Развитие читательского интереса у младшего школьника
методическая разработка (3 класс) на тему
Конспект родительского собрания с практической частью. Родители примерят на себя школьный костюмчик и перевоплотятся в тех самых учеников, которые ежедневно страдают от того, что им предстоит выполнить домашнее задание по литературному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_chitatelskogo_interesa_u_mladshego_shkolnika.docx | 26.61 КБ |
prilozhenie1.docx | 27.73 КБ |
prilozhenie2.docx | 26.09 КБ |
prilozhenie3.docx | 313.5 КБ |
prilozhenie4.docx | 58.95 КБ |
prilozhenie5.docx | 30.99 КБ |
prilozhenie6.docx | 470.16 КБ |
prilozhenie7.docx | 328.08 КБ |
prilozhenie8.docx | 18.92 КБ |
prilozhenie9.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Развитие читательского интереса у младшего школьника»
учитель начальных классов:
Фомичева Наталья Ивановна
Пояснительная записка
В эпоху бурно развивающихся информационных технологий книга остается и источником знаний, и духовным наставником, и собеседником как для взрослого читателя, так и для ребенка. Но под влиянием современной медиакультуры в обществе меняется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге. Современные дети стали читать по-другому, другие книги. В круге интересов младшего школьника все большее место занимают детективы, комиксы, развлекательная литература. В четыре раза чаще учащиеся обращаются в библиотеку за поиском учебной информации, и лишь один из четырех запросов – поиск литературы "для души".
Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия библиотеки, учителей и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они играют роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве.
Семья - основа формирования личности ребенка. Родители стремятся к тому, чтобы дети были развиты: умственно, физически, нравственно. В процессе семейного воспитания ребенок приобретает различные навыки и умения, в том числе и основы читательской культуры. Именно семья выступает первым и главным посредником между книгой и ребенком. В семье формируется интерес к книге, воспитывается читательский вкус. Совместное прочтение книг и их обсуждение сближает членов семьи, объединяет их духовно. Книга всегда считалась одним из связующих звеньев между поколениями в передаче жизненного опыта.
Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения, в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей.
Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.
Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.
Решение этой проблемы составляет цель родительского собрания: знакомство родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.
«Развитие читательского интереса у младшего школьника» (Сл.1)
Сл.2
Цель урока: знакомство родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.
Задачи:
1. определить причины возникающих проблем в чтении;
2. познакомить с динамикой развития техники чтения;
3. обозначить роль книги и чтения в развитии ребенка;
4. показать пути развития у детей интереса к чтению.
Сл. 3
- Эпиграфом нашего урока я взяла слова Сесиль Лупан:
«Привить ребенку вкус к чтению –
лучший подарок, который мы можем ему сделать».
- В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера.
Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из учебника «Литературное чтение», а впоследствии – попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.
Сл.4
Пробуждать и развивать интерес к чтению – одна из важнейших задач не только школы, но и родителей.
Большинство современных детей овладевает чтением уже в раннем возрасте (4-6 лет), но не проявляют достаточного интереса к книге. Это подтверждает опрос среди учащихся. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» были даны следующие ответы:
Сл.5
Гулять – 19 %
Смотреть тв – 23%
Играть в комп. – 47 %
Читать книги – 11 %
Сл. 6
- Почему растет число нечитающих детей? Давайте попробуем вместе ответить на этот вопрос.
Первые три проблемы мы с вами уберем, т.к. это «образовательные проблемы», а вот оставшиеся проблемы мы выделили красным цветом и попробуем сегодня найти пути их решения.
Сл.7
- Доказано, чем раньше начинаешь приучать ребенка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Но, чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.
Начало этой СИСТЕМЫ – в семье. Ребенок перенимает отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей.
Сл.8
- Недаром еще в 16 веке были написаны строчки: «ребенок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему». Но, к сожалению, в наш век информационных технологий, компьютеризации мы – взрослые сами стали редко читать.
Почти ушло в прошлое семейное чтение. Все реже люди проводят свой досуг за чтением интересной книги. В погоне за красивым интерьером родители стали избавляться от книг. Редко можно увидеть книжную полку даже в детских комнатах. Если же таковая встречается, то оставляет желать лучшего и своим количеством, и содержанием, не соответсвующим возрасту ребенка.
Сл.9
- Что же делать, если ученики читают по слогам? Какие приемы использовать в работе с ребенком, у которого процесс чтения вызывает раздражение, а иногда и отвращение? Как же выработать интерес к чтению и совершенствовать технику чтения?
Попробуем найти ответы на эти вопросы.
- А для этого я хочу чтобы вы примерили на себя школьный костюмчик и перевоплотились в тех самых учеников, которые ежедневно страдают от того, что им предстоит выполнить домашнее задание по Литературному чтению.
(родители объединяются в группы и рассаживаются за парты, примеряя на себя школьный фартук)
- Для того чтобы научиться читать бегло, надо, во-первых, стараться воспринимать слова целиком, а во-вторых, задействовать в работе как можно больше мыслительных операций.
Сл.10
(на столах листочки, ручки)
- Первое с чего я хочу начать – это с речевой разминки.
- Я вам прочитаю несколько скороговорок, а вы должны выбрать одну понравившуюся.
- У перепела и перепёлки пять перепелят.
- Водовоз вез воду из-под водопада.
- Полили ли лилию, видели ли Лилию?
- Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
- Запишите ее очень четко на бумаге под диктовку печатными буквами и несколько раз прочитайте вслух. (Пишут, читают сами себе)
- Произнесите эту скороговорку вслух как можно четче и быстро. (Выполняет желающий)
- Запишите ее самостоятельно на листочке так, чтобы каждое слово разделилось на слоги.
Сл.11 (образец)
- Терпеливо и доброжелательно помогите ребенку, если тот не справляется!
- Прочитайте это выражение сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. (Читают)
- Когда предложение будет прочтено быстро и четко, отложите эту работу на несколько минут, а затем попросите прочесть снова.
2. Полезно выполнять следующее упражнение – читать перевёрнутые слова, читать зеркально отображенные слова.
Сл.12 (образец)
(Родителям раздаются стихотворения с перевернутыми буквами, читают). Приложение 1
3. - Следующее задание – додумай словечко.
Сл.13 (определяют слово вместе)
(Раздаются карточки с напечатанным высказыванием) Приложение2
- Попробуйте прочесть высказывание Н.А.Морозова, вставив пропущенные буквы.
(«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги - мир дикарей»).
4. - Очень полезно решать анаграммы.
Анаграмма – происходит от греческих слов, смысл которых можно толковать как «Новая запись». Это способ перестановки букв, в результате которого получается новое слово или сочетание слов.
Сл.14 (решают анаграммы)
- При помощи анаграмм можно не только привить ребенку интерес к чтению, но и повысить скорость чтения, даже улучшить грамотность.
Я вам предлагаю прочесть предложение из анаграмм. Приложение 3
(Мама купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. А тут Таня и мячик. Я люблю читать эти стихи.)
- В завершении данного этапа нашей работы я хочу вам дать прочитать текст. Приложение 4
Сл.15
- Следует всегда помнить о терпении и о том, что способности гораздо легче развивать в эмоционально – благоприятной обстановке. Очень важно школьнику чувствовать психологическую поддержку наставников, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица. Все занятия должны быть организованы так, чтобы ребенок не испытывал насилия, а получал от них удовольствие.
Чтобы школьник научился бегло читать и при этом вникать в суть прочитанного материала, анализировать текст, да еще эффективно его усваивать, необходимо сначала выработать у него стойкий интерес к чтению и потребность в нем, а затем понимать смысл текстовой информации, распознавать ее.
Сл.16
- Когда же чтение становится занимательным, продуктивным, необходимым?
На этот вопрос поможет ответить необычайная методика развития интереса к чтению и умения понимать смысл прочитанного.
- Я предлагаю вам прочесть один раз текст. Приложение 5
- А теперь я вам даю тот же самый текст, только разбитый на отдельные предложения. Ваша задача: представить текст в первоначальном виде.
(собирают текст)
Эти игры-упражнения развивают не только интерес и способности к чтению, но и внимание, собранность, восприятие, память, мышление, грамотность.
- Уважаемые родители! Я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты, и может быть, после сегодняшнего урока вы поймете, что НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО!
Сл.17
(играет музыка, отвечают на вопросы анкеты) Приложение 6
- Дорогие родители!
У меня в руках две книги. Одна из них электронная, а другая бумажная. В пользу первой делают выбор большинство россиян, но мне ближе вторая. Я люблю в свободное от работы время взять в руки живую книгу и либо переместиться с ее героями в необыкновенный водоворот событий, либо побродить с автором по осеннему лесу. В книгах заключено особое очарование: они вызывают в нас особое наслаждение, разговаривают с нами, дают добрый совет.
Я бы хотела, чтобы для моих учеников и ваших детей книга, как говорит Петрарка, стала Живым Другом.
И в завершении нашей встречи я хочу поделиться с вами рекомендациями по развитию читательского интереса у детей в виде красочных памяток. Приложение 7
- Сегодня, придя домой, вы можете самостоятельно продиагностировать своего ребенка по методике: Вижу-читаю-думаю-понимаю (подробная инструкция прилагается). Приложение 8
- Спасибо за внимание. Я вас попрошу оставить свои впечатления о нашей встрече с помощью смайла – настроения. На выходе стоит почтовый ящик, куда вы можете его опустить. До свидания.
Список литературы
- Голубева Е. И. Поддержка семейного чтения –общая задача специалистов [Электронный ресурс] / Недетские проблемы детского чтения.
http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3.htm
- Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. — М., 2008.
- Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. — М.: Ментор. — 2007.
- Громова О. М. Откуда берутся нечитающие взрослые. http://lib.1september.ru/article.php?ID=200800102
- Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. http://www.ifapcom.ru/files/publications/rekomend_obr_1.pdf
- http://www.zanimatika.ru/neobyiknovennoe-chtenie/index.php
- http://fobr.ru/wp-content/uploads/2015/04/3-klass-Portfel-chitatelya.pdf
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Текст для разрезания
Снежный хоровод
Снежинка родилась в большом снежном облаке.
Она открыла глаза, потянулась и огляделась по сторонам.
Вокруг в мягких кроватках спали ее сестры и братья.
Снежинке очень не хотелось покидать свою кроватку, но вокруг было столько интересного.
Стены спальни кто-то разрисовал волшебными узорами, а на пол положил мягкий ковер.
Она ступила на белое пушистое покрывало ковра, сделала шаг и запела.
От этой песни проснулось эхо, оно летало от стены к стене и пело вместе со снежинкой.
Другие снежинки заворочались в своих кроватках, потянулись и, наконец, проснулись.
Они подхватили песню и пустились в пляс, ведь это была веселая песня.
Все взялись за руки, получился настоящий праздничный хоровод.
Песня становилась все веселее, а хоровод все быстрее кружил танцующих снежинок.
Вдруг открылись двери и снежинки с веселым хохотом выскочили наружу.
Вокруг было голубое небо, а далеко внизу земля с лесами и полями, речками и озерами.
Снежинки кружились в своем хороводе, медленно опускаясь на землю.
Они кричали друг другу: «Ура! Мы летим! Это настоящее приключение!»
«Ты куда хочешь приземлиться?»
«Я лечу вон на ту зеленую крышу».
«А я лечу к детям, которые собрались во дворе и ждут меня, чтобы лепить снеговика».
«А я к лыжникам, которым не хватает снега для быстрого бега».
Так они летели и летели, пели задорную песню и кружились в снежном хороводе.
А люди внизу радовались, что наконец-то пошел первый снег и наступила зима.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ВИЖУ – ЧИТАЮ – ДУМАЮ – ПОНИМАЮ
Внимание! Задание выполняется только под руководством и наблюдением взрослого.
Что надо делать: Приготовь ручку или карандаш. Быстро и внимательно читай предложения. Если ты согласен или почти согласен с тем, что там сказано, обведи ДА, если совсем не согласен, обведи НЕТ
На выполнение задания дается только 3 минуты. Когда тебе скажут, что 3 минуты истекли, надо сразу остановиться и закончить работу. Желаем успехов!
1 | Вареную картошку можно есть + – |
2 | Конфеты обычно горькие на вкус + – |
3 | Школьники с нетерпением ждут каникул + – |
4 | Всем людям для дыхания нужен воздух + – |
5 | Собаки обычно живут на деревьях + – |
6 | Лед – это замерзшая вода + – |
7. | Я буду рад, если мне подарят книгу + – |
8. | Четверг в неделе идет после среды + – |
9. | Про кого-то очень большого говорят, что он пеликан + – |
10. | Пингвины живут в реках и озерах Африки + – |
11 | Днем темно, а ночью светло + – |
12 | Зонтик помогает остаться сухим во время дождя + – |
13 | Бабочки – это страшные хищные животные + – |
14 | Каждую осень с деревьев опадают листья + – |
15 | У кошки четыре ноги, а позади длинный хвост + – |
16 | Продукты в магазине отдают даром + – |
17 | Я часто читаю перед сном + – |
18 | У большинства людей в нашем городе дома живет слон + – |
19 | Того, кто пишет стихи, называют поэтом + – |
20 | Если болит горло, нужно немедленно обращаться в милицию + – |
21 | Чтобы посмотреть фильм, нужно пойти в прачечную + – |
22. | Мои родители любят читать книги + – |
23 | Если поднести к уху раковину – услышишь шум моря + – |
24 | В школу всегда надо приходить в халате и банных тапочках + – |
25 | Если долго смотреть телевизор могут заболеть глаза + – |
26 | Действующими лицами многих сказок являются животные + – |
27 | После окончания школы многие люди поступают в детский сад + – |
28 | Венера, Земля и Марс – планеты Солнечной системы + – |
29. | Мне нравится, когда в доме много книг + – |
30. | Столовый прибор, с помощью которого едят суп – это ложка + – |
31. | Волосы нужны человеку, чтобы разводить в них птиц + – |
32. | Значение незнакомого слова можно посмотреть в словаре + – |
33. | Луна и звезды нарисованы на небе цветными мелками + – |
34 | Ходить по лужам лучше всего в резиновых сапогах + – |
35. | Улицу безопасно переходить только по зеленому сигналу светофора + – |
36. | Я люблю рассказывать друзьям истории, которые я прочитал в книгах + – |
37 | Дед Мороз обычно ходит в компании Снегурочки + – |
38 | Уши и нос у человека находятся на спине + – |
39 | Компьютеры нужны, чтобы колоть орехи + – |
40. | Человек, который добывает руду глубоко под землей, называется шофером + – |
41. | Задачи по физике лучше всех решают финики + – |
42. | Трактор – это особый вид вертолета + – |
43 | Если небо заволокло тучами, вполне возможно, что пойдет дождь + – |
44. | На выходных люди отдыхают от учебы или работы + – |
45 | Когда родители выполняют все прихоти ребенка, говорят, что они его жалуют + – |
46 | Биноклем называется оптический прибор, который позволяет разглядеть далекие предметы + – |
47 | Если бросить в воду камень – он утонет, а если бросить палку – она останется на плаву + – |
48 | Варежки обычно надевают на ноги, чтобы те не замерзли + – |
49 | Можно с уверенностью сказать, что маленькие львята со временем вырастают в больших львов + – |
50 | Учитель русского языка в школе обычно учит детей, как правильно готовить пищу + – |
51 | Капуста растет на высоких ветвистых деревьях с густой кроной + – |
52 | Мужчины в нашей стране обычно ходят штанах, а не в юбках + – |
53 | Обезьяны всю неделю ходят на работу точно так же, как и люди + – |
54 | На Новый Год принято наряжать дома елку и дарить друг другу подарки + – |
55 | Собираясь в долгое путешествие по пустыне незачем брать с собой запас питьевой воды + – |
56 | Александр Сергеевич Пушкин известен благодаря своим произведениям в стихах и прозе + – |
57 | Высоким людям легче играть в баскетбол, чем людям небольшого роста + – |
58. | Почтальон разносит по почтовым ящикам письма, газеты и квитанции + – |
59 | Если продукты покрылись зеленой плесенью, скорее всего, они испортились, и их не стоит есть + – |
60 | В зоопарке в одну клетку не сажают хищника и травоядное животное + – |
61 | Сыр, масло, сметана, кефир, колбаса и творог делаются из молока + – |
62 | Корабль, который приводится в движение паровым двигателем, называется паровоз + – |
63. | Чтобы завоевать любовь и уважение соседей, нужно каждую ночь слушать громкую музыку + – |
64. | Современные люди живут в пещерах, ходят в шкурах и охотятся на мамонтов + – |
65 | Земля, на самом деле, тонкая и плоская, стоит на трех китах, а киты на огромной черепахе + – |
66 | Если во время делать домашние задания и внимательно слушать учителя на уроке, написать контрольную легче + – |
67 | Автомобиль сможет поехать быстрее, если круглые колеса на нем заменить квадратными + – |
68 | На свой День Рождения нужно приглашать побольше незнакомых и малоприятных людей + – |
69 | Тому, кто владеет несколькими языками, легче путешествовать и общаться с иностранцами + – |
70. | Учитель решает, какую отметку поставить ученику за домашнее задание, просто подбрасывая монетку + – |
71. | Если человек каждое утро обливается холодной водой, это называется заклание + – |
72. | Заниматься физкультурой можно только в тренировочном костюме малинового цвета + – |
73. | Когда завариваешь чайную заварку во второй и третий раз, она уже не такая крепкая, как в первый + – |
74 | Если тебе домой звонят и просят позвать к телефону человека, который у вас не живет, надо сказать «Вы ошиблись номером» + – |
75 | Обычно срок жизни животных меньше, чем у людей, но существуют черепахи, которые живут дольше, чем люди + – |
76 | Сантехником может стать только тот, кто умеет играть на балалайке + – |
77 | Когда о дожде говорят, что он льет как из ведра, имеют в виду, что дождь очень сильный + – |
78 | Если на улице тепло, солнечно и люди ходят в футболках и шортах, то, скорее всего, время года – не зима + – |
79 | Так как лишь немногие ученики, такие как ты, дойдут за три минуты до этого предложения, ты можешь быть уверен, что ты хороший читатель + – |
Для учителя
Предлагаем такую схему:
А - Номер последнего отработанного предложения ………….
В - Число правильных ответов ………………………………..
«Х» понимание содержания текста - Формула расчета: Х = (В х 100) : А
Норма: не менее 70 процентов
Примерный объем прочитанного за 3 минуты:
для первого класса - не менее 90 слов для второго класса – не менее 150 слов для третьего класса - не менее 210 слов
для четвертого класса - не менее 240 слов
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие читательского интереса у младших школьников
Развитие читательского интереса у младших школьников...
Развитие читательского интереса у младших школьников средствами устного народного творчества Выпускная квалификационная работа
Выпускная квалификационная работа...
Развитие читательского интереса у младшего школьника
Лекторий для родителей по теме "Развитие читательского интереса у младшего школьника"...
Презентация на тему "Развитие читательского интереса у младшего школьника"
Презентация на тему "Развитие читательского интереса младшего школьника"...
Статья на тему "Развитие читательского интереса у младших школьников"
Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, вырабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус....
Психолого-педагогические методы развития читательских интересов у младших школьников
В данной статье описаны методы развития читательских интересов...
«Развитие читательского интереса у младшего школьника»
Родительское собрание...