Развитие читательского интереса у младших школьников
учебно-методический материал по теме

Алексеева Наталья Викторовна

Развитие читательского интереса у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie.doc110 КБ
Файл predstavlenie_prezentatsiya_sokrashchenie.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:

«Привить ребенку вкус к чтению –

лучший подарок, который мы можем

ему сделать».

(С. Лупан).

     Меня зовут Алексеева Наталья Викторовна . В профессии учитель начальных классов - 5 лет. Свою профессиональную деятельность я начинала в одной из Московских школ. В г. Чехове я живу сравнительно недавно, всего  несколько месяцев, но уже успела полюбить его.

    Помимо того, что я являюсь учителем ,в первую очередь я мама. И как  и любая   мать хочу, чтобы мои дети обучались у лучших педагогов и получили достойное образование. Заочно знакомясь с г. Чеховым,  мне было очень приятно узнать о том, что  он славен своими учителями  и  в подтверждение этому памятник учителю А.М. Прокину.   Мне посчастливилось продолжить свою педагогическую деятельность в замечательной Столбовской  школе  среди  чутких, отзывчивых и талантливых педагогов.  Мне очень захотелось принять участие в конкурсе « Учитель года» , чтобы поделиться своим опытом работы  и развиваться , перенимая опыт своих коллег.

    Последние исследования показали, что интерес детей к чтению резко падает. Более 40% взрослого населения страны вообще не читает книг. К газетам не обращается 30% россиян. 79% опрошенных россиян в последнее время не покупали никаких книг или журналов. Молодые люди читают только то,

что входит в учебную программу. Особенно тревожное положение с детским чтением. По результатам глобального исследования PISA, охватившего детей из 32 стран, юные россияне по чтению находятся на 27 месте.

Я провела родительское собрание на котором предложила родителям ответить на вопросы анкеты. Один из вопросов звучал следующим  образом:  «Читают ли ваши дети какие- либо книги в свободное от учёбы время, не входящие в школьную программу ?» К моему сожалению  из 26 человек  только 4 человека ответили положительно. Меня , как педагога это сильно взволновало .

  Столкнувшись с такой проблемой в своём классе, я начала вести активный поиск по устранению этой проблемы. Изучив достаточное количество методической литературы и познакомившись с опытом различных педагогов и учителей я пришла к выводу ,что главным направлением в своей  работе с детьми данного класса ставлю развитие у детей интереса к чтению. (Слайд :Тема)

 Чтобы  ребёнок взял книгу в руки и начал её читать самостоятельно, нужно, чтобы ему стало интересно. А интерес к чтению развивается, если ребёнок  понимает смысл прочитанного. Но , чтобы добиться этого необходимо овладеть техникой чтения. Долгие  годы в нашей системе образования делался большой акцент на совершенствование скорости чтения . Добившись в этом  успеха мы пришли к тому, что при высоком темпе чтения дети не всегда понимают о чём они прочитали

Поэтому задачи, которые я поставила перед собой  это :

- работа над техникой чтения;

- работа над осмысленностью чтения;

И самое главное

- развитие интереса.

     В конце 2010-2011 учебного года совместно с коллегами я  провела мониторинг качества сформированности навыка чтения не только в своём  3 классе, но и  во всей начальной школе.

Качество сформированности  навыка  чтения  и  начальной школе в %.

     Из данной диаграммы видно, что качество чтения в начальных классах оставляет желать лучшего.

В наш век информационных технологий, компьютеризации мы – взрослые  сами стали меньше читать, и почти не прививаем интерес к чтению у своих детей.  Почти ушли в прошлое семейное чтение, К сожалению, всё реже и реже люди проводят свой досуг за чтением интересной книги.  В погоне за красивым современным интерьером родители стали избавляться от книг . Редко можно увидеть книжную полку даже в детских комнатах. Если же таковая встречается, то оставляет желать лучшего и  своим количеством и содержанием, не соответствующим возрасту ребёнка.

 При встречах с родителями,  обязательно делаю акцент на то, что сколько бы я не говорила про любовь  к чтению, но если родители не будут  вести такую же  работу дома, то все мои попытки привить интерес к чтению будут сведены к нулю. .

 Мне удалось привлечь родителей  принять участия в различных литературных  мероприятиях. Самые активные родители неоднократно  организовывали концерты  с гитарой для детей по произведениям Никитина, Кима (слайд ГИТАРА). Благодаря усилиям родителей, имеющих прямой выход на городскую библиотеку, проводились  литературные беседы, посвящённые круглым датам детских писателей. Такие формы организации работы очень благотворно сказались  на развитии читательского интереса .(слайд библиотека)

 Как я уже сказала ранее интерес к чтению можно привить ,если ребёнок владеет навыком чтения.

В методической литературе существует много технологий по развитию навыков чтения. Я хочу рассказать о тех, которые оказались наиболее эффективными в моей работе.     

Для  формирования техники чтения  в своём классе я  ежедневно проводила   вначале каждого урока пятиминутное чтение. Я учла тот факт, что основной объём  дети читают только на уроках литературного чтения и окружающего мира. Мне хотелось, чтобы все дети ,на протяжении всего учебного года получили возможность тренироваться в чтении.

Так же для развития техники чтения я использовала «Жужжащее» чтение .

Все   ученики  начинали читать  вполголоса по сигналу колокольчика . Каждый  ребёнок читал со своей скоростью в течение 5 минут. После того как время заканчивалось дети ставили отметку на том месте где они остановились. Присущая детям тяга к первенству, способствовала  ускорению темпа чтения.

Детям , слабо владеющим техникой чтения, предлагала щадящее чтение . Они читали  по 2-3 строчки ,после чего следовал  кратковременный отдых. Чтение подхватывалось хорошо читающим учеником. Количество  строк постепенно  увеличивалось.

Такой режим имеет место при просматривании диафильма, чтении бегущей строки, титров . Поэтому родителям было предложено продолжать работу по формированию техники чтения  дома.

Хороших  результатов мы добились при применении  многократного чтения ,чтение в темпе скороговорки с переходом на чтение незнакомой части текста.

     Я предлагаю вам попрактиковаться используя данный приём .Перед вами текст .  Сейчас я начну читать , а вас  прошу  быть  внимательными и  следить по тексту.

 В течении минуты вы будете читать текст. После того как я скажу: «СТОП» ,вы поставите чёрточку в том месте где вы закончили читать.

СТОП.  

Теперь вернитесь в начало текста .Я вновь засеку время , а по истечении минуты скажу «СТОП» вы вновь поставите отметку там где закончите читать. Увеличился ли темп вашего чтения?

Увеличение темпа чтения вызывает у  моих учеников  положительные эмоции, им хочется  читать еще раз. Я не провожу  такого рода чтение более 3-х раз и  предлагаю детям следующий вид работы с этим же отрывком-это чтение в темпе скороговорки. Особые требования предъявляю  к четкости произношения и проговаривания всех окончаний слов.  Такую же работу я предлагаю и вам. Сейчас вы начнете читать этот же отрывок в темпе скороговорки и ,дочитав до последней отметки ,не останавливаясь продолжите чтение текста .

Дело в том,что после проведённой работы  с отрывком  темп чтения даже на незнакомом тексте остаётся повышенным, но не долго. Благодаря  нашей ежедневной тренировке длительность чтения в повышенном темпе  у многих детей увеличилась.

 Так же для развития скорости и гибкости чтения использую упражнения  «Молния» , «Буксир», «Спринт».

Больше всего моим детям нравится последнее упражнение .т.к. каждый из них старается быстрее найти в тексте ответ на поставленный вопрос, тренируясь таким образом в скорочтении.

Особое внимание уделяю развитию артикуляционного аппарата и с этой целью провожу речевые разминки  (скороговорки, чистоговорки). Дети сами оценивают  себя и друг друга . На первом этапе мы оговорили с ними требования к речевой разминке ,поэтому при оценивании себя и друг друга они  предъявляют повышенные требования не столько к скорости ,сколько  к чёткости речи.

Вот некоторые из них, которые я предлагаю вам  :

Четыре чёрненьких  чумазеньких чертёнка Чертили чёрными чернилами чертёж.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

На  дворе дрова на траве дрова.

Говорит попугай попугаю:

   « Я тебя попугай, попугаю!»

    Отвечает ему попугай:

   «Попугай ,попугай! Попугай!

 

Для развития смыслового чтения провожу работу  с заголовком и  темой текста и предлагаю такие задания:

- выбери  заголовок  из предложенных вариантов и соотнесение

его с текстом.

- подбери собственное заглавие, соответствующее содержа-

нию текста.

Работа строится по алгоритму, выстроенному детьми самостоятельно:

1.Сначала прочитаю текст

2. Отвечу на вопросы по его содержанию (что случилось).

3.Прочитаю  заголовки, подумаю, какой из них больше подходит, почему;

4.Проверю  себя (перечитаю  текст);

Умение определять смысловую структуру текста, связи смы-

словых частей я формирую  с помощью таких упражнений:

1) работа с планом текста: ученики должны к каждому пункту

подобрать соответствующую часть текста (определить, где она за-

канчивается);

2) работа с деформированным текстом.

 Последнее упражнение вызывает восторг у детей. Такого рода работу мы называем «Спец операцией». Дети в этот момент становятся все  спец. агентами, которым было поручено собрать текст. Класс делится на небольшие подгруппы и каждая подгруппа получает свой отрывок. Собрав отрывки ,задача  всего класса найти взаимосвязь частей и собрать текст.такую работу иногда я предлагаю выполнять не в подгруппах,а парами. Обязательно проводим самоконтроль: перечитывание текста, чтобы проверить себя.

Предлагаю  вам так же стать спец агентами и приступить к спец операции.

На уроках литературного чтения  и окружающего мира провожу  обязательную  словарную  работа.  которую тоже стараюсь разнообразить и  выстроить в интерсной для  детей форме.

1.Определние  незнакомых и непонятных слов перед знакомством  с текстом и поиск их значения  в толковом словаре. Определяли   слова синонимы. После первичного прочтения произведения меняли новое слово на слово синоним и наблюдали как меняется  красочность текста. Работа проводилась и индивидуально , и в парах , и в  группах.

Для развития интереса к чтению , а так же продолжать работу по развитию речи было предложено ученикам  ведение  «Классного толкового словаря ». В  96 листовую тетрадь дети записывали незнакомые слова, которые им встретились  при чтении той или иной книги дома с указанием названия книги и её автора .  Ежедневно перед уроком чтения мы заглядывали в эту тетрадь и выясняли значение этих слов с помощью толкового словаря . Либо всем детям предлагалось творческое  домашнее задание  найти значение слова и нарисовать рисунок ,который бы отражал смысл этого слова или придумать своё стихотворение или рассказ с использованием нового слова. Работы детей мы рассматривали на следующем уроке и подклеивали в словарь . Признаться честно в первый месяц работы дети не проявляли большого интереса к классному словарю  и практически не записывали в него ничего. Но постепенно, количество слов стало увеличиваться и словарь  стал «пухнуть» на глазах . Вписывать слова из другого словаря строго запрещалось. Благодаря такой форме работы учащиеся стали больше проявлять интерес к чтению. На первых порах с целью не отличаться от других и хоть одно слово но вписать в словарь, а ближе к концу учебного года был отмечен интерес непосредственно  к содержанию книг.

Провожу работу и над развитием оперативной памяти. Делаю это с помощью  зрительных диктантов.

1. Тает снег (3 слога).

2. Лес пожелтел (4 слога).

3. Небо хмурое (5 слогов).

4. Поле опустело (6 слогов).

5. Почитай мне сказку (7 слогов)

6. В лесу весной поют птицы (8 слогов).

7. Зимой на улице холодно (9 слогов).

8. Посмотрите в окошко на детей (10 слогов).

9. Летом солнышко греет очень сильно (11 слогов).

Для развития осознанного чтения при работе с произведениями  проводим  анализ  с разных позиций: позиции автора, позиции героя и позиции читателя. Такую работу предпочитаю  проводить в группах.  После прочтения произведения класс делится на 3 группы  и готовит краткий перессказ текста и выражает свое  отношение к происходящему с точки зрения автора, героя или  читателя. После выступления дети меняются ролями. В итоге  каждая подруппа  «примеряет» на себе все роли.  В заключении урока мы обсуждаем работу каждой подгруппы и то, насколько ей  удалось передать смысл произведения со всех 3-х позиций. Такого рода работа так же находит очень много восторженных откликов  со стороны детей, а главное более осмысленного подхода к читаемым произведениям.

 В процессе работы над каким либо произведением  я предлагала создать    к нему обложку . С введением компьютеров работа с обложкой получила свое развитие .Дети на уроках по информатике могли создать иллюстрацию или обложку  к прочитанному произведению .

   На внеурочных занятиях дети рассказывали о своей любимой книге. Учащиеся задавали вопросы ,по содержанию . Я предлагала ребятам  прочитать книгу  и на  следующем занятии обязательно спрашивала , кто из детей прочитал книгу о которой узнал на прошлом занятии. Сначала это было 2-3 человека, но уже к 3-ьей четверти детей стало 9-10, к концу  учебного года это количество увеличилось до 16-17 человек

 Любимым  занятием  детей являются инсценировки произведений. К этой работе привлекаем и родителей.(Слайд)

  Проведение литературных викторин, конкурсов рисунков по прочитанным произведениям ,литературных  поединков , так же является неотъемлимой частью моей работы с детьми.

В школьных  конкурсах  « Юных литераторов» и  « Лучших чтецов» мои ученики  были удостоены похвальных листов и грамот.

В конце года МЦКО проводило  мониторинг качества знаний одним из направлений которого было определение  качества сформированности навыка чтения . Дети показали хорошие результаты.  

Если дети проявляют интерес  к книге и много читают ,  то возрастёт  и успеваемость  не только по предмету   литературное чтение, но  и другим  предметам гуманитарного цикла. И это определённым образом  отражается в диаграмме 

 Роста качества  навыка чтения и качества знаний  по Литературному чтению на  конец  учебного года

Библиотекарем  нашей школы был отмечен тот факт, что вырос процент посещения учащимися начальной школы школьной библиотеки.

У учащихся моего класса возрос интерес к чтению .Очень приятно наблюдать как дети, после игры на перемене  возвращаются в класс и ,подходя к книжной полке тянутся за книгой. Детей  4 класса  можно видеть читающими Робинзона Крузо, Дети капитана Гранта, 2000 лье под водой,Остров сокровищ и др.

Выявились так же в классе дети, пишущие стихи ,небольшие рассказы .Многие дети стали вести дневники по собственным впечатлениям.

Родители учеников признаются ,что их дети в своём стремлении к увлекательному чтению  стали для них примером. В двух семьях родители вместе со своими детьми стали организовывать  семейное  чтение .

 На сегодняшний день я   продолжаю вести работу по этой проблеме и уверена  ,что в городе , который носит имя  великого писателя  моя  работа  будет более плодотворной.

 Я ещё только изучаю город  и уже  имела возможность  познакомиться , пока виртуально, с прекрасным - литературно-мемориальным  музеем Чехова в Мелихово, но уже есть большое желание познакомиться с Музеем воочию и познакомить с ним своих учеников.

 У меня в руках две книги. Одна из них электронная, а другая бумажная.  В пользу электронной книги делают выбор большинство школьников , но мне ближе эта  книга. Я люблю в свободную от работы время взять в руки  именно ЖИВУЮ книгу   и либо  переместиться с её героями в необыкновенный водоворот событий, либо побродить с автором по осеннему лесу или наоборот с педагогами новаторами решать сложные проблемы обучения и воспитания. В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Ф .Петрарка

 Никакие инновационные  технологии не заменят для меня духовного общения   с книгой и мне бы очень хотелось, чтобы  для моих учеников   и моих детей  дети  книга, как говорит Ф. Петрарка,   стала живым другом, А этому стремлению способствует в большей степени учитель.

Уважаемые коллеги ! Два дня назад мы отмечали День учителя. Разрешите поздравить вас и пожелать  всего самого наилучшего. Хочу пожелать вам учеников самых разных: и шумных , и шаловливых, и послушных ,и не очень. Потому , что работая с  детьми не такими как все , мы по- настоящему развиваемся. Успехов вам! Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать». (С. Лупан).

Слайд 2

Развитие у детей интереса к чтению.

Слайд 3

ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

Слайд 4

Качество сформированности навыка чтения в начальной школе 2010-2011 уч. год в %.

Слайд 5

работа направленная на формирование техники чтения П ятиминутное чтение в начале каждого урока «Жужжащее» чтение Щадящее чтение Многократное чтение ,чтение в темпе скороговорки и чтение с переходом на незнакомую части текста. «Молния» « Буксир » « Спринт»

Слайд 6

Работа направленная на Развитие артикуляционного аппарата Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка Чертили чёрными чернилами чертёж. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. На дворе дрова на траве дрова. Говорит попугай попугаю: « Я тебя попугай, попугаю!» Отвечает ему попугай: «Попугай ,попугай! Попугай! Р ечевые разминки (скороговорки, чистоговорки) Дыхательные упражнения : ( «Задуй свечу-1», «Задуй свечу -2» «Вдох-выдох».) Упражнения для подготовки речевого аппарата : ( «Забей гол», «Почисти зубки», «Лошадка»)

Слайд 7

Работа направленная на развитие осмысленного чтения работа с заголовком и темой текста Работа с деформированным текстом Словарная работа Анализ текста с позиции автора, героя и читателя Создание обложки Театрализация произведения

Слайд 8

Качество сформированности навыка чтения и качество знаний по Литературному чтению на конец 2011-2012 учебного года в %. Качество сформированности навыка чтения в начальной школе 2010-2011 уч. год в %.

Слайд 9

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Ф .Петрарка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательского интереса у младшего школьника

Лекторий для родителей по теме "Развитие читательского интереса у младшего школьника"...

Презентация на тему "Развитие читательского интереса у младшего школьника"

Презентация на тему "Развитие читательского интереса младшего школьника"...

Развитие читательского интереса у младшего школьника

Конспект родительского собрания с практической частью. Родители примерят на себя школьный костюмчик и перевоплотятся в тех самых учеников, которые ежедневно страдают от того, что им предстоит вып...

Статья на тему "Развитие читательского интереса у младших школьников"

Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, вырабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус....

Психолого-педагогические методы развития читательских интересов у младших школьников

В данной статье описаны методы развития читательских интересов...