами  лесных  птиц, с особенностями  их  поведения....

урок по окружающему миру 1 класс :"Что мы знаем о своей планете, своей стране, своей Родине?"

Данный материал предназначен для проведения урока по предмету "окружающий мир" по программе "Школа России" в 1 классе. Продолжительность- 1 урок 45 минут....

Развитие устной речи и окружающий мир Тема «Звукоподражание голосам животных. Соотнесение голосов с животными»

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности по предмету "Развитие устной рчи и окружающий мир"Тема "Звукоподражание голосам животных....

Методическая разработка краеведческого урока «Я люблю свою страну, свой край, свой город»

Методическая разработка позволит обобщить знания обучающихся по краеведению, развивать познавательную активность и воспитывать любовь к родному краю....

Как увидеть свой голос

Вы слышали свой голос в записи и каждый раз удивлялись его звучанию, так как звучит он совершенно иначе. У разных людей это восприятие разное — кому-то кажется, что его голос...

Осиплость голоса – потеря звучности голоса с появлением хрипловатых призвуков

Осиплость голоса – это потеря звучности голоса с появлением хрипловатых призвуков...

Как сохранить свой голос здоровым, звонким и красивым.

Практические советы по сохранению своего голоса....